Пояснительная записка 1. Основные характеристики программы. 1.1 Дополнительная образовательная программа «Бисероплетение» реализуется в соответствии с художественноэстетической направленностью. Бисероплетение– один из старинных видов рукоделия. Изделия из бисера были известны еще в Древнем Египте. Оттуда бисероплетение распространилось по всему миру. Многие народы украшали бисером свои национальные костюмы и предметы домашнего обихода. Русский народ - не исключение. «Золотым веком» бисерного рукоделия по праву называют 19 век, когда этот вид рукоделия достиг небывалого расцвета. В 20 веке он был незаслуженно забыт, и лишь в последнее десятилетие началось стремительное возрождение этого искусства. Появились новые материалы, новые формы работы с бисером. Но опыт показывает, что овладеть секретами бисероплетения самостоятельно достаточно сложно. Занятия по данной программе под руководством педагога призваны помочь обучающимся овладеть этим видом рукоделия. 1.2. 1.2.Актуальность программы. Художественно – эстетическая направленность программы направлена на развитие художественно – эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства.Образовательная программа дополнительного образования детей творческая мастерская «Рукодельница», являясь прикладной, носит художественно – эстетическую направленностьи направлена на овладение учащимися основных приемов бисероплетения. Обучение технике низания из бисера в школьном возрасте по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности обучающегося, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации обучающихся. Указанные методы и элементы в совокупности составляют адекватную ориентировочную основу изготовления любого изделия из бисера детьми на занятиях. Варьирование этими основными техниками на основе плетения позволяет получить все многообразие способов трудовой деятельности, изучаемых на занятиях в творческой мастерской «Рукодельница». Так, например, из одного и того же вида плетения – параллельного низания можно получить плоские и объемные изделия: игрушки, украшения. В процессе изготовления изделий, в технике низания обучающиеся закрепляют знания и умения, сформированные при изучении других предметов. Так, знание понятий: «композиция», «цвет»,«цветосочетание», «схема», изучаемых детьми на уроках изобразительного искусства, необходимо при выборе цвета, разработке вариантов композиций. Создание фигурок из бисера требует математических знаний, например, счет бисеринок. Области экономических знаний принадлежат понятия «качество», «брак», «рациональность», применяемые в подборе выбора материалов и инструментов, оценке процессов и результатов деятельности. Возможность использования остатков материалов (бросовых) также способствует экономическому и экологическому образованию обучающихся. Таким образом, здесь происходит практическое применение теоретических знаний, что очень важно для создания учебной мотивации обучающихся. Актуальность программы: В современном мире, в век новых информационных технологий, ускорения темпа и образа жизни, дети школьного возраста в процессе усвоения данной программы получают знания по экономике, так как учатся определять себестоимость своего труда, учатся быть экономными и бережливыми с материалами для работы. На занятиях воспитывается трудолюбие, желание доводить до конца начатое дело, взаимопомощь и взаимовыручка. Большое внимание уделяется воспитанию целеустремленности, желанию получать все больше новых знаний, умений, навыков в искусстве бисероплетения. Развивается мелкая моторика рук и речь. 1.3. Отличительные особенности данной программы. В основу содержания модифицированной программы положен многолетний опыт работы творческой мастерской «Рукодельница» и изучение типовых (примерных, авторских) программ руководителей дополнительного образования. 1.Бисероплетение – в сборнике: Образовательная программа по декоративно – прикладному творчеству для УДОД. – М. 2. Технология народных ремесел. Бисер, соломка, береста, макраме: программа разработка занятий. 1-4 класс, автор составитель В.А.Мураева. Волгоград: Учитель, 2011. 3. Программы педагогов – Владивосток 2008г. Программа составлена для детей в возрасте от 6 лет и до 15 лет, и предлагает по каждой теме несколько изделий на выбор, выполненных в одной технике, но разных по степени сложности. Это дает возможность обучающимся оценить свои возможности и сделать выбор по своему желанию. Выполняя работы соответственно способностям, каждый ребёнок успешно осваивает все существующие виды работ с бисером. Ещё одна особенность программы - её обобщённость. В ней представлены известные формы работы с бисером – бисероплетение, плетение объёмных фигурок на проволочной основе, оплетение предметов бисером. Это даёт возможность раскрыть детям всё богатство и красоту бисерного рукоделия, делает занятия разнообразными и интересными. При этом учтены материальные трудности, с которыми сталкиваются все, кто работает с бисером. В программе запланированы изделия, требующие минимальных затрат. На подготовительном этапе обучения, двигаясь, от простого к сложному дети учатся «читать» схему изделия, то есть узнавать вид плетения, разбираться в направлении движения нитей. При этом каждый пробует самостоятельно подбирать бисер по цвету и калибру. 1 год обучения основывается на принципе преемственности, непрерывности, практической направленности в обучении, предполагает усложнение материала для дальнейшего развития навыков работы с бисером. 2 год обучения отличается освоением более сложными видами бисерного рукоделия, дети включаются в увлекательный поиск новых идей в бисерном деле. 1.4.Педагогическая целесообразность. Умение нанизывать бисер на проволоку очень кропотливый и в то же время захватывающий процесс, который нравится детям, а создание игрушек и поделок является для них очень действенным мотивом. Педагогическая целесообразность выбранного направления заключается в том, что дети вовлекаются в трудовую и учебную деятельность очень схожую с игровой, которая еще недавно была ведущей, и поэтому оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка. Дети учатся радоваться не только своим, но и успехам своих товарищей. На занятиях они знакомятся с историей возникновения бисерного искусства, народными художественными традициями. Все учебные занятия, кроме формирования знаний и умений по бисероплетению, направлены на общее развитие ребенка. Расширяется кругозор ребенка о народных традициях и праздниках, их современной направленности, дается возможность проявить творческие способности обучающегося участием в конкурсах, выставках. За время обучения у детей формируется осознание необходимости думать и понимать, а не просто повторять определенные движения. И, конечно, весь учебный материал связан с воспитанием у обучающихся художественного вкуса, чувств радости и удовольствия от эстетически красивого. Выполняя практические задания, дети развивают у себя произвольные движения, которые необходимы для успешного обучения в школе, в частности, мелкую психомоторику, которая напрямую влияет на развитие речи и умственное развитие в целом. Сегодня большинство родителей нацеливают детей на занятия умственными видами деятельности или так называемыми «перспективными» (английский язык, информатика, пение, танцы и т.п.). Современный рынок труда требует хороших, квалифицированных, образованных рабочих, то есть профессионалов, творящих руками. Поэтому воспитание уважительного отношения к людям, которые могут своими руками изготовить уникальную вещь, является важной и актуальной задачей при подготовке детей к взрослой жизни. На занятиях у детей воспитывается трудолюбие, желание доводить до конца начатое дело, взаимопомощь и взаимовыручка. Большое значение уделяется целеустремленности, желанию получать все больше новых знаний и умений в искусстве бисероплетения. Вводятся новые темы, раскрывающие новые возможности бисерного рукоделия, такие как: «Комбинирование разных техник», комбинирование бисера с другими видами рукоделия (бисер и макраме, вязание с бисером). Обучающимся предоставляется больше самостоятельности. Они уже способны не только самостоятельно подобрать цвет и орнамент изделия, но и способы изготовления изделия. Индивидуально прорабатываю каждое решение, исправляя недостатки. Учитывается возраст обучающихся, уровень интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности. Занятия воспитывают, усидчивость, любовь к труду, чувство взаимопомощи, творческое отношение к выполняемой работе, прививают навыки общественно – полезного труда. Происходит интеграция с предметом технологии и изобразительного искусства, математики, природоведения, экологии, биологии в школе. Кружковцы показывают не только техническое мастерство, но и свои творческие способности, богатую фантазию, изобретательность, художественный вкус, бережное отношение к народным традициям, к своему здоровью и здоровью окружающих. 1.5. Цель программы: Развитие моторики посредством работы с бисером, воспитывать и развивать личность ребенка вхудожественно – эстетической деятельности по принципу «научи, помоги, не навреди». 1.6. Задачи: Образовательные: 1.Познакомить обучающихся с историей и современными направлениями бисерного рукоделия. 2.Научить обучающихся владеть различными материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми при работе с бисером. 3.Обучить технологии изготовления изделий из бисера. Развивающие: 1.Развивать мелкую моторику рук, глазомер, образное и логическое мышление, художественный вкус. Воспитательные: 1.Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца. 2.Воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе. Валеологические: 1. Сформировать стремление к здоровому образу жизни; 1.7. Возраст обучающихся. Данная программа рассчитана на детей от 6 и до 15 лет на максимальное количество часов. (6-8 лет- 36, 72 ч.), (912 лет- 144ч.) (13-15 лет- 216 ч.) Программа предлагает по каждой теме несколько изделий на выбор, выполненных в одной технике, но разных по степени сложности. Это дает возможность обучающимся оценить свои возможности и сделать выбор по своему желанию. Каждая группа состоит из 12 – 14 человек. Учитывается возраст обучающихся, уровень интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий, различной степени сложности. Отношения с детьми складываются на основе сотоварищества: научи, помоги, не навреди. В разновозрастных группах применяется методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса.Я излагаю новый материал всем обучающимся одинаково, а для практической деятельности предлагаю работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого). 1.8.Формы занятий: Формы организации учебной деятельности: Для более эффективной реализации программы использую различные формы организации занятий: Фронтальная - одновременная работа со всеми учащимися; самостоятельное выполнение заданий; повторение - определяет качество усвоения материала и овладение умениями и навыками; подобное занятие является заключительным. Использую также интегрированные формы обучения и воспитания: праздники мастер- класс; выставки детского творчества; тематические мероприятия – (неделя декоративно-прикладного творчества). Занятия проводятся согласно тематическому плану. Игра, беседа, викторина – могут быть частью занятия. Физминутки для глаз (остальное время занимает теоретическая и практическая части). Планируются развлекательные мероприятия по воспитательному плану – беседы, календарные праздники, экскурсии, конкурсы, анкетирования. Дни именинника и общие ДТ мероприятия. Планируется ведение индивидуальной работы соответственной способностям и достижениям обучающегося, т. к. данная программа требует индивидуальной работы с каждым ребёнком: показ техники выполнения низания бисера различными способами, оформление выполненной работы и т. д. Используются следующие методы обучения: Сообщение новых знаний. Объяснительно – иллюстративный. Коррекция и контроль знаний, умений, навыков. Наблюдение. 2.Объем программы 2.1. Подготовительная группа - 36 часов 1год обучения, младшая группа – 72 часа. 1 год обучения средняя группа - 144 ч. 2 год – старшая группа - 216 ч. 2.2.Срок реализации программы: 36 недель – 9 месяцев. 2.3.Режим занятий: Подготовительная группа - 36 часов, занятия проходят по 2 академических часа 1 раз в неделюс 10минутным перерывом; 1год обучения, младшая группа – 72 часа.1 раз в неделю по 2 академических часа с 10 минутным перерывом; 1 год обучения средняя группа - всего 144 ч,2 раза в неделю по 2 академических часа с 10 минутным перерывом; 2 год – всего 216 ч, 3 раза в неделю по 2 академических часа с 10минутным перерывом. 3.Планируемые результаты. 3.1.Планируемый результат по окончании 1 года обучения. Обучающиеся должны знать: Что такое бисер, разные виды бисера (круглый, рубленый, стеклярус). Инструменты, материалы, приспособления. Правила безопасности труда и личной гигиены. Разные техники бисероплетения (в «одну нить», в «2- нити», «лесенкой», «мозаикой», «сеткой»). Виды бисерных украшений (цепочки, браслеты, кулоны, колье, ожерелья). Способы наращивания и закрепления нити, прикрепление фурнитуры. Различные формы работы с бисером (плетение, низание). Обучающиеся должны уметь: Правильно пользоваться необходимыми инструментами и материалами. Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены. Владеть основными техниками бисероплетения. Уметь изготавливать простые украшения. Владеть технологией работы с бисером. Уметь работать со схемой будущего изделия, разбираться в направлении движения нитей, подбирать цветовые сочетания, орнамент изделия. Узнавать вид плетения в готовом изделии, различать разные виды плетения. Планируемый результат по окончании 2 года обучения: Должны знать: материал 1 года обучения; основные техники бисерного рукоделия, простые и сложные, способы их комбинирования; разные формы работы с бисером; способы сочетания бисера с другими видами рукоделия; Должны уметь: правильно пользоваться необходимыми инструментами и материалами; соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; уметь изготавливать сложные украшения из бисера; владеть технологией работы с бисером; уметь разбирать схему будущего изделия; узнавать виды плетения в готовом изделии 3.2. Способы и формы проверки результатов. В конце учебного года проводится диагностическая работа по методике Н.П.Капустиной.Отслеживание результатов в детском объединении направлено на получение информации о знаниях, умениях и навыках обучающихся. Для их проверки используются следующие виды и формы контроля: Вводный контроль дает информацию об уровне подготовки обучающихся. При его проведении используются такие формы, как собеседование и диагностическая беседа для выявления начальных знаний, навыков и умений. Текущий контроль осуществляется с целью проверки усвоения прошедшего материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся. При его проведении используются такие формы, как теоретический диалог, фронтальный опрос, устный опрос, практическая и самостоятельная работа по изготовлению изделий, наблюдение. Промежуточный контроль осуществляется по мере прохождения темы, и подготавливает обучающихся к контрольным занятиям. Здесь используются следующие формы – тестирование и контрольная работа (карточки-задания и выполнение изделий по предложенным схемам). Данный вид контроля также предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня. Итоговый контроль проводится в конце учебного года по сумме показателей за время обучения в объединении и предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам. К формам данного контроля относят: открытое занятие для родителей, презентацию творческих работ, самоанализ, выставка. Устный контроль Практический контроль Наблюдение Наглядные пособия (схемы, таблицы) по урокам программы Карточки, индивидуальные задания Карточки контроля Тесты Мастер-классы по созданию изделий. Образцы выполнения изделий. Дидактические материалы по темам. Сборник контрольных вопросов и заданий. Технологические карты. Схемы изделий. Тестирование. Промежуточные. Итоговые занятия. Оценочные формы детских работ: оценка педагога самооценка работы отбор работы на выставки участие в конкурсах Стимулы: похвала, поддержка, отбор работы на выставку, награждение грамотой. Работы детей 3 года обучения должны отличаться аккуратностью и высоким качеством исполнения, должны быть готовы к выполнению самостоятельной работы разной степени сложности. Вводный контроль: Цель контроля Диагностика имеющихся знаний и умений учащихся. Текущий Цель контроля Диагностика качества усвоения материала. Промежуточный Цель контроля Осуществляется по мере прохождения Форма оценки Устный опрос, собеседование, тестирование, наблюдение за процессом работы, оценка выполненных изделий педагогом и участниками, диагностика (диагностика результатов обучения и личностного развития воспитанника) Результат контроля Количество и качество изготовленных работ, поделки, сувениры. Форма оценки Собеседование, наблюдение за процессом работы, оценка выполненных изделий педагогом и участниками, диагностика (диагностика результатов обучения и личностного развития воспитанника) Результативность Количество и качество изготовленных работ, поделки, сувениры, творческий конкурс, выставка детского творчества. Форма оценки Тестирование и контрольная работа Результативность Количество и качество изготовленных темы, и подготавливает обучающихся к контрольным занятиям (карточки-задания и выполнение изделий по предложенным схемам). диагностика . работ, поделки, сувениры, творческий конкурс, выставка детского творчества. Итоговый: Цель контроля Диагностика имеющихся знаний и умений учащихся. Форма оценки Устный опрос, собеседование, тестирование, наблюдение за процессом работы, оценка выполненных изделий педагогом и участниками, диагностика (диагностика результатов обучения и личностного развития воспитанника) Результативность Количество и качество изготовленных работ, стабильное посещение, творческий конкурс, авторская выставка, выставка детского творчества, участие в районных, республиканских, российских проектах, конкурсах. Диагностика результатов обучения и личностного развития воспитанника Подготовительная группа.1ый год обучения. Отношение к Ф.И. учащегося Моторика деятельности Деловые Профессиональные качества качества аккурат -ность фантазия инициативн ость впечатление устремлен- ность работоспо- собность ловкость скорость результативность овладение навыками трудолюбие Диагностика результатов обучения и личностного развития воспитанника младшая группа 2ый год обучения Отношение к Ф.И. учащегося Моторика деятельности Деловые Профессиональные качества качества аккурат -ность фантазия инициативн ость впечатление устремлен- ность работоспо- собность ловкость скорость результативность овладение навыками трудолюбие Диагностика результатов обучения и личностного развития воспитанника старшая группа 3-год обучения. Отношение к Ф.И. учащегося Моторика деятельности Профессиональные качества качества Трудоемкость Креативность Цветовое решение Качество выполнение 3. Содержание программы. 1.1. Учебно-тематический план. Учебный план. Подготовительная группа. Всего 36 1. Вводное занятие. Цели и задачи объединения. История бисероплетения. Инструменты и материалы, приспособления. Правила техники безопасности. Цветоведение, композиция. Организация рабочего места. Кол-во часов Теория Практика 10 26 2 - Формы контроля Устный опрос, собеседование, наблюдение, оценка. неаккуратн о небольшие дефекты аккуратно неудачное гармоничн ое Под контролем педагога с небольшой помощью самостояте льное простое достаточн сложное сложное Под контролем педагога с небольшой помощью самостояте льное 2. Название раздела, тема профессиона _________________________________ 1. № п/п льный рост -ность креативност ь инициативн ость впечатление устремлен- ность работоспо- собность Самостоятельное выполнение ловкость Наименование детской работы скорость результативность овладение навыками трудолюбие Показатели качественной оценки детской работы: Деловые Плетение на проволоке насекомых. Основные приемы, используемые для изготовления фигурок: петельное, параллельное. Изготовление стрекозки: техника выполнения туловища, крыльев, глаз. Плетение на проволоке стрекозки: лапки, глазки. Разбор схемы бабочки. Плетение отдельных деталей. Практическая работа. Бабочка: плетение отдельных элементов на основе изученных приемов. Цветовое решение. Сборка деталей. Игольчатое плетение, параллельное. Плетение насекомых на проволоке. Паучок - разбор схемы паучка. Особенности плетения. Практическая работа. Практическая работа – составление композиции из выполненных фигурок Цветы из бисера. Основные приемы: параллельное, петельное, низание дугами. Технология выполнения лепестков, листьев, тычинок. Браслетик «Цветочки» Плетение на проволоке. Техника петельного плетения, плетение фиалки. Оформление цветка в горшочек. Ажурное плетение. Колье «веточки». Разбор схемы, особенности плетения. Продолжение работы – плетение колье «Веточки». 2 0,5 1,5 Наблюдение за процессом работы. Оценка выполненных работ. 2 0.5 1,5 Наблюдение за процессом работы. Оценка выполненных работ 2 Наблюдение за процессом работы. Оценка выполненных работ Объемное параллельное плетение на проволоке, схема крокодильчика, змеи. Особенности плетения. Продолжение плетения крокодильчика. 2 Новогодний калейдоскоп. Панно из бисера по мотивам сказок. Плетение объемного Деда мороза. Особенности плетения по схеме. Новогодний калейдоскоп. Плетение по схеме Снегурочки. Особенности плетения. Объемное плетение елочки в игольчатой технике. Разбор схемы, особенности плетения по образцу. 2 16. Сборка и посадка оформление ствола 2. 3. 4. 2 2 0,5 1,5 Наблюдение за процессом работы. Оценка выполненных работ 2 0.5 1,5 Наблюдение за процессом работы. Оценка выполненных работ 2 0,5 1.5 Наблюдение за процессом работы. Оценка выполненных работ 2 0,5 1,5 Наблюдение за процессом работы. Оценка выполненных работ. .2 0,5 1,5 Наблюдение за процессом работы. Оценка выполненных работ. 2 Наблюдение за процессом работы. Оценка выполненных работ. 1,5 Наблюдение за процессом работы. Оценка выполненных работ. 2 Наблюдение за процессом работы. Оценка выполненных работ. 0,5 1,5 Наблюдение за процессом работы. Оценка выполненных работ. 2 0,5 1.5 2 0,5 1,5 Умение самостоятельно пользоваться схемой. Оценка выполненных работ. Контроль полученных знаний. Оценка выполненных работ. елочки, 2 0,5 1,5 17. Подготовка к выставке. Проверка знаний, контрольные вопросы, диагностика. 2 1 1 18. Итоговое занятие. Выставка. 1 1 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Учебный план 2 полугодие. 2 0,5 2 2 Оценка выполненных работ. Умение после показа самостоятельно закончить работу. Проверка знаний, контрольные вопросы, диагностика. Оценка и самооценка выставочных работ. Подготовительная группа. № п/п. Название раздела, тема Всего Кол-во часов Теория Практика 10 26 Формы контроля. 36 Вводное занятие. История бисероплетения. Материалы и приспособления. Техника безопасности. Плетение на проволоке насекомых, животных, разбор плетения стрекозы. Особенности плетения. Плетение на проволоке, разбор схемы бабочки, плетение отдельных деталей. Практическая работа. Плетение крылышек бабочки, цветовое решение, соединение деталей. .2 0,5 1,5 2 1 1 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 Плетение насекомых на проволоке. Паучок-разбор схемы. Особенности плетения. . Простые цепочки в 1-нить, разбор схем, техника плетения. Сувениры к 8 марта, изготовление . Работа с иглой. Простые цепочки, браслет в 8лепестков. Цветовое сочетание:2-3 цвета. Способы наращивания и закрепления нити. 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 8. Плетение на проволоке, техника петельного плетения, плетение фиалки. 2 0,5 1,5 9. Ажурное плетение. Колье веточки, особенности плетения, разбор схем. 2 0,5 1,5 10. Продолжение «Веточки». колье 2 11. Объемное параллельное плетение на проволоке, схемы крокодильчика, змейки. Особенности плетения. Продолжение плетения крокодила. 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 13. Пасхальные сувениры. Выбор изделия в любой из изученных техник. (Крестик). 2 0,5 1,5 14. Объемные деревца, петельное плетение. Оформление ствола, посадка. 2 0,5 1,5 15. Плетение веточек березки, оформление ствола 2 0,5 1,5 16. Плетение веточек, посадка в горшочек. 2 0,5 1,5 17. Подготовка к выставке выполненных работ. Диагностика, проверка знаний. 2 1 1 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 12. плетения 2 Устный опрос, собеседование, наблюдение, оценка. Наблюдение за процессом работы. Оценка выполненных работ. Наблюдение за процессом работы. Оценка выполненных работ. Наблюдение за процессом работы. Оценка выполненных работ. Наблюдение за процессом работы. Оценка выполненных работ. Наблюдение за процессом работы. Оценка выполненных работ. Наблюдение за процессом работы. Оценка выполненных работ. Наблюдение за процессом работы. Оценка выполненных работ. Наблюдение за процессом работы. Оценка выполненных работ. Наблюдение за процессом работы. Оценка выполненных работ. Наблюдение за процессом работы. Оценка выполненных работ. Наблюдение за процессом работы. Оценка выполненных работ. Наблюдение за процессом работы. Оценка выполненных работ. Наблюдение за процессом работы. Оценка выполненных работ. Наблюдение за процессом работы. Оценка выполненных работ. Наблюдение за процессом работы. Оценка выполненных работ. Проверка знаний, контрольные вопросы, диагностика. Оценка выполненных изделий педагогом и участниками, диагностика (диагностика результатов обучения и личностного развития воспитанника). 18. Выставка №п/п Название раздела, тема 2 1 1 Учебный план. 1 год обучения. Всего Кол - часов Оценка и самооценка выставочных работ. Формы контроля Теория Практика 72 12 60 1. Введение. Из истории бисера. Сведения о материалах и инструментах, приспособлениях. Требования к оборудованию рабочего места. Изучение правил безопасности труда и личной гигиены. 2 1 1 Устный опрос, собеседование. Правила работы с материалами и приспособлениями. Наблюдение. 2. Простые цепочки в «одну нить». Разбор схем. Техника плетения. Практическая работа: браслет, цветок в «8 лепестков. 2 1 1 Практическая и самостоятельная работа. Оценка выполненных работ. 3. Простые цепочки в «две нити». Техника плетения в две иголки. Основные виды: «крестик», «колечки», «лодочки». Разбор схем. Цветовые сочетания(2-3 цвета). Способы наращивания и закрепления Техника ажурного плетения. Плетение колье «веточки». 2 2 Умение работать по схеме. Наблюдение. 2 2 5. Выбор техники, подбор бисера, цветовое решение (2-3 цвета). 2 2 6. Браслет, брелок в выбранной технике. Плетение браслета, брелка. Способы наращивания и закрепления нити. 2 2 Оценка выполненных работ. Качество и количество. Практическая и самостоятельная работа. Оценка выполненных работ. Качество и количество Практическая и самостоятельная работа. Оценка выполненных работ. Качество и количество. 7. Плетение на проволоке. Техника простого параллельного плетения. 2 1 1 Практическая и самостоятельная работа. Оценка выполненных работ. Качество и количество. 8. Плетение цветов, фигурок насекомых, животных. Разбор схем, подбор бисера 2 1 1 Практическая и самостоятельная работа. Оценка выполненных работ. Качество и количество. 9. Плетение цветов, фигурок насекомых, животных. Разбор схем, подбор бисера 2 2 Практическая и самостоятельная работа. Оценка выполненных работ. Качество и количество. 10. Плетение 2 2 Практическая 4. на проволоке. Техника и простого параллельного плетения. самостоятельная работа. Оценка выполненных работ. Качество и количество. 11. Плетение стрекозы, бабочки. Плетение отдельных деталей. Создание композиции или сюжетной картинки. 2 12. Промежуточное итоговое занятие. Контроль знаний, ответы на контрольные вопросы. Игра «Узнай схему плетения», «Убери лишнее». Новогодний калейдоскоп. Плетение сувениров, подарков, елочных украшений в любой из изученных техник Плетение сувениров, подарков, елочных украшений в любой из изученных техник 2 15. Дед Мороз, Снегурочка. Плетение по схеме. 2 2 16. Елочная игрушка, снежинка. Плетение по схеме. 2 2 17. Сосновая шишка, ветка. Елочка. 2. 2 18. Создание композиций из выполненных фигурок. 2 2 19. Создание композиций из выполненных фигурок. Создание композиций из выполненных фигурок. 2 2 Наблюдение. 2 2 21. Техника объемного плетения. Плетение элемента «листик-лепесток», разбор схемы, цветовое решение 2 Умение после показа самостоятельно закончить работу Наблюдение. Теоретический диалог. Практическая и самостоятельная работа. 22. Техника объемного плетения. Плетение элемента «листик-лепесток», разбор схемы, цветовое решение 2 2 Самостоятельная работа. Наблюдение. Контроль и коррекция знаний учащихся. 23. Праздничная карусель. Серьги или брошь «листья». Составление схемы. Подбор цвета бисера. Прикрепление к основе. Оформление изделия. 2 2 Самостоятельная работа. Наблюдение. Контроль и коррекция знаний учащихся. 24. Праздничная карусель. Объемные цветы. Виды: параллельное плетение, ажурное. 2 1 Самостоятельная работа. Наблюдение. Контроль и коррекция знаний учащихся. 25. Составление схем, подбор цвета бисера. Прикрепление к основе. Оформление изделия. 2 2 Самостоятельная работа. Наблюдение. Контроль и коррекция знаний учащихся. 26. Праздничная карусель. Серьги или 2 2 Самостоятельная 13. 14. 20. 2 Практическая и самостоятельная работа. Оценка выполненных работ. Качество и количество. 1 1 2 1 1 2 1 1 Игра «Узнай схему плетения», «Убери лишнее». Контрольная работа. Конкурсы. Практическая и самостоятельная работа. Оценка выполненных работ. Практическая и самостоятельная работа. Оценка выполненных работ. Практическая и самостоятельная работа. Оценка выполненных работ. Практическая и самостоятельная работа. Оценка выполненных работ. Устный и практический контроль. Наблюдение. Самостоятельная работа. Наблюдение. Контроль и коррекция знаний учащихся. 1 1 1 работа. брошь «Цветок». Наблюдение. Контроль и коррекция знаний учащихся. Сувениры и подарки ко Дню 23 февраля. 8 марта Сувениры и подарки ко Дню 23 февраля. 8 марта Сувениры и подарки ко Дню 23 февраля. 8 марта 2 2 Самостоятельная работа. 2 2 Самостоятельная работа. 2 2 Самостоятельная работа. Наблюдение. Контроль и коррекция знаний учащихся. 30. Выбор изделия. Схемы. Серьги, колье, фиалки, дерево «Мимоза». Плетение по выбору. Подбор бисера 2 2 Самостоятельная работа. 31. Выбор изделия. Схемы. Серьги, колье, фиалки, дерево «Мимоза». Плетение по выбору. Подбор бисера 2 2 Самостоятельная работа. Наблюдение. Контроль и коррекция знаний учащихся. 32. Практика. Браслет. выбору. 2. 1 1 Самостоятельная работа. Наблюдение. Контроль и коррекция знаний учащихся. 33. Цветочные композиции в вазе в разной изученной технике Плетение по выбору. Колье, фиалка Женские украшения: браслет, колье, серьги. Деревце «Мимоза». Оформление изделий. Оформление подарков к 8 марта Женские украшения: браслет, колье, серьги. Деревце «Мимоза» Оформление изделий. Оформление подарков к 8 марта Итоговое занятие. Оценочные работы. Выставка. 2. 1 1 Самостоятельная работа. 2. 1 1 Самостоятельная работа. 2 Самостоятельная работа. 1 Самостоятельная работа. Наблюдение. Контроль и коррекция знаний учащихся. Оценка выполненных изделий педагогом и участниками, диагностика (диагностика результатов обучения и личностного развития воспитанника). 27. 28. 29. 34. 35. 36. №п/п Плетение Название раздела, тема по 2. 2 1 Учебный план. 2 год обучения. Всего Кол - часов Формы контроля Теория Практика 32 1 112 1 144 1. Введение. Из истории бисера. Сведения о материалах и инструментах, приспособлениях. Требования к оборудованию рабочего места. 2 Устный опрос, собеседование, наблюдение, оценка. Изучение правил безопасности труда и личной гигиены. 2. Простые цепочки в «одну нить». Разбор схем. Техника плетения. Практическая работа: браслет, цветок в «8 лепестков. 2 1 1 Наблюдение. Теоретический диалог. Практическая и самостоятельная работа. 3. Простые цепочки в «две нити». Техника плетения в две иголки. Основные виды: «крестик», «колечки», «лодочки». Разбор схем. Цветовые сочетания(2-3 цвета). Способы наращивания и закрепления Ажурное плетение. Техника ажурного плетения. 2 1 1 Наблюдение. Теоретический диалог. Практическая и самостоятельная работа. 2 1 1 2 1 1 6. Виды ажурного плетения: лесенка, сетка, фонарик. Особенности выбранной техники Плетение колье «веточки». 2 2 7. Плетение колье «веточки». 2 2 8. Плотное плетение. Особенности плотного плетения, его виды: «мозаика», «полотно», «кирпичный стежок». Выбор техники, подбор бисера, цветовое решение (2-3 цвета) Браслет, брелок в выбранной технике. 2 1 1 Оценка выполненных работ. Качество и количество. Оценка выполненных работ. Качество и количество. Оценка выполненных работ. Качество и количество. Оценка выполненных работ. Качество и количество. Самостоятельная работа. Наблюдение. 2 1 1 2 1 1 Плетение браслета, брелка. Способы наращивания и закрепления нити. Плетение брелка, браслета. 2 2 2 2 Плетение браслета в одной из выбранных техник. Плетение на проволоке. Техника простого параллельного плетения. Плетение цветов, фигурок насекомых, животных. Разбор схем, подбор бисера Особенности плетения. Способы наращивания проволоки, закрепление концов. Плетение стрекозы, бабочки. Плетение отдельных деталей. Создание композиции или сюжетной картинки. Промежуточное итоговое занятие. Контроль знаний, ответы на контрольные вопросы. Игра «Узнай схему плетения», «Убери лишнее». Новогодний калейдоскоп. Плетение сувениров, подарков, елочных украшений в любой из изученных техник 2 2 2 1 1 20. Разбор схем, подбор бисера, особенности плетения. Оплетение елочного шара. 2 1 1 21. Дед Мороз, Снегурочка. Плетение по схеме 2 4. 5. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2. 2 1 Самостоятельная Наблюдение. Самостоятельная Наблюдение. Самостоятельная Наблюдение. Самостоятельная Наблюдение. Самостоятельная Наблюдение. Самостоятельная Наблюдение. Самостоятельная Наблюдение. Самостоятельная Наблюдение. работа. работа. работа. работа. работа. работа. работа. работа. 2 Самостоятельная работа. Наблюдение. 1 Тестирование, контрольная (карточки) 2 работа Практическая и самостоятельная работа. Оценка выполненных работ. Качество и количество. Практическая и самостоятельная работа. Оценка выполненных работ. Качество и количество. Практическая и самостоятельная работа. Оценка выполненных работ. Качество и количество. 22. Елочная игрушка, снежинка. Плетение по схеме. 2 2 23. Сосновая шишка, ветка. 2 2 24. Создание композиций. 25. Оплетение предметов. Приемы оплетения: Сеткой, цепочками, плотным плетением. 2 26. Оплетение вазочки по выбору. 2 2 27. Оплетение вазочки в любой изученной технике. Оплетение ручки по схеме. Оплетение ручки по схеме. Оплетение ободка по схеме. Техника объемного плетения. Плетение элемента «листик-лепесток», разбор схемы, цветовое решение 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 1 32. Наращивание и закрепление нити, стягивание краев изделия. Соединение нескольких листьев 2. 1 1 33. Серьги или брошь Составление схемы. «листья». 2. 2 34. Объемные цветы. Виды: параллельное плетение, ажурное. 2. 2 Составление схем, подбор цвета бисера. Прикрепление к основе. Оформление изделия. Серьги или брошь «Цветок». Объемные жгуты и шнуры. Виды: круглый, спиральный. Разбор схем. Плетение. Браслет, жгут (спиральный со стеклярусом). Прикрепление фурнитуры Праздничная карусель. Сувениры и подарки ко Дню Святого Валентина. Выбор изделия. Схемы. Серьги, колье, фиалки, дерево любви. Плетение по выбору. Подбор бисера 2. 2 2 2 2 2 2. 2 Самостоятельная работа. 1 2. 2 41. Плетение по выбору к 23 февраля 2 2 42. Плетение по выбору. Плетение по выбору. Браслет, ручка оплетенная . Сувениры и подарки к 8 марта. Плетение по выбору. Колье, фиалка. 2. 2 Устный опрос, собеседование. Самостоятельная работа. Устный опрос, собеседование. Самостоятельная работа. Устный опрос, собеседование. Самостоятельная работа. Самостоятельная работа. 2 2 Самостоятельная работа. 28. 29. 30. 31. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 43. 2 2 1 1 1 Практическая и самостоятельная работа. Оценка выполненных работ. Качество и количество. Практическая и самостоятельная работа. Оценка выполненных работ. Качество и количество. Практическая и самостоятельная работа. Оценка выполненных работ. Качество и количество. Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа. Оценка выполненных работ. Качество и количество. Практическая и самостоятельная работа. Оценка выполненных работ. Качество и количество. Самостоятельная работа. Самостоятельная работа. Самостоятельная работа. Самостоятельная работа. Практическая и самостоятельная работа. Оценка выполненных работ. Качество и количество Практическая и самостоятельная работа. Оценка выполненных работ. Качество и количество Устный опрос, собеседование. Самостоятельная работа. Собеседование. Самостоятельная работа. Устный опрос, собеседование. Самостоятельная работа. Самостоятельная работа. Собеседование. Самостоятельная работа. Оформление изделия Плетение подарков: женские украшения: браслет, колье, серьги. Оформление изделий Цветочные композиции в вазе в разной изученной технике. Оформление подарков к 8 марта. Пасхальные сувениры. Крестик-разбор схемы, подбор материала. Плетение отдельных деталей Соединение деталей, плетение цепочки. Изготовление крестика 2. 2 Самостоятельная работа. 2 2 Самостоятельная работа. 2 1 2 2 49. Пасхальный сувенир «Цыпленок». 2 2 50. Оплетение пасхального яйца и подставки в технике ажурного плетения. Выбор схемы, подбор бисера. Оплетение яиц «Весна», «Фонарик», «Фонарик». Ажурная сетка (2-3 цвета). Поясок. Оплетение яиц, макушка. Практическая работа. 2. 53. Самостоятельная работа. Наблюдение, практическая и самостоятельная работа Творческая работа по собственным эскизам. По предложенной схеме. Творческая работа по собственным эскизам. По предложенной схеме. Творческая работа по собственным эскизам. По предложенной схеме. Творческая работа по собственным эскизам. По предложенной схеме. Творческая работа по собственным эскизам. По предложенной схеме. Творческая работа по собственным эскизам. По предложенной схеме. Творческая работа по собственным эскизам. По предложенной схеме. Творческая работа по собственным эскизам. По предложенной схеме. Творческая работа по собственным эскизам. По предложенной схеме. Творческая работа по собственным эскизам. По предложенной схеме. Творческая работа по собственным эскизам. По предложенной схеме. Творческая работа по собственным эскизам. По предложенной схеме. Творческая работа по собственным эскизам. По предложенной схеме. Творческая работа по собственным эскизам. По предложенной схеме. Контроль и коррекция знаний учащихся. Оценка выполненных изделий педагогом и участниками, диагностика (диагностика результатов обучения и личностного развития воспитанника). Выставка. Награждение по итогам года. Рекомендации для дальнейшего обучения. Задания на лето. Контроль знаний учащихся. Самооценка, 44. 45. 46. 47. 48. 51. 2. 2. 1 1 1 2. 2 2 2 Оплетение яиц, донышко. 2 2 54. Оплетение яиц. Подставка 2 2 55. Оплетение яиц. Подставка. 2 2 56. Оформление яйца крестиком 2 2 57. Подготовка выставочных работ. Изделие в любой изученной технике или сочетание разных техник. Индивидуальные творческие проекты. Работа с литературой. Выбор изделия, подбор бисера. Изделие повышенной сложности или творческий проект. 2 1 1 2. 1 1 2 2 60. Изделие повышенной индивидуальная работа. сложности, 2. 2 61.-71. Работа над творческим проектом. Подготовка работ к отчетной выставке, оформление Итоговое занятие, Контроль знаний учащихся. Награждение по итогам года. Рекомендации для дальнейшего обучения. Задания на лето. 22 52. 58. 59. 72. 2 10 12 2 оценка выполненных работ. Учебный план. 3 год обучения. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Название раздела, темы. Всего Кол-во часов Формы контроля Теория Практика 1 1 Устный опрос, собеседование, наблюдение, оценка. 1 1 Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа. 2 1 1 Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа. 2. 1 1 Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа. 2 Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа. Введение. История и современность бисерного искусства. Инструменты и материалы, приспособления. Требования к оборудованию рабочего места. Повторение правил безопасности труда и личной гигиены.. Сложные цепочки в «2нити». Разбор и зарисовка схемы плетения. Варианты плетения: «цветок в одну нить», «змейка». Соединение концов изделия. Сложные цепочки в «1-нить». Сложные цепочки в «2-нити». Техника плетения в 2 иголки с элементами усложнения. Разбор схем, подбор бисера. Техника плетения «волна», плетение одной нитью, затем другой и соединение 2 деталей вместе. Плетение угла в «монастырском» плетении: расчет ширины полотна, общие бисерины Наращивание и закрепление нити, прикрепление замочка. Ажурное плетение – повторение. Плетение ажурного полотна с элементами усложнения. Варианты учебных работ: «сетка с выступами». Выбор техники плетения. Колье разной степени сложности. Работа по схемам. Плетение браслета в выбранной технике. Плетение браслета или колье в выбранной технике. Прикрепление фурнитуры. Способы наращивания нити. Плотное плетение. Техника плотного плетения с элементами усложнения. Виды: «мозаика с выступами», «полотно с неровными краями». Выбор изделия, разбор схем, подбор бисера. Особенности плетения выбранного изделия. Браслет в выбранной технике Браслет в выбранной технике. Брошь листик. Кулон в выбранной технике. Добавление цепочки Плетение на проволоке объемных и декоративных растений на проволочной основе игольчатой и круговой техниками. Плетение цветов во французской технике. Плетение цветов, посадка в горшки. 2 2 2. 2 1 1 Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа. 2. 1 1 Самостоятельная работа. 2 2 Самостоятельная работа. Самостоятельная работа. 2 2 2 1 1 Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа. 2 1 1 Самостоятельная работа. 2. 2 2. 1 2 2 1 Самостоятельная работа. Самостоятельная работа. Самостоятельная работа. 2. 1 1 Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа. 2 2 1 1 2 2 1 1 10 2 8 2. 2. 1 2 1 26. Объемное параллельное плетение фигурок животных «Зоопарк». Плетение животных по выбору. Композиция цветочная или «зоопарк». Оформление композиции Плетение по форме. Оплетение карандаша, ручки в технике плотного плетения. Разбор схем (2-3 цвета), подбор бисера 2 2 27. 28. Оплетение ручки, карандаша. Оплетение вазочки с орнаментом. Шкатулка, 2 2 2 2 Самостоятельная работа. Наблюдение. Практическая самостоятельная работа. Наблюдение. Практическая самостоятельная работа. Наблюдение. Практическая самостоятельная работа. Самостоятельная работа. Наблюдение. Практическая самостоятельная работа. Наблюдение. Практическая самостоятельная работа. Самостоятельная работа. Самостоятельная работа. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19-23. 24. 25. и и и и и 40. яйцо. Оплетение вазочки или шкатулки. Работа со схемой. Оплетение вазочки или шкатулки с орнаментом. Новогодний калейдоскоп. Плетение сувениров, подарков, елочных украшений в любой из изученных техник. Разбор схем плетения, особенности. Подбор бисера. Дед Мороз - объемное плетение 41. 42. 43. 44. 45. 46. 29. 30-37. 38. 39. 2. 2 Самостоятельная работа. 16 2 14 Самостоятельная работа. 2 1 1 Самостоятельная работа. 2. 1 1 Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа. Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа. Самостоятельная работа. Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа. Самостоятельная работа. Самостоятельная работа. Самостоятельная работа. Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа. Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа. Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа. Самостоятельная работа. Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа. Тестирование, конкурсы, выставки. Викторина по истории бисерного рукоделия, конкурс на знание материалов, форм работы с бисером. Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа. Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа. Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа. Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа. Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа. Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа. Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа. Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа. Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа. Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа. Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа. Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа. Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа. Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа. Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа. Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа. Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа. 2 2 Дед Мороз - объемное плетение Снеговик – объемное плетение. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 47. Снеговик – особенности плетения. Панно «Новогоднее», особенности плетения. Панно «Новогоднее», оформление Снегурочка – особенности плетения, подбор бисера. Снегурочка – объемное плетение. 2 2 48. Плетение елочки. Схема, подбор бисера. 2 2 49. 50. 2 2. 2 2 54. Плетение веточек, сборка елочки. Сборка и посадка елочки. Составление композиции. Промежуточное итоговое занятие. Текущий контроль знаний учащихся в занимательной, игровой форме. Викторина по истории бисерного рукоделия, конкурс на знание материалов, форм работы с бисером. Плетение образцов в сочетании с другими техниками. Бисерный мех, плотное плетение. Колье, браслет Вышивка по сетке, цветовое решение. 55. 51. 52. 2 1 1 2. 2 2 2 2 2 Украшение для волос (Макраме с бисером) 2 2 56. Косметичка - вязание с бисером 2 1 1 57. Колье с применением ленточек. 2. 1 1 58. Подарки – панно в разных техниках 2 1 1 59. Вышивка бисером и пайетками по ткани. 2 2 60. Сувениры – деревья из бисера и пайеток. 2. 2 61. Плетение отдельных деталей. Оформление ствола дерева. Изготовление крестика из бисера и бусин. 2. Вышивка пайетками и бисером браслета «Лотос» в разной технике. Праздничная карусель. Подарки и сувениры к 14 февраля. Дерево любви, особенности плетения. Закладка, комплект – колье и серьги. Сувениры для 23 февраля с элементами усложнения. Брелок. Оплетение ручки, отвертки. 2 1 1 2 1 1 Подарки и сувениры к 8 марта в любой технике. Работа над сувенирными работами. Изделия на проволоке. Объемные композиции 53. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 1 2. 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2. 1 1 1 Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа. 2. 2 2. 2 2 2 Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа. Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа. Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа. Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа. Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа. Устный опрос. Практическая и самостоятельная работа Устный опрос. Практическая и самостоятельная работа Устный опрос. Практическая и самостоятельная работа Устный опрос. Практическая и самостоятельная работа Устный опрос. Практическая и самостоятельная работа Творческая работа по собственным эскизам. По предложенной схеме. Творческая работа по собственным эскизам. По предложенной схеме. Творческая работа по собственным эскизам. По предложенной схеме. Творческая работа по собственным эскизам. По предложенной схеме. Творческая работа по собственным эскизам. По предложенной схеме. Творческая работа по собственным эскизам. По предложенной схеме. Творческая работа по собственным эскизам. По предложенной схеме. Творческая работа по собственным эскизам. По предложенной схеме. Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа. Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа. Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа. Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа. Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа. Устный опрос, собеседование, наблюдение, оценка. Обсуждение Подготовка к фестивалю «Пасхальная весна» Пасхальные сувениры. Изделия по выбору, подбор материалов, схем. Крестик. Работа по индивидуальным схемам. Цепочка. Оплетение яйца в выбранной технике. Работа индивидуальная Работа над плетением пояска к яйцу. 2 Оплетение макушек, прибавление и убавление. Яйцо «ромашка». 2. 2. 77. Оплетение подсвечника с орнаментом 3-4 цвета Приемы убавления и прибавления бисерин 2 2 78. Оплетение подсвечника с применением бусин 2. 2 79. 2 2 2. 2 81. Подготовка выставочных работ. Фестиваль «Кликанье весны». Изделия повышенной сложности, работа по индивидуальным схемам. Работа над индивид. проектами. 82. Работа над индивидуальными проектами. 2 2 83. Работа над коллективными работами. 2. 2 84. Коллективные работы. Панно. 2 2 85. Работа над индивидуальными проектами. 2. 2 86. Индивидуальные проекты. 24 4 20 97. Выступление и защита проектов. 2 1 1 98 Выступление и защита проектов 2 99. Плетение на леске. Жгуты. 2 100. 2 101. Плетение на леске объемных фигурок животных. Плетение объемных фигурок на леске. 102. Плетение в технике «мозаика». 2 2 103. Колье в технике «мозаика». 2 2 104. Комплект в технике «мозаика». 2 2 105. Подготовка к выставке. 2 2 106. Диагностика, контроль знаний детей. 2 1 1 107. Проведение итогового занятия, задания на лето. 2 1 1 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 80. 1 1 2 2 2 1 2 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 Опрос, собеседование, наблюдение, оценка выполненных работ, диагностика результатов обучения. Диагностика результатов обучения. Оценка и самооценка работ. 108. Проведение итоговой выставки 2 2 Награждение. 1.2. Содержание тем программы. Содержание учебного плана подготовительной группы: 1 тема. Вводное занятие: инструменты и материалы. Цели и задачи. Демонстрация изделий. История бисероплетения. Цветоведение и композиция. Практика. Организация рабочего места. Техника безопасности при работе с колющими и режущими материалами. Личная гигиена. Правила пожарной безопасности. Формы контроля. Устный опрос, собеседование, наблюдение, оценка. 2 Тема. Теория. Плетение на проволоке: Фигурки насекомых – основные примы, используемые для изготовления фигурок (петельное, параллельное). Практика. Изготовление элементов стрекозки (туловище, крылья, глазки). Техника выполнения – параллельное, петельное плетение. Использование изученных техник при плетении бабочки (туловище, усики, крылья большие, маленькие). Плетение паучка и ящерицы – применение изученных техник плетения. Новая техника плетения - игольчатая. Формы контроля. Оценка выполненных работ. 3 тема. Теория. Основные приемы плетения: петельное, параллельное, дугами. Техника выполнения лепестков, листьев, тычинок. Практика: плетение фиалки, незабудки, ромашки и. т. д. по выбору. Сборка цветка, букета, броши, композиции. Панно. Браслетик - цветочек (работа с иглой). Формы контроля. Оценка выполненных работ. 4 тема. Теория. Панно из бисера по мотивам сказок. Практика: Плетение Новогодних персонажей (Дед Мороз, Снегурка, елочка, снежинка). Зарисовка и разбор схем. Работа по схемам, выполнение отдельных деталей фигурок. Плетение веточек елочки, снежинки в игольчатой технике. Снегурка - параллельное плетение. Сборка изделий. Формы контроля. Оценка выполненных работ. 5 тема. Подготовка к выставке. Диагностика, подведение итогов. Формы контроля. Оценка выполненных изделий педагогом и участниками, диагностика (диагностика результатов обучения и личностного развития воспитанника). Содержание учебного плана младшей группы (72ч.): 1Тема: Теория. Введение. Из истории бисера. Сведения о материалах и инструментах, приспособлениях. Требования к оборудованию рабочего места. Изучение правил безопасности труда и личной гигиены. Практика. Инструменты и материалы. Формы контроля. Устный опрос, собеседование, наблюдение, оценка. 2 тема: Теория. Простые цепочки в «1нить». Практика. Разбор и зарисовка схемы плетения. Варианты плетения: «цветок в одну нить», «змейка». Соединение концов изделия. Формы контроля. Практическая и самостоятельная работа. Оценка выполненных работ. 3 тема. Теория. Простые цепочки в «две нити». Практика. Техника плетения в две иголки. Основные виды: «крестик», «колечки», «лодочки». Разбор схем. Цветовые сочетания(2-3 цвета). Способы наращивания и закрепления нити. Формы контроля. Оценка выполненных работ. Качество и количество. 4 тема. Теория. Ажурное плетение. Колье «Веточки». Практика. Колье «Веточки». Формы контроля. Оценка выполненных работ. Качество и количество. 5 тема. Теория. Выбор техники, подбор бисера, цветовое решение (2-3 цвета). Практика. Браслет, брелок в выбранной технике. Плетение браслета в одной из выбранных техник. Формы контроля. Практическая и самостоятельная работа. Оценка выполненных работ. Качество и количество. 6 тема. Теория. Плетение на проволоке. Практика. Техника простого параллельного плетения. Плетение цветов, фигурок насекомых, животных. Разбор схем, подбор бисера. Особенности плетения. Способы наращивания проволоки, закрепление концов. Плетение стрекозы, бабочки. Плетение отдельных деталей. Создание композиции или сюжетной картинки. Формы контроля. Практическая и самостоятельная работа. Оценка выполненных работ. Качество и количество. 7 тема. Теория. Промежуточное итоговое занятие. Формы контроля. Контроль знаний, ответы на контрольные вопросы. Игра «Узнай схему плетения», Карточки «Убери лишнее». 8 тема. Теория. Новогодний калейдоскоп. Плетение сувениров, подарков, елочных украшений в любой из изученных техник. Практика. Разбор схем, подбор бисера, особенности плетения. Оплетение елочного шара. Дед Мороз, Снегурочка. Плетение по схеме. Елочная игрушка, снежинка. Плетение по схеме. Сосновая шишка, ветка. Елочка. Формы контроля. Практическая и самостоятельная работа. Оценка выполненных работ. Качество и количество. 9 тема. Теория. Оплетение предметов. Практика. Оплетение предметов по выбору. Формы контроля. Практическая и самостоятельная работа. Оценка выполненных работ. 10 тема. Теория. Плетение элемента «листик-лепесток», разбор схемы, цветовое решение. Практика. Наращивание и закрепление нити, стягивание краев изделия. Соединение нескольких листьев. Серьги или брошь «листья». Составление схемы. Объемные цветы. Виды: параллельное плетение, ажурное. Составление схем, подбор цвета бисера. Прикрепление к основе. Оформление изделия. Серьги или брошь «Цветок». Формы контроля. Наблюдение. Теоретический диалог. Практическая и самостоятельная работа. 11 тема. Теория. Праздничная карусель. Сувениры и подарки ко Дню 23 февраля. 8 марта. Практика. Выбор изделия. Схемы. Серьги, колье, фиалки. Формы контроля. Практическая и самостоятельная работа. Оценка выполненных работ. 12 тема. Теория. Праздничная карусель. Сувениры и подарки ко Дню 23 февраля. 8 марта. Практика. Выбор изделия. Схемы. Серьги, колье, фиалки, дерево «Мимоза». Плетение по выбору. Подбор бисера. Формы контроля. Самостоятельная работа. 13 тема. Теория. Плетение по выбору к 23 февраля. Практика. Плетение по выбору. Браслет, ручка оплетенная. Формы контроля. Самостоятельная работа. 14 тема. Теория. Сувениры и подарки к 8 марта. Практика. Цветочные композиции в вазе в разной изученной технике Плетение по выбору. Колье, фиалка. Оформление изделия. Плетение подарков: женские украшения: браслет, колье, серьги. Деревце «Мимоза». Оформление изделий. Оформление подарков к 8 марта. Формы контроля. Самостоятельная работа. Наблюдение. Оценка выполненных изделий педагогом и участниками, диагностика (диагностика результатов обучения и личностного развития воспитанника). Контроль и коррекция знаний учащихся. Содержание учебного плана младшей группы (144ч.): 1 тема. Теория. Введение. Из истории бисера. Сведения о материалах и инструментах, приспособлениях. Требования к оборудованию рабочего места. Изучение правил безопасности труда и личной гигиены. Практика. Инструменты и материалы. Формы контроля. Устный опрос, собеседование, наблюдение, оценка. 2 тема: Теория. Сложные цепочки в «2нити». Практика. Разбор и зарисовка схемы плетения. Варианты плетения: «цветок в одну нить», «змейка». Соединение концов изделия. Формы контроля. Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа. 3 тема. Теория. Простые цепочки в «две нити». Практика. Техника плетения в две иголки. Основные виды: «крестик», «колечки», «лодочки». Разбор схем. Цветовые сочетания(2-3 цвета). Способы наращивания и закрепления нити. Формы контроля. Наблюдение. Теоретический диалог. Практическая и самостоятельная работа. 4 тема. Теория. Ажурное плетение. Виды ажурного плетения: лесенка, сетка, фонарик. Особенности выбранной техники. Практика. Техника ажурного плетения. Плетение колье «веточки». Формы контроля. Самостоятельная работа. Наблюдение. 5 тема. Теория. Плотное плетение. Особенности плотного плетения, его виды: «мозаика», «полотно», «кирпичный стежок». Практика. Выбор техники, подбор бисера, цветовое решение (2-3 цвета). Браслет, брелок в выбранной технике. Плетение браслета в одной из выбранных техник. Формы контроля. Самостоятельная работа. Наблюдение. 6 тема. Теория. Плетение на проволоке. Практика. Техника простого параллельного плетения. Плетение цветов, фигурок насекомых, животных. Разбор схем, подбор бисера. Особенности плетения. Способы наращивания проволоки, закрепление концов. Плетение стрекозы, бабочки. Плетение отдельных деталей. Создание композиции или сюжетной картинки. Формы контроля. Самостоятельная работа. Наблюдение. 7 тема. Теория. Промежуточное итоговое занятие. Формы контроля. Самостоятельная работа. Наблюдение. Контроль знаний, ответы на контрольные вопросы. Игра «Узнай схему плетения», карточки «Убери лишнее». 8 тема. Теория. Новогодний калейдоскоп. Плетение сувениров, подарков, елочных украшений в любой из изученных техник. Практика. Разбор схем, подбор бисера, особенности плетения. Оплетение елочного шара. Дед Мороз, Снегурочка. Плетение по схеме. Елочная игрушка, снежинка. Плетение по схеме. Сосновая шишка, ветка. Создание композиций. Формы контроля. Самостоятельная работа. Наблюдение. 9 тема. Теория. Оплетение предметов. Практика. Приемы оплетения: сеткой, цепочками, плотным плетением. Оплетение вазочки в любой изученной технике. Оплетение ручки по схеме. Формы контроля. Самостоятельная работа. Наблюдение. 10 тема. Теория. Техника объемного плетения. Практика. Плетение элемента «листик-лепесток», разбор схемы, цветовое решение. Наращивание и закрепление нити, стягивание краев изделия. Соединение нескольких листьев. Серьги или брошь «листья». Составление схемы. Объемные цветы. Виды: параллельное плетение, ажурное. Составление схем, подбор цвета бисера. Прикрепление к основе. Оформление изделия. Серьги или брошь «Цветок». Формы контроля. Устный опрос, собеседование. Самостоятельная работа. 11 тема. Теория. Объемные жгуты и шнуры. Виды: круглый, спиральный. Практика. Разбор схем. Плетение. Браслет, жгут (спиральный со стеклярусом). Прикрепление фурнитуры. Формы контроля. Устный опрос, собеседование. Самостоятельная работа. 12 тема. Теория. Праздничная карусель. Сувениры и подарки ко Дню Святого Валентина. Практика. Выбор изделия. Схемы. Серьги, колье, фиалки, дерево любви. Плетение по выбору. Подбор бисера. Формы контроля. Устный опрос, собеседование. Самостоятельная работа. 13 тема. Теория. Плетение по выбору к 23 февраля. Практика. Плетение по выбору. Браслет, ручка оплетенная. Формы контроля. Самостоятельная работа. 14 тема. Теория. Сувениры и подарки к 8 марта. Практика. Цветочные композиции в вазе в разной изученной технике Плетение по выбору. Колье, фиалка. Оформление изделия. Плетение подарков: женские украшения: браслет, колье, серьги. Оформление изделий. Оформление подарков к 8 марта. Формы контроля. Самостоятельная работа. 15 тема. Теория. Пасхальные сувениры. Практика. Крестик-разбор схемы, подбор материала. Плетение отдельных деталей. Соединение деталей, плетение цепочки. Изготовление крестика. Пасхальный сувенир «Цыпленок». Оплетение пасхального яйца и подставки в технике ажурного плетения. Выбор схемы, подбор бисера. Оплетение яиц «Весна», «Фонарик», «Фонарик». Ажурная сетка (2-3 цвета). Поясок. Оплетение яиц, донышко. Формы контроля. Наблюдение, практическая и самостоятельная работа. 16 тема. Подготовка выставочных работ. Практика. Изделие в любой изученной технике или сочетание разных техник. Индивидуальные творческие проекты. Работа с литературой. Выбор изделия, подбор бисера. Индивидуальные творческие проекты. Выбор изделия, подбор бисера. Работа над творческим проектом. Подготовка работ к отчетной выставке, оформление. Формы контроля. Творческая работа по собственным эскизам. По предложенной схеме. 17 тема. Теория. Итоговое занятие. Формы контроля. Контроль и коррекция знаний учащихся. Оценка выполненных изделий педагогом и участниками, диагностика (диагностика результатов обучения и личностного развития воспитанника). Выставка. Награждение по итогам года. Рекомендации для дальнейшего обучения. Задания на лето. Содержание учебного плана старшей группы (216ч.): 1 тема. Теория. Введение. История и современность бисерного искусства. Инструменты и материалы, приспособления. Требования к оборудованию рабочего места. Повторение правил безопасности труда и личной гигиены. Формы контроля. Устный опрос, собеседование, наблюдение, оценка. 2 тема. Теория. Сложные цепочки в «2нити». Практика. Разбор и зарисовка схемы плетения. Варианты плетения: «цветок в одну нить», «змейка». Соединение концов изделия. Плетение угла в «монастырском» плетении: расчет ширины полотна, общие бисерины. Наращивание и закрепление нити, прикрепление замочка. Ажурное плетение – повторение. Формы контроля. Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа 3 тема. Теория. Плетение ажурного полотна с элементами усложнения. Практика. Варианты учебных работ: «сетка с выступами». Выбор техники плетения. Колье разной степени сложности. Работа по схемам. Плетение браслета или колье в выбранной технике. Прикрепление фурнитуры. Способы наращивания нити. Формы контроля. Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа 4 тема. Теория. Плотное плетение. Техника плотного плетения с элементами усложнения. Практика. Виды: «мозаика с выступами», «полотно с неровными краями». Выбор изделия, разбор схем, подбор бисера. Особенности плетения выбранного изделия. Браслет в выбранной технике. Брошь листик. Кулон в выбранной технике. Добавление цепочки. Формы контроля. Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа 5 тема. Теория. Плетение на проволоке объемных и декоративных растений на проволочной основе игольчатой и круговой техниками. Практика. Плетение цветов в французской технике. Плетение цветов, посадка в горшки. Формы контроля. Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа 6 тема. Теория. Объемное параллельное плетение фигурок животных «Зоопарк». Практика. Плетение животных по выбору. Композиция цветочная или «зоопарк». Оформление композиции. Формы контроля. Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа 7 тема. Теория. Плетение по форме. Практика. Оплетение карандаша, ручки в технике плотного плетения. Разбор схем (2-3 цвета), подбор бисера. Оплетение ручки, карандаша. Оплетение вазочки с орнаментом. Шкатулка, яйцо. Оплетение вазочки или шкатулки с орнаментом. Формы контроля. Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа 8 тема. Теория. Новогодний калейдоскоп. Плетение сувениров, подарков, елочных украшений в любой из изученных техник. Практика. Разбор схем плетения, особенности. Подбор бисера. Дед Мороз - объемное плетение. Снеговик – особенности плетения. Панно «Новогоднее», особенности плетения. Панно «Новогоднее», оформление. Снегурочка – особенности плетения, подбор бисера. Плетение елочки. Схема, подбор бисера. Сборка и посадка елочки. Составление композиции. Формы контроля. Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа. 9 тема. Теория. Промежуточное итоговое занятие. Практика. Текущий контроль знаний учащихся в занимательной, игровой форме. Викторина по истории бисерного рукоделия, конкурс на знание материалов, форм работы с бисером. Формы контроля. Текущий контроль знаний учащихся. Выявление пробелов и усвоения материала. 10 тема. Теория. Плетение образцов в сочетании с другими техниками. Практика. Бисерный мех, плотное плетение. Колье, браслет. Вышивка по сетке, цветовое решение. Украшение для волос (Макраме с бисером). Косметичка - вязание с бисером. Колье с применением ленточек. Подарки – панно в разных техниках. Вышивка бисером и пайетками по ткани. Формы контроля. Текущий контроль знаний учащихся. Практическая и самостоятельная работа. 10 тема. Теория. Сувениры – деревья из бисера и пайеток. Практика. Плетение отдельных деталей. Оформление ствола дерева. Формы контроля. Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа. 11тема. Теория. Изготовление крестика. Браслета из бисера и бусин. Практика. Вышивка пайетками и бисером браслета «Лотос» в разной технике. Формы контроля. Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа. 12тема. Теория. Праздничная карусель. Практика. Подарки и сувениры к 14 февраля. Дерево любви, особенности плетения. Закладка, комплект – колье и серьги. Сувениры для 23 февраля с элементами усложнения. Брелок. Оплетение ручки, отвертки. Подарки и сувениры к 8 марта в любой технике. Работа над сувенирными работами. Изделия на проволоке. Объемные композиции. Формы контроля. Устный опрос. Практическая и самостоятельная работа. 13тема. Теория. Пасхальные сувениры. Изделия по выбору, подбор материалов, схем. Крестик. Практика. Работа по индивидуальным схемам. Цепочка. Оплетение яйца в выбранной технике. Работа индивидуальная. Яйцо «ромашка». Оплетение подсвечника с орнаментом 3-4 цвета. Оплетение подсвечника с применением бусин. Формы контроля. Устный опрос. Практическая и самостоятельная работа. 14тема. Теория. Подготовка выставочных работ. Фестиваль «Кликанье весны». Практика. Изделия повышенной сложности, работа по индивидуальным схемам. Формы контроля. Устный опрос. Практическая и самостоятельная работа. 15тема. Теория. Работа над индивидуальными проектами. Практика. Коллективные работы. Панно. Выступление и защита проектов. Формы контроля. Творческая работа по собственным эскизам. По предложенной схеме. 16тема. Теория. Плетение на леске. Жгуты. Практика. Плетение на леске объемных фигурок животных. Формы контроля. Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа. 17тема. Теория. Плетение в технике «мозаика». Практика. Колье в технике «мозаика». Комплект в технике «мозаика». Формы контроля. Наблюдение. Практическая и самостоятельная работа. 18тема. Теория. Подготовка к выставке. Практика. Подготовка работ. Формы контроля. Собеседование, наблюдение, оценка выполненных работ, самооценка. 19тема. Теория. Диагностика, контроль знаний детей. Практика. Проведение итогового занятия, задания на лето. Формы контроля. Опрос, собеседование, наблюдение, оценка выполненных работ, диагностика результатов обучения. 3.1.Методическое обеспечение программы. Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теория сопровождается показом наглядного материала, объяснение нового, информация познавательного характера о видах декоративно- прикладного искусства, народных промыслах, старинных традициях в женском рукоделии в форме рассказа- информации или беседы, сопровождаемой вопросами к обучающимся. На занятии используются известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, журналов и книг, фотографий, образцов изделий, схем. Подобрана литература по технике выполнения различных методов низания и плетения из бисера. Разработаны инструкции по технике безопасности работы. Применение правил по технике безопасности: №1. Инструкция по технике безопасности для обучающихся, занимающихся декоративно - прикладным и техническим творчеством. №2. Первичный инструктаж для обучающихся ДТ по правилам поведения и на занятиях декоративно - прикладным и техническим творчеством. №3. Первичный инструктаж для обучающихся детских творческих объединений, занимающихся декоративно прикладным и техническим творчеством при работе с режущими инструментами. №4. Первичный инструктаж для обучающихся детских творческих объединений, занимающихся Декоративно прикладным и техническим творчеством при работе с ножницами. №5. Первичный инструктаж для обучающихся детских творческих объединений, занимающихся Декоративно прикладным и техническим творчеством при работе на занятиях с иглой, силовыми и простыми кнопками, булавками. № 6. Инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях. №7.Правила поведения обучающихся по соблюдению пожарной безопасности, сохранению материально-технической базы при проведении массовых мероприятий. № 8. Инструкция по правилам пожарной безопасности для учебных кабинетов. № 9. Инструкция по охране труда при проведении занятий в кабинете. 3.2.Условия реализации программы. • Занятия проводятся в хорошо освещённом помещении за удобными столами, обтянутые тканью (для удобства работы с бисером). • Столы и стулья; • Шкафы, стенды для образцов и наглядных пособий; • Канцелярские принадлежности • Приобретаются материалы и приспособления: • Палитры для бисера. • Бисер, бусины, пайетки. • Проволока, нитки, леска, иглы, булавки. • Ножницы. Линейки. • Для проведения занятий для каждого года обучения собрана необходимая обучающая литература. • Подготовлены образцы схем выполнения различных поделок из бисера. • Подготовлены образцы изделий с различными видами низания бисера. • Имеются в наличии образцы изделий с различными способами плетения из бисера на леске. • Собраны образцы изделий различного направления: игрушки из бисера, панно, вышивка бисером на ткани, украшения, ёлочные игрушки, сувениры, цветы из бисера и др. 3.3. Список литературы. Для детей: 1.Артамонова Е.В. «Украшения из бисера». – М.Издательство Эксмо, 2016 г. 2.Аполозова Л.М. «Бисероплетение». - М. Издательство «Культура и традиции». 2017 г. 3.Божко Л.А. «Бисер». М. Издательство «Мартин». 2010г. Жук С.М. «Любимые игрушки». М. АСТ: Астрель, 2016г. 4.Лоран Катио «Фигурки из бисера», пер. с франц. М. Издательская группа «Контэнт». 2014г. Для педагогов: 1.Артынская Е.Г. «Бисер. Сумочки для телефона, шапочки, галстуки». Издательство «Культура и традиции». 2016 г. 2.Белов А.В. Фигурки из бисера. – М.-2014.,г. 3.Вирко Е. В. «Украшения из бисера с элементами объѐмных цветов». Издательство Эксмо. 2017 г. 4.Гулидова О.В. «Деревья из бисера». М. ООО «Аст – пресс книга»,2014 г. 5.Дикт Дана. Цветы из бисера в вашем доме. М.- 2015.г. 6.Котова И.Н., Котова А. С. «Бисер. Искусство наложения». Издательский дом «МиМ». 2018 г. 7.Кожевникова Г.А. «Подарочные яйца из бисера». М. Издательство «Мартин». 2013г. 8.Морас Ингрид. «Зоопарк из бисера». Практическое руководство, пер. с нем. М. Издательство «Ниола-пресс». 2011г. 9.«500 лучших изделий из бисера» №1. М. Издательство. Волгоград. Изд. «Учитель».2017г. 10.Ковязина Т.Н., Голицын Н.Е. «Организация социально значимой деятельности в учреждениях дополнительного образования. Социальнообразовательные проекты. Из опыта работы». Волгоград. Изд. «Учитель».2018г. 11.Чернова Е.Г. Цветы из бисера.- М.,- Приложение. Направление деятельности План воспитательной работы. Целевая установка Мероприятия Дата Трудовое воспитание Воспитание творческой активности личности, проявляющей интерес к декоративно – прикладному творчеству и желанию трудиться. Выполнение и подготовка работ к выставкам. Изготовление сувениров подарков. проведения Сентябрь – май. Беседа: « Что ты знаешь о труде родителей». В течение учебного года. Участие в уборке территории дома творчества и субботниках. Сентябрь. Октябрь, апрель. Нравственное воспитание Эстетическое воспитание. Спортивно – оздоровительное. Выработать навыки применения добродетелей в повседневной жизни. Формирование и развитие творчески мыслящей личности, духовно богатой: приобщение детей к искусству, воспитание художественного вкуса, развитие способностей к созданию посильных им работ. Беседа: «Какие труды – такие плоды», беседа: «Не то дорого, что из красна злата сделано, а то, что добрым мастером сработано». Вручение сувениров своим близким к праздникам; участие в благотворительных акциях. Оформление кабинета к новому году. Посещение выставок, встречи, общение с рукодельницами поселка. Проведение праздников, приглашение близких родственников, чаепития. Март Февраль, март. В течение учебного года. Дни рождения, Новый год. Турниры «Веселые игры». Туристические слеты. Сентябрь Ноябрь. «Экран настроения», в котором отражены дни занятий и мероприятий и вписаны имена и фамилии детей. Дети сами анализируют свое эмоциональное состояние, впечатление и отмечают его в «Экране настроения». Желтый – у меня все отлично! Красный – были небольшие проблемы… Зеленый - не очень хорошо… Синий – все плохо!!! Ф. И.ребенка Перцева Арина занятие праздник хххх ххххх хххх ххххх хххх ххххх хххх ххххх хххх ххххх хххх ххххх хххх ххххх хххх ххххх хххх ххххх хххх ххххх хххх ххххх хххх ххххх хххх ххххх Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой проводится среди детей, используя диагностическую таблицу уровней нравственной воспитанности, которая отражает пять основных показателей нравственной воспитанности ребенка: Отношение к обществу Отношение к умственному труду Отношение к физическому труду Отношение к людям Саморегуляция личности (самодисциплина). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют педагог, родители. Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный лист. Затем все баллы суммируются. Полученные числовые значения определяют уровень нравственной воспитанности (УНВ) личности ребенка. Невоспитанность (0- 10 б) характеризуется отрицательным опытом поведения ребенка, который с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий. Низкий уровень (11 – 20) представляется слабым, неустойчивым опытом положительного поведения, который регулируется в основном требованиями старших. Средний уровень воспитанности (21 – 30) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция не вполне сформирована. Высокий уровень (31 -40) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении. Такой анализ осуществляется на родительском собрании, в индивидуальной беседе с детьми, коллективно с группой детей.