Программа для детей ОВЗ Декоративно-приклалное творчество

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.Основные характеристики программы:
1.1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Декоративноприкладное творчество» для детей ОВЗ, модифицированная соответствии с художественно-эстетической направленности учитывает специфику коррекционной школы VIII вида, особенности познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллектуального
развития. Она направлены на всестороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает трудовое и эстетическое воспитание.
1.2.Актуальность программы.
Данная программа направлена на коррекцию сенсорных и психомоторных процессов.
Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Занятия по программе способствуют развитию таких качеств как: самооценка, умственные
способности, социальные навыки, воображение при создании художественного образа,
манеры хорошего поведения, творческое мышление, развитие коммуникативных навыков,
личностное развитие. Занятия по программе создают условия для воспитания адаптационных навыков, новых умений и знаний, дают возможность детям почувствовать себя
востребованными членами общества, что позволяет интегрироваться в нормальную социальную среду здоровых детей.
1.3.Отличительные особенности программы
Актуальность Программы в том, что занятия стимулируют любознательность, готовность
пробовать свои силы в декоративно-прикладном творчестве, желание общаться и проявлять свою индивидуальность.
У многих детей с проблемами интеллектуального развития нарушены психические качества личности, такие как память, речь, мышление, такие дети неусидчивые, эмоциально
неустойчивы и с затруднениями воспринимают новый материал.
Таким образом, данная дополнительная образовательная программа основана на:
1) специфике занятий на детей с ОВЗ
2) художественной подготовке, требующей большей условности в подборе материалов и
средств создания выразительных образов;
3) индивидуальном подходе с учѐтом специфики нарушений интеллектуального развития
1.4. Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы «Декоративно-прикладное творчество» для
обучающихся 9 -15 лет заключается в следующем:
- развивает личностные качества, способствующие активации познавательных интересов
ребенка в процессе деятельности и творчества;
- развивает память, внимание.
-формирует эмоционально-положительные отношения к объектам эстетического восприятия;
-развивает крупную и мелкую моторику пальцев рук.
Обучение учащихся VIII вида носит воспитывающий характер. Психо-физическое состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера
и всей личности в целом, которые помогут обучающимся стать полезными членами общества.

1.5.Цель программы вовлечение детей с ОВЗ в активное коллективное творчество, социальную адаптацию через декоративно-прикладную деятельность.
Образовательные:
-формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
-развивать индивидуальные способности обучающихся;
-способствовать формированию у обучающегося определенного уровня знаний и умений в
соответствии с его физиологическими и психологическими особенностями.
Воспитательные:
-воспитывать уважение к труду;
-воспитывать любовь к народным традициям;
-воспитывать нравственные качества (взаимопомощь, добросовестность, честность);
-формировать чувство самоконтроля.
Познавательные:
-развивать познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству;
-дать практические навыки работы с различными природными материалами.
Развивающие:
-развивать творческие способности обучающихся;
-содействовать развитию памяти, внимания, творческого воображения, речи;
-развивать мелкую моторику рук;
-способствовать развитию практических навыков (рисунок, лепка, аппликация);
-уметь подбирать гармоничные цвета и оттенки, навыки работы с любым природным материалом.
1.7.Возраст учащихся, которым адресована
дети в возрасте от 9-х до 15 лет с ограниченными возможностями здоровья.
1.8.Формы занятий:
Занятия проводятся по группам и индивидуально.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
- индивидуально-групповая
Методы обучения:
- вербальные (беседы, работа по устным рекомендациям, анализ
проделанной работы кратко назвать содержание);
- наглядные (демонстрация иллюстративного материала, показ приемов работы, работа по
заданиям);
- практические (наблюдения, самостоятельная, творческая работа)

2. Объем программы:
2.1. Объем программы.
Количество учебных часов 1 года обучения в неделю - 4часа, в год - 144.
Количество учебных часов 2 года обучения в неделю - 4 часов, в год - 144.
2.2.Срок реализации программы.
1 года обучения- 36 недель, 9 месяцев.
2 года обучения – 36 недель, 9 месяцев.
2.3.Режим занятий:
Для 1-го 2-го года обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2
академических часа с перерывом 10 минут.
3. Планируемые результаты
3.1. Планируемые результаты
В результате обучения по данной дополнительной общеразвивающей программе обучающиеся будут:

знать и грамотно использовать специальную терминологию;

применять практические навыки в области декоративно-прикладного творчества и
демонстрировать владение различными техниками и технологиями изготовления поделок
из различных материалов;

проявлять фантазию, образное мышление, воображения;

использовать полученный на занятиях творческий опыт, как способ самопознания и
познания мира;

проявлять ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.;

применять навыки коллективного взаимодействия, приобретённые через вовлечение в общее творческое дело.
3.2. Способы и формы проверки результатов.
Педагогический мониторинг осуществляется с помощью методов психологопедагогической диагностики: включенного наблюдения, анкетирования, организации рефлексивной деятельности участников программы. На вводном занятии проводится анкетирование с целью выяснения мотивации при выборе мастерской и самооценки подростками своих способностей. Использование методики незаконченных предложений в середине, конце учебного года позволяет определить эмоциональное состояние участников
программы и вовремя вносить коррективы в свою педагогическую деятельность.
Для оценки результатов реализации программы на предметном уровне проводиться входной, текущий и итоговый контроль.
Входной контроль:
Цель контроля
Форма оценки
Результат контроля
Диагностика имеющихся
Устный опрос, собеседоваКоличество и качество изгознаний и умений учащихся.
ние, тестирование, наблюде- товленных работ,
ние за процессом работы,
поделки, сувениры.
оценка выполненных изделий педагогом и участниками, диагностика (диагно-

стика результатов обучения
и личностного развития воспитанника)

Текущий контроль:
Цель контроля
Диагностика качества усвоения материала.

Итоговый контроль:
Цель контроля
Диагностика имеющихся
знаний и умений учащихся.

Форма оценки
Текущие тестовые задания,
собеседование, наблюдение
за процессом работы, оценка
выполненных изделий педагогом и участниками, диагностика (диагностика результатов обучения и личностного развития воспитанника)

Результативность
Количество и качество изготовленных работ,
поделки, сувениры,
творческий конкурс,
выставка детского творчества.

Форма оценки
Устный опрос, собеседование, тестирование, наблюдение за процессом работы,
оценка выполненных изделий педагогом и участниками, диагностика (диагностика результатов обучения
и личностного развития воспитанника)

Результативность
Количество и качество изготовленных работ, стабильное
посещение, творческий конкурс, авторская выставка,
выставка детского творчества, участие в районных,
республиканских, российских проектах, конкурсах.

Диагностика результатов обучения и личностного развития воспитанника
младшая группа 1ый год обучения
Отношение к деяФ.И. учащегося

Моторика

тельности

Деловые

Профессиональные

качества

качества

аккурат

старшая группа 2- год обучения.

-ность

фантазия

инициатив-

ность

впечатление

устремлен-

ность

работоспо-

собность

ловкость

скорость

результативность

овладение
навыками

трудолюбие

Диагностика результатов обучения и личностного развития воспитанника

профессиональный рост
креативность
-ность
инициативность
впечатление
устремленность
работоспособность
ловкость
скорость
результативность

неаккуратно
небольшие деаккуратфекты
но
неудачное
гармоничное
Под контролем
с небольпедагога
шой
помощью
самостоятельное
простое
достаточн
сложное
сложное

3.

овладение
навыками
трудолюбие

2.

Под контролем
педагога
с небольшой
самостопомощью
ятельное

1.

Цветовое Качество
решение выполнение
креативность
Трудоемкость

качества

качества
Ф.И. учащегося

Самостоятельное
выполнение
Наименование
детской
работы

Профессиональные
тельности

Деловые
Моторика
Отношение к дея-

Показатели качественной оценки детской работы:
_________________________________

II.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2. Учебно-тематический план
2.1. 1 года обучения
Наименование разделов и тем
I. Квиллинг.
1.1.Вводное занятие.
1.2.Правила работы.

Количество часов
Теория
Практика
14
52
2
2
4

Всего
66
2
6

1.3.Основные формы.

4

8

12

1.4.Несложные цветы.

1

7

8

1.5.Букет цветов.

2

2

1.6.Композиция из цветов.

8

8

1

3

4

1.8.Композиция «Летний 1
букет».

7

8

1.9.Краски осени.

1

5

6

наблюдение за процессом работы, выставка

1.10. Открытки – сувениры.

2

8

10

наблюдение за процессом работы, выставка

II. Симметричное вырезание
2.1. Вводное занятие.
2.2.Симметричное вырезание.

8

26

34

2
1

7

2.3.Силуэтное вырезание.

2

6

8

наблюдение за процессом работы, выставка

2.4.Деревья.

1

3

4

наблюдение за про-

1.7.Бахромчатые цветы.

Форма контроля
Устный опрос, собеседование,
Устный опрос, собеседование,
Устный опрос, собеседование, тестирование, наблюдение
за процессом работы, выставка
наблюдение за процессом работы, выставка
наблюдение за процессом работы, выставка
наблюдение за процессом работы, выставка
наблюдение за процессом работы, выставка

2
наблюдение за процессом работы, выставка

цессом работы, выставка
2.5.Цветы и папоротники.

1

5

6

наблюдение за процессом работы, выставка

2.6.Поздравительные
открытки.

1

5

6

наблюдение за процессом работы, выставка

III. Соломка
3.1.Вводное занятие.
3.2. Предметная аппликация на плоскости.

8
2
2

36
14

44
2
16

3.3. Сюжетная аппликация.

2

8

10

наблюдение за процессом работы, выставка

3.4. Декоративная аппликация.

2

10

12

наблюдение за процессом работы, выставка

4

4

114

144

Аттестационная работа.
ИТОГО:

30

наблюдение за процессом работы, выставка

2.2. УТП 2 года обучения
Наименование разделов и тем
I. Квиллинг
1.1.Вводное занятие.
1.2.Композиция из простых
заготовок.

Количество часов
Теория
Практика
12
72
2
1
8

1.3.Композиция из «бахромчатых»
заготовок

1

1.4.Сложные изделия.

1

1.5.Панно с птицами.
1.6.«Насекомыши».
1.7.Цветочная фантазия.
1.8.Наши любимцы.

Всего
84
2
9

наблюдение за процессом
работы, выставка

8

наблюдение за процессом
работы, выставка

8

9

наблюдение за процессом
работы, выставка

1

5

6

наблюдение за процессом
работы, выставка

1

8

9

наблюдение за процессом
работы, выставка

1

8

9

наблюдение за процессом
работы, выставка

1

8

9

наблюдение за процессом
работы, выставка

6

6

наблюдение за процессом
работы, выставка
наблюдение за процессом
работы, выставка

1.9.Фантазия…
1.10. Изготовление сувениров к празднику
1.11. Снежинки

1

5

6

II. Симметричное вырезание
2.1. Вводное занятие.
2.2.Симметричное вырезание.

11

31

42

2
1

7

2.3. Открытки к праздникам.

3

12

15

наблюдение за процессом
работы, выставка

2.4. Сложные формы.

1

3

4

наблюдение за процессом
работы, выставка

2.5. Аппликация.

1

5

6

опрос, наблюдение за процессом работы, выставка

III. Соломка
3.1.Вводное занятие.

6
1

12
2

18
3

2
наблюдение за процессом
работы, выставка

4.2. Плетение соломкой.

4

8

12

наблюдение за процессом
работы, выставка

3.3. Сюжетная аппликация.

2

8

10

наблюдение за процессом
работы, выставка

3.4. Декоративная аппликация.

2

10

12

наблюдение за процессом
работы, выставка

4.3. Композиция из
объемных форм.

1

2

3

наблюдение за процессом
работы, выставка

Новогодние и Рождественские мотивы.
ИТОГО:

опрос, наблюдение за процессом работы, выставка
30

114

144

3. Содержание программы
3.1. Содержание программы 1 года обучения
Раздел 1. Квиллинг.
Тема 1.1. Вводное занятие.
Как зародилась бумага. История возникновения квиллинга.
Тема 1.2. Правила работы.
Материалы, инструменты. Техника безопасности. Заготовка полос для квиллинга.
Тема 1.3. Основные формы.
Выполнение простых форм (тугая спиралька, свободная, капелька…)
Тема 1.4.Несложные цветы.
Выполнение заготовок. Сборка простых несложных цветов из выполненных заготовок.
Тема 1.5. Букет цветов.
Составление композиции из несложных цветов.
Тема 1.6. Композиция из цветов.
Выполнение заготовок. Составление цветов из заготовок. Выполнение композиции из составленных цветов.
Тема 1.7. Бахромчатые цветы.
Заготовка полос. Выполнение бахромы. Составление цветов из бахромчатых полос.
Тема 1.8. Композиция «летний букет».
Выполнение заготовок для несложных и бахромчатых цветов.
Конструирование цветов. Составление композиции.
Тема 1.9. Краски осени.
Выполнение заготовок для несложной веточки рябины. Составление веточки.
Тема 1.10. Открытки-сувениры.
Выполнение заготовок для Новогодних открыток. Составление композиций.
Формы контроля: опрос, наблюдение за процессом работы, выставка
Раздел 2. Симметричное вырезание.
Тема 2.1. Вводное занятие.
Что такое выцинанка? История и традиции.
Тема 2.2. Симметричное вырезание.
Техника вырезания. Бумага и ножницы. Техника безопасности. Как сложить бумагу (розетки, снежинки, звездочки, вазоны с цветком, ромбы и квадраты). Наклеивание на фон.
Тема 2.3 .Силуэтное вырезание.
Ленточная композиция (сложение гармошкой). Предварительный рисунок. Круговая композиция (основана на симметрии осей, лучами расходящимися из центра круга). Предварительный рисунок.
Тема 2.4. Деревья.
Зеркальная симметрия. Порядок сложения и последовательность вырезания. Оформление
работы.
Тема 2.5.Цветы и папоротники. (Новогодние елки)
Порядок сложения и последовательность вырезания. Оформление работы.
Тема 2.6. Поздравительные открытки.
Выбор сюжета, бумаги. Вырезание. Наклеивание на заготовку открытки.
Формы контроля: опрос, наблюдение за процессом работы, выставка
Раздел 3. Соломка.
Тема 3.1. Вводное занятие.
Роль ДПИ в жизни общества. Соломка в аппликации. Инструменты, материалы, оборудование. Техника безопасности.
Тема 3.2. Предметная аппликация на плоскости.
Простейшие приемы обработки соломки (холодный способ).
Взаимодействие элементов композиции (центральное пятно, соподчинение, комбинаторика). Выполнение эскиза. Выполнение композиции «Осенний букет», «Ваза с цветами».

Тема 3.3. Сюжетная аппликация.
Понятие соразмерности (пропорции, масштаб, контраст, ритм). Приемы стилизации. Особенности температурной обработки соломки. Выполнение эскиза на сюжет «Волшебная
птица».
Тема 3.4. Декоративная аппликация.
Особенности химической обработки соломки (придание различных оттенков). Применение необычных материалов ( семена, камешки ). Эскиз декоративной композиции. Выполнение панно.
Тема 3.5. Аттестационная работа.
Выбор темы и техники исполнения.
Формы контроля: опрос, наблюдение за процессом работы, выставка
3.2. Содержание программы 2 года обучения
Раздел 1. Квиллинг.
Тема 1.1. Вводное занятие.
Основные правила работы. Техника безопасности.
Тема 1.2.Композиция из простых заготовок.
Выполнение эскиза. Выполнение элементов для композиции «Птица на ветке рябины».
Составление композиции из готовых элементов.
Тема 1.3.Композиция из «бахромчатых» заготовок.
Выполнение эскиза «Птенчик в цветах». Выполнение эскиза «Птенчик в цветах». Выполнение элементов. Составление композиции из готовых элементов.
Тема 1.4.Сложные изделия.
Выполнение эскиза птицы (синицы или снегиря). Выполнение элементов. Сборка птицы
из готовых элементов.
Тема 1.5.Панно с птицами.
Выполнение коллективной композиции.
Тема 1.6. «Насекомыши».
Выполнение эскиза бабочки, стрекозы, пчелки, гусенички. Выполнение элементов. Сборка
насекомых из готовых элементов.
Тема 1.7.Цветочная фантазия.
Выполнение композиция из цветов и насекомых. Выполнение элементов, сборка композиции.
Тема 1.8.Наши любимцы.
Эскиз любимого животного. Выполнение элементов, сборка любимца.
Тема 1.9.Фантазия…
Эскиз по выбору. Заготовка элементов. Конструирование.
Тема 1.10.Изготовление сувениров к празднику.
Выполнение Новогодних открыток в технике квиллинга.
Тема 1.11.Снежинки.
Эскиз снежинки. Выполнение элементов, конструирование снежинки.
Формы контроля: опрос, наблюдение за процессом работы, выставка
Раздел 2. Симметричное вырезание.
Тема 2.1.Вводное занятие.
Традиционные техники вырезания разных народов. Материалы и инструменты. Техника
безопасности.
Тема 2.2.Симметричное вырезание.
Разнообразные снежинки (снежинки-символы, 6-ти и 12-ти конечные, снежинки-знаки Зодиака). Техника выполнения. Рисунок силуэта.
Тема 2.3.Открытки к праздникам.
Техника выполнения. Рисунок силуэта («С Рождеством и Новым годом», «Елочка», «Свеча», «Колокольчики», «В день св. Валентина», «С праздником Светлой Пасхи»).
Тема 2.4.Сложные формы.

Архитектурные элементы (дома, башни, дворцы). Деревья с птицами. Техника исполнения. Рисунок силуэта.
Тема 2.5.Аппликация.
Наклеивание сложных форм. Оформление работы.
Формы контроля: опрос, наблюдение за процессом работы, выставка
Раздел 3. Соломка.
Тема 3.1. Вводное занятие.
Подготовка соломки (нарезка, сортировка, покраска соломки). Техника безопасности.
Тема 3.2.Плетение соломкой.
Инструменты. Основная форма (колоски; лилия; лист с прожилками; крылья бабочки).
Тема 3.3.Композиция из объемных форм.
Собираем цветы из готовых форм.
Тема 3.4.Новогодние и Рождественские мотивы.
Выполнение плоских и объемных элементов для праздничных композиций. Понятие соразмерности (пропорции, масштаб, равновесие, контраст, нюанс, ритм). Своеобразие
трактовки природных форм, приемы стилизации.
Тема 3.5.Елочные украшения.
Изготовление из природных материалов и бумаги елочных игрушек и гирлянд. Понятие –
ритм, повтор, движение, равновесие, центр композиции. Техника изготовления полуобъемов.
Формы контроля: опрос, наблюдение за процессом работы, выставка
4. Условия реализации программы
4.2. Организационно-методические условия
Принципы образовательной деятельности
В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья используется интерактивный подход в сочетании с фасилитарным. Происходит непрерывное, открытое, свободное
общение с детьми. Обязательным является слежение педагога за реакцией обучаемых и
оптимизация образовательной среды для повышения процесса обучения. Педагогом применяются игровые технологии, беседы, пальчиковая терапия. На занятии предусматривается создание среды, оптимальной для решения образовательных задач, на основе сотрудничества педагога и обучающегося, взаимоуважении и доверии (т.е. гуманистический
подход).
Принципы обучения
В основе процесса обучения из различных природных материалорв материалов лежат два
принципа:
1. Принцип наглядности.
Закономерности, отражаемые принципом:
1). У большинства обучающихся наибольшей чувствительностью обладают органы зрения. Это означает, что органы зрения пропускают в мозг больше информации, чем органы
слуха и тактильные органы.
2). Информация, поступающая в мозг от органов зрения, не требует значительного перекодирования, она запечатлевается в памяти легко, быстро и прочно.
Наглядность – принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образцах,
непосредственно воспринятых детьми не только через зрительные, но и тактильные ощущения.
Наглядным материалом могут служить:
-образцы изделий из различных материалов; иллюстрации из сказок, открытки;
-схемы;
-репродукции изделий мастеров.
Требования, лежащие в основе данного принципа:
1).Обучение должно быть наглядным в той мере, которая необходима, чтобы каждое знание опиралось на живое восприятие и представление.

2).Предоставляемый наглядный материал должен быть эстетически оформлен.
Правила, раскрывающие применение принципа наглядности:
1).Наглядность не цель, а средство обучения, развития мышления детей.
2).Обучая, необходимо использовать различные виды наглядности.
3).Наглядность используется не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний, для создания проблемных ситуаций, организации эффективной поисковой и исследовательской работы обучающегося.
4).Применяя наглядные средства, рассматривать их следует сначала в целом, потом –
главное и второстепенное, затем – снова в целом.
5).Применяя наглядность, необходимо развивать у обучающегося внимание, наблюдательность, мышление и конструктивное творчество.
6).Показ наглядного материала и произнесение понятийного обозначения производится
одновременно.
Результаты реализации принципа наглядности:
1). Наглядность помогает понять основу технологии лепки.
2). Наглядность связывает процесс познания с практикой.
2. Принцип доступности.
Закономерности, отражаемые принципом:
1).Соответствие учебного материала знаниям и умениям обучающегося.
2).Соответствие учебного материала возрастным и индивидуальным особенностям обучающегося.
3).Доступность организации учебного процесса, методов и приемов обучения.
Доступность – принцип, согласно которому образовательный процесс строится с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося, в соответствии с уровнем его
развития.
Требования, лежащие в основе данного принципа:
1).Постепенное нарастание трудностей обучения и приучение обучающегося к их преодолению.
2).Ранее полученные знания должны обеспечивать усвоение материала нового уровня.
Правила, раскрывающие применение принципа доступности:
1).Соответствие учебного материала уровню развития и подготовленности обучающегося,
учет его жизненного опыта.
2).Использование такого учебного материала и способов обучения, которые бы опережали
развитие обучающегося.
3).На первоначальном этапе изучается основной материал, затем при закреплении вводятся новые, уточняющие изученное, примеры и приемы.
4).Использование для доступности таких методов работы как аналогия, сравнение, сопоставление, противопоставление и др.
5).Ориентация на каждого обучающегося.
6).Обучение на оптимальном уровне трудности.
Результаты реализации принципа доступности:
1).Доступность стимулирует мыслительную деятельность обучающегося.
2).Доступность реализует интерес обучающегося к обучению.
3).Доступность дает возможность достижения успеха каждому обучающемуся.
При реализации данной программы на ряду с принципами образовательной деятельности
реализуются и принципы коррекционной работы:
1).Индивидуальный подход к обучающемуся (индивидуальный маршрутный лист);
2).Предотвращение наступления утомляемости;
3).Проявление педагогического такта: поощрение за малейшие успехи;
4).Использование методов, активирующих познавательную деятельность.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели, реализации намеченного содержания используются
следующие методы:
1. Репродуктивный.
Сущность данного метода сводится к тому, что:

1).Педагог сообщает обучающемуся знания в «готовом» виде.
2).Показ педагогом соответствующего приема работы.
3).Сознательное усвоение обучающимся необходимого материала.
4).Многократное повторение приема для прочного усвоения знаний и умений.
Порядок применения метода:
-показ образца изделия;
-характеристика (художественная, эмоциональная, технологическая, стилистическая);
-поэтапный показ выполнения лепки изделия;
-показ готового изделия.
Репродуктивный метод применяется при изучении каждого нового приема работы (показ
процесса приготовления изделия, выполнение отдельных приемов, последовательность
лепки изделия).
Условия эффективности использования метода:
1).Зрительное восприятие (способность улавливать небольшие различия формы и способность охватывать одновременно всю форму в целом).
2).Зрительная память.
3).Пространственное мышление.
4).Хорошо развитая мелкая моторика рук.
Синхронное объяснение и практический показ выполнения приема лепки помогает обучающемуся овладеть языком пластики, то есть приобрести навыки двух порядков: умение
видеть и умение воплотить, «поставить» глаз и «поставить» руку. Определенные, точные
движения пальцев позволяют распределить основные массы материала, избежать дробности, достичь пластического единства. Правильное усвоение и закрепление движения пальцев во многом облегчает работу по созданию формы.
2.Метод параллельного обучения.
Сущность метода параллельного обучения сводится к тому, что:
1).Знания обучающемуся не предлагаются в «готовом» виде, а добываются путем анализа,
сравнения.
2).Педагог организует не сообщения или изложения знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных приемов (беседа, анализ, сравнение, обобщение, выполнение рисунка).
3).Обучающийся под руководством педагога самостоятельно рассуждает, анализирует,
сравнивает, обобщает, делает выводы и т.д.
Порядок применения метода:
1).Анализ изделия. Выявление конструкции фигуры.
2).Декоративное рисование фигуры (поэтапная прорисовка).
3).Лепка фигуры.
4).Анализ готового изделия.
Метод параллельного обучения применяется на начальном этапе учебного процесса при
лепке фигурок животных, птиц.
Условия эффективности использования метода:
1).Систематическое использование метода.
2).Знание детьми геометрических фигур: треугольник, квадрат, овал, круг.
Предполагаемый результат:
1).У обучающегося формируется умение видеть и изображать животных, птиц, как совокупность геометрических фигур на плоскости, лепить их как совокупность геометрических форм (тел) в объеме.
2).Осознанное выполнение обучающимся более сложных по форме, пропорциям и стилю
игрушек.
3).Обучение лепке становится для обучающегося доступней и интересней.
Приемы обучения
Наиболее эффективными при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
будут следующие приемы обучения:
1. Анализ изделия.

Данный прием является частью метода параллельного обучения, основным при обучении
лепке из различных материалов. Для этого приема характерно следующее свойство: расчленение целого изделия на части и их повторное объединение в одно целое.
Порядок применения приема:
1).Восприятие изделия в целом;
2).Выделение основной части изделия, определение ее формы, пропорций;
3).Выделение более мелких частей изделия, определение их формы, пространственного
положения;
4).Повторное целостное восприятие изделия.
Условия эффективности использования приема:
1).Наличие образца изделия или его репродукции;
2).Возможность сенсорного обследования изделий детьми с плохо развитым зрительным
восприятием;
3).Знание детьми основных геометрических фигур: треугольник, квадрат, овал, круг.
Предполагаемый результат:
1). Вырабатывается умение мысленно расчленять изделие на части и собирать его в единое целое;
2). Развивается конструктивное мышление.
3. Беседа.
Беседа – прием целенаправленного и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – педагога и обучающегося. Педагог выслушивает и учитывает мнение обучающегося, строит свои отношения с ним на принципах равноправия и сотрудничества.
Виды бесед, используемых на занятиях лепкой:
1).Вводная беседа проводится перед началом учебной работы. Ее цель – выяснить, правильно ли дети поняли значение предстоящей работы, хорошо ли они представляют себе,
что и как нужно делать. Перед практической работой, изучением нового материала такие
беседы дают значительный эффект.
2).Беседа – сообщение новых знаний может быть в форме рассказа (знакомство с новыми
способами лепки, новой темой, народными промыслами и т.д.) или эвристической, когда
педагог, задавая вопросы, побуждает обучающегося размышлять, идти к открытию новых
знаний;
3).Беседа – анализ детской работы может проходить двумя путями:
-педагог дает характеристику детской работы, отмечая интересные находки в работе и допущенные неточности, которые можно исправить;
-обучающийся самостоятельно отмечает, что нравится и что не нравится в своей работе.
Педагог делает заключительный вывод.
Работа анализируется по следующим аспектам:
-эмоциональный (выражение чувств в данной работе);
-технологический (соблюдение технологии лепки, которая влияет на внешний вид игрушки; приготовление тестовой массы; выполнение приемов; последовательность выполнения
и прикрепление элементов изделия);
-художественный (красота изделия, его эстетический вид).
Условия эффективности использования приема:
1).Серьезная подготовка педагога:
- определить тему беседы, ее цель;
- составить план;
- подобрать наглядный материал;
- продумать основные и вспомогательные вопросы;
- продумать вывод и обобщение.
2).Вопросы по содержанию и форме должны соответствовать развитию обучающегося.
3).Активное участие в беседе обучающегося.
4).Наличие у обучающегося определенного запаса знаний.
Предполагаемый результат:
1).Активизируется мышление;

2).Развивается познавательная активность обучающегося.
Особенности:
Беседа применяется в совокупности с наглядным материалом и с методами, формирующими систему знаний и умений.
Для создания коррекционно-воспитывающей среды для развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья обязательными и очень эффективными являются следующие приемы:
- игровые ситуации;
- ситуации успеха;
- игровые тренинги;
- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы;
- смена видов деятельности.
4.3. Материально-техническое оснащение
Занятия проводятся в специально оборудованном помещении –
мастерской, соответствующей санитарно – гигиеническим нормам: помещение
хорошо проветривается и хорошо освещается. Техническое оснащение и
мебель (столы, стулья, шкафы) отвечают требованиям, предъявляемым к
детскому оборудованию.
Материально-техническое оснащение занятий включает в себя набор
оборудования для занятий изобразительным искусством, инструменты для
работы с природными материалами, инструменты для росписи холодного и
горячего батика, который выполняется и разнообразится необходимыми для
конкретного задания материалами и приспособлениями.
Материалы: гуашь, акварель, бумага для рисования, наборы цветной
бумаги для аппликации, кисти для рисования разных видов (№ 1 – 8), кисти
щетинные для клея, баночки для воды, простые карандаши и ластики
5. Методические материалы
5.1. Инструкция по технике безопасности
1. Хранить ножницы в определенном месте в закрытом виде.
2. Резать сидя, не размахивая ножницами, не роняя их, следить за пальцами.
3. Нож хранить в футляре. Без разрешения не брать инструменты.
4. При работе следить за пальцами, чтобы они попадали под лезвие ножа.
5. Передавать режущие инструменты надо острым концом к себе.
6. При работе с холодными резервирующими составами помещение должно
хорошо проветриваться.
7. При работе с горячими резервирующими составами не допускать попадания
воды в разогретый парафин.
8. При снятии горячего резерва с готовой работы утюг ставить на
специальную подставку.
9. иголки и кнопки хранить в отдельных плотно закрывающихся коробочках.
10. После окончания работы выключить все электрические инструменты.
Правила личной гигиены
1. Работать на клеенке, по мере загрязнения – мыть.
2. Следить за чистотой рук.
3. Вытирать влажной тряпочкой руки.
4. Протирать детали чистой сухой тряпочкой.
5. После работы тщательно убрать рабочее место, вымыть кисти, руки.
5.2. Дидактический материал
Дидактическое обеспечение дополнительной образовательной программы
включает:

фотоматериалы по разделам занятий;

литературу для обучающихся по декоративно-прикладному творчеству
(журналы, учебные пособия, книги и др.);

методическую копилку игр (для физкультминуток и на сплочение
детского коллектива);


иллюстративный материал по разделам программы (ксерокопии,
рисунки, таблицы, тематические альбомы);
6. Рекомендуемая литература
6.1. Литература для обучающихся
1. Агапова И., Давыдова М. Лучшие аппликации для детей. – М: ООО ИКТЦ
«Лада», 2010.
2. Букина С., Букин М. Квиллинг. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012.
3. Булыгина Г.Е. Чудо – соломка. – Екатеринбург:
4. Гаврилова А.С. Фигурное вырезание из бумаги. – М.:РИПОЛ классик, 2012.
5. Гришина Л. Л. Открытки с сюрпризом. Детский дизайн. – М.: Карапуз,2010.
6. Дадашова З.Р. Резные сувениры. – М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013.
7. Дубровская Н. В. Аппликации из природных материалов. – М.: АСТ, Сова,2010.
8. Дубровская Н. В. Аппликации из семян и косточек. – М.: АСТ, Сова, 2008.
9. Серова В. В., Серов В. Ю. Вырезаем снежинки. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2011.
10. Серова В.В., Серов В.Ю. Игрушки из бумаги. Модульное оригами. – СПБ:Питер, 2013.
11. Соколова-Кубай Н.Н. Узоры из бумаги. – Тверь, «Культура и традиции», 2006.
12. Сорокина Т.А. Техника пейп-арт. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014.
13. Ступак, Е.А. Оригами. Подарки к праздникам. – М.: Айрис – пресс, 2007.
14. Таланова Т.С. Ажурная бумага. Техника. Приемы. Изделия. – М.:АСТПРЕСС, 2008.
6.2. Литература для педагога
1. Булыгина Г.Е. Чудо – соломка. – Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство, 2012.
2. Булыгина Г.Е. Цветы из соломки. – Шадринск: ОГУП «Шадринский ДомПечати», 2012.
3. Быстрицкая А. Бумажная филигрань. – М.: Айрис – пресс, 2008.
4. Голубева Н. Аппликации из природных материалов. – М.: Культура итрадиции, 2002.
5. Дубровская Н. В. Большая энциклопедия поделок. – М.: АСТ ПРЕССКНИГА, 2011.
6. Каминская Е. А. Мозаика своими руками. – М.: РИПОЛ классик, 2011.
7. Кошаев В. Б. Декоративно прикладное искусство: Понятия. Этапыразвития. – М.: Владос, 2010.
8. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. – М.: Владос, 2000.
9. Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта
учащихся / Под ред. Ушаковой И. А. – ГОУ ДПО«СарИПКиПро». 2008.
10. Перевертень Г. А. Аппликация из соломки. – М.: АСТ, Сталкер, 2007.
11. Пиндер П., Гринвуд Д., Крейн Д. пер.с англ. Дизайнерские открытки
своими руками. – М.: АСТ ПРЕСС КНИГА, 2011.
12. Плюхин В.П. Главное – творчество. Искусство в школе №3, 1998.
13. Проснякова Т. Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. – М.: АСТ –ПРЕСС КНИГА,
2012.
14. Резько И.В. Скрапбукинг. Мир увлечений. – М.: АСТ, 2013.
15. Тайбнер А., Болгер Н., Крумбахер Р. Делаем открытки – М.: АСТ ПРЕСС КНИГА,
2011.
16. Тукаева Л. А., Теплинская О. А. Аппликация и коллаж. Новые идеи, 2010.
17. Черныш И. Удивительная бумага. Основы художественного ремесла. – М.: АСТПРЕСС, 1998.
18. Шахова Н. В. Художественная аппликация и узоры из бумаги. – М.: Рипол Классик,
2006.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».