Содержание: 1. Пояснительная записка__________________________________3 2. Цель и задачи__________________________________________4 3. Учебно-тематический план_______________________________5 4. Содержание учебно-тематического плана 1 год обучения_____ 7 5. Содержание учебно-тематического плана 2 год обучения_____10 6. Содержание учебно-тематического плана 3 год обучения_____13 7. Требования к учащимся 1, 2, 3 годов обучения______________14 8. Контрольно-измерительные материалы____________________ 15 9. Методические указания_________________________________ 17 10. Информационное обеспечение программы________________ 19 Пояснительная записка Хореографическое искусство учит детей красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость. Благодаря систематическому и последовательному хореографическому образованию и воспитанию учащиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитее танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства. Занятия в хореографических коллективах всегда привлекают большое количество детей. В современном обществе благодаря театрам, телевидению танцевальное искусство стало очень популярно. Таким образом, создание и реализация данной программы стало необходимостью. Программа предусматривает систематическое и последовательное обучение детей искусству хореографии. При составлении программы использовала материалы из книги «Непрерывное дополнительное художественное образование в области хореографии». Данная книга является сборником примерных учебных программ по хореографии, издана ФГОУ ВПО ВСГАКИ, кафедрой хореографии. Программа сочетает тренировочные упражнения и танцевальные движения классического, народного, современного танцев, что способствует развитию танцевальности учащихся. Теоретические сведения по музыкальной грамоте даются непосредственно в процессе занятий и в ходе работы над подстановками. Программа дана по годам обучения. На каждый год обучения предполагается определенный минимум знаний, навыков, сведений по хореографии. Программа разделена на семь основных разделов, но в связи со спецификой занятий, границы их сглаживаются: на одном занятии могут изучаться элементы классического танца, народное движение и современная пластика. В связи с тем, что программа направлена на работу с детьми, больше используются танцевальные движения при минимуме тренировочных упражнений. Вместе с тем в основе преподаваний классического, народного танцев лежит профессиональная методика, без которой учащиеся не смогут получить необходимые навыки. В первый раздел включены коллективные ритмичные упражнения. На первом году обучения они строятся на шаге и беге в различных рисунках, ориентация детей в пространстве и времени. Во втором разделе – элементы классического танца. Материал построен по степени сложности усвоения, упражнения подготавливают к более сложным движениям физическими нагрузками, укрепляют мышцы спины, ног, способствуют развитию координации. Третий раздел – элементы народно-сценического танца – включают танцы разных народов. Материал в этом разделе может заменяться в связи с тематическими задачами учебного года. Четвертый раздел – основы современного танца – продиктован желанием детей заниматься современной пластикой движения, репертуар этого раздела меняется со сменой моды на стили современного танца. Постановочная и репетиционная работа пронизывает весь учебновоспитательный процесс и имеет цели эстетическое воспитание, развитию творческих и актерских способностей учащихся, углубленное понимание содержательности танцевального образа. В процессе дети приходят к выводу, что хореография – это содержательное искусство, требующее знаний, умений, техники, выразительности. Программа рассчитана на детей с 10 до 16 лет, дети в коллектив принимаются все без исключения, в группе должно быть 10-20 человек, в зависимости от возраста. Первый и второй год обучения по 2 часа два раза в неделю, третий и последующие по 2 часа три раза в неделю. Программа призвана преодолеть однобокость чисто танцевального образования приобщить детей к искусству хореографии в широком смысле: прослушивание классической музыки, просмотр лучших хореографических постановок, посещение театров и концертов с дальнейшим обсуждением увиденного и услышанного. Воспитывать чувства взаимопомощи, взаимоуважения в коллективе . Будит желание дарить людям радость своими выступлениями. Программа по хореографии. Цель: Приобщение детей к искусству хореографии, развитие художественного вкуса, потребностей и интересов, имеющих общественнозначимый характер. Задачи: 1. Обучающие: Расширить кругозор, познакомить с различными направлениями и стилями хореографического искусства; Освоить простейшую терминологию классического танца; Освоить технику выполнения движений; Знать и уметь соблюдать правила выполнения элементов в комбинациях, этюдах, танцевальных номерах. 2. Развивающие: Развить специальные музыкальные способности; Развить общие физические и специальные танцевальные способности; Развитие интереса к творчеству. 3. Воспитывающие: Научить ответственному отношению к занятиям хореографией; Привить общую культуру, эстетический вкус, нормы поведения; Будить в детях творческую и общественно-полезную активность. Требования к учащимся первого года обучения 1. Двигаться в такт, музыке сохраняя красивую осанку. 2. Уметь легко шагать с носка на пятку. 3. Уметь вовремя начинать и заканчивать движение. 4. Чувствовать характер музыки, уметь передавать его в движении. 5. Иметь навык выполнять движения по показу. 6. Освоить основные движения, согласно программе и репертуара. 7. Знать позиции рук и ног классического танца. 8. Уметь тянуть носки. 9. Выполнять большое количество прыжков, танцевальных шагов. 1. 2. 3. 4. Требования к учащимся второго года обучения Знать точные правила выполнения элементов классического танца. Освоить элементы классического танца лицом к станку. Знать схемы выполнения комбинаций упражнений у станка. Иметь навык выворотного приложения ног. 5. Уметь заучивать и точно выполнять движения в этюдах, танцевальных композициях. 6. Уметь осознанно достигать намеченных результатов в развитии специальных танцевальных способностей. 7. Иметь начальные навыки выступления перед зрителями. Требования к третьему году обучения 1. выполнять точно по правилам элементы классического танца на середине зала и у опоры; 2. владеть специальными танцевальными навыками; 3. владеть терминологией классического экзерсиса в объеме программы; 4. иметь навык выступлений перед зрителями; 5. владеть умением выразительного исполнения танцевальных композиций; 6. иметь устойчивый интерес к хореографии самостоятельно добиваться индивидуальных результатов; 7. уметь оказывать взаимопомощь друг другу строить доброжелательные отношения внутри коллектива; 8. быть примером для младших студийцев. Контрольно-измерительные материалы: 1. Диагностика. Параметры уровня развития: Специальные способности: шаг 1-5 баллов; прыжок 1-5 баллов; гибкость 1-5 баллов; Танцевальные способности: координация 1-5 баллов; музыкальность 1-5 баллов; артистизм 1-5 баллов; Творческие способности: воображение 1-5 баллов; сценичность 1-5 баллов. 1 год обучения: 20-25 баллов – низкий уровень развития; 25-30 баллов – средний уровень развития; 30-40 баллов – высокий уровень развития; 2 год обучения: 25-30 баллов – низкий уровень развития; 30-35 баллов – средний уровень развития; 35-40 баллов – высокий уровень развития; 3 год обучения: 30-34 баллов – низкий уровень развития; 34-39 баллов – средний уровень развития; 40 баллов – высокий уровень развития. 2. Открытый урок. 3. Концертная деятельность Цели и задачи первого года обучения. Цель: Приобщение детей к искусству хореографии, развитие художественного вкуса, потребностей и интересов, имеющих общественнозначимый характер. Задачи: 4. Обучающие: Расширить кругозор, познакомить с различными направлениями и стилями хореографического искусства; Освоить простейшую терминологию классического танца; Освоить технику выполнения движений; Знать и уметь соблюдать правила выполнения элементов в комбинациях, этюдах, танцевальных номерах. 5. Развивающие: Развить специальные музыкальные способности; Развить общие физические и специальные танцевальные способности; Развить интереса к творчеству. 6. Воспитывающие: Научить ответственному отношению к занятиям хореографией; Привить общую культуру, строгий вкус, нормы поведения; Будить в детях творческую и общественно-полезную активность. Учебно-тематический план 1 год обучения № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Разделы программы Часы Теория Практика Азбука музыкального движения Азбука классического танца Элементы народносценического танца Основы современного танца Постановочная работа Репетиционная работа Мероприятия воспитательного характера 22 4 18 24 20 4 4 20 16 24 10 34 10 2 1 - 22 9 34 10 Содержание программы 1 год обучения I. Азбука музыкального движения: Теория музыки: понятие темп, ритм, мелодия, регистр. Исходные положения и перестроения: колонна, шеренга, круг, змейка, диагональ. Координация и ориентация в пространстве: влево, вправо, вперед, назад, по точкам. Общеукрепляющие упражнения на середине и у опоры. Прыжки: с поджатыми ногами, синкопированные и т.д. Бег: легкий, танцевальный. II. Азбука классического танца: Теория: понятие красивой осанки, танцевального шага, выворотности, позиции рук и ног. Упражнения у станка (лицом к станку): a) Деми плие по 1, 2, 5 позиция ног; b) Батман тандю вперед и в сторону по 1, 5 позициям; d) рон де жамб пар тер по 1 позиции, по точкам; Упражнения на середине: a) Позиции рук: подготовительная 1, 2, 3; b) Повороты по точкам на полупальцах; c) Деми плие по 1 позиции; Портерный экзерсис. III. Элементы народно-сценического танца: Русский танец позиции рук: 1, 2, 3, на талии. Шаги: с носка, с притопом. Припадания на месте. Выведение ноги на каблук. Ковырялочка. Присядка. Тройной притоп. IV. Основы современного танца: Разминки у станка с использованием современной пластики. Освоение шагов: шаг крестом, основной шаг, двойная смена ног, фронтальный шаг. Изоляция. Знакомство со стилями современного танца. Простые композиции. V. Постановочная работа: Знакомство с постановкой. Понятия: завязка, основная часть, кульминация, развязка. Разбор связок под счет. Разбор рисунков танца. Исполнение композиции под музыку. VI. Репетиционная работа: Заучивание наизусть. Доведение композиции до совершенствования. Выработка сценического образа танца. VII. Мероприятия воспитательного характера: Посещение театров, концертов, с дальнейшим обсуждением увиденного. Беседы на воспитательные темы. Выступления на радость людям. Цели и задачи второго года обучения. Цель: Приобщение детей к искусству хореографии, развитие художественного вкуса, потребностей и интересов, имеющих общественнозначимый характер. Задачи: 1. Обучающие: Расширить кругозор, познакомить с различными направлениями и стилями хореографического искусства; Освоить простейшую терминологию классического танца; Освоить технику выполнения движений; Знать и уметь соблюдать правила выполнения элементов в комбинациях, этюдах, танцевальных номерах. 2. Развивающие: Развить специальные музыкальные способности; Развить общие физические и специальные танцевальные способности; Развить интереса к творчеству. 3.Воспитывающие: a. Научить ответственному отношению к занятиям хореографией; b. Привить общую культуру, строгий вкус, нормы поведения; c. Будить в детях творческую и общественно-полезную активность. Учебно-тематический план 2 год обучения № п/п 1. 2. 3. Разделы программы Часы Теория Практика Азбука музыкального движения Азбука классического танца Элементы народно- 22 2 20 24 20 4 4 20 16 4. 5. 6. 7. сценического танца Основы современного танца Постановочная работа Репетиционная работа Мероприятия воспитательного характера 24 12 32 10 2 1 - 22 11 32 10 Содержание программы 2 год обучения I. Азбука музыкального движения: Повторение всего материала 1 года обучения. Акцентировка на сильную долю такта в движениях. Вступление к музыке, заключительные аккорды (понятия). Музыкальная структура движений. Прыжки: с акцентами, в комбинациях, в поворотах. ОРУ, силовые упражнения. II. Элементы классического танца: Повторение изученного в более ускоренном темпе. Подготовительные движения рук (препарасьон). Закрывание рук. Прыжки с двух ног на две по позициям: подготовка к взлету, толчок, взлет, фиксация положения ног, приземление, фиксация ног после прыжка. Деми плие боком к станку по 1, 2, 3, 4, 5 позициям. Батман тандю с 5-ой позиции боком к станку вперед, назад. Батман тандю жете лицом к станку. На середине: тоже, что у станка. Па куррю – мелкий бег вперед, назад. III. Элементы народно-сценического танца: Станок: подготовительные движения рук, полуприседание и полное приседание по 1, 2, 3, 4, 5 открытым позициям, плавные и резкие. Переступание и ковырялочка разучиваются у станка заново. Скольжение по ноге, подготовка к веревочке. Упражнения на середине: повторение и закрепление элементов русского танца. Фигуры: звездочка, круг, карусель, цепочка. Ходы: простой шаг с продвижением вперед, назад. Притопы, дроби: мелкая непрерывная, молоточки. IV. Основы современного танца: Танец – модерн: некоторые положения рук, ног, связки. Эстрадный танец под популярную музыку: простые связки в хорошем темпе. Хип – хоп: основные шаги. Импровизация под музыку разных направлений. V. Постановочная работа: Повторение теории. Разбор в медленном темпе. Разбор рисунков. Исполнение под музыку. VI. Репетиционная работа: Доведение постановки до совершенства. Работа на сцене. VII. Мероприятия воспитательного характера: Посещение музеев, театров, концертов. Беседы. Прослушивание музыки. Труд и выступления на радость людям. Цели и задачи третьего года обучения. Цель: Приобщение детей к искусству хореографии, развитие художественного вкуса, потребностей и интересов, имеющих общественнозначимый характер. Задачи: 4. Обучающие: a. Расширить кругозор, познакомить с различными направлениями и стилями хореографического искусства; b. Освоить простейшую терминологию классического танца; c. Освоить технику выполнения движений; d. Знать и уметь соблюдать правила выполнения элементов в комбинациях, этюдах, танцевальных номерах. 5. Развивающие: a. Развить специальные музыкальные способности; b. Развить общие физические и специальные танцевальные способности; c. Развить интереса к творчеству. 6. Воспитывающие: a. Научить ответственному отношению к занятиям хореографией; b. Привить общую культуру, строгий вкус, нормы поведения; c. Будить в детях творческую и общественно-полезную активность. Учебно-тематический план 3 год обучения № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Разделы программы Часы Теория Практика Азбука музыкального движения Азбука классического танца Элементы народносценического танца Основы современного танца Постановочная работа Репетиционная работа Мероприятия воспитательного характера 24 2 22 36 34 4 2 32 32 42 21 42 17 4 2 - 38 19 42 17 Содержание программы 3 год обучения I. Азбука музыкального движения: Повторение материала первого и второго года обучения. Динамические оттенки: форте, меццо-форте, фортиссимо, пиано, меццо-пиано, пианиссимо. Крещендо – усиление, диминуэндо – ослабление. Ритмическая гимнастика. II. Элементы классического танца: Закономерности координации движения рук и головы в пор де бра. Повторение изученного. Станок: батман тандю по 5-ой позиции во всех направлениях. Рон де жамб пар тер – ан деор и ан дедан. Середина: гранд плие 1, 2 позиции, батман тандю по 1-ой позиции, пор де бра. III. Элементы народно-сценического танца: Повторение, уточнение, усовершенствование. Дробь с подскоком. Веревочка: простая и с переступанием. Комбинация присядов, притопов. Украинский танец: притоп, выхалясник, вращение на подскоках, положение рук, «голубцы». IV. Основы современного танца: Основные шаги джаз-стрит. Основные шаги хип-хоп. Клубные танцы. Импровизация. V. Постановочная работа: Разбор в медленном темпе. Разводка танца. Работа под музыку. VI. Репетиционная работа: Уточнение каждого движения. Заучивание наизусть. Выработка сценического образа танца. VII. Мероприятия воспитательного характера: Беседы, выступления, массовые мероприятия. Подшефные работы с младшими группами. Методические указания. Особенностью хореографического искусства является то, что конечный продукт – танец – это исключительно трудоемкая коллективная творческая работа. В которой сплетены усилия педагога – хореографа, коллектива детей, художника по костюмам, спонсоров, родителей, общественности.… Поэтому для успешной реализации программы необходимо объединить эти силы, заинтересовав их перспективой развития коллектива, создавая особую атмосферу сотрудничества, психологического комфорта. Особенно важно выстроить структуру коллектива: младшая, средняя и старшая группы. Такая структура обеспечивает преемственность поколений, создает условия для постоянного творческого роста коллектива. Необходимо выстраивать взаимодействие между старшими и младшими студийцами в виде совместных занятий, постановок, воспитательных мероприятий. При такой работе у старших ребят вырабатываются качества ответственности, заботливости о малышах, а маленькие танцоры учатся трудолюбию, терпению у взрослых, таких ловких и красивых артистах сцены. Несмотря на ярко выраженный коллективный характер танцевального искусства, каждый ребенок должен получит все условия для самоудовлетворения, самореализации, личного успеха. Приоритетами в работе должны быть охрана физического, социального и психического здоровья ребенка. Для того, чтобы реализовать эти приоритеты нужно соблюдать принципы: добровольности включения детей в художественную деятельность; веры в возможности и перспективы развития личности ребенка: учет индивидуальных вкусов и предпочтений ученика. Каждый учебный год, для всех возрастных групп необходимо выстроить репертуарный план и возможные перспективы, связанные с его исполнением. В данной программе предусмотрено, что для одной возрастной группы можно создавать танцы разного профиля: -игровые, сюжетные, танцевальные. Использовать разные виды танцевальной образности: -танец-действие, танец-переживание, психологический танец. При выборе музыкального материала предпочтение нужно отдавать мелодиям, воспитывающим хороший вкус, учитывать возрастные особенности. Постепенно создавая копилку любимых, узнаваемых ребятами музыкальных произведений. Создавая танцевальные произведения необходимо в расчете на весь коллектив, так как выступления на сцене для ребенка – высшая награда за труд, самое яркое событие в студийной жизни и демонстрация своего успеха перед обществом. Наряду с такими постановками для особо одаренных воспитанников можно запланировать сольные или групповые танцевальные номера. Занятия должны быть наполнены радостью общения с красотой музыки и движения, эстетическим наслаждениям, радостью усвоения нового, удивлением от гармонии самого себя в движении под музыку. Занятия не должны быть однообразными, не следует утомлять детей чрезмерноглубоким освоением танцевальной лексики. Систематические занятия, выстроенные по принципу от простого к сложному непременно приведут к намеченной цели. Для успешной работы по личностно-ориентированной технологии необходимо отслеживать уровень развития способностей к танцу. Наблюдения показывают наличие четырех категорий детей, начинающих заниматься хореографическим искусством: 1. Способные легко схватывать и запомнить предложенный материал, но не имеющих специальных данных. 2. С частично развитыми специальными способностями (шаг, прыжок, гибкость), но, как правило, не имеющих специальных данных. 3. Не обнаруживающие ни способностей, ни специальных данных, но страстно любящих танцевать. 4. Имеющие и данные и способности и любовь к танцам. Чтобы выровнять возможности детей. Иметь возможность вовлекать их в концертно-творческую деятельность, необходимо проводить диагностическое наблюдение за детьми, для того чтобы вовремя проводить коррекционно-педагогическую работу. Основным методом диагностирования является наблюдение, а так же тестирование на контрольных и открытых занятиях, анализ выступления на концертах. Информационное обеспечение программы: 1. Ваганова А.Я. Основы классического танца. М., 1999 г. 2. Непрерывное дополнительное художественное образование в области хореографии. Сборник примерных учебных программ. Улан –Удэ,2007г. 3. Васильев Е.А. Танец. М., 2001 г. 4. Капр П.О. О балете. М., 1998 г. 5. Русский танец. 1970-1980. М., 1999 г. 6. Ткаченко Т. Народные танцы. М., 1997 г. 7. Великова Э. Здесь танцуют. Рассказы о танцах. С-П., 2000 г. Фамилия имя Специальные способности Танцевальные способности Творческие способности шаг прыжок гибкость координация музыкальность артистизм воображение сценичность