I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.Основные характеристики программы: 1.1. Образовательная общеобразовательной программа «Волшебный общеразвивающей мир» программой является художественно- эстетической направленности, предполагает начальный уровень освоения знаний и практических навыков (владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал, выполнять рисунки, композиции, панно, аппликации, работать по репродукциям) функциональному предназначению. 1.2. Актуальность программы:В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественноэстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируя свои работы. демонстрируют своим сверстникам, 1.3. Отличительные обучающего процесса краски,гуашевые особенности с программы:является использованиемизоматериалов краски,фломастеры, цветные организация (акварельные карандаши, простые карандаши, кисти разных размеров, пластилин, соленое тесто, цветной картон ,цветная бумага)способствующих развитию мелкой моторики у детей и одновременно позволяющих решать творческие задачи доступным для детей способом изобразительного и декоративно - прикладного искусства. Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения воспитанники получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективах, цветоведение, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств. 1.4. Педагогическая целесообразность: Содержание нацелено на активизацию познавательной деятельности каждого воспитанника с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей.Значительное внимание уделяется повышению мотивации, ведь настоящий процесс творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить.В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобразительность.Произведения,возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы. Технология коллективной творческой деятельности. Совместная деятельность детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализа любого дела. Задачи технологии: -выявить, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности. -воспитание творческо-активной личности. Технология группового обучения. Технология группового обучения предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопомощь, взаимопонимание. Особенности технологиигруппового обучения заключается в том, что учебная группа делиться на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждоговоспитанника. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности. Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого. Во вовремя работы групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь. Технология индивидуального обучения. Технология индивидуального обучения- такая технология обучения, при которой являются индивидуальный подход приоритетными. и Главным индивидуальная форма достоинством обучения индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп воспитаннику, обучения следить к за индивидуальным его продвижением особенностям в обучении, каждого вносить необходимую коррекцию. Это позволяет воспитаннику работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении. Технология здоровьесберегающего обучения. -физические упражнения; -физкультминутка; -подвижные игры; -подвижные перемены; -безопасное владение инструментами и материалами на занятиях; -пальчиковая гимнастика: все это формирует у детей умения рационально использовать свою жизнь и деятельность, опираясь на полученные знания. 1.5.Цель программы: дать знания по основам изобразительногоискусства, выявить и развить творческие способности ребенка. 1.6.Задачи: обучающие: - научить приёмам и техникам рисования; - познакомить воспитанников с различными графическими материалами и способами работы с ними; - познакомить учеников со способами нетрадиционного рисования, научить применять их на практике; - научить различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры; развивающие: -развивать мелкую моторику рук; -развивать творчество и фантазию, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность; -развивать зрительное восприятие; воспитательные - воспитывать любовь и уважение к изобразительному искусству; - воспитывать художественный вкус и чувство гармонии; - воспитывать навыки самостоятельности. валеологические: - охрана жизни и здоровья детей; - использование здоровьесберегающей технологии физкультминутка для глаз, динамические паузы). в работе (игры, 1.7. Возраст учащихся, которым адресована программа: Учебные группы формируются c учетом возрастных особенностей с 712 лет (7-8,9-10,11-12 лет). 1.8.Формы занятий: Занятия проводятся по группам и индивидуально. Предусматриваются следующие виды занятий: Теоретические– объяснение нового материала, знакомство с информацией познавательного характера, которое осуществляется через участие в игровых ситуациях. Практические– изготовление декоративных изделий различными методами и приемами, с применением декоративно - прикладных материалов. Практическая часть программы осуществляется в соответствии с дидактическими принципами системности и последовательности в обучении, учитывает возрастные особенности и уровень эстетического развития воспитанников. Творческие– самостоятельная творческая работа детей по изготовлению подарочных и выставочных экземпляров. Для выполнения творческих заданий обучающиеся могут использовать различные художественные материалы: карандаши, акварель, гуашь, фломастеры, цветные мелки, бумагу, пластилин,солёное тесто, и др. Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Индивидуальный подход –на занятиях изо индивидуальный подход применяю к тем воспитанникам, которые медленно включаются в работу изза того, что отвлекаются с любопытством наблюдая за тем, как другие рисуют или лепят, забывая, что им самим необходимо работать. Такие дети нуждаются в развитии сосредоточения внимания, для того необходимо напоминать об оставшемся времени. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных, особенностей, поэтому каждый ребенок должен иметь возможность активно, самостоятельно проявлять себя и испытывать радость творческого труда. Реальным результатом занятия являются работы, отражающие индивидуальность и в выборе сюжета, и в раскрытии творческого замысла. У одних детей сюжет сложный и интересный, что свидетельствует о широте их интересов и о высоком уровне развития, наблюдательности. Другие выбирают простой сюжет и самые простые средства изображения. Есть дети, проявляющие стойкий интерес в выборе сюжета, темы рисования. Например, некоторых детей привлекает военная тематика, они рисовать пароходы, машины, ракеты, и самолеты, другим нравится рисовать сказочные сюжеты, растительный мир, третьи увлекаются декоративным рисованием и т.д. Индивидуальный подход – нужен не только для развития художественных способностей, но и внимания, наблюдательности и воли. 2. Объем программы: 2.1. Объем программы: 1 год обучения-144часа. 2 год обучения- 216часов. 2.2. Срок реализации программы: Программа рассчитана на два года обучения. 1 год- 36недель, 9 месяцев. 2 год-36недель,9 месяцев. Рассматривает групповое, и индивидуальное обучение. Первый год направлен на первичное знакомство с изобразительным искусством, на приобретение основных навыков рисования, на применение различных техник и приёмов. Второй год закрепляет знания, даёт базовую подготовку для использования этих навыков и знаний в дальнейшей работе. 2.3. Режим занятий: Первый год обучения: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа. Количество часов в неделю 4 часа, 144 часа в год (первый год обучения). Второй год обучения: 3 раза в неделю по 2 академических часа, количество часов в неделю - 6 часов, 216 часов в год. Перерыв между занятиями 10 – 15 минут. 3.Планируемые результаты. 3.1. Планируемыерезультаты: Главным результатом реализации программы является создание каждым ребёнком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающего является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по-настоящему желающий этого, ребёнок. Ожидаемые результаты освоения программы первого года обучения: Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого, ребенок. В конце первого года обучения обучающийся должен знать: - отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства; - ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и живописи, цвета: главные и дополнительные, холодные и теплые; - понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень, полутон, падающая тень, блик, рефлекс), воздушная перспектива, освещенность, объем, пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет; линейная перспектива, главное, второстепенное, композиционный центр; - об основах цвет ведения, как манипулировать различными мазками, усвоит азы рисунка, живописи и композиции, - основы линейной и воздушной перспективы. Обучающийся должен уметь и владеть: - передавать на бумаге форму и объем предметов, геометрическую основу формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров; настроение в работе; применение основ линейной и воздушной перспективы. - выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы; -владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал; обучающийся будет способен проявлять коммуникативные качества: - проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей; - творчески откликаться на события окружающей жизни. Ожидаемые результаты освоения программы второго года обучения: По завершениивторого года обучения: Обучающийся будет знать: - отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства; - особенности художественных средств и пропорции предметов и грамотно изображать их на бумаге с учетом перспективыразличных видов и жанров изобразительного искусства; - закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цвет ведения, композиции, перспективы; - различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью; - знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка; - роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опыт предыдущих поколений. обучающийся будет уметь: - применять на практике законы цвет видения, правила рисунка, живописи и композиции, чувствовать и уметь передать гармоничное сочетание цветов, тональные и цветовые отношения; - правильно определять размер, форму, конструкцию; - передавать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту; - передавать в рисунке, живописи и сюжетных работах объем и пространственное положение предметов средствами перспективы и светотени; - наблюдать в природе и передавать в сюжетных работах влияние воздушной перспективы; - в сюжетных работах передавать движение; - искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно выполнять наброски и зарисовки к сюжету; - приобретет навыки творческого видения и корректного обсуждения выполненных работ. Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи: - владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал; - выполнять рисунки, композиции, панно, аппликации; - работать по репродукциям, картинам выдающихся художников и рисункам детей; - делиться своими знаниями и опытом с другими обучающимися, прислушиваться к их мнению; - понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед ним. Обучающийся способен проявлять следующие отношения: - проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ; - эмоционально откликаться на красоту времен года, явления окружающей жизни, видеть красоту людей, их поступков; - слушать собеседника и высказывать свою точку зрения; - предлагать свою помощь и просить о помощи товарища; - понимать необходимость добросовестного отношения к общественнополезному труду и учебе. 2.1.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Наименование разделов и тем 1-ый год обучения Вс Теоретические занятия его час ов Практич еские занятия Устный опрос Вводное занятие. 1. Раздел 1. Рисование 1. Холодная и теплая 1. цветовая гамма. Цветовой круг. Умение составить цвета путем смешивания двух основных; развивать зрительное восприятие цвета; внимательность, содействовать воспитывать аккуратности. Развивать навыки работы кистью. Теплые и холодные цвета. Цветовой круг. Умение составить цвета путем смешивания двух основных; развивать зрительное восприятие цвета. 1. Цвет и оттенок. 2 Смешивание красок. 1. Работа с 3 акварелью. гуашью, Форма контрол я и Что такое Рисовани е карандаш ом, красками Творческ Рисовани е красками и смешиван ия цветов на палитре гуашь Выполне Практиче ское задание. (акварель)? Виды красок. ние Работа с гуашью. орнамент Техника работы красками альной (гуашью, акварелью). композиц Разработка эскиза. ии. Выполне ние декоратив ое задание. Практиче ское задание. ных полосок (тарелок). 1. Выразительные средства 4 изображения : линия, точка, пятно, цвет. Виды линий: прямая, Изобрази волнистая, ломаная, ть кривая. волнисту Практиче ское задание. ю, ломаная, кривая. 1 5 Декоративно-прикладное Знакомство с искусство. декоративно-прикладным искусством, беседа.Народные художественные промыслы России и Самостоя тельное составлен ие узора. Работа с красками и карандаш ом. Творческ ое задание. Развивать Практиче ское занятие. родного края (Жостово, Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Каргополь, Филимоново, Скопин, Михайлов, Ряжск, Касимов, Сапожок, Рязань). 1 6 Форма предметов. Рисунок с натуры. Предметы простой и чувство сложной формы. формы, Последовательность объема и работы над рисунком. пропорци Тональная проработка й. формы. Градации светотени. 1 7 Художник и фантазия. Повторение закрепление и Рисовани изученного е Творческ ое занятие. материала о « теплых и карандаш холодных цветах, ом цветовом куге. Развивать ,красками эстетическое отношение к . действительности, фантазии, творчески 1. Иллюстрация к сказке. 8 - умения Сказочна преображать я Жар – формы животного 1 реального птица. мира в 2 - условно-декоративные. Кляксогр «Кляксография», афия. монотипия, 3 отпечатывание, на что это Монотип похоже? ия. Герои любимых сказок. Нарисуй Иллюстрация к – сказке, своё рассказу. Индивид уальная беседа. любимое сказочное животное. Умение передават ьв рисунке смыслову ю связь между изобража емыми персонаж ами. 1 9 Декоративное рисование. Народные Самостоя Эскиз матрешки. художественные тельная промыслы России и роспись родного края (Жостово, матрешки Практиче ское занятие Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Каргополь, Филимоново, Скопин, Михайлов, Ряжск, Касимов, Сапожок, Рязань). Раздел 2 Скульптура Скульптура, как вид Скульптура– объемное Объемное изобразительного изображение. изображе искусства. Знакомство с народными ние. промыслами: изготовление посуды глины. Творческ ое задание. Изображе из ние посуды из глины. Раздел 3 Работа с бумагой Работа с бумагой: Понятия «плоская Выполне аппликация, коллаж. аппликация», коллаж. ние Правила пользования осеннего ножницами, понятия пейзажа «основа» и « фон». в технике коллаж, в смешенно й технике. Подбор цвета. Композиц ия «Чудодерево», Коллекти вная работа. «Жарптица», «Полянка » (оформле ние Портрет. Развитие зрительной Умение Практиче памяти, глазомера. Учить доступны ское соблюдать занятие. головы. пропорции ми средствам и передать сходство. Портрет мамы. Композиционное Размер рисунка и листа Конструк решение рисунка бумаги. тивное построен ие натюрмор та с располож ением в пространс тве и загоражи вание предмето в. Построен ие натюрмор та из бытовых предмето в с овощами. Графики, как Выразительные вид изобразительного графики. искусства. Работа средства Выполне ние ское тушью. композиц Выполнение композиции ии по Японским мотивам. по японским мотивам. Приёмы работы пером (краповы й бисер). трудиться , способно сть упорно добиватьс я достижен ия нужного результат а. итого 144 Практиче занятие. № Наименование разделов и тем Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Правила поведения обучающихся. Правила работы с карандашом, кисточкой, красками. 1. Раздел 1 Рисование 1.1 Работа с . красками Всег о часо в 2 2-ой год обучения Теоретические занятия Практические занятия Инструктаж по ТБ, Правила правила поведения работы обучающихся в ДТ. карандашом, с Форма контроля Устный опрос. кисточкой, красками. 14 Что такое краски? Владеть Практическое Виды красок. навыками задание. Роспись красками. работы с Техника работа красками, разными видами кистью. красок. Работа с контуром. Украшение свечи, подсвечник, сувенир. 1.2 Холодная . цветовая и Закрепление Рисование изученного тему: на Практическое занятие. теплая материала о теплых 1-Зимняя цветовая гамма. и холодных цветах сказка. 2-Осенний пейзаж. 3 - Рисуем египетский орнамент. 4 - Нарисуй свой орнамент. 5 Моя - вообразимая фантазия. 6- Украшаем подсвечник. Делаем 7сувенир. 8- Роспись красками на разделочных досках. на 9-Роспись вазе. 1.3 Цвет и оттенок. . Смешение красок . Умение составлять Продолжать составные Практическое цвета развивать занятие. путем смешения навыки работы двух основных; кистью. продолжать развивать зрительное восприятие цвета; внимательность, содействовать воспитанию аккуратности. 1.4 Декоративно- Знакомство с Самостоятельн Творческая прикладное декоративно- ое составление работа. искусство. прикладным узора искусством. декоративного Мастера оформления украшения. Развитие Узор, орнамент. творческого Традиции для русского воображения народного костюма. Сарафан, кокошник. 1.5 Композицион Умение передать в Уметь Практическ ное решение рисунке самостоятель ое занятие. рисунка. эмоциональное свое но составить отношению к композицию сюжету. Определение места действия изображаемого.Поня тие о композиции. 1.6 Художник и Самостоятельный фантазия. выбор Творческий Индивидуаль сюжета. выбор сюжета. ная беседа. Умение передать в Развитие рисунке свое творческих эмоциональное отношение способностей, к умение сюжету. передавать в рисунке главное. 1.7 Форма предмета. Предметы простой Развитие и сложной формы. глазомера, Последовательность работы Практическое занятие. чувства объема, над соблюдение рисунком. пропорций. Тональная проработка формы. Градации светотени. 1.8 Основные законы Пространство плоскости. на Закрепление навыка Практическое занятие. линейно- Цвет в пространстве. проведения воздушной вертикальных, перспективы. горизонтальны х линий и навыка ровной заливки красками. Развитие Умение Практическое конструктивной пространственного рисовать занятие. формы мышления, эскизы, мышления. творческого наброски. воображения Уметь 1.9 Развитие компоновать. 10 Портрет. Формирование Умение умения рисовать доступными фигуру человека, средствами развитие передать творческого сходство Практическое занятие. воображения, памяти. 11 Выразительные Монохромное Умение Практическое средства изображение: передавать занятие. графики: рисуем тушью, чувства цветом. акварелью. Знакомство (черно-белое). с искусством Японии и Китая. 12 Цвет и оттенок. Умение Смешение составные красок. путем двух составлять Продолжить цвета развивать смешивания навыки основных; работать Практическое занятие. продолжать кистью. развивать зрительное восприятие цвета; внимательность, содействовать воспитанию аккуратности. 13 Уметь Изображение рисовать Продолжить Практическое птиц и птиц и животных, развивать животных в развитие глазомера, навыки работы изобразительно чувство м искусстве. соблюдение занятие. объема кистью, карандашом пропорций. Раздел 2 Скульптура 2.1 Скульптура, как . вид изобразительног о искусства.Релье ф. 2. Знакомство с Продолжать народными развивать промыслами: чувство формы, Фактура объема поверхности. пропорции и Рельеф. Раздел 3 Работа с бумагой 3.1 Аппликация, Понятие техники Уметь коллаж, торцевания. торцевание. Понятие «фон» Коллективная выполнять работа. «основа», осенний пейзаж в технике коллаж, смешанной технике. Подбор цвета. в Подбор изображений людей, птиц, животных соответствующ его размера. Знакомство с техникой торцевания, выполнение цветка, сувенира «кактус». Итого 216 3.2.Способы и формы проверки результатов. Диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества(по программе Т.С. Комаровой. Доктор педагогических наук, профессор.Заведующий кафедрой эстетического воспитания МГГУ им.Шолохова.Заслуженный деятель наук РФ г.Москва). Педагогическая диагностика развития способностей детей в изобразительной деятельности 1- год обучения. ФИ Знание Знание Знание Развитие Чувство Творчест Проявление Примеча О использов жанро народн воображе формы, во интереса к ние ание в ых ние, ритма, в лепке, изобразител различных искусс роспис фантазии компози апплика ьной изоматери тва ей ции ции, деятельност рисован и алов ии 2- год обучения. ФИ Знание Знание Знание Развитие Чувство Творчест Проявление Примеча О использов жанро народн воображе формы, во интереса к ние ание в ых ние, ритма, в лепке, изобразител различных искусс роспис фантазии компози апплика ьной изоматери тва ей ции ции, деятельност рисован и алов ии Условные обозначения: 1-низкий уровень(умение практически отсутствует). 2-достаточный уровень (умение появляется редко, до 50% случаев). 3-средний уровень(умение появляется часто). 4-уровень выше среднего (умение проявляется всегда). 5-высокий уровень(умение проявляется на творческом уровне). -начало года. -середина года. -конец года. Мониторинг результативности: Оценка эффективности программы производится на основании: -устного опроса; - индивидуальных бесед; - практических занятий; - выставок; - коллективных работ; - творческих заданий; - анализа самостоятельной работы учащихся по следующим критериям: Показатели критериев определяются уровнем: Высокий – (В); средний – ( С); низкий – (Н) • Разнообразие умений и навыков Высокий: имеет чёткие технические умения и навыки, умеет правильно использовать материалы и инструменты. Средний: имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать материалы и инструменты. Низкий: имеет слабые технические навыки, отсутствуют умение использовать материалы и инструменты. Глубина и широта знаний по предмету: • Правильность и оригинальность выбора материала для конкретной задачи. Высокий: умеет правильно, оригинально и самостоятельно выбирать материал для выполнения рисунка. Средний:умеет правильно и самостоятельно выбрать материал, но затрудняется с оригинальностью, следует показанному образцу. Низкий: затрудняется в выборе материала. Высокий: имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определёнными понятиями (натюрморт, портрет, пейзаж…) Низкий: недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения. • Позиция активности и устойчивости интереса. Высокий: проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельности творческой активности. Средний: проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определённые темы или на определённых этапах работы. Низкий: присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по чётким инструкциям, указаниям педагога. • Разнообразие творческих достижений. Высокий: точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хорошее развитие мелкой моторики рук; воспитанник обладает содержательной, выразительной речью, умеет чётко отвечать на поставленные вопросы, обладает творческим воображением; у ребёнка устойчивое внимание. Средний: ребёнок воспринимает чётко формы и величины, но недостаточна, развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества; воспитанник знает ответы на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание. Низкий: не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита слабо, воображение репродуктивное. Основными видами отслеживания результатов усвоения учебного материала является входной, текущий, промежуточный и итоговый контроли. Осуществляется контроль следующим образом: Входной контроль: проводится в начале учебного года. Отслеживается уровень подготовленности обучающихся. Позволяет выявить наиболее способных, одарённых, детей; выяснить мотивацию обучения. Проводится в форме собеседования и выполнения практических заданий. После анализа результатов первоначального тематических планов, контроля пересматриваются проводится учебные корректировка задания, если это необходимо. Также предварительный контроль сочетается с компенсационным обучением, направленным на устранение пробелов в знаниях, умениях и навыков. Текущий контроль – проводится на каждом занятии. В процессе его проведения выявляется степень усвоения обучающимися нового материала, отмечаются типичные ошибки, ведётся поиск способов их предупреждения и исправления. Внимание каждого ребёнка обращается на чёткое выполнение работы и формирование трудовых навыков. Также детям даётся возможность взаимной оценки и самооценки. Формы проведения собеседование с обучающимися, наблюдение во время выполнения практических заданий, просмотр и оценка выполненных работ. Промежуточный срез знаний, умений и навыков: осуществляется в конце полугодия и помогает определить творческий рост обучающихся, их активность, уровень усвоения программного материала. Его цель – выявление степени облученности детей и проведение по результатам контроля (при необходимости) корректировки тематических планов. Формы проведения: оценка качества полученного продукта, представление (выставка) работ. Итоговый контроль: проводится в конце учебного года. Помогает выявить рост мастерства, самостоятельности, развитие художественного вкуса, освоение навыков обработки материалов, законов композиции и конструирования. Цель его проведения – определение уровня усвоения программы каждым учеником. Формы проведения: устный опрос учащихся, участие в выставках, конкурсах. Результаты первоначального, промежуточного и итогового контроля отмечаются в журнале учебное-воспитательной работы объединения в специальных разделах. Результативность каждого этапа обучения оценивается по количеству и качеству подготовленных работ, участию в творческих мероприятиях, учреждения, участию в конкурсах и фестивалях различного уровня. II. Содержание программы. 2.1. Учебно-тематический план первого года обучения Цель: Первый год обучения направлен на первичное знакомство с изобразительным искусством, с основными навыками рисования, с применением различных техник и приёмов. Образовательные: -Познакомить с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и правильным использованием. - Знакомство с приёмами работы с карандашом, кисточкой, постановка глаз и руки учащихся. - Познакомить с понятием пропорций предметов и способов визирования их проверки. Развивающие: - развитие руки и глаза; - развитие наблюдательности, точности, внимательности в изображении; - развитие цветоощущенияобучающихся; - развитие художественного воображения и творческих способностей; Воспитательные: - привить любовь к изобразительному искусству; - воспитывать чувства коллективизма, ответственности; - воспитывать выносливость, аккуратность, пунктуальность. Учебно-тематический план. (1-й год обучения) № Тема занятий Количество часов п\ Теори Практик Всег Формы п я а аттестации/контро о ля 1 Вводное занятие. Инструктаж по ТБ, Правила поведения обучающихся. Правила работы с карандашом, 2 2 Устный опрос. кисточкой, красками. 2 Холодная и теплая 2 10 12 цветовая гамма. 3 Цвет и оттенок. задание. 1 9 10 Смешивание красок. 4 Работа сгуашью, и Выразительные Практическое задание. 2 6 8 акварелью. 5 Творческое Практическое задание. 2 18 20 средства изображения Практическое задание. (линия,волнистая,крива я). 6 Декоративно- 2 10 12 прикладное искусство 7 Форма предметов. Творческое задание. 1 7 8 Практическое занятие. 8 Художник и фантазия. 2 4 6 Творческое занятие. 9 Иллюстрация к сказке. 2 8 10 Индивидуальная беседа. 10 Декоративное 2 8 10 рисование. Эскиз Практическое занятие. матрешки. 11 Скульптура, как вид 2 10 12 изобразительного Творческое задание. искусства. Рельеф. 12 Работа с бумагой: 2 8 10 аппликация, коллаж, Коллективная работа. выти нанка. 13 Портрет. 2 4 6 Практическое занятие. 14 Композиционное 2 8 10 решение рисунка. 15 Практическое занятие. Графика, как вид 1 7 Практическое 8 изобразительного занятие. искусства. 16 Проведение и участие: По плану работы ДТ Выставка -в выставках и конкурсах разного уровня, - мастер-классы, - мероприятия ДТ. Итого: 26 118 144 2.2.Содержание тем программы. 2.3. Содержание учебно-тематического плана 1-го года обучения: Вводное занятие. Теория: Инструктаж по ТБ, правила поведения обучающихся в ДТ. Знакомство с группой детей. Основные материалы и инструменты, используемые в декоративно-прикладном творчестве. Правила безопасности и личной гигиены .Экскурсия по Дому детского творчества. Форма контроля: Устный опрос. Тема: Холодная цветовая гамма. Теплая цветовая гамма. Теория:Цветовой круг. Умение составить цвета путем смешивания двух основных; развивать зрительное восприятие цвета; внимательность, содействовать воспитывать аккуратности. Развивать навыки работы кистью Практика: 1 – Рисование зимнего пейзажа. 2 - Животные севера. 3 - Осенний пейзаж. 4 - Рисование египетской вазы с изображением символа этой страны. Формы контроля:Творческое занятие Тема: Цвет и оттенок. Смешиваем краски. Теория:Теплые и холодные цвета.Цветовой круг. Умение составить цвета путем смешивания двух основных двух основных; развивать зрительное восприятие цвета. Практика: 1 - Синий «Морской пейзаж». 2 - Жёлтый. Фрукты. Работа с натуры. 3 - Изобрази свой «Осенний пейзаж с закатом». 4 - Рисуем по желанию. Форма контроля:Практическое занятие. Тема: Работа с гуашью, и акварелью. Теория: Что такое гуашь (акварель)? Виды красок. Работа с гуашью. Техника работы красками (гуашью, акварелью). Разработка эскиза. Практика: 1 - Выполнение орнаментальной композиции. 2 - Выполнение декоративных полосок (тарелок). Формы контроля: Практическое занятие. Тема: Выразительные средства изображения: линия, точка, пятно, цвет. Теория: Виды линий: прямая, волнистая, ломаная, кривая. Практика: 1 – Изобразить волнистую, ломаная, кривая. (Ломаная линия – это геометрическая фигура, которая состоит из нескольких линий, соединенных последовательно своими концами; Волнистая линия–рисование волны с глубокими изгибами; Кривые линии – могут применяться в штриховании различных предметов). 2 – Мир природы. 3 – Радуга – дуга. 4 – Моё настроение. 5 – Деревья за окном. 6–Рисование по желанию. Форма контроля:Практическое занятие. Тема: Декоративно-прикладное искусство. Теория: Знакомство искусством,беседа.Народные родного края Каргополь, с декоративно-прикладным художественные промыслы России и (Жостово, Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Филимоново, Скопин, Михайлов, Сапожок, Рязань). Дымковская игрушка. Мастера украшения. Узор орнамент. Моя любимая чашка. Роспись. Тарелка. Роспись. Роспись кухонной доски. Практика: 1 - Дымковская игрушка 2 - Узор. 3 - Орнамент. 4 - Моя любимая чашка. Роспись. 5 - Тарелка. Роспись. 6 - Роспись кухонной доски. Формы контроля:Творческое задание. Ряжск, Касимов, Тема:Форма предметов. Теория: Рисунок с натуры. Предметы простой и сложной формы. Последовательность работы над рисунком. Тональная проработка формы. Градации светотени. Практика:Развивать чувство формы, объема и пропорций. Формы контроля:Практическое занятие. Тема:Художник и фантазия. Теория: Повторение и закрепление изученного материала о « теплых и холодных цветах, цветовом куге. Развивать эстетическое отношение к действительности, фантазии, умения творчески преображать формы реального животного мира в условно-декоративные. «Клякс графия», монотипия – отпечатывание, на что это похоже? Практика:Рисование карандашом ,красками. 1 -Сказочная Жар – птица. 2 -Кляксография. 3 –Монотипия. Формы контроля:Творческое занятие. Тема:Иллюстрация к сказке. Теория: Герои любимых сказок. Иллюстрация к сказке, рассказу. Практика: 1.Нарисуй своё любимое сказочное животное.Умение передать в рисунке смысловую связь между изображаемыми персонажами. Формы контроля:Индивидуальная беседа. Тема:Декоративное рисование. Эскиз матрешки. Теория:Народные художественные промыслы России и родного края (Жостово, Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Каргополь, Филимоново, Скопин, Михайлов, Ряжск, Касимов, Сапожок, Рязань). Практика:Самостоятельная роспись матрешки Формы контроля:Практическое занятие. Тема:Скульптура, как вид изобразительного искусства. Теория: Скульптура– объемное изображение. Знакомство с народными промыслами: изготовление посуды из глины. Дымковская игрушка. Практическое задание. Лепка. Фактура поверхности. Рельеф. Практика: 1-Объемное изображение. 2-Изображение посуды из глины. 3-Дымковская игрушка. Лепка. 4-Каргопольская игрушка. Лепка. 5-Рисуем пластилином. 6-Фактура поверхности .Рельеф. Формы контроля:Творческое задание. Тема:Работа с бумагой: аппликация, коллаж. Теория:Понятия «плоская аппликация», коллаж. Правила пользования ножницами, понятия «основа» и « фон». Практика: Выполнение осеннего пейзажа в технике коллаж, в смешенной технике. Подборцвета. Композиция «Чудо-дерево», «Жар- птица», «Полянка»(оформление работы в рамку). Формы контроля:Коллективная работа. Тема:Портрет. Теория:Развитие пропорции. зрительной памяти, глазомера. Учить соблюдать Пропорции головы. Практика:Умение доступными средствами передать сходство.Портрет мамы. Формы контроля:Практическое занятие. Тема:Композиционное решение рисунка. Теория: Размер рисунка и листа бумаги. Натюрморт «дары осени». Букет подсолнухов. Цвета весны. Земля – небо в пейзаже. Заполнение плоскости листа. «Аквариум». Работа на тонированной бумаге. Натюрморт. Расположение в пространстве – загораживание предметов. Практика: 1 – Конструктивное построение натюрморта с расположением в пространстве и загораживание предметов. 2 – Построение натюрморта из бытовых предметов с овощами. 3 - Пейзаж «Ранняя весна». 4 - Рисуем Аквариум. 2 - Иллюстрация к сказке, рассказы. 3 - Нарисуй своё любимое сказочное животное. 4- Сказочное дерево. Формы контроля:Практическое занятие. Тема:Графики, как вид изобразительного искусства. Теория: Выразительные средства графики. Работа тушью. Выполнение композиции по Японским мотивам. Практика: 1 – Выразительные средства графики. 2 - Работа тушью. 3 - Выполнение композиции по японским мотивам. 4 - Приёмы работы пером (краповый бисер). трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата. Формы контроля:Практическое занятие. Второй год обучения. Цель: Программа второго года предусматривает закрепление полученны знаний и их углубление. Подготавливает к применению направленных знаний и навыков в дальнейшем саморазвитии в сфере художественного искусства. Задачи: Образовательные: - познакомить обучающихсяс приёмами работы графическими и живописными материалами. - обучить основам изобразительной грамоты. - раскрыть понятие «рисунок», «живопись» и проиллюстрировать его особенности в изучаемых направлениях; - изучить основную терминологию изобразительного искусства; - научить владеть языком изобразительного искусства, посредством формирования художественных знаний, умений и навыков. - Освоение практических приёмов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции). Развивающие: - формирование у детей основ целостной эстетической культуры. - способствовать развитию художественно – творческих способностей, индивидуально выраженных познавательный интерес обучающих; - содействовать развитию потребности и способности к личной саморегуляции, регуляции своего психологического состояния, уровня притязаний, самооценки; - формирование художественных знаний, умений, навыков; - формирование у учащихся нравственно -эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве; - формирование практических навыков художественной деятельности, способности образовательного воплощения замысла в творческой работе. - Развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приёмов и решений в реализации творческих идей. Воспитательные: - способствовать развитию художественного вкуса; - воспитывать самостоятельность, творческую инициативу и социальную ответственность; - воспитывать чувство коллективизма; - Формирование эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества, как основу приобретения личностного опыта и самосозидания. Учебно-тематический план. (2-й год обучения) № Количество часов Тема занятий п\п Теория Практика Всего Формы Аттестации/ контроля 1 Вводное занятие. Инструктаж по Правила поведения обучающихся. работы с Устный опрос. ТБ. 2 - 2 13 14 Правила карандашом, кисточкой, красками. 2 Работа с красками. 1 Практическое занятие. 3 Холодная и теплая 1 19 20 цветовая гамма. 4 Цвет и Практическое занятие. оттенок. 2 8 10 Практическое Смешиваем краски. 5 занятие. Декоративно-прикладное 1 13 14 искусство. 6 работа. Композиционное решение 1 13 14 рисунка. 7 Творческая Практическое занятие. Художник и фантазия. 1 9 10 Индивидуальная беседа. 8 Форма предметов. 2 14 16 Практическое занятие. 9 Основные законы линейно- 1 9 10 воздушной перспективы. 10 Развитие Практическое задание. конструктивной 2 10 12 формы мышления. Практическое занятие. 11 Скульптура, как вид 2 18 20 изобразительного Творческое задание. искусства. 12 Работа с бумагой: 2 20 22 аппликация, коллаж, Коллективная работа. торцевание. 13 Портрет. 2 20 12 Практическое задание. 14 Графика ,как вид 2 16 18 изобразительного Практическое задание. искусства .Выразительные средства графики. 15 Изображение животных изобразительном искусстве. птиц и 2 в 10 12 Практическое задание. 16 Проведение и участие: По плану работы ДТ Выставка -в выставках и конкурсах разного уровня, - мастер-классы, - мероприятия ДТ -учебно-познавательные экскурсии Итого: 24 192 216 2.4.Содержание учебно-тематического плана 2-го года обучения. Вводное занятие. Вводное занятие. Теория: Инструктаж по ТБ, правила поведения обучающихся в ДТ. Практика: Правила работы с карандашом, кисточкой, красками. Форма контроля:Устный опрос. Тема:Работа с красками: Теория: Что такое краски? Виды красок. Роспись красками. Техника работа разными видами красок. Работа с контуром. Украшение свечи, подсвечник, сувенир. Практика:Развитие и закрепление навыков работы с красками, кистью Формы контроля:Практическое задание. Тема: Холодная цветовая и теплая цветовая гамма. Теория: Закрепление изученного материала о теплых и холодных цветах Практика: Рисование на тему: 1 – Зимняя сказка. 2 - Осенний пейзаж. 3 - Рисуем египетский орнамент. 4 - Нарисуй свой орнамент. 5 - Моя вообразимая фантазия. 6- Украшаем подсвечник. 7- Делаем сувенир. 8- Роспись красками на разделочных досках. 9-Роспись на вазе. Форма контроля:Практическое занятие. Тема:Цвет и оттенок. Смешение красок. Теория:Умение составлять составные цвета путем смешения двух основных; продолжать развивать зрительное восприятие цвета; внимательность, содействовать воспитанию аккуратности. Практика: Продолжать развивать навыки работы кистью. 1 – Синий «Морской пейзаж». 2 - Жёлтый. Фрукты. Работа с натуры. 3 - Нарисуй «Осенний пейзаж» 4 - Закат в пейзаже. 5 - Пейзаж «Летний луг». Формы контроля:Практическое занятие. Тема:Декоративно-прикладное искусство. Теория: Знакомство с декоративно-прикладным искусством. Мастера украшения. Узор, орнамент. Традиции русского народного костюма. Сарафан, кокошник. Практика: Самостоятельное составление узора для декоративного оформления. Развитие творческого воображения. 1 - Орнамент. 2 – Традиции русского народного костюма. 3- Рисуем костюм сарафан. Кокошник. 4- Нарисуй свои узоры. 5 – Мастера украшения. 6 - Узор. Формы контроля:Творческая работа. Тема:Композиционное решение рисунка. Теория:Понятие о композиции. Умение передать в рисунке свое эмоциональное отношению к сюжету. Определение места действия изображаемого. Практика:Уметь самостоятельно составить композицию 1 - Натюрморт «дары осени». 2 - Работа с натуры «Букет подсолнухов». 3 - Работа с натуры «Цвета весны». 4 – Заполнение плоскости листа «Аквариум». 5 - Работа на тонированной бумаге. Натюрморт. 6 - Расположение в пространстве – загораживание предметов. 7 - Цветок в вазоне на подоконнике с элементом интерьера ( окно с подоконником). Формы контроля:Практическое занятие. Тема:Художник и фантазия. Теория:Самостоятельный выбор сюжета. Умение передать в рисунке свое эмоциональное отношение к сюжету. Практика:Творческий выбор сюжета. Развитие творческих способностей, умение передавать в рисунке главное. 1 - Композиция. 2 - Декоративная композиция на белой или тонированной бумаге. 3 - Зимняя сказка. 4 - Подводный мир. 5 - Весенний ковер. 6 - Рисуем весенний календарь. 7 - Волшебная корзинка. Форма контроля:Индивидуальная беседа. Тема:Форма предмета. Теория: Предметы простой и сложной формы.Последовательность работы над рисунком. Тональная проработка формы. Градации светотени. Практика:Развитие глазомера, чувства объема, соблюдение пропорций. 1- рисуем с натуры 2 –Предметы простой и сложной формы. 3 -Последовательность работы над рисунком. 4 -Тональная проработка формы. 5 -Грации светотени. 6 - Рисунок с натуры: мяч. 7 - Рисунок с натуры: шар. 8 - Рисунок с натуры: ваза. 9 - Пропорции. 10 - Тёплый и холодный колорит. Формы контроля:Практическое занятие. Тема:Основные законы линейно-воздушной перспективы. Теория:Пространство на плоскости. Цвет в пространстве. Практика: Закрепление навыка проведения вертикальных, горизонтальных линий и навыка ровной заливки красками. Пейзаж: Осенний пейзаж, Мой край родной, Любимый уголок, Мои путешествия. 1 - Передаём пространство на плоскости. 2 – Цвет в пространстве. 3 – Осенний пейзаж «Мой край родной». 4 – Любимый уголок. 5 – Мои путешествия. Формы контроля:Практическое занятие. Тема:Развитие конструктивной формы мышления. Теория: Развитие пространственного мышления, творческого воображения Практика: Умение рисовать эскизы, наброски. Уметь компоновать. 1 - Мастера – строители «мой город». 2 - Мой дом. 3 – Мастера – строители «мой город». 4 – Учимся рисовать эскизы, наброски, компоновать. Форма контроля:Практическое занятие. Тема:Скульптура, как вид изобразительного искусства.Рельеф. Теория: Скульптура - объемное изображение. Знакомство с народными промыслами: Фактура поверхности. Рельеф. Практика:Продолжать развивать чувство формы, объема и пропорции 1 – Объёмное изображение. 2 - Знакомство с народными промыслами. 3- Фактура поверхности. Рельеф. 4 – Лепим из глины. 5 - Мелкая пластика (забавные зверюшки). 6 – Розетка. 7 - Детали лица. 8 - Голова и фигуры. 9 – Капители. Форма контроля:Творческое задание. Тема:Работа с бумагой: аппликация, коллаж, торцевание. Теория:Понятие техники торцевания. Понятие «основа», «фон» Практика: Уметь выполнять осенний пейзаж в технике коллаж, в смешанной технике. Подбор цвета. Подбор изображений людей, птиц, животных соответствующего размера. Знакомство с техникой торцевания, выполнение цветка, сувенира «кактус». Практика: 1- Выполнение осеннего пейзажа в технике коллаж. 2- Подбор цвета. 3- Подбор изображений людей. 4- Знакомство с техникой. 5- Выполнение цветка «кактус». 6- Аппликация. 7- Коллаж. 8- Учимся подбором изображать птиц. 9- Учимся подбором изображать животных. 10- Торцевание. Формы контроля:Коллективная работа. Тема:Портрет. Теория: Формирование умения рисовать фигуру человека, развитие творческого воображения, памяти. Практика:Умение доступными средствами передать сходство 1- Рисуем лицо человека. 2- Пропорции головы. 3- Моя семья; мой друг. 4- Моя семья на отдыхе. 5-Нарисуй празднование «Нового года» в кругу твоих близких. Формы контроля:Практическое занятие. Тема:Выразительные средства графики: Теория: Знать -точка, линия, пятно. Монохромное изображение: рисуем тушью, акварелью. Знакомство с искусством Японии и Китая. Практика:Закрепление навыка проведения вертикальных, горизонтальных линий. Умение передавать чувства цветом 1 – Точка, линия, пятно. 2 – Рисуем тушью. 3 – Рисуем акварелью. 4 - Знакомство с искусством Японии. 5 - Искусство Китая. 6 – придумай и нарисуй дворец того времени. 7 – рисование по желанию. Формы контроля:Практическое занятие. Тема:Цвет и оттенок. Смешение красок. Теория:Умение составлять составные цвета путем смешивания двух основных; продолжать развивать зрительное восприятие внимательность, содействовать воспитанию аккуратности. Практика:Продолжить развивать навыки работать кистью. 1 – Синий «Морской пейзаж». 2 -Жёлтый. Фрукты. Работа с натуры. 3 -Нарисуй «Осенний пейзаж» 4 -Закат в пейзаже. 5 -Пейзаж «Летний луг». Формы контроля:Практическое занятие. Тема:Изображение птиц и животных в изобразительном искусстве. цвета; Теория: Уметь рисовать птиц и животных, развитие глазомера, чувство объема соблюдение пропорций. Практика: Продолжить развивать навыки работы кистью, карандашом 1- Рисуем Африку с ее животным миром. 2- Люблю деревню. Сельский мотив. 3- Домашние животные. 4- Изучаем анатомию представительно. 5- Пропорции изображаемого животного. 6- Характерное строение; структура шерсти. Формы контроля:Практическое занятие. III. Организационно-педагогические условия. 3.1. Методическое обеспечение программы: Организация процесса обучения должна подчиняться определенным педагогическим требованиям, учет которых будет способствовать более эффективному достижению поставленных целей, а также созданию благополучного эмоционально-психологического климата в детском коллективе. Для освоения программы воспитанниками (обучающимися) используются: Методы организации занятий: -словесные: объяснение тем, новых терминов и понятий, обсуждение, беседа, рассказ, анализ выполнения заданий, комментарий педагога. -наглядные: демонстрация педагогом образца выполнения задания, использование иллюстраций скульптур, зданий архитектуры, репродукций картин художников; видеоматериалы, презентации, материалы с сайтов и т.д. -репродуктивный метод –метод практического показа. Методы, обеспечивающие уровень деятельности на занятиях: -объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию; -репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и особенные способы деятельности; -частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; -проектно-исследовательский – творческая работа обучающихся. Методы, обеспечивающие организацию деятельности детей на занятиях: - фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися; -коллективный – организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми; -индивидуально-фронтальный– чередование индивидуальной и фронтальных форм работы; -групповой – организация работы по группам (2-5 человек); -индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий. Конкретные проявления определённого метода на практике – приём игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог, анализ, показ и просмотр иллюстраций, работа по образцу. Тренинг. Дидактический материал: бумага (бумагопластика); пластилин и масса для лепки (рельеф, скульптура); палочки (граттаж); природный материал; тушь (кляксография); восковые мелки (графика); акварель; поролон, кисточки, штампы, трафареты; фигурки из дерева, картона, пластика (деревья, цветы, фигуры людей, фрукты и овощи), серия художественных альбомов «Искусство детям»: Графические орнаменты. Акварельные цветы. Необыкновенное рисование. Дымковская игрушка и т. д.; разработки игр и занятий. Методические рекомендации для педагога и родителей. Основные части занятия: • введение – создание эмоционального отношения к работе, • обсуждение пройденного ранее материала; • знакомство с новым материалом – беседа, рассматривание дидактических материалов, • подготовка к совместной или самостоятельной деятельности; • творческая деятельность детей; • выставка-просмотр работ, анализ результатов, подведение итогов занятия. III. Организационно-педагогические условия. 3.2 .Условия реализации программы. Механизм реализации программы: Общеобразовательная общеразвивающая программа строится по ступеням: Ступень (правдоподобного изображения в живописи и ДПИ). 11-12 ЛЕТ Ступень формы и линии в рисунке. 9-10 ЛЕТ Ступень экспериментирования (Основы ИЗО). 7-8 ЛЕТ 1.Ступень экспериментирования дети начинают рисовать каракулями, держать карандаш, кисти, смешивать цвета, пробуют рисовать различными линиями, пытаются передать настроение, наблюдения и впечатления в образах.(7-8 лет). 2. Ступень возникающего чувства формы и линии когда в рисунках передаются формальные взаимоотношения частей при сохранении схематического изображения.(9-10лет). 3.Ступень правдоподобного изображения, при котором исчезает схема, но рисунок имеет вид силуэта или контура, пластического изображения, которая проявляется у детей, когда воспитанники в состоянии передать в изображении особенности светотени, перспективы, движения.(11-12 лет). Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов, при которых в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного творчества у обучающихся развиваются творческие начала: • БушковаЛ.Ю. «Поурочные разработки»; • Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд с 1 по 4 классы», Соколова О.Ю. «Секреты композиции»; • Ткаченко Т.Б. «Лепим из пластилина»; • Стародуб К.И. «Лепим из пластилина»; • Кудейко М.В. «Необычные способы рисования для больших и маленьких фантазёров». 3.3.Список литературы. • Алан Гир и Барри Фристоун Роспись по стеклу. М.: АРТ-РОДНИК, 2004. • Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.3-е изд. М.: Просвещение, 1991. • Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству - М.: Творческий центр сфера, 1999. • Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты-М.: Учебная литература, 1998. • Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах.-М.: Просвещение, 1984. • Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1-2 кл. Учебник.- М.: Дрофа, 1995. • Кузин В.С. Изобразительное искусство. 7-8 кл. Учебник.- М.: Дрофа, 1997. • Кузин В.С. Изобразительное искусство. 3-4 кл. Учебник.- М.: Дрофа, 1997. • Ломоносова М.Т. Графика и живопись.: Учеб.пособие.- М: ООО Издательство АСТ,2003 • Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 классы – М.: Просвещение, 1991. • Претте М.К, Капальдо А. Творчество и выражение 1 – М.: Советский художник,1985. • Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе.- М.: academia 2003. • Соколова.О.Ю. Секреты композиции: для начинающих художников – М.: Астрель. АСТ. 2005. • Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Лепим из пластилина. – Ростов-н\Д :изд-во Феникс,2003. • Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла.М.:АСТ-ПРЕСС,1999. Список литературы для обучающихся: • Дюбоск Д. Как рисовать перспективу.- Минск, ООО "Попурри", 2001. • Дрезнина М.Г. Каждый ребенок - художник. Обучение дошкольников рисованию.+ рабочая тетрадь (Учимся рисовать. Обучение композиции.) Издательство: Ювента, 2002, 2003. • Карл Вёрман. История искусства всех времен и народов. Издательство: Полигон, 2000. • Кудейко М.В. Необычные способы рисования для больших и маленьких фантазеров. • Лыкова И.А. Вот моя деревня! Рисуем красками. Издательство: Карапуз • Лыкова И.А. Чудесныеписанки. Издательство: Карапуз, 2007. • Лыкова И.А. Золотая хохлома. Издательство: Карапуз,2007. • ПреттеМ.К.Капальдо А. Творчество и выражение 1 – М.: Советский художник,1985. • Претте М.К. Капальдо А. Творчество и выражение 2 – М.: Советский художник,1985. • Содействие, 2007. Жанр: Учебное пособие. Серия: Рисование для всех. • Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Лепим из пластилина. – Ростов-н\Д: издво Феникс,2003. • Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла.М.:АСТ-ПРЕСС,1999. • Шалаева Г.П. Издательство: АСТ- Слово. Серия: Хочу стать художником, 2009. Интернет-ресурсы: • http://www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/metod_izo.html • http://kidsmoy.su/index/netradicionnye_tekhniki_risovanija/0-44 • http://pro-risunok.ru/ • http://www.koob.ru/draw/ • www.alleng.ru/edu/art3.htm • https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-risovaniyu-1055731.html