Программа Славяне

1

I. Пояснительная записка
1.Основные характеристики программы:
1.1. Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа детский
хореографический ансамбль «Славяне» художественно-эстетической
направленности, является модифицированной и реализуется в МАУ ДО «Дом
творчества п. Селенгинск».
1.2. Актуальность подтверждается статистическими данными медицинских
учреждений п. Селенгинск, констатирующих факт роста количества

младшего

школьного возраста с нарушением осанки; опорно-двигательного аппарата;
заболеваний дыхательных путей. В процессе систематических занятий танцами у
детей вырабатываются новые качества движений (они становятся плавными,
естественными, непринужденными, выразительными), формируется грациозная
фигура, правильная осанка. В процессе обучения развивается физическая сила,
выносливость, ловкость и сила. Работа по программе дополнительного образования
помогает также эффективно решать проблемы детской гиподинамии, избыточного
веса, вызванного недостатком двигательной активности современных детей.
1.3. Отличительные особенности программы
Общеобразовательная

программа

«Славяне»

написана

на

основе

Дополнительной общеразвивающей программы «Хореография» Е.С. Лебедевой,
«Студия танца. Хореография» Антиповой О.Б., «Детский театр эстрады», В.В.
Кондратова «Программа вокально-хореографического ансамбля», А.И. Бурениной
«Ритмическая мозаика» и Т. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей»,
Оздоровительно-развивающая

программа

«Са-фи-дансе»

Фирилевой

Ж.Е.,

Сайкиной Е.Г, «Танцевальная ритмика для детей» Т. Суворовой.
В ходе образовательного процесса сочетаются различные методики
обучения. В данной программе используются теоретические идеи, методики и
разработки авторов: В.П. Сердюков, С.Е. Бахто, А.А. Борлов «Программа для
хореографических отделений школ искусств, хореографических школ», Л.С.
Шабакаева «Программа вокально-хореографического кружка «В мире искусства»,
Теоретико-методологической основой разработки программы являются основы
педагогической практики таких авторов как:
2

● Т. Барышниковой (азбука хореографии)
● А.Я. Вагановой (основы классического танца),
 мастер- класс «Методика преподавания танцевальных народных
движений для мальчиков» Андрей Кульманов.
● Мэтт Мэттокс (основы джаз-модерна)
● Марта Грэхэм, Д. Хамфри. (техника преподавания современных
направлений хореографии).
1.4. Педагогическая целесообразность программы.
Педагогическая целесообразность общеобразовательной общеразвивающей
программы определена тем, что ориентирует воспитанника на приобщение
каждого ребенка к танцевально-музыкальной культуре, применение полученных
знаний, умений и навыков хореографического творчества в повседневной
деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание
индивидуального творческого продукта. Применяются следующие принципы
обучения: доступность, последовательность, сотрудничество, дифференциация и
индивидуализация.
Новизна данной программы заключается в использовании наряду с
традиционными методиками обучения хореографии методов совершенствования
опорно-двигательного аппарата, коррекции осанки, технологий дыхательной
гимнастики.

Вспомогательные

корригирующие

упражнения,

дыхательная

гимнастика выполняются из разных положений: на спине и животе, сидя, стоя, на
коленях, стоя в полный рост. Упражнения, которые выполняются лежа на полу,
разгружают позвоночник, приучают детей сосредотачивать внимание на суставномышечных ощущениях и учат сознательно управлять мышцами своего тела. Дети
осваивают также правила полного расслабления тела. В результате выполнения
упражнений увеличивается гибкость суставов, эластичность мышц и связок, что
позволяет ребенку уверенней чувствовать себя в выполнении танцевальных
движений. Дети развиваются физически, совершенствуются двигательные навыки,
развивается способность самовыражения посредством танца.
Все занятия строятся по принципу общедоступности, без ущерба для
качества образовательного процесса. Волнообразное построение занятий позволяет
3

рационально чередовать трудные упражнения с легко выполнимыми, что позволяет
каждому ребенку почувствовать себя успешным в данном виде деятельности,
естественным образом поддерживать мотивацию трудной, но достижимой цели.
1.5.

Цель

программы:

Развитие

творческой

личности

ребенка

через

хореографическое направление.
Обучение детей танцу и развитие у них на этой основе творческих способностей
требуют от педагога не только знания определенной соответствующей методики,
но и предполагают наличие у него правильного представления о танце, как
художественной деятельности, виде искусства. Именно понимание природы танца,
позволяет педагогу более осмысленно и квалифицированно решать поставленные
задачи.
1.6. Задачи программы:
Развивающие:
– развивать гибкость, координацию движений, ловкость, силу
– повышать уровень физической подготовленности
-развивать общее мышление и фантазию
Воспитательные:
-формировать познавательный интерес и желание заниматься хореографией
–воспитывать любовь и уважение к искусству, понимание его эстетической
ценности.
- Воспитание любви и уважения к русской культуре, фольклору, культуре
народов мира.
Обучающие:
–познакомить детей с различными музыкально-ритмическими движениями в
соответствии с характером музыки
-обучить хореографическому искусству на материале современных танцев,
классической хореографии, современных танцев, народной хореографии
-Научить грамотному и выразительному исполнению танца
Валеологические:
- сохранение и укрепление здоровья
-развитие физических качеств
4

-укрепить физиологические системы организма (сердечнососудистую и
дыхательную).
1.7.Возраст учащихся, которым адресована программа
от 6-15 лет. (6-8 лет), (9-10), (11-12, 13-15). Группы формируются с учетом
возраста детей, также различаются по половому признаку; группа может
насчитывать от 10 до 12 человек; группа может состоять из участников какоголибо танца или этюда);
Вид детских групп: экспериментальные, состав постоянный.
1.8.Формы занятий:
Основной формой обучения является групповое занятие.
Формы организации учебных занятий: беседа, практическое занятие,
самостоятельная работа, творческие задания.
4. Технология проектного обучения
Внедряемая мною дополнительная образовательная программа обеспечивает
высокую личную заинтересованность каждого обучающегося в приобретаемых
знаниях. Хореографические занятия полны творческих заданий, приключенческих,
игровых и практико-ориентированных проектов. Ученики могут выполнять как в
группах, так и индивидуально.
С применением данной технологии совместно с воспитанниками были
созданы и реализованы следующие творческие проекты:
- «По станам и континентам» (мероприятие для школы): воспитанники
ансамбля «Славяне» готовили конкурсный творческий тематический танцевальный
номер для команд классов, в которых они обучаются.
- «Танцевальная карусель» (творческий годовой отчетный концерт): ребята
составляли программу концерта, придумывали сценарий, совместно с родителями
готовили концертные костюмы.
- Портфолио с использованием ЭОР

(электронные образовательные

ресурсы). В настоящее время, в ситуации внедрения и распространения обучения
нового стандарта в образовательных учреждениях, весьма актуальной становится
необходимость использования нового инструмента оценки учебных и творческих
5

достижений.

Таким

инструментом

является

портфолио

–

портфель

индивидуальных образовательных достижений.
2. Объем программы:
2.1. Объем программы
подготовительная группа 2 раза в неделю по 1 часу -72 часа.
младшая группа 3 раза в неделю по 2 часа -216 часов.
средняя группа 3раза в неделю по 2 часа -216 часов.
2.2.Срок реализации программы 3года.
III. Механизм реализации программы:
Механизмы и сроки реализации программы.
Для

общеобразовательной,

общеразвивающей

программы

детского

хореографического ансамбля «Славяне» организован в рамках трех этапов:
1 этап– накопление базовых знаний и навыков.
Срок реализации – 2 года (1 , 2 годы обучения)
2 этап – применение накопленных знаний в рамках урока и концертносценических мероприятий.
Срок реализации – 2 года (3,4 годы обучения)
3 этап – совершенствование исполнительского стиля.
Срок реализации – 2 года (5,6 годы обучения).
2.3.Режим занятий.
Согласно санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «О введении
в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов» СанПан
2.4.4.1251-03, младшая группа 3 раза в неделю по 2 часа (216 часов), средняя
группа 3раза в неделю по 2 часа (216 часов), подготовительная группа 2 раза в
неделю по 1 часу (72 часа).
3. Планируемые результаты
3.1. Планируемые результаты
По окончанию первого учебного года обучающиеся смогут
знать:
6

- названия танцевальных шагов, элементарных хореографических понятий,
элементов, позиций, комбинаций (эстрадного, народного направления);
- знать о положительной роли

хореографических занятий на общее

психологическое и физическое состояние организма;
Как правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку.
Иметь навык легкого шага с носка на пятку.
Приобрести пластику.
Знать позиции ног и рук классического танца.
Знать правила постановки ног у станка (при выворотной опоре).
Знать положение ног, сюр лек у де пье – «условное», «обхватное». Знать
разницу между круговым движением и прямым (на примере тандю и рон де жамб
пар тер).
Уметь:
- выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами и
характером музыки;
- следить за правильным положением рук, корпуса, ног и головы во время
движения;
- выполнять основные элементы детского и народного танцев: движения,
шаги, прыжки, хореографические комбинации, переходы и рисунки в простых
вариантах;
- выполнять комплексы ритмико-гимнастических, музыкально-ритмических
упражнений;
- уметь слушать музыку, понимать её характер, настроение
- уметь определять сильную и слабую доли, выражать их с помощью
пластики, мимики, жестов, движений.
Уметь тактировать руками размеры 2/4, 4/4, 3/4 при духтактовом вступлении,
вовремя начать движение и закончить его с концом музыкального предложения
(марш 4/4).
Уметь чувствовать характер марша (спортивного, строевого, походного) и
уметь передать его в шаге.
7

Уметь изображать

в танцевальном шаге повадки кошки, лисы, медведя,

зайца, выразить образ в родном эмоциональном состоянии – веселья, грусти и т.д.
Распознать характер музыки, уметь исполнить движения, ходы, элементы
русского танца.
Уметь исполнить переменный шаг.
Уметь правильно исполнить два подготовительных пор де бра.
По окончанию второго учебного года обучающиеся смогут знать:
Знать:
- правила постановки рук, группировки пальцев в классическом танце;
- позиции рук и ног классического и народного танца.
-выворотного положения ног,
-терминологию хореографических понятий,
Уметь правильно исполнять упражнения на станке,
Уметь-выполнять основные движения классического экзерсиса на основе
выработки мышечных ощущений, обеспечивающих наиболее правильное их
исполнение.
Требования к знаниям, умениям и навыкам
обучающихся 3-гои последующего года обучения года обучения
Знать:
- правила исполнения движений народного и классического танца у станка и
на середине.
- технику исполнения крутки, верчения, шэнэ.
- правильные названия упражнений на французском языке.
Уметь:
- правильно исполнить прыжки на середине зала,
- показать правильное и грамотное исполнение движений классического и
народного танца,
- продемонстрировать осмысленное владение позами народного танца;
- показать умение согласовывать свои усилия с коллективными усилиями
коллектива
- правильно исполнять экзерсис у станка и на середине зала;
8

- исполнять движения, сохраняя танцевальную осанку, выворотность;
- отличать каблучные от дробных выстукиваний
- исполнять крутки по диагонали, по кругу и в центре зала.
Для контроля знаний и умений по всем основным темам программы,
применяется следующий механизм отслеживания результатов обучения:
- блиц-опросы по итогам каждого занятия;
- наблюдение;
- открытые занятия;
- концертная деятельность.
3.2. Способы и формы проверки результатов
Диагностика основана на современных диагностиках («Диагностика уровня
музыкального и психомоторного развития ребенка» А.И. Буренина, «Тесты для
определения

специальных

хореографических

данных»

С.Л.

Слуцкая,

«Обследование уровня развития физических качеств» Н.В. Полтавцева)
Мониторинг результативности воспитанников и программы:
Диагностика уровня музыкально-двигательного
развития ребенка.
Координация, ловкость движений – точность движений, координация рук и
ног при выполнении упражнений. Для проверки уровня развития координации рук
и ног применяются следующие задания:
Упражнение 1. Отвести в сторону правую руку и в противоположную
сторону левую ногу и наоборот.
Упражнение 2. Поднять одновременно согнутую в локте правую руку и
согнутую в колене левую ногу (и наоборот).
Упражнение 3. Отвести вперед правую руку и назад левую ногу и наоборот.
3 балла - правильное одновременное выполнение движений.
2 балла - неодновременное, но правильное; верное выполнение после
повторного показа.
1 балл - неверное выполнение движений.

9

Творческие проявления - умение импровизировать под знакомую и
незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также
придумывать собственные, оригинальные «па».
Тест на определение склонности детей к танцевальному творчеству. Детям
предлагается под музыку (после предварительного прослушивания) изобразить
следующие персонажи: ромашку, пчелку, солнечный зайчик и т.п.
3 балл - умение самостоятельно находить свои оригинальные движения,
подбирать слова характеризующие музыку и пластический образ.
2 балл - движения его довольно простые, исполняет лишь однотипные
движения.
1 балл - ребенок не способен перевоплощаться в творческой музыкальноигровой импровизации;
Гибкость тела – это степень прогиба назад и вперед. При хорошей гибкости
корпус свободно наклоняется.
Упражнение «Отодвинь кубик дальше» (проверка гибкости тела вперед).
Детям предлагается сесть на ковер так, чтобы пятки находились у края ковра,
ноги прямые на ширине плеч, прижаты к ковру. У края ковра на полу между
ступнями ног расположен кубик. Следует наклониться и отодвинуть кубик как
можно дальше. Колени не поднимать, ноги должны оставаться прямыми.
Оценивается расстояние в сантиметрах от линии пяток до грани кубика, в которую
ребенок упирался пальцами. 3см и меньше – низкий уровень (1 балл), 4-7см –
средний уровень (2 балла), 8-11см – высокий уровень (3 балла).
Упражнение «Кольцо» (проверка гибкости тела назад). Исходное положение,
лѐжа на животе, поднимаем спину, отводим назад (руки упираются в пол),
одновременно сгибая ноги в коленях, стараемся достать пальцами ног до макушки.
3 балл – максимальная подвижность позвоночника вперед и назад.
2 балл – средняя подвижность позвоночника.
1 балл - упражнения на гибкость вызывают затруднения. Музыкальность –
способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства
выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом.
10

Оценивается

соответствие

исполнения

движений

музыке

(в

процессе

самостоятельного исполнения - без показа педагога).
Упражнение «Кто из лесу вышел?»
После прослушивания музыки ребенок должен не только угадать кто вышел
из лесу, но и показать движением. Закончить движение с остановкой музыки.
(отражение в движении характера музыки).
Упражнение «Заведи мотор».
Дети сгибают руки в локтях и выполняют вращательные движения. Под
медленную музыку - медленно, под быструю – быстро (переключение с одного
темпа на другой).
Упражнение «Страусы». Под тихую музыку дети двигаются, как «страусы».
Под громкую музыку «прячут голову в песок» (отражение в движении
динамических оттенков).
3 балла – умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и
заканчивать движение вместе с музыкой, передавать основные средства
музыкальной выразительности (темп, динамику)
2 балла – в движениях выражается общий характер музыки, темп; начало и
конец музыкального произведения совпадают не всегда.
1 балла – движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом,
ритмом, а также с началом и концом произведения.
Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение
передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки
и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг,
тревогу и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове.
Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что-то приговаривают,
после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей
мимика бедная, движения не выразительные. Оценивается этот показатель по
внешним проявлениям (Э-1, Э-3).
Детям предлагается изобразить «усталую старушку», «хитрую лису»,
«девочку, которая удивляется», «сердитого волка».
Развитие чувства ритма.
11

Ритмические упражнения – передача в движении ритма прослушанного
музыкального произведения. Эти задания требуют от детей постоянного
сосредоточения внимания. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется
становление

развернутой

(слитной)

речи,

она

невыразительна

и

слабо

интонирована; ребенок говорит примитивно используя короткие отрывочные
высказывания.
Упражнения с ладошками.
Педагог говорит детям, что он будет хлопать в ладоши по – разному, а дети
должны постараться точно повторить его хлопки.
Педагог сидит перед детьми и четвертными длительностями выполняет
разнообразные хлопки. Педагог должен молчать, реагируя на исполнение мимикой.
1. 4 раза по коленями обеими руками (повторить 2 раза).
2. 3 раза по коленям, 1 раз в ладоши (повторять до точного исполнения).
3. 2 раза по коленям, 2 раза в ладоши.
4. 1 раз по коленям, 1 раз в ладоши (с повторением).
1 балл - с ритмическими заданиями не справляется, не может передать
хлопками ритмический рисунок.
2 балла – выполняет лишь отдельные упражнения, с несложным
ритмическим рисунком.
3 балла – точно передает ритмический рисунок.
IV. Уровни развития ребенка в музыкально-ритмической деятельности.
Первый уровень (высокий 15-18 баллов) предполагал высокую двигательную
активность детей, хорошую координацию движений, способность к танцевальной
импровизации. Ребенок умеет передавать характер мелодии, самостоятельно
начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движение на каждую
часть музыки. Имеет устойчивый интерес и проявляет потребность к восприятию
движений под музыку. Хлопками передает ритмический рисунок.
Второй уровень (средний 10-14 баллов). Этому уровню свойственна слабая
творческая активность детей, движения его довольно простые, исполняет лишь
однотипные движения. Воспроизводит несложный ритм. Передаѐт только общий
характер, темп музыки. Умеет выразить свои чувства в движении. В образно 12

игровых движениях легко передает характер персонажа. Верное выполнение
упражнений на координацию после повторного показа движений.
Третьему уровню (низкому 6-9 баллов) соответствовали следующие
характеристики детей: они повторяют несложные упражнения за педагогом, но при
этом их повторы вялые, мало подвижные, наблюдается некоторая скованность,
заторможенность действий, слабое реагирование на звучание музыки. Движения не
отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и
концом произведения. Мимика бедная, движения невыразительные. Ребенок не
способен перевоплощаться в творческой музыкально-игровой импровизации. С
ритмическими

заданиями

не

справляется,

не

может

передать

хлопками

ритмический рисунок. Упражнения на гибкость вызывают затруднения.

II.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1.Учебно-тематический план.
Учебный план первого года обучения
№,
п/п
1
2

3
4

5
6
7

8
9

Название
раздела, темы
Вводное
занятие
Знакомство с
понятийным
аппаратом
Ритмика
Основы
классического
танца
Актерское
мастерство
Строевые
упражнения
Музыкальноподвижные
игры,
ритмические
упражнения
Креативная
гимнастика
Разучивание
танцевальных
связок

Кол-во часов

Формы аттестации
контроля

Всего

Теория

Практика

2

1

1

Наблюдение

6

3

3

Наблюдение

25
20

3
3

22
17

Опрос, тестирование

10

2

8

Наблюдение

20

3

17

Наблюдение

10

-

10

Наблюдение

4

1

3

Наблюдение

8,5

2,5

6

Наблюдение

13

10

11

12

Ориентация в
пространстве
Сценодвижение
Основы
партерной
гимнастики
Диагностика

15

2

13

Наблюдение

20

3

17

Наблюдение

3,5
144
часа

1
24,5 часа

2,5
117,5 часов

Тестирования, наблюдение

Учебный план второго года обучения
№,
п/п
1
2

3
4

5
6

7

8
9

10

11

12
13
14

Название
раздела, темы
Вводное
занятие
Знакомство с
понятийным
аппаратом
Просмотр
видеоматериала
Основы
классического
танца
Актерское
мастерство
Композиция.
Постановка
танца.
Основы
народного
танца
Креативная
гимнастика
Разучивание
танцевальных
связок
Основы
народносценического
танца
Основы
партерной
гимнастики
Диагностика
Концертная
деятельность
Основы

Кол-во часов

Формы аттестации
контроля

Всего

Теория

Практика

2

1

1

Наблюдение

6

3

3

Наблюдение

3

0,5

2,5

Обсуждение, опрос

20

3

17

Опрос, тестирование

10

2

8

Наблюдение

40

3

37

Наблюдение

20

2

18

Наблюдение

4

-

4

Наблюдение

10

Наблюдение

10

25

2

23

Наблюдение

20

3

17

Наблюдение

12

2

10

30

2

28

Тестирования, опрос,
наблюдение
Наблюдение

14

2

12

Наблюдение

14

современных
направлений в
хореографии
216
часов

25,5 часов

190,5часов

Учебный план третьего года обучения
№,
п/п
1
2

3
4
5
6

7
8
9

10

11

12
13
14

15

Название
раздела, темы
Вводное
занятие
Знакомство с
понятийным
аппаратом
Просмотр
видеоматериала
Классический
танец
Актерское
мастерство
Композиция.
Постановка
танца.
Народный
танец
Креативная
гимнастика
Разучивание
танцевальных
связок
Основы
народносценического
танца
Основы
партерной
гимнастики
Диагностика
Концертная
деятельность
Основы
современных
направлений в
хореографии
Акробатика

Кол-во часов

Формы аттестации
контроля

Всего

Теория

Практика

2

1

1

Наблюдение

6

3

3

Наблюдение

3

0,5

2,5

Обсуждение, опрос

5

0,5

4,5

Опрос, тестирование

10

2

8

Наблюдение

40

3

37

Наблюдение

20

2

18

Наблюдение

4

1

3

Наблюдение

10

-

10

Наблюдение

25

2

23

Наблюдение

20

3

17

Наблюдение

12

2

10

30

2

28

Тестирования, опрос,
наблюдение
Наблюдение

14

2

12

Наблюдение

15
216

5
29 часов

10
187 часов

Наблюдение

15

часов

Содержание I года обучения:
IРаздел «Вводное занятие»:
Теория: Правила техники безопасности, правила поведения в классе, знакомство с коллективом,
структурой занятия.Знакомятся с тем, что необходимо для занятий танцем (танцевальная форма,
обувь). Чем дети будут заниматься на протяжении трех учебных лет.
Практика: Показ национальных танцевальных движений народов России, детских танцев.
IIРаздел «Знакомство с понятийным аппаратом»
Теория:Понятие исходного положения, изучение позиций рук и ног, названия упражнений на
французском языке, изучение музыкальных терминов: ритм 2/4,4/4, классификация темпа, марш,
динамический оттенки, музыкальное предложение, фраза.
Практика:Постановка и позиции рук и ног, основы партерной гимнастики (пергибы и наклоны
корпуса, растяжки, упражнения на стопы)
III Ритмика
Теория:Характер музыки.
Практика:Березка, кувырки, стойка на лопатках, упражнения на развитие гибкости
позвоночника, растяжка, ходьба, бег, прыжки.
IV Основы классического танца
Теория:Понятие классического танца, понятие красивой осанки, танцевального шага,
выворотности стоп, растяжки. Правила исполнения позиций рук и ног в классическом танце.
Правила исполнения изучаемых элементов классического танца.
Практика: Экзерсис у станка, позиции ног I,II,V. Постановка корпуса в 1,2 позиции. Деми плие
1,2 5 позициях. Батман тандю (все направления) с 5 позиции. Пассе партер. Батман тандю жете
(все направления с 5 позиции).Ронд де жамб партер. Батман релеве. Перегибы корпуса. Все те же
упражнения у станка.
Vраздел: Актерское мастерство
Теория:Как стать актером, Профессия актера кино и театра: описание профессии, плюсы и
минусы.
Практика:Упражнения для мимики лица. Упражнение для начинающего актера, сценическая
речь.
VIраздел Строевые упражнения
Теория:Краткий словарь терминов строевых упражнений,Строевые приемы,
Практика: Построения и перестроения, способы ходьбы, передвижения, фигурной
маршировки,размыкания и смыкания, Построение в шеренгу и в колонну;
- Бег по кругу
- Перестроение в круг;
- Бег по ориентирам «змейкой»;
- Перестроение из одной шеренги в несколько;
- Перестроение «расческа».
VII разделМузыкально-подвижные игры, ритмические упражнения:
16

Практика:Хороводные игры,Игра «Надень шляпку», Игра «Танец на газетке», Игра «Замри»,
Игра «Чей бубен?», Игра «Кошки-мышки», «Фиксики»,
VIIIРаздел: Креативная гимнастика.
Теория:Понятие креативной гимнастики, образно-игровые движения или по-другому
упражнения с превращениями.
Практика: Пальчиковая гимнастика. Игроритмика, игрогимнастика и игротанец, музыкальнотворческие игры и специальные задания, Танцы, игры, упражнения для красивого движения,
образно-игровые упражнения, упражнения, направленные на развитие выдумки; воображения
творческой инициативы. «Море волнуется раз»; «Зеркало»; «Угадай кто я»; «Раз, два, три замри»,
«Ледяные фигуры»; «Создай образ»; «Я танцую»; «Художественная галерея»; «Магазин игрушек»;
«Ай, да я! Ходьба: бодрая, спокойная, на носках, на пятках, Бег: легкий Прыжковые движения с
продвижением вперед
- Ходьба: вперед и назад спиной, высокий шаг в разном темпе и ритме Бег: широкий (волк), Прямой
галоп
- Ходьба на четвереньках; Бег: острый; Поскоки
IX раздел:Разучивание танцевальных связок.
Практика:Танцевальные позиции ног: I, II, III; - Танцевальные позиции рук (подготовительная, I, II,
III);
- Выставление ноги на носок, пятку в разных направлениях;
- Полуприседы;
- Комбинации хореографических упражнений.
XОриентация в пространстве Сценодвижение
Теория:Н. Карпов «Уроки сценического движения»
Практика:Тренинги на сценические движения,
игра «Найди свое место»;
- простейшие построения: линия колонка;
- простейшие перестроения: круг;
- сужение круга, расширение круга;
- интервал;
- различие правой, левой руки, ноги, плеча;
- повороты вправо, влево;
- пространственное ощущение точек зала (1,3,5,7);
- движение по линии танца, против линии танца.
- простейшие построения: линия колонка;
- простейшие перестроения: круг;
- сужение круга, расширение круга;
- интервал;
- различие правой, левой руки, ноги, плеча;
- повороты вправо, влево;
- пространственное ощущение точек зала (1,3,5,7);
- движение по линии танца, против линии танца.
XIОсновы партерной гимнастики:
Теория:История развития партерной гимнастики как раздела ритмики.
История возникновения партерной гимнастики.Партерная гимнастика в хореографии.
Практика:
-упражнения для развития подвижности голеностопного сустава, эластичности мышц голени и
стоп;
- упражнения для развития выворотности ног и танцевального шага;
- упражнения для улучшения гибкости позвоночника;
- упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра;
- упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развития подвижности
локтевого сустава;
17

- упражнения для исправления осанки;
- упражнения на укрепление мышц брюшного пресса.
XII Диагностика:
Теория:
Практика:Диагностика музыкально-двигательных способностей детей дошкольного возраста.

VII. Содержание II года обучения:
IРаздел: Вводное занятие:
Теория:Что такое танец? Режим занятий, инструктаж поведения в Доме творчества.Откуда идут
его истоки? Как овладевают этим искусством? Узнают о том, как зародился танец, какие бывают
танцы, в чем их отличие. Практика:Демонстрация хореографических движений, для 2 года
обучения.
II Раздел: Знакомство с понятийным аппаратом:
Теория:Словарь терминов по народной хореографии
Практика: Практическое применение терминологии народной хореографии.
III Раздел:Просмотр видеоматериала:
Теория: Работа над ошибками выступлений ансамбля
Практика: Просмотр видео ведущих детских хореографических коллективов
IV Основы классического танца
Теория:Терминология классической хореографии.
Практика:Экзерсис у опоры или на середине.
1.demi plie - (деми плие)-неполное «приседание».
2.grand plie-(гранд плие)-глубокое, большое «приседание».
3.relevé-(релеве)-«поднимание»,поднимание в стойку на носках с опусканием в ИП в любой
позиции ног.
4.battement tendu-(батман тандю)-«вытянутый» скользящее движение стопой в положение ноги
на носок вперед, в сторону, назад с возвращением скользящим движением в ИП.
5.battement tendujeté-(батман тандю жете)«бросок»,взмах в положение книзу (25°, 45°) крестом.
6.demi rond-(демиронд)-неполный круг, полукруг (носком по полу, на 45ана 90° и выше).
7.rond dejambparterre-(ронд де жамб пар тер)-круг носком по полу круговое движение носком по
полу.
8.rond dejambenl'air-(ронд де жамб ан леер)-круг ногой в воздухе,стойка на левой правая в
сторону, круговое движение голенью наружу или внутрь.
9.en dehors -(андеор)-круговое движение от себя, круговое движение наружу в тазобедренном
или коленном суставе, а также повороты.10.en dedans-(андедан)-круговое движение к
себе,круговое движение внутрь.
11.sur lecoudepied-(сюрле ку де пье)-положение ноги на щиколотке (в самом узком месте
ноги),положение согнутой ноги на голеностопном суставе впереди или сзади.
12.battement fondu-(батман фондю)-«мягкий», «тающий»,одновременное сгибание и разгибание
ног в тазобедренном и коленном суставах.
13.battement frappe-(батман фрапэ)-«удар» -короткий удар стопой о голеностопный сустав
опорной ноги, и быстрое разгибание в коленном суставе (25°, 45°) в положение на носок или
книзу.
18

14.petit battement-(пти батман)-«маленький удар»-поочередно мелкие, короткие удары стопой в
положение ку де пье впереди и сзади опорной ноги.
15.battu- (ботю) -«бить» непрерывно, мелкие, короткие удары по голеностопному суставу только
впереди или сзади опорной ноги.
16.double- (дубль)- «двойной», • battementtendu - двойной нажим пяткой • battementfondu двойной полуприсед • battementfrapper - двойной удар.
17.passe-(пассе) - «проводить», «проходить», положение согнутой ноги, носок у колена: впереди,
в сторону, сзади.
18.relevelent- (релевелянт) - «поднимать» медленно, плавно медленно на счет 1-4 1-8
поднимание ноги вперед, в сторону или назад и выше.
19.battement soutenu-(батман сотеню)-«слитный»-из стоики на носках с полуприседом на левои,
правую скольжением вперед на носок (назад или в сторону) и скольжением вернуть в ИП.
20.développe-(девелопе) - «раскрывание», «развернутый»,из стоики на левои, правую
скользящим движением до положения согнутой (носок у колена) и разгибание ее в любом
направлении (вперед, в сторону, назад) или выше.
21.adajio-(адажио)-медленно, плавно включает в себя гранд плие, девелопе, релевелянт, все виды
равновесий, пируэты, повороты. Слитная связка на 32, 64 счета.
22.attitude-(аттетюд) - поза с положением согнутой ноги сзади, стойка на левой, правую в
сторону - назад, голень влево.
23.terboushon-(тербушон) - поза с положением согнутой ноги впереди (аттетюд впереди) стоика
на левои, правую вперед, голень вниз влево.
24.degaje-(дегаже)-«переход» из стойки на левой правую вперед на носок, шагом вперед через
полуприсед по IV позиции, выпрямляясь, стойка на правой, левую назад, на носок. Из стойки на
левой правая в сторону на носок, шагом в сторону через полуприсед по II позиции стойка на
правой, левая в сторону на носок.
25.grand battement-(гранд батман) - «большой бросок ,взмах» на 90° и выше через положение
ноги на носок.
26.tombée-(томбэ) - «падать» из стойки на носках в пятой позиции выпад вперед (в сторону,
назад) с возвращением в ИП скользящим движением.
27.picce-(пикке) - «колющий», стойка на левой правая вперед к низу, быстрое многократное
касание носком пола.
28.pounte-(пуанте) - «на носок», «касание носком» из стоики на левой , правая вперед, в сторону
или назад на носок взмах в любом направлении с возвращением в ИП.
29.balance-(балансе) - «покачивание»,маятниковое движение ног вперед кверху - назад книзу,
вперед - назад, вперед - назад кверху.
30.allongée-(аллянже) - «дотягивание», завершающее движение рукой, ногой, туловищем.
31.pordebras-(пор де бра) -«перегибы туловища»,наклон вперед, назад, в сторону. То же самое в
растяжке.
32.temps lie-(танлие)-маленькое адажио,1-полуприсед на левой,2 - правую вперед на носок, 3 перенести центр тяжести на правую, левую назад на носок, 4-ИП 5.то же самое в сторону и назад.
33.failli-(фай»)-«летящий», ИП - 5 позиция правая впереди. Толчком 2-мя прыжок вверх,
опускаясь в скрестный выпад левой в сторону, левая рука вверх, правая назад -толчком левой и
взмахом правой назад книзу прыжок вверх на 2 руки вниз. 34.allegro-(аллегро)-«веселый»,
«радостный»,часть урока, состоящая из прыжков, выполняемая в быстром темпе.
VIраздел:Актерское мастерство
Теория:Художественный образ. Законы актерской психотехники. Элементы системы
Станиславского.
19

Практика:Воплощение художественного образа в постановках танцев. Сценическое отношение
и внимание.
VIIКомпозицияПостановка танца.
Теория:Изучение предмета
Практика:разработка, сочинение, осуществление постановки танца, а также умения сохранить
лучшие образцы хореографического наследия для подготовки новых поколений хореографов.
VIIIОсновы Народного танца:
Теория:
Основные фигуры хороводов.
Орнаментальные хороводы.
Игровые хороводы.
Областные особенности исполнения орнаментальных и игровых хороводов.
Практика:Позиции ног.
Позиции и положения рук.
Положения рук в групповых танцах.
1. Круг
2. «Звездочка»
3. «Карусель»
4. «Корзиночка»
5. «Цепочка»
Движения рук.
Обращение с платочком (жен.)
Наиболее характерные положения рук с платочком у девушек.
Наиболее характерные положения рук у юношей.
Шаги (Простой –Переменный)
Дроби
Основные движения русского народного танца.
Пляска.
Одиночная (сольная) пляска.
Женская одиночная пляска.
Мужская одиночная пляска.
Парная пляска.
Перепляс.
Массовый пляс.
Групповая пляска.
Фигуры групповых плясок.
Русская кадриль.
Лансье.
Основные элементы русского народного танца.
IXраздел «Креативная гимнастика»
Практика:игроритмика, танцевально-игровая гимнастика, игротанцы, креативная, гимнастика,
игра-путешествие. группировка в положении лежа и сидя; перекаты вперед-назад; сед ноги врозь
широко; растяжка ног;упражнения, направленные на развитие выдумки; воображения творческой
инициативы. «Море волнуется раз»; «Зеркало»; «Угадай кто я»; «Раз, два, три замри», «Ледяные
фигуры» упражнения для развития мышечной силы и гибкости в образных и игровых
двигательных действиях. «Камушки», «Кочки», «Улитка», «Побежали пальчики», «Яблочко»,
«Бревнышко», «Бабочка», «Верблюд», «Корзинка», «Змеи», «Пантеры», «Рыбка», «Бегемоты».
Xраздел «Разучивание танцевальных связок»
Практика:Танцевальные связки в народной хореографии.
XIРаздел «Основы народно-сценического танца:
Теория: Направления народно-сценического танца. Отличия от народного танца.
20

Практика:Притопы – удары всей стопой в пол: , на сильную долю, одной ногой; двумя
ногами(«печатка»)
шаг - каблук 2. Дроби: Дробная дорожка Ключи в «две ноги», в «три ноги» (Курская обл.);
северная (Архангельская обл.); «пересек», «пересеки» (Белгородская обл.); сибирская
Иркутская обл.). 3. Ходы: шаркающий – скользящий; ход уральской «шестеры» ход сибирской
восьмерки; воронежский девичий ход; ход саратовской пляски «Карачанка». 1. «Гармошка». 2.
«Елочка».. «Припадания» 4. Ковырялочка. 5. Веревочка. 6. Моталочка. 7. Хлопушки и присядки
Характеристика и определение хоровода. Примеры игровых хороводов. Примеры орнаментальных
хороводов (по усмотрению преподавателя). 1. «Круг». 2. «Два круга рядом». 3. «Круг в круге», 4.
«Корзиночка». 5. «Восьмерка». 6. «Улитка». 7. «Змейка». 8. «Колонна». 9. «Стенка». 10. «Воротики».
11. «Гребень».
XI раздел: Основы партерной гимнастики:
Теория:Природные физические данные и их развитие, средствами партерной гимнастики.
Практика: Упражнения для стоп, упражнение на выворотности, упражнения на гибкость вперед,
развитие гибкости назад, силовые упражнения для мышц живота, силовые упражнения для мышц
спины, упражнения на развитие шага, прыжки.
XIIРаздел: Диагностика
Теория: Опрос детей по терминологии хореографии
Практика: Мониторинг музыкально-двигательных и ритмических способностей детей.
XIIIРаздел: Концертная деятельность:
Практика: Выступления на концертах, конкурсах различных уровней, мероприятиях поселка,
района, республики.
XIVРазел:Основы современных направлений в хореографии:
Теория:Изучение основ танцевальных движений
Практика:Элементы белорусского танца. (Основной ход из танца «Крыжачок» Полька с
поворотом из танца «Янка»,Основные движения танца «Бульба» и др).
Элементы карело-финского танца.

I.

Содержание 3 учебного плана:

IРаздел: Вводное занятие:
Теория: Прием детей, режим занятий, истоки форм русского народного танца, развитие форм
русского народного танца.
Практика: Демонстрация сложных дробей народного танца разных областей.
II раздел:
Теория: Знакомство с понятийным аппаратом. Терминология хореографических и музыкальных
терминов.
Практика:Практическое применение терминов в народных и классических танцах.
IIIРаздел: Просмотр видеоматериала
Теория: Обсуждение просмотренного видео, рефлексия,
Практика: Просмотр видео коллектива с конкурсов и мероприятий, ведущих коллективов России.
IV Раздел: Классический танец:
Теория: Историко-бытовой танец. Через прошлое в настоящее.
Практика: Дуэтный танец, Разучивание танцев:
Полонез, Венский вальс, Па де грасс, Полька-променад, Па зефир, Полька-шотландка, Па
’Эспань, Полька улица, Игровые танцы (летка-енка, ручеек, вальс с условием и др.), Блюз пинг,
Экосез, Полька-бабочка, Краковяк, Вальс Бостон, Турнидос, Танго «Париж».
VРаздел: Актерское мастерство
21

Теория:Элементы искусства перевоплощения.
Практика: Сценическое внимание, сценическая свобода, сценическая вера, сценическое
действие.
VIРаздел: Композиция. Постановка танца.
Теория:
Практика: Симметрия, асимметрия и объемностьв композиционном построении.Основные
виды хореографического рисунка .Хоровод. Основные фигуры хороводов. Север России
(Архангельская, Вологодская область) Сибирские танцыЦентральная Россия. Московская,
Рязанская,Владимирская, Калининская области юго-запад России Юг России Основы народного
танца
VIII Раздел: Креативная гимнастика.
Теория: Импровизация. Художественный образ в танцевальных этюдах.
Практика:Сочинение детьми хореографических связок с воплощением художественного образа.
IXРаздел: Разучивание танцевальных связок
Практика:Танцевальные связки в танцах различных областей.
XРаздел: Народно-сценический танец.
Теория:Русская пляска. Танцевальная лексика главное выразительное средство в пляске
Практика:Сольная пляска, парный пляс, перепляс, групповая пляска
Одиночная пляска, Женская одиночная пляска, Мужская одиночная пляска, Парная пляска
Перепляс Групповая пляска Массовый пляс.
XI Раздел: Партерная гимнастика
Теория:Влияние партерной гимнастики на основные группы мышц.
Практика: Практические суставные упражнения.
XIIРаздел: Диагностика
Теория:Тест на знание терминологии хореографии.
Практика: Музыкально-ритмические способности, воплощение художественного образа
XIIIРаздел: Концертная деятельность
Теория:
Практика:Выступления на различных мероприятиях поселка, района, республики. Участие в
конкурсах различного уровня.
XIV Основы современных направлений в хореографии:
Теория: История возникновения современных танцев. Роль в развитии детей.
Практика: Джаз;бальные танцы;стиль модерн;контемпорари;
XVРаздел: Акробатика:
Теория: Акробатика, как важный элемент в развитие детей в хореографическом направлении.
Практика:Акробатика с элементами хореографии (для девочек). Спортивная (для мальчиков)
акробатика.
22

III.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

3.1.

Методическое обеспечение программы:
Методы и технологии, используемые в образовательном процессе.
Методы и приемы обучения, используемые в хореографической работе с

детьми, можно условно разделить на наглядные, словесные и практические.
Наглядный метод включает в себя разнообразные приемы:
- образный показ педагога;
- эталонный образец - показ движения лучшим исполнителем;
- подражание образам окружающей действительности;
- приём тактильно-мышечной наглядности;
- наглядно - слуховой прием;
- демонстрация эмоционально-мимических навыков;
- использование наглядных пособий.
Показ действий, их последовательности выполнения применяются на
хореографических занятиях. Эти приемы раскрывают перед детьми задачу
предстоящей деятельности, направляют их внимание, память, мышление. Показ
педагога должен быть целостным, точным, эмоциональным. Необходимо, чтобы
дети увидели каждое движение, заметили особенности его выполнения. Каждое
свое действие педагог-хореограф обозначает словами, они дополняют движения,
характеризуют его направление.
Словесный метод состоит из многочисленных приемов:
- рассказ;
- объяснение;
- инструкция;
- лекция;
- беседа;
- анализ и обсуждение;
- словесный комментарий педагога по ходу исполнения танца;
- прием словесной репрезентации образа хореографического движения.
23

Практический

метод

обогащен

комплексом

различных

приемом,

взаимосвязанных наглядностью и словом:
- игровой прием;
- соревновательность и «переплясность»;
- использование ассоциаций-образов
- комплексный прием обучения;
-выработка динамического стереотипа (повторяемости и повторности
однотипных движений);
- фиксация отдельных этапов хореографических движений;
- сравнение и контрастное чередование движений и упражнений;
- прием пространственной ориентации;
- развитие основных пластических линий;
- музыкальное сопровождение танца как методический прием;
- хореографическая импровизация;
Для

успешного

усвоения

хореографических

движений

необходимо

учитывать возрастные особенности детей. Тем более, что их морфологическое и
функциональное развитие происходит неравномерно. Периоды ускоренного роста
чередуются с заметной стабилизацией. Наиболее благоприятным для развития
многообразных физических качеств является период, совпадающий с естественным
ускорением развития соответствующих способностей. Так, в возрасте 8-9 лет
ускоряется физическое развитие детей. Они быстро растут, у них увеличиваются
скорость и сила движений, улучшается равновесие. Кожно - мышечная
чувствительность позволяет ученикам более точно исполнять движения, связанные
со сгибанием и разгибанием корпуса, ног, рук, с наклонами и поворотами головы.
В этом возрасте более эффективно осваиваются движения, требующие навыки
координации, пространственной точности, чувства равновесия, гибкости, силы.
Примерная структура занятия.
1. Вводная часть.
Орг. момент, линейное или круговое построение, поклон-приветствие.
2. Основная часть.
- Круговая разминка
24

-Упражнения у станка
- Партерная гимнастика.
- Учебный экзерсисный материал.
- Танцевальные движения, этюды.
- Танцевальный репертуар.
3. Заключение.
Краткий анализ. Поклон - прощание.
Ведущей технологией является технология обучения в сотрудничестве и
развивающее обучение, а так же игровая технология.
Данные технологии позволяет организовать обучение детей по программе в
тех формах, которые традиционно применяются на занятиях хореографией.
Технология обучения в сотрудничестве на занятиях по хореографии
включает индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу. В первом
случае занимающиеся

разбиваются на группы в

несколько человек. Группам

дается определенное задание, например, самостоятельно повторить разученные
танцевальные элементы. В моей педагогической деятельности использую
следующие

формы

занятий

для

эффективной

работы

хореографического

коллектива и достижения высокого творческого результата: групповая форма
(группы формируются с учетом возраста детей, также различаются по половому
признаку; группа может насчитывать от 10 до 12 человек; группа может состоять
из участников какого-либо танца или этюда);
Коллективная форма (такая форма применяется для проведения сводных
репетиций, ансамблей, постановок танцев, где, например, задействовано несколько
возрастных групп);индивидуальная форма (работа с солистами, наиболее
одаренными детьми; такая форма также необходима для детей, не усвоивших
пройденный материал, отстающими детьми).
Развитие личности проходит ряд этапов. Каждый тесно связан в
предыдущим, ранее достигнутый органически включается в образование более
высокого. Так же и я в своей работе, иду от простого к сложному, последовательно
и систематично. Развивая у детей на первом году обучения – выворотности ног,
подъем стопы, гибкость, танцевальный шаг, мышцы тела партерной гимнастикой.
25

Я сразу учу детей элементарным танцевальным движениям (это галопы, подскоки,
танцевальный бег). На основе выученного материала строятся более сложные
танцевальные комбинации, этюды, что у детей развивает мышечную память,
музыкальность, чувство ритма, работоспособность и т.д.
На протяжении всех лет обучения хореографией дети продолжают развивать
и совершенствовать навыки и умения, полученные ранее. Большое значение на
занятиях я придаю музыкальности, музыкальному сопровождению, которое
развивает художественный вкус, общую музыкальную культуру.
Экзерсис у станка содержит много трудных движений, которые в старших
классах я комбинирую друг с другом, составляя более сложные танцевальные
комбинации, что дает возможность развивающее обучение сделать эффективным.
Я не стою на месте, постоянно совершенствую исполнительское мастерство своих
учеников. Выявляю творческие задатки и развиваю творческие способности детей.
2. Технология игрового обучения применяется мною, так как в составе
обучающихся составляют дети младшего школьного возраста. Мною разработан
комплекс упражнений

в игровой форме, который помогает удержать интерес

воспитанников, и включает их в активную работу.
3. Информационных технологий
Кроме традиционных форм и методов проведения занятий, могут быть
использованы при обучении такие методы, как:методика работы с Интернет –
технологиями (путешествие по сети Интернет, посещение танцевальных сайтов,
поиск специальной литературы и необходимой информации по хореографии);
методика использования метода проектов на занятиях хореографии с
применением средств MicrosoftOffice (создание банка данных, электронных
таблиц);
методика использования творческих заданий на занятиях хореографии с
применением средств MicrosoftOffice (создание рекламных проспектов, буклетов,
фото - коллажа и т. д.);
методика организации компьютерного практикума на занятиях хореографии
(интерактивные игры, составление кроссвордов, тестовые задания);
26

методика использования обучающих видео - программ

(видео-пособие

«Азбука классической хореографии» и др.).
3.2.

Условия реализации программы.

Для успешной реализации программы необходимо:
1. Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования должен иметь
соответствующее образование, знать психологию детей, их возрастные
особенности, педагогические методы и приемы.
2. Методическое обеспечение: программа, планы, разнообразные информационные
материалы.
3. Дидактическое обеспечение: плакаты с позициями ног и рук.
4. Материально-техническое обеспечение:
а) хореографический класс с наличием зеркал и станка;
б) музыкальный центр;
в) специальная литература.
5. Внешние связи: связь с образовательными учреждениями, учреждениями
культуры.
Терминологический словарь
Адаптация – процесс активного приспособления ребенка к условиям социальной
среды с помощью мероприятий по установлению соответствия поведения
воспитанника принятым в обществе правилам, нормам и ценностям или
корректировке несоответствия такого поведения; вид взаимодействия его с
социальной средой.
Анкетирование – метод получения информации, основанный на опросе людей для
получения сведений о фактическом положении дел.
Апломб – устойчивость или равновесие, главным стержнем которого является
позвоночник.
Арабеск – основная поза классического танца.
Беседа – метод получения информации на основе вербальной коммуникации;
относится к методам опроса.
Внеклассная воспитательная работа – организация педагогом разных видов
деятельности воспитанников во внеурочное время.
Выворотность – раскрытие ног в тазобедренном и голеностопном суставе.
Группа – относительно стабильная совокупность людей, связанных общими
отношениями, деятельностью, ее мотивацией и нормами.
27

Деми и гранд плие – маленькие и большие приседания.
Деятельность – форма психической активности.
Жест, язык жестов – система жестов и телодвижений, используемая в танцевальной
лексике.
Завязка – событие, порождающее конфликт, она начинает развитие действия в
танце.
Инициатива – внутреннее побуждение к самостоятельным, активным новым
формам деятельности.
Классический экзерсис – комплект упражнений и движение, который исполняется
сначала у станка, затем на середине зала.
Классический танец – вид хореографической пластики, построенный на
определенных и строгих законах.
Композиция – сочинение хореографа из различных танцевально-пластических
элементов, образующее единое целое.
Компетентность – уровень образованности личности.
Координация – соответствие и согласие всего тела.
Концовка – окончательное движение, характерное для мужского танца.
Кульминация – постепенное нагнетание действия.
Личностный подход – последовательное отношение педагога к воспитаннику, как к
личности.
Мотивация – совокупность стойких мотивов побуждений, определяющих
содержание.
Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности;
осознаваемые причины, которые обуславливают выбор действий и поступков.
Музыкально-подвижные игры – ведущий вид деятельности дошкольника,
связанный с приемами имитации, подражания, соревнований, образных сравнений
и ролевых ситуаций.
Наглядность – предполагает непосредственное зрительное восприятие.
Натянутый подъем – стопа опущена пальцами книзу, носок оттянут вниз.
Образовательный мониторинг – форма организации сбора, хранения, обработки и
распространения информации о деятельности педагогической системы,
обеспечивающая непрерывное отслеживание ее состояния и прогнозирование ее
развития.
Практика – материальная, целеполагающая деятельность человека.
Подбор репертуара – творческий и индивидуальный процесс для каждой группы
воспитанников.
Подъем сокращенный – стопа тыльной поверхностью поднята к передней
поверхности голени.
Поза – статичное положение тела, выражающее определенное состояние и
настроение.
28

Познавательная деятельность – один из видов индивидуальной и групповой работы
в учреждении дополнительного образования детей, которая используется для
расширения и углубления у воспитанников знаний и способов познавательной
активности, как в учреждении, так и дома.
Позиции ног – точная пропорция, которая определяет расположение выворотных
ног, их удаление или сближение и тело при этом находится в состоянии покоя или
в движении.
Позиции рук – правильная постановка отдельных частей: кисти, пальцев, локтя,
плеча.
Постановка тела – корпус в вертикальном положении, позвоночник вытянут, плечи
и грудная клетка раскрыты, лопатка оттянута к пояснице, голова держится прямо.
Педагогическая диагностика – система специфической деятельности педагогов,
призванная выявить определенные свойства личности для оценки (измерения)
результатов обучения и воспитания.
Релеве – поднимание на пальцах.
Рисунок танца – исходный материал, рожденный традицией народа и обязательной
характеристикой каждой хореографической композиции.
Ритмика – выразительное движение тесно связанное с музыкой.
Роль – образ, воплощенный в сценической версии.
Репертуар – подбор произведений, исполняемых в концертах.
Рефлексия – внутренняя деятельность человека, ориентированная на самопознание,
осмысление своих действий и состояний. Это не просто знание и понимание
субъектом самого себя, но и выявление того, как другие знают и понимают
«рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и
когнитивные (связанные с познанием) представления.
Репетиция – подготовительное, пробное исполнение произведения.
Самостоятельная работа – способность личности к деятельности, совершаемой без
вмешательства со стороны.
Стопа – сложный в анатомическом и функциональном отношении аппарат,
являющий опорой тела человека и регулятор функции равновесия.
Сюжет – система событий в произведении, раскрывающая его основной конфликт.
Танцевальный шаг – амплитуда, способствующая высоте прыжка, который
обеспечивает широту и свободу движений.
Тестирование – метод получения информации, основанный на выполнении
пробных заданий, прохождении испытаний.
Толерантность – терпимость и принятие иных верований, национальных обычаев и
традиций.
Ценность – принятое в философии, этике, социологии понимание, с помощью
которого характеризуется социально-историческое значение чего-либо для
29

общества и личности, имеющего личностный смысл для индивидов определенных
явлений действительности.
Школа танца – внутренний слой, который несет в себе исполнитель, трактующий
то или иное танцевальное произведение.
Умение – освоенный способ выполнение действия.
Эмоциональный настрой – свойство человека, характеризующее содержание,
качество и динамику его эмоций и чувств.
Язык танца – создания мира общения чувств и эмоционального контакта.
3.3.

Список литературы.
Литература для педагогов:

1. Базарова Н.П. Классический танец. - М.: Искусство, 1975. – 184 с.
2. Базарова Н.П. Мей В. Азбука классического танца.- Л.: Искусство, 1983. - 208 с.
3.Барышникова Т. Азбука хореографии. – СПб: Просвещение, 1996.
4. Бахрушин Ю.А. История русского балета. - М.: Просвещение, 1977.287 с.
5. Бекина С. И. и др. Музыка и движение. - М.: Просвещение, 1983. - 208 с.
6. Блок Л.Д. Классический танец. - М.: Искусство,1987. 556 с.
7. Бондаренко Л.А. Методика хореографической работы в школе и внешкольных
заведениях. – Киев: Муз. Украина, - 220 с.
8. Бондаренко Л.А. Ритмика и танец. – Киев: Муз. Украина, 1989. - 232 с.
9. Бриске И. Э. Мир танца для детей. – Челябинск, 2005.
10. Ваганова А.Я. Основы классического танца. – Л. Искусство, 1980. - 192 с.
11.Ваганова А. Я. Основы классического танца. - Л.: Просвещение, 1980.
12. Ваганова А.Я. Основы классического танца .СПб – 2201
13. Ванслов В.В. Статьи о балете. - Л.: Музыка, 1980. - 192 с.
14. Варшавская Р.А., Кудряшова Л.Н. Игры под музыку
15. Васильева Т.И. Балетная осанка – основа хореографического воспитания детей.
– М.: ЦНМК, 1983.
16.Васильева Т.К. Секрет танца – СПб., - 1997
17. Воронина И. А. Историко-бытовой танец. - М.: Искусство, 1980. 128 с.
18. Карп П. Младшая муза. - М.: Детская литература, 1986. - 190 с.
19.Константинова А. И. Игровойстретчинг. – СПб.: Вита, 1993.

30

20.Константинова Л. Э. Сюжетно-ролевые игры для дошкольников. – СПб:
Просвещение, 1994.
21.Захаров В. М. Радуга русского танца. – М.: Вита,1986
22. Зацепина К. и др. Народно-сценический танец. М.: Искусство, 1976. 224 с.
23. Климов А. Основы русского народного танца. - М.: Издательство МГИК, 1976. 320с.
24. Костровицкая В.С. 100 уроков классического танца- Л., 1981
25. Красовская В. М. Западноевропейский балетный театр. - М.: Искусство, 1979. 295 с.
26. Кряж В.Н. и др. Гимнастика Ритм. Пластика.- Минск, 1987
27. Кшесинская М.Ф. Воспоминания. Артист. Режиссер. Театр. - М. 1992. - 414 с.
28.Макарова Е. П. Ритмическая гимнастика и игровой танец в
занятияхстретчингом. – СПб: Искусство, 1993.
29. Мессерер А. М. Танец Мысль. Время. М., 1990
30. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка Г. П. Гусев,
2005 г, Издательство: «Владос».
31. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей
– Ярославль, 1997.
32. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца М., 1985
33.Пуртова Т. В. и др. Учите детей танцевать: Учебное пособие – М.: Владос, 2003
34.Ткаченко Т. Народный танец-М.,1994
35. Скрипниченко«Чудо-ритмика»/ программа по хореографии для детей 4,5-6,5
лет, Соликамск, 2010.
36.Слуцкая С. Л. «Танцевальная мозаика». - М.: Линка – Пресс, 2006.
37. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянська школа, 1968. - 288
с.
38. Тарасов Н.И. Классический танец. - М.: Искусство, 1981. - 479 с.
39.Уральская В. И. Рождение танца. – М.: Варгус, 1982.
40.Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «Са-фи-дансе»: Танцевально- игровая
гимнастика для детей. – СПб.: «Детство - пресс», 2000.
31

Список литературы для детей:
1. Вихрева И. А. «Классический танец для начинающих» Москва, Театралис, 1985
г.
2. Дешкова И. Загадки Терпсихоры.- М.: Детская литература, 1989.
3. Звуковой учебник детских танцев: мы играем, элементы танцев.
Список литературы для родителей:
1.Браиловская Л.В., Володина О.В., Цыганкова Р.В. «Танцуют все». – Ростов-наДону 2007
2. Беликова А.Н., Пуртова Т.В., Кветная О.В. «Учите детей танцевать». – М., 2003
3. Белостоцкая Е.М., Виноградова Т.Ф. Каневская Л.Я. «Гигиенические основы
воспитания детей». – М., 1987

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».