Пояснительная записка. Используя природные ресурсы Кабанской земли, данная программа знакомит детей с ремеслами наших отцов и дедов – инкрустация из соломки, изготовление игрушек из соломки. Содержание программы – осознание себя творческой личностью, способной создавать произведения декоративно-прикладного творчества. Использование на занятиях разных видов соломки, тростника, рогоза (по составу, размеру и оттенкам) с берегов Селенги расширяют возможности для развития детского творчества, фантазии, что доставляет им чувство радости и большого удовлетворения. Как правило, впервые столкнувшись с соломкой, дети за два практических занятия осваивают основы техники. В своих творческих работах часто используем знание художественных традиций, народов Прибалтики, Украины и Белоруссии, особенно ярко выраженных в национальных орнаментах. На занятиях дети учатся разумно и со вкусом соотносить форму изделия, художественный замысел и цветовое решение своей работы. Полученный опыт многие из них используют в дальнейшем: делают необычные подарки своим друзьям и близким, украшают свою комнату. Данная программа создавалась с учетом концепции Дома творчества и для реализации в условиях автономии учреждения. Это определяет ее особенности: во-первых, она мобильна и вариативна в зависимости от разновозрастного состава детей, а также постоянно меняющихся тематик. Во-вторых, в процессе решения задач, поставленных перед педагогическим коллективом в течение года, программа корректируется и дополняется спецкурсами, или проектами, разработанными совместно с другими педагогами Дома творчества. Программа «И красота из соломки родится» – модифицированная, рассчитана на 2года обучения, имеет декоративно-художественную направленность, является учебнообразовательной. Программа «И красота из соломки родится» разработана с учётом типовых программ «Технология, трудовое обучение» - М., «Просвещение», 2000. Т.Я. Шпиколовой. Детям – о традициях народного творчества; часть I, II,III,IV «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 2001. Т.Я. Шпиколовой, Г.А. Поровской. Возвращение к истокам. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 2000. Ребенок, как правило, выбирает мастерскую под впечатлением изделий, увиденных на выставке. Первоначально выбор этот обусловлен любопытством, и задача педагога — перевести это любопытство в интерес как точку направленного проявления личности. Для этого важно строить взаимодействие между педагогом и участниками программы в процессе обучения и воспитания на основе следующих принципов: Принцип научности (правдивая информация в области изучения народноприкладного творчества). Принцип гражданственности (сохранение народных традиций, воспитание любви, уважение к родной земле, людям труда). Принцип реализации потребности ребенка в творческом развитии (творческое развитие детей через практическую деятельность). Принцип доступности (от простого к сложному). Принцип создания и поддержание атмосферы творчества на занятиях. Личностно-ориентированный принцип, в центре внимания которого – личность ребенка, реализующего свои возможности. Несмотря на свою интенсивность, занятия включают в себя разнообразные формы организации деятельности детей: коллективно-творческие игры, экскурсии, тематические беседы, ярмарки, физкультминутки для снятия мышечного напряжения и усталости, занятиеигра, практические занятие, занятие - выставки. Всё это позволяет адаптировать процесс обучения к разному возрасту детей, создавать условия для эффективного включения каждого ребёнка в творческую деятельность. Предполагаемая программа предусматривает обучение в течение 2 лет, позволяющих выполнить большой ассортимент изделий (картины, панно, шкатулки, игрушки) на основе знаний народной культуры, ее традиций. Состав группы 1 года обучения по 15 детей, занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа. Состав группы 2 года обучения по 12-15 детей, занятия проходят 3 раза в неделю по 2 часа. Набор детей в группу свободный по желанию. Возраст детей от 9 до16 лет. Количество учебных часов 1 года обучения в неделю 4, за год 144. Количество учебных часов 2 года обучения в неделю 6, за год 216. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ Целью программы является создание условий для осознанного обучения народноприкладному творчеству, аппликации из соломки, и развития творческой индивидуальности обучающихся, которая характеризуется готовностью личности к жизненнопрофессиональному самоопределению и самореализации на основе усвоения нравственнотворческого отношения к действительности. Задачи программы Обучающие: научить основам художественной грамотности; научить основам цветовидения; научить приемам составления и использования композиции; научить практическим навыкам обработки соломки; научить творчески, использовать полученные умения и практические навыки. Развивающие: привить стойкий интерес к художественной деятельности; развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение; создавать в кружковом объединении соответствующую эстетическую среду; приобщить к народным традициям. Воспитательные: воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество; соединять процесс обучения с воспитательным процессом; воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени; воспитывать ответственное отношение к труду, к здоровью, к жизни. Валеологические: Охрана жизни и здоровья детей. Использование жизнесберегающих технологий в работе. Знакомство и применение правил по технике безопасности в Доме творчества. Методы обучения: словесные методы - рассказ, лекция, беседа, объяснение, дискуссия, поиск ассоциаций; наглядные методы – продуктивные, репродуктивные; практические методы - упражнение, самостоятельная работа по технологической карте, проектный метод, самоконтроль, взаимное консультирование, тестирование, инструктаж. В результате реализации программы ребята получают необходимые знания и практические навыки для создания оригинальных картин, игрушек из очень простых и доступных материалов (соломки, ткани, цветного картона). Лучшие детские работы демонстрируются на выставке детского творчества. Обучившись, многие дети продолжают заниматься аппликацией из соломки и дома. Поиск новых форм работы и совершенствования технологии еще продолжается и процесс этот бесконечен. Условия реализации программы Для реализации данной программы не требуется каких-то особых условий: дорогостоящих материалов, техники и оборудования, сложных инструментов и т.д. Программа «И красота из соломки родится» отличается именно своей общедоступностью. Ведь основной материал — соломка — широко распространен в природе и есть в любой местности. Для выполнения разнообразных изделий нужно иметь соломку, разную по своему размеру и цвету. Организация учебного процесса предполагает наличие у педагога учебно-методического комплекта, включающего в себя технологические карты, инструкции, эскизы и рисунки, диагностические методики. Оборудование и материалы: - дидактический материал (технологические карты, инструкции, эскизы и рисунки); - наглядный материал (образцы работ, схемы, буклеты); - раздаточный материал (шаблоны, книжки-раскраски, цветная бумага, картон, ножницы, карандаши, кисточки, клей, ткань, мука, соль и др.); - аудио, видеоматериалы декоративно-прикладного творчества («Волшебный сундучок» золотая коллекция киносказок; Новогодняя коллекция мультфильмов; В гостях у сказки – 4 выпуск; В поисках приключений с Михаилом Кожуховым- 5 фильмов; Союз мультфильмов). Для эффективной реализации программы возможна интеграция с другими педагогами декоративно-прикладного направления, с детской библиотекой, с музеем Боевой славы. Механизм оценивания реализации программы Педагогический мониторинг осуществляется с помощью методов психологопедагогической диагностики: включенного наблюдения, анкетирования, организации рефлексивной деятельности участников программы. На вводном занятии проводится анкетирование с целью выяснения мотивации при выборе мастерской и самооценки подростками своих способностей. Использование методики незаконченных предложений в середине, конце учебного года позволяет определить эмоциональное состояние участников программы и вовремя вносить коррективы в свою педагогическую деятельность. Для оценки результатов реализации программы на предметном уровне проводиться входной, текущий и итоговый контроль. Входной контроль: Цель контроля Форма оценки Результат контроля Диагностика имеющихся Устный опрос, Количество и качество знаний и умений учащихся. собеседование, тестирование, изготовленных работ, наблюдение за процессом поделки, сувениры. работы, оценка выполненных изделий педагогом и участниками, диагностика (диагностика результатов обучения и личностного развития воспитанника) Текущий контроль: Форма оценки Текущие тестовые задания, собеседование, наблюдение за процессом работы, оценка выполненных изделий педагогом и участниками, диагностика (диагностика результатов обучения и личностного развития воспитанника) Цель контроля Диагностика качества усвоения материала. Цель контроля Диагностика имеющихся знаний и умений учащихся. Итоговый контроль: Форма оценки Устный опрос, собеседование, тестирование, наблюдение за процессом работы, оценка выполненных изделий педагогом и участниками, диагностика (диагностика результатов обучения и личностного развития воспитанника) Результативность Количество и качество изготовленных работ, поделки, сувениры, творческий конкурс, выставка детского творчества. Результативность Количество и качество изготовленных работ, стабильное посещение, творческий конкурс, авторская выставка, выставка детского творчества, участие в районных, республиканских, российских проектах, конкурсах. Диагностика результатов обучения и личностного развития воспитанника младшая группа 1ый год обучения Отношение к Ф.И. учащегося деятельности Моторика Деловые Профессиональные качества качества аккурат -ность фантазия инициативно сть впечатление устремленность работоспособность ловкость скорость результативность профессиона льный рост -ность креативность инициативно сть впечатление устремленность работоспособность ловкость скорость результативность овладение навыками трудолюбие Качество выполнени е Цветовое решение креативность Трудоемкость Самостоятельное выполнение Наименование детской работы качества Отношение к _________________________________ Показатели качественной оценки детской работы: качества деятельности Профессиональные Моторика Деловые Ф.И. учащегося овладение навыками трудолюбие Диагностика результатов обучения и личностного развития воспитанника старшая группа 2- год обучения. неаккурат но небольши е дефекты аккуратно неудачное гармонич ное Под контролем педагога с небольшой помощью самостоят ельное простое достаточн сложное сложное Под контролем педагога с небольшой помощью самостоят ельное 1. 2. 3. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Цель первого года обучения: знакомство с предметом «Декоративная соломка»; раскрытие творческих способностей ребенка в процессе создания детской работы. Задачи: Обучающие: Познакомить детей с декоративно-прикладным творчеством из соломки. Познакомить с разнообразием выразительных средств: цвет, линия, объем, композиция. Овладеть навыками обработки замачивание, расщепление, наклеивание, вырезывание, окрашивание соломки. Развивающие: Развить у детей творческое мышление. Познакомить с декоративно-прикладным творчеством, инкрустация, аппликация соломкой. Научить видеть красоту окружающего мира. Воспитательные: Научить детей взаимовыручке, чувству товарищества в работе с группой. самопереживанию товарищам. Воспитывать бережное отношение к оборудованию, аккуратность, усидчивость в работе. Воспитывать любовь и уважение к искусству, понимание его эстетической ценности. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ: Учебные компетенции: Знать и владеть всеми приемами обработки соломки: замачивание, расщепление, окрашивание, наклеивание, вырезание, выжигание по контуру. Уметь нарисовать эскиз своей композиции. Коммуникативные компетенции: Свободно общаться в группе, осуществлять взаимовыручку, взаимоподдержку. Общекультурные компетенции: Использование здоровьесберегающих технологий в работе. Применение правил по технике безопасности с острыми предметами, правил поведения в Доме детского творчества. Учебно-тематическое планирование 1года обучения. № I. 1. 2. 3. 4. II. 1. 2. 3. 4. 5. III. 1. IV. 1. 2. 3. V. 1. 2. 3. 4. Разделы, темы Аппликация из соломки Предметная аппликация «Животные» Аппликация из ткани и соломки «Веселые домики» Сюжетная аппликация на мешковине «В гостях у сказки» Изготовление аппликации по желанию детей. Игрушки из соломки Декоративные стаканчики «Пучок соломы обратись в куклу» «Жар-птица» «Снежинки» Изготовление панно с соломенными куклами Плетение из соломки Косички-невелички Тестопластика Оберег-картина Изготовление панно Коллективная работа по изготовлению панно «Ночка ясная» Экскурсия в лес Работа с бумагой Изготовление рамок из цветной бумаги Аппликация из салфеток «Мамины цветы» Оригами Квилинг Проведение выставки Итого: Теория 6 2 Практика 34 10 Всего 40 12 1 3 4 2 14 16 1 7 8 6 1 1 22 5 3 28 6 4 1 1 2 1 1 12 2 2 14 2 2 5 1 2 2 6 6 29 5 16 8 8 8 34 6 18 10 7 1 17 3 2 26 4 1 1 2 4 1 10 5 14 6 6 144 Содержание программы по разделам первого года обучения: Вводное занятие. Знакомство с учащимися и родителями. Экскурсия по мастерской, ознакомление с планом работы кружка, организацией занятий, правилами по ТБ, правами и обязанностями кружковцев. Раздел I. Аппликация из соломки. 1.1. Правило по технике безопасности. Правило по технике безопасности с острыми предметами, правило поведения в Доме детского творчества. 1.2 Знакомство с народно-прикладным творчеством аппликация из соломки. Народно прикладное творчество народов Прибалтики, Белоруссии, Китая. 1.3 Технология обработки соломки. Замачивание, очищение, разглаживание соломки в полоску. 1.4 Технология изготовление аппликации. Составление эскиза, наклеивание соломки, вырезание рисунка, наклеивание на формат, декоративное оформление. 1.5 Изготовление аппликации. Предметная, сюжетная, коллективная аппликация. Раздел II. Игрушки из соломки. 1.1.Правило по технике безопасности. Правило по технике безопасности с острыми предметами: ножницы, резак, проволока, иголка. 1.2.Технология обработки соломки. Замачивание, очищение. 1.3.Технология изготовления куколок. Обработка соломки, подготовка подручного материала, работа по схеме, декоративное оформление. 1.4.Технология изготовления жар-птицы. Обработка соломки, подготовка подручного материала, работа по схеме, декоративное оформление. 1.5 Технология изготовления снежинок. Обработка соломки, подготовка подручного материала, работа по схеме, декоративное оформление. Раздел III. Плетение из соломки, рогоза. 1.1 Правило по технике безопасности. Правило по технике безопасности с острыми предметами: ножницы, резак, проволока, иголка. 1.2 Технология обработки соломки, рогоза. Замачивание, очищение. 1.3 Технология плетения. Приемы плетения из трех соломинок. Практическая работа «Косичка - невеличка». Раздел IV. Тестопластика. 1.1 Технология изготовление теста. Способы приготовления теста. Материал, оборудование. Приемы лепки из соленого теста. Правило сушки изделия из соленого теста. 1.2 Практическая работа. Знакомство с оберегами в русской культуре. изготовление картин, панно. Раздел VI. Работа с бумагой. 1.1 Знакомство с искусством оригами. История возникновения оригами. Китай, Япония. Технология приемов сгибание бумаги. Основные приемы сгибание бумаги: долиной, квадратом … Терминология. Практическая работа. 1.2 Знакомство с искусством квилинг. История возникновения квилинга. Технология приемов скручивание, сгибание бумаги. Основные приемы скручивание, сгибание бумаги. Терминология. Практическая работа. 1.3 Аппликация из салфеток. Основные приемы апплицирование из салфеток. Изготовление объемных цветов, листьев. Способы приклеивание цветов. Свободное творчество. Закрепление и совершенствование навыков по изготовлению изделий с использованием ранее изученных материалов. Изготовление изделий по выбору с применением ранее полученных знаний, умений и навыков. Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Участие в закрытии кружкового сезона. Приглашение родителей. Поощрение наиболее активных учащихся. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЕ Цель второго года обучения: сознательное приобретение знаний, умений и навыков по изготовлению творческих работ из соломки, совершенствовать навыки самостоятельной деятельности и умение творчески работать. Задачи: Образовательные: Умение делать простейшие соломенные куклы и их атрибуты. Совершенствовать навыки, приемы обработки, наклеивание и вырезание соломки. Воспитательные: Воспитывать инициативу в планировании темы, сообразительность. Воспитывать культуру поведения. Развивающие: Знакомить с историей возникновения соломенной игрушки, (обряды, традиции). Творчески использовать жизненные наблюдения и собственную фантазию в процессе создания изображения, стремится выражать в своих работах свое настроение. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ: Учебные компетенции: Уметь выполнять аппликацию, соломенную игрушку, знать способы технологической обработки соломки – технология «окрашивание соломки, «вырезывание по контуру», «наклеивание по контуру», «объемная соломка». Коммуникативные компетенции: Чувствовать себя частицей единой группы, коллектива. Социально-трудовые компетенции: Уметь использовать полученные умения в жизни. Уметь передавать свои знания, умения другим. Обще-трудовые компетенции: Использование здоровьесберегающих технологий в работе. Применение правил по технике безопасности с острыми предметами, правил поведения в Доме детского творчества. Учебно-тематическое планирование 2 года обучения. № I. 1. 2. 3. Разделы, темы Аппликация из соломки Предметная аппликация Коллективная работа, аппликация из соломки Сюжетная аппликация на Теория 7 2 1 Практика 50 10 5 Всего 57 12 6 2 14 16 4. 5. II. 1. 2. 3. 4. III. 1. 2. 3. 4. IV. 1. V. 1. 2. 3. 4. VI. 1. 2. 3. 4. мешковине «В гостях у сказки» Объемная аппликация Изготовление аппликации по желанию детей. Игрушки из соломки Декоративные стаканчики «Масленица» «В царстве лесовика» «Барыня» Плетение из соломки Плетение из соломки цветов Циновка для записок Плетение корзинки из соломки Плетение корзинки из рогоза Тестопластика Изготовление панно «Деревенька моя» Экскурсия в лес Работа с бумагой Изготовление рамок из цветной бумаги Оригами Квилинг снежинки Обереги Оберег-картина Оберег-плетень Венечек-оберег «Солнышко» Проведение выставки Итого: 2 1 14 7 16 8 7 1 2 1 29 3 6 11 36 4 8 12 2 8 2 2 2 2 2 2 8 36 10 6 10 10 12 12 10 44 12 8 12 12 14 14 4 1 19 5 2 23 6 2 1 1 6 1 2 1 2 6 9 1 30 9 8 5 8 8 10 2 36 10 10 6 10 6 216 Содержание программы по разделам второго года обучения: Вводное занятие. Знакомство с учащимися и родителями. Экскурсия по мастерской, ознакомление с планом работы кружка, организацией занятий, правилами по ТБ, правами и обязанностями кружковцев. Раздел I. Аппликация из соломки. 1.1. Правило по технике безопасности. Правило по технике безопасности с острыми предметами, правило поведения в Доме детского творчества. 1.2 Знакомство с народно-прикладными творчеством аппликация из соломки. Народно прикладное творчество народов Прибалтики, Белоруссии, Китая. 1.3 Технология обработки соломки. Замачивание, очищение, разглаживание соломки в полоску. 1.4 Технология изготовление аппликации. Составление эскиза, наклеивание соломки, вырезание рисунка, наклеивание на формат, декоративное оформление. 1.5 Изготовление аппликации. Предметная, сюжетная, коллективная аппликация. «Животные», «Яблонька», «В гостях у сказки». Раздел II. Игрушки из соломки. 1.1 Правило по технике безопасности. Правило по технике безопасности с острыми предметами: ножницы, резак, проволока, иголка. 1.2 Технология обработки соломки. Замачивание, очищение. 1.1 Технология изготовления куколок. Обработка соломки, подручного материала, работа по схеме, декоративное оформление. подготовка 1.2 Технология изготовления жар-птицы. Обработка соломки, подготовка подручного материала, работа по схеме, декоративное оформление. 1.3 Технология изготовления снежинок. Обработка соломки, подручного материала, работа по схеме, декоративное оформление. подготовка 1.4 Технология изготовления лесовика. Обработка соломки, подручного материала, работа по схеме, декоративное оформление. подготовка Раздел III. Плетение из соломки, рогоза. 1.1 Правило по технике безопасности. Правило по технике безопасности с острыми предметами: ножницы, резак, проволока, иголка. 1.2 Технология обработки соломки, рогоза. Замачивание, очищение. 1.3 Технология плетения. Приемы плетения из трех соломинок. Приемы плетения по кругу. Приемы декоративного плетения. Приемы горизонтального плетения. Раздел IV. Тестопластика. 1.1 Технология изготовление теста. Способы приготовления теста. Материал, оборудование. Приемы лепки из соленого теста. Правило сушки изделия из соленого теста. 1.2 Практическая работа. Знакомство с оберегами в русской культуре. Веничекоберег, плетень-оберег. Изготовление картин, панно. «Ночка ясная». Раздел V. Работа с бумагой. 1.1 Знакомство с искусством оригами. История возникновения оригами. Китай, Япония. Технология приемов сгибание бумаги. Основные приемы сгибание бумаги: долиной, квадратом … Терминология. Практическая работа. 1.2 Знакомство с искусством квилинг. История возникновения квилинга. Технология приемов скручивание, сгибание бумаги. Основные приемы скручивание, сгибание бумаги. Терминология. Практическая работа. Раздел VI. Обереги. 1.1 Знакомство с оберегами в русской культуре. Веничек-оберег, плетень-оберег, оберег-картина. Свободное творчество. Закрепление и совершенствование навыков по изготовлению изделий с использованием ранее изученных материалов. Изготовление изделий по выбору с применением ранее полученных знаний, умений и навыков. Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Участие в закрытии кружкового сезона. Поощрение наиболее активных учащихся. Знакомство и применение правил по технике безопасности. №1. Инструкция по технике безопасности для обучающихся, занимающихся декоративно - прикладным и техническим творчеством. №2. Первичный инструктаж для обучающихся ДТ по правилам поведения и на занятиях декоративно - прикладным и техническим творчеством. №3. Первичный инструктаж для обучающихся детских творческих объединений, занимающихся декоративно - прикладным и техническим творчеством при работе с режущими инструментами. №4. Первичный инструктаж для обучающихся детских творческих объединений, занимающихся Декоративно - прикладным и техническим творчеством при работе с ножницами. №5. Первичный инструктаж для обучающихся детских творческих объединений, занимающихся Декоративно - прикладным и техническим творчеством при работе на занятиях с иглой, силовыми и простыми кнопками, булавками. № 6. Инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях. №7. Правила поведения обучающихся по соблюдению пожарной безопасности, сохранению материально-технической базы при проведении массовых мероприятий. № 8. Инструкция по правилам пожарной безопасности для учебных кабинетов. № 9. Инструкция по охране труда при проведении занятий в кабинете. Методическое обеспечение: Формы обучения: - вводные занятия, где дети познакомятся с материалом, усваивают новые знания, овладевают правилами и законами построения композиций, получают новые навыки и приемы работы; - практические занятия, на которых происходит закрепление и повторение пройденного, самостоятельная поисковая работа, применение на практике полученных умений и навыков; - занятия в форме игры, путешествия которые позволяют учащимся раскрыть свои творческие способности, формируют умение оценивать себя с другой стороны. Использую также интегрированные формы обучения и воспитания: - занятие-путешествие (путешествие в Китай, в Белоруссию); - мастер- класс; - выставки детского творчества; - тематические мероприятия – неделя декоративно-прикладного творчества. Дидактический материал: Образцы аппликаций Образцы рамок Образцы форматов Образцы готовых изделий Готовые эскизы Журналы, картинки, книжки-раскрасски Индивидуальные работы кружковцев Техническое оснащение: Солома, клей, ножницы, цветной картон, линейка, кисточка, салфетка, бумага, карандаш, гуашь, природный материал. Список литературы для учителей: Артамонова Е. В. Соломка, скорлупка, цветочек – подарки для мам и для дочек: Секретысамоделки – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. Боровиков Л.И. Педагогика дополнительного образования. – Новосибирск, 2002. Великородная В.А. Классные часы по гражданскому воспитанию. «ВАКО»2006. ● ● ● Воробьева О.Я. Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. – Волгоград: Учитель, 2009. Горнова Л.В. Декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2008. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих возможностей / серия «Мир ваших возможностей»/. – Ростов-на- Дону, 2004. Маркелова О.Н. Технология. Организация кружковой работы в школе. – Волгоград: Учитель, 2008. Народное творчество. Научно – популярный журнал 2006-2007. Технология, трудовое обучение» - М., «Просвещение», 2000 Шпикалова Т.Я. Детям – о традициях народного творчества. ОСЕНЬ часть I. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 2001. Шпикалова Т.Я. Детям – о традициях народного творчества. ОСЕНЬ часть II. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 2001. Шпикалова Т.Я, Поровская Г.А. Возвращение к истокам. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 2000. Интернет- ресурсы. Список литературы для детей: Артамонова Е. В. Соломка, скорлупка, цветочек – подарки для мам и для дочек: Секретысамоделки – М.: Изд-во ЭКСМО- Пресс, 2001. Быстрицкая А.И., Бумажная филигрань. – М., Айрис - пресс, 2007. Вуд Дороти., Украшение для дома из природных материалов. – Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2008. Гаравская Д.М., Оригинальные картины из зерен. – М., Контэн, 2009. Гульянц Э.К., Что можно сделать из природного материала.- М.: Просвещение, 1984. Колесникова Е., Фантазии из природных материалов. – М.: Эксмо, 2007. Шухова С., Поделки из всякой всячины. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005. Козлова З.В., Бытовые изделия из соломки. – Ростов-на-Дону: Феникс, 20007. Крысенко Н., Стильный коллаж. – М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2011. Пантелеева Л.В. Детское рукоделие. – М.: Просвещение, 2005. Шептуля А.Э., Домашние обереги своими руками.- М.: Эксмо, 2006. Чебаева С.О., Декупаж – лучшие идеи.- М.: АСТ: Астрель, 2010. Чибрикова О., Поделки из кожи для украшения интерьера.- М.: Эксмо, 2005. Чибрикова О.В., Прикольные подарки к любому празднику. - М.: Эксмо, 2008. Чуприк Е.И., Декоративные бутылки.- М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2010. Хананова И.Н., Соленое тесто. - М., Айрис - пресс, 2006. Шпикалова Т.Я., Я живу в России!; - М., Просвещение, 2006. Хиггинсон С., Искусство гобеленовой вышивки.- М.: «Кристина - Новый век»,2008. Перечень видео – аудиопродукций: ● «Волшебный сундучок» - золотая коллекция киносказок. ● Новогодняя коллекция мультфильмов. ● В гостях у сказки – 4 выпуск ● В поисках приключений с Михаилом Кожуховым.- 5 фильмов. ● Союз мультфильмов. Приложение№1 к программе «И красота из соломки родиться» №1. Инструкция по технике безопасности для обучающихся, занимающихся декоративно - прикладным и техническим творчеством Общие требования безопасности 1. К занятиям допускаются обучающиеся, прошедшие инструктаж по технике безопасности 2. Опасность возникновения травм: --- при работе с острыми и режущими инструментами; --- при работе с красками; --- при нарушении инструкции по ТБ. 3.Аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим, находится в кабинете завхоза на первом этаже. Требования безопасности перед началом занятий 1. Приготовить необходимые материалы и инструменты. 2. Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при выполнении работы. 3. Входить в кабинет спокойно, не торопясь. 4. При слабом зрении надеть очки. 5. Надеть рабочую одежду - нарукавники, фартук. Требования безопасности во время занятий 1. Выполнять все действия только по указанию педагога дополнительного образования. 2. Не делать резких движений во время работы. 3. Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину. 4. Осторожно пользоваться красками и необходимыми на занятии материалами. 5. Не покидать рабочее место без разрешения педагога дополнительного образования. Требования безопасности в аварийных ситуациях 1. При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом педагогу дополнительного образования 2. При возникновении пожара в кабинете, немедленно прекратить занятия, по команде педагога дополнительного образования организованно, без паники покинуть помещение. 3. При получении травмы немедленно сообщить о случившемся педагогу дополнительного образования. Требования безопасности по окончании занятий 1. После окончания работы произведите уборку своего места. 2. Вымойте лицо и руки с мылом. 3. Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщите педагогу дополнительного образования. №2. Первичный инструктаж для обучающихся центра по правилам поведения и тб на занятиях декоративно - прикладным и техническим творчеством 1. Общие положения 1.1. Данная инструкция разработана на основании положения о разработке инструкций по охране труда, утвержденного приказом директора ДТ. 1.2. Данная инструкция разработана для обучающихся декоративно прикладным и техническим творчеством. 1.3. Выполнение данной инструкции является обязательным для всех обучающихся, занимающихся в кабинетах декоративно - прикладного и технического творчества. 1.4. Выполнять работы, не связанные с заданиями и указаниями педагога дополнительного образования ,строго запрещается. 1.5. Проведение инструктажа и проверка знаний по охране труда проводится в объеме образовательной программы и оформляется соответственно в журнале учета кружковой работы. 1.6. К работе допускаются обучающиеся, которые прошли инструктаж по охране труда и о безопасных методах работы. 2. Требования безопасности перед началом занятий 2.1. Приходить на занятие за 10 минут до его начала. 2.2. Кабинет открывает педагог дополнительного образования. 2.3. Входить и выходить из кабинета спокойно, согласно правилам поведения в ДТ. 2.4. Садиться на свое место, согласно схеме посадки, установленной педагогом дополнительного образования. 2.5. Приготовить к занятию свое рабочее место. На рабочем месте ничего не должно быть лишнего. Инструменты на столе нужно располагать так, что бы предотвратить их падение. 2.6. При необходимости надеть спецодежду, волосы спрятать под головной убор (косынка, берет). 2.7. Не загромождать проходы между столами посторонними предметами. 3. Требования безопасности во время работы 3.1. Во время работы соблюдать тишину, быть внимательными и дисциплинированными на занятии, точно выполнять указания педагога дополнительного образования. 3.2. Соблюдать порядок на своем рабочем месте. 3.3. На перемене соблюдать дисциплину и порядок. 3.4. Не открывать без разрешения окна и не сидеть на подоконниках. 3.5. Не играть колющими и режущими предметами (игла, спицы, ножницы, ножи). 3.6. Не пользоваться посторонними предметами, представляющими опасность для жизни детей (фонарики, петарды). 3.7. Бережно относитесь к имуществу, находящемуся в кабинете, не рисовать на столах. 3.8. Во время перемены дежурные должны проветривать кабинет. 4. Требование безопасности по окончанию работ 4.1. Не оставлять рабочее место без разрешения педагога дополнительного образования. 4.2. Дежурные убирают кабинет, используя веник и совок. 5. Требования безопасности в аварийных ситуациях 5.1. При выявлении неисправностей в электрических устройствах, другом оборудовании кабинета, а также при выявлении пожара, нарушение норм безопасности, травмировании обучающихся немедленно сообщить об этом педагогу дополнительного образования или техническому персоналу, администрации (директору или заместителям). 5.2. Не устранять неисправности самостоятельно. 5.3. Порядок действий при возникновении пожара: - эвакуация из кабинета проходит согласно плану эвакуации Центра; - эвакуацию проводить в следующем порядке: обучающиеся ряда ближайшего к выходу, среднего ряда, ряда у окна; - при выходе из кабинета соблюдать спокойствие, организованность и порядок. №3. Первичный инструктаж для обучающихся детских творческих объединений, занимающихся декоративно - прикладным и техническим творчеством при работе с режущими инструментами 1. Общие положения 1.1. Инструкция предназначена для обучающихся на занятиях рисунок, живопись, станковая и прикладная композиция, скульптура, дизайн, начальное техническое моделирование и конструирование при работе с режущими инструментами. 1.2. Работы с режущими инструментами предусматривают использование канцелярских и макетных ножей, стек по скульптуре. 1.3. Рабочее место должно быть оборудовано столом, досками, комплектом режущего инструмента. 1.4. К самостоятельной работе допускаются обучающиеся, изучившие правила безопасной работы, имеющие знания выполняемого вида работ, при необходимости одетые в рабочую форму. 1.5. Рабочая форма для обучающихся: фартук с нарукавниками и головной убор (берет или косынка). 2. Требования безопасности перед началом работ 2.1. Подготовить рабочий стол, правильно организовать рабочие место. 2.2. Проверить исправность инструмента. 3. Требования безопасности во время работы 3.1. При пользовании режущим инструментом быть максимально внимательным и дисциплинированным. 3.2. Использовать инструменты только по их прямому назначению, не пользоваться неисправным инструментом. 3.3. Во время нарезки применять безопасные приемы работы, показанные педагогом дополнительного образования. 3.4. Передавать колющие, режущие инструменты рукояткой вперед. 4. Требования безопасности по окончанию работ 4.1. Соблюдая осторожность, очистить и вымыть режущие инструменты. 4.2. Сложить ножи в специально отведенное место. 4.3. Привести в порядок рабочее место. 5. Требования безопасности в аварийной ситуации 5.1. Немедленно прекратить работу и сообщить педагогу дополнительного образования об аварийной ситуации. 5.2. Оказать первую помощь пострадавшим. №4. Первичный инструктаж для обучающихся детских творческих объединений, занимающихся Декоративно - прикладным и техническим творчеством при работе с ножницами 1. Общие положения 1.1. Инструкция предназначена для обучающихся на занятиях рисунок, живопись, станковая и прикладная композиция, скульптура, дизайн, начальное техническое моделирование и конструирование при работе с ножницами. 1.2. Рабочее место должно быть оборудовано специальными коробками или подставками. 1.3. К самостоятельной работе допускаются обучающиеся, прошедшие медосмотр, изучившие правила безопасной работы, имеющие знания выполняемого вида работ, при необходимости одетые в рабочую форму. 1.4. Рабочая форма для обучающихся: фартук с нарукавниками и головной убор (берет или косынка). 2. Требования безопасности перед началом работ 2.1. Подготовить рабочее место. 2.2. Ножницы должны быть хорошо отрегулированы и заточены. 2.3. Хранить ножницы в определенном месте (коробке или подставе). 3. Требования безопасности во время работы 3.1. При пользовании ножницами будьте максимально внимательны и дисциплинированы. 3.2. Передавая ножницы, держать их за сомкнутые лезвия. 3.3. Ножницы класть справа сомкнутыми лезвиями, направленными от себя. 3.4. При резании узкое лезвие ножниц должно быть внизу. 4. Требования безопасности по окончанию работ 4.1. Соблюдая осторожность, сложите ножницы в рабочие коробки или специальную подставку. 4.2. Приведите в порядок рабочее место. 5. Требования безопасности в аварийной ситуации 5.1. Немедленно прекратить работу и сообщить педагогу дополнительного образования об аварийной ситуации. 5.2. Оказать первую помощь пострадавшим. №5. Первичный инструктаж для обучающихся детских творческих объединений, занимающихся Декоративно - прикладным и техническим творчеством При работе на занятиях с иглой, силовыми и простыми кнопками, булавками 1. Общие положения 1.1. Инструкция предназначена для обучающихся на занятиях рисунок, живопись, станковая и прикладная композиция, скульптура, дизайн, начальное техническое моделирование и конструирование при работе с иглами, силовыми и простыми кнопками, булавками. 1.2. Рабочее место должно быть оборудовано специальными коробками и подушечками для хранения иголок и булавок. 1.3. К самостоятельной работе допускаются обучающиеся, изучившие правила безопасной работы, имеющие знания выполняемого вида работ, при необходимости одетые в рабочую форму. 1.4. Рабочая форма для обучающихся: фартук с нарукавниками и головной убор (берет или косынка). 2. Требования безопасности перед началом работ 2.1. Расположить коробку или подушечку для иголок и булавок в месте, установленном педагогом дополнительного образования. 2.2. Убедиться в отсутствии ржавых и гнутых иголок и булавок. 2.3. В случае обнаружения непригодных для работы иголок и булавок сдать их педагогу дополнительного образования. 3. Требования безопасности во время работы 3.1. Шить с наперстком. 3.2. Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок от себя. 3.3. Не брать иголки и булавки в рот, не вкалывать в одежду. 3.4. Не оставлять иголки и булавки на рабочей поверхности стола. 3.5. Прикрепляя бумагу к мольберту или раме силовыми и простыми кнопками быть крайне осторожными. 4. Требования безопасности по окончанию работ 4.1. Убрать все иголки, кнопки и булавки в специальные коробки и подушечки. 4.2. Сдать коробки с иголками и булавками педагогу дополнительного образования или сложить в отведенные для этого места. 5. Требования безопасности в аварийной ситуации 5.1. Немедленно прекратить работу и сообщить педагогу дополнительного образования об аварийной ситуации. 5.2. Оказать первую помощь пострадавшим. № 6.инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях 1. При переломах 1) Уменьшить подвижность отломков в месте перелома наложить шину. 2) При открытых переломах — остановить кровотечение, положить стерильную повязку и шину. 3) При переломах позвоночника - транспортировка на животе с подложенным под грудь валиком. 2.При поражении электрическим током 1) Немедленно прекратить действие электрического тока, выключив рубильник, сняв с пострадавшего провода сухой тряпкой. 2) Оказывающий помощь должен обезопасить себя, обернув руки сухой тканью, встав на сухую доску или толстую резину. 3) На место ожога наложить сухую повязку. 4) Теплое питье. 5) При расстройстве или остановке дыхания пострадавшему проводить искусственное дыхание. 3. При вывихах 1) Наложить холодный компресс. 2) Сделать тугую повязку. 4.При обмороке 1) Уложить пострадавшего на спину с несколько запрокинутой головой назад и приподнятыми нижними конечностями ,обеспечить доступ свежего воздуха. 2) Расстегнуть воротник, пояс, одежду. 3) Дать понюхать нашатырный спирт. 4) Когда больной придет в сознание дать горячее питье. 5.Термические ожоги 1) Потушить пламя, накинув на пострадавшего одеяло, ковер и плотно прижав его к телу. 2) Разрезать одежду. 3) Поместить обожженную поверхность под струю холодной воды. 4) Провести обработку обожженной поверхности компрессом из салфеток, смоченных спиртом, водкой и т.д. 5) Согреть пострадавшего, дать горячий чай. 6.Кровотечение из носа 1) Доступ свежего воздуха. 2) Запрокинуть голову. 3) Холод на область переносицы. 4) Введение в ноздрю ваты, смоченной раствором перекиси водорода. 7. Кровотечение при ранениях 1) Придать поврежденной конечности приподнятое положение. 2) Наложить давящую повязку. 3) При кровотечении из крупной артерии предварительно придавить артерию пальцем выше места ранения. 4) Наложить жгут. 8. Отравления 1) Дать выпить несколько стаканов слабого раствора марганцево-кислого калия. 2) Вызвать искусственную рвоту. 3) Дать слабительное. 4) Обложить грелками, дать горячий чай. 9. Сотрясение головного мозга 1) Уложить на спину с приподнятой на подушке головой. 2) На голову положить пузырь со льдом. 10. Повреждение органов брюшной полости 1) Положить на спину, подложив под коленную область сверток одежды или одеяла. 2) Положить на живот пузырь со льдом. №7. Правила поведения обучающихся по соблюдению пожарной безопасности, сохранению материально-технической базы при проведении массовых мероприятий. 1.Обучающиеся приходят на мероприятие и уходят с него в заранее оговоренное время. Уход обучающегося с мероприятия разрешается в исключительных случаях. При проведении общеДТ мероприятий, праздников, огоньков обучающийся может уйти раньше с разрешения педагога дополнительного образования. 2.Не разрешается открывать окна в помещении, где проходит мероприятие. 3.Не разрешается ставить столы в кабинетах один на другой. При необходимости столы и стулья должны быть вынесены в коридор и аккуратно поставлены там. 4.Во время проведения мероприятия не разрешается хождение обучающихся поДТ. 5. Не разрешается курение обучающихся на территории ДТ. 6. При проведении воспитательных мероприятий в кабинетах назначаются дежурные, ответственные за подготовку и уборку помещения после проведения мероприятия. 7. Воспитательные мероприятия в кабинетах разрешаются только при наличии дежурных педагогов. 8. Присутствие и участие в мероприятиях родителей разрешается администрацией ДТ. 9. При проведении мероприятий не разрешается устраивать световые эффекты с применением химических и других веществ, вызывающих пожар. 10. Запрещается использование бенгальских огней, хлопушек, петард в помещениях ДТ. 11. Каждый участник мероприятия отвечает за сохранность имущества ДТ. 12. По окончании мероприятия обучающимся необходимо известить родителей и идти домой. № 8. Инструкция по правилам пожарной безопасности для учебных кабинетов 1. Каждый обучающийся и сотрудник должен знать и выполнять правила пожарной безопасности. 2. Ответственным за пожарную безопасность в кабинете является заведующим кабинетом. 3. На видном месте должны быть вывешены таблички : а) о пожаре звонить по телефонам : 101 , 112 ( для всех видов сотовой связи). б)фамилия лица ответственного за пожарную безопасность в)при уходе отключить освещение, количество столов для обучающихся не должно превышать нормы. 4. Курение в помещениях Центра запрещено. Место для курения находится на улице. 5. В кабинете запрещается: -хранение газообразных и горючих веществ; -пользоваться повреждёнными розетками, выключателями, проводами обворачивать светильники и электролампы бумагой и другими горючими материалами; -пользоваться электронагревательными приборами; -оставлять без присмотра включёнными в сеть телевизоры, магнитофоны . 6. В случае обнаружения пожара обучающимися - докладывать зав. кабинетом. Заведующему кабинетом вызвать пожарную охрану и эвакуировать обучающихся из кабинета. 7. При эвакуации, обучающимся внимательно слушать команды ПДО, быстро и правильно их исполнять. При движении запрещается бежать, смеяться, громко разговаривать. 8. При небольших загораниях (до 1м?) пользоваться для тушения огнетушителями расположенными в коридоре на лестничной клетке. 9. После окончания занятий выключить электроприборы и освещение. № 9. Инструкция по охране труда при проведении занятий в кабинете 1. Общие требования безопасности. 1.1 При проведении занятий обучающиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда отдыха. 1.2 При проведении занятий возможно воздействие на обучающихся следующих опасных и вредных факторов: -нарушения осанки, искривления позвоночника, развитие близорукости при неправильном подборе размеров ученической мебели; -нарушения остроты зрения при недостаточной освещенности в кабинете; -поражение электрическим током при неисправном электрооборудовании кабинета. 1.3 При проведении занятий соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. 1.4 При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить ПДО, который сообщает об этом администрации Центра. 1.5 В процессе занятий обучающиеся должны соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте свое рабочее место. 1.6 Обучающиеся допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда. 2. Требования безопасности перед началом занятий 2.1. Включить полностью освещение в кабинете, убедиться в исправной работе светильников. Наименьшая освещенность в кабинете должна быть не менее 300 лк (20 Вт/кв. м) при люминесцентных лампах и не менее 150 лк (48 Вт/кв. м) при лампах накаливания. 2.2. Убедиться в исправности электрооборудования кабинета: светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру; коммутационные коробки должны быть закрыты крышками; корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов. 2.3. Убедиться в правильной расстановке мебели в кабинете. 2.4. Проверить санитарное состояние кабинета, убедиться в целостности стекол в окнах и провести сквозное проветривание кабинета. 2.5. Убедиться в том, что температура воздуха в кабинете находится в пределах 18-20°С. 3. Требования безопасности во время занятий. 3.1 Обучающимся со значительным снижением слуха рабочие места отводятся за первыми и вторыми столами. Обучающимся с пониженной остротой зрения места отводятся ближе к окну за первыми столами. 3.2. С целью обеспечения надлежащей естественной освещенности в кабинете не расставлять на подоконниках цветы. 3.3 При открывании окон рамы фиксировать в открытом положении крючками. При открывании фрамуг обязательно должны быть ограничители. 3.4 Во избежания падения из окна, а также ранений стеклом не вставать на подоконник. 4. Требования безопасности в аварийных ситуациях. 4.1. При плохом самочувствии сообщить об этом ПДО. 4.2. При возникновении пожара немедленно эвакуировать обучающихся из здания, сообщить о пожаре администрации Центра и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения. 4.3. При прорыве системы отопления удалить обучающихся из кабинета, перекрыть задвижки в тепловом узле здания и вызвать слесаря-сантехника. 4.4. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации Центра, при необходимости доставить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение. 5. Требования безопасности по окончании занятий. 5.1. Проветрить, провести влажную уборку рабочих мест. 5.2 Закрыть окна, фрамуги и выключить свет.