I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Основные характеристики программы: 1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «Детская риторика» (далее – Программа) реализуется в соответствии с культурологической направленностью образования: Данная программа – это первая ступенька в освоении ребёнком основ чистой и правильной, русской речи, способствующая его дальнейшей лёгкой адаптации, коммуникации в обществе. 1.2. Актуальность программы. Приятно слушать людей с грамотной, хорошо поставленной речью и богатым словарным запасом. Такого человека, умеющего четко и ясно излагать свои мысли, окружающие воспринимают как образованного, интеллектуально развитого, несущего культуру грамотной речи. И именно такие люди добиваются больших успехов в жизни. Современный человек не уделяет достаточного внимания развитию своей речи. Ведь раньше они демонстрировали всю исконную красоту русского языка тем, кто незнаком с его особенностями. Правильные обороты речи говорят о культуре человека и, несомненно, способствуют созданию хорошего первого впечатления. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе, вне школы, в социуме). Следует сказать, что грамматически правильная речь — не талант, данный человеку от рождения. Начать правильно говорить легко может практически каждый из нас. Главное – это наличие у вас желания и свободного времени, возможность трудиться и совершенствовать свои навыки. «Если ты не можешь контролировать свою речь, то не надейся контролировать свой разум». Вот почему правильная речь настолько важна в повседневной жизни. В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического, гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества». 1 1.3. Отличительные особенности программы Рабочая программа по риторике составлена по аналогии с примерной программой начального общего образования и авторской программой Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской. Она отличается от авторской тем, что более практикоориентирована. В неё включены проведения многих календарных, народных и др. событий, на которых дети могут закрепить знания, испытать, полученные в процессе обучения по Программе, навыки и приобрести полезный опыт публичных выступлений, позитивного общения. Кроме того, программой предусматривается большое количество тестовых заданий, которые выполняются в виде рисунков, открыток, поделок, сувениров, с целью развития мелкой моторики и др. психофизических способностей, требующих развития. Итоговым мероприятием в конце обучения проводится «Праздник слова», на котором дети транслируют свои успехи в обучении. 1.4. Педагогическая целесообразность Программа даёт возможность детям познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни. Темы занятий сформулированы согласно авторским методическим рекомендациям. В основу Программы “Детская риторика” положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии: Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средства и решающее условие развития личности. В младшем школьном возрасте дети быстрее и комфортнее обучаются, если педагог пользуется игровой технологией. Межпредметные связи: с литературой, так как широко используются художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, в составлении устных и письменных рассказов о героях литературных произведений, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование); с уроками русского языка: умение анализировать риторические задачи, первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй, стихов); с уроками музыки, изобразительного искусства: использование репродукции картин 2 известных художников, фонограмм, педагог опирается на те знания, которые получены учащимися на уроках изобразительного искусства и музыки, что способствует эстетическому воспитанию кружковцев, выявлять основной замысел произведения, понимать язык этих видов искусств. При этом воспитанники учатся находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого. Учебно-методический комплект представлен учебной тетрадью «Детская риторика: в рассказах и рисунках»: 1 кл.: в 2 ч. / Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, и др.- М.: Ювента; Баласс, 2010 г. и методическим пособием для учителя. 1.5. Цель программы - научить основам грамотной, чистой, простой речи. 1.6. Задачи: - развить коммуникативные умения; - научить эффективному общению в разных ситуациях; - привить умение решать различные коммуникативные задачи; - воспитать бережное отношение к народной культуре, языку, обычаям, книгам, литературе; - привить любовь к чтению и публичному выступлению. 1.7. Возраст обучающихся, которым адресована программа Программа предназначена для обучения детей младшего школьного возраста, а также учащихся начальных классов коррекционной школы 8 вида, от 6 до 10 лет. Количество обучающихся в группе 10-15 человек. На изучение отведено 72 часа в год (по 2 учебных часа в неделю). Срок реализации программы – 1 год. 1.8. Формы занятий: Программа по изучению риторики в творческом объединении, в большинстве своём строится в форме групповых, практических, аудиторных занятий. Так как, чтобы научить воспитанника эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной цели – утешить, убедить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., то на занятиях риторики кружковцы должны как можно больше сами говорить и писать. Поэтому большая часть времени уделяется практике. Часто используются такие формы как: занятие-праздник, занятие-путешествие, занятие-экскурсия, занятие-представление, занятиевстреча, занятие-игра или конкурс. Именно на таких занятиях дети могут ярко проявить и отработать коммуникативные знания, умения и навыки. Для индивидуальной проверки 3 результатов обучения для кружковцев проводятся тестовые фрагментарные, рефлексивные и контрольные занятия. 2. Объем программы: 2.1. Объем программы – на изучение отведено 72 часа в год. 2.2. Срок реализации программы – 36 недель - 9 месяцев - 1 учебный год. 2.3. Режим занятий: 2 раза в неделю по 45 минут. 3. Планируемые результаты 3.1. Планируемые результаты Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими детьми системы ценностей. Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания. Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.). Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам. Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области. Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений. Основные риторические умения: 4 Первый тип (У – 1.). Умение анализировать и оценивать общение: корректность речевого поведения (речи) в ситуациях, обозначенных в разделах «Речевой этикет», «Слушание», «Говорение»; уместность использования несловесных (невербальных) средств общения – жестов, мимики, телодвижений, интонации в устных высказываниях. Второй тип умений (У - 2). Умение общаться при решении риторических задач, разыгрывании этических диалогов, сочинении считалок, сказочных историй и др.; умение ориентироваться в ситуации общения, вступая в контакт и поддерживая его; использовать уместные словесные и несловесные средства общения. Понятийные и инструментальные Умения знания ОБЩЕНИЕ Для чего люди общаются. Понятие о риторике. Виды общения У-1. Определять, в какой мере учтены особенности Устное и письменное общение устной и письменной речи для эффективности (чем различаются). общения (в изученных пределах). Словесное и несловесное общение. У-2. Уместно использовать изученные средства Жесты, мимика, темп, громкость в устной несловесного общения в устных высказываниях. речи. Речевая деятельность У-1. Слушать педагога, его объяснения. Слушание. У-2. Быть хорошим слушателем. Правила для слушающего. У-1. Анализировать и оценивать устную речь с Говорение. Голос, его окраска, громкость, точки зрения таких ее свойств, как окраска голоса, темп устной речи. Правила для громкость, темп, их соответствие ситуации собеседников. (Не говори долго; говори то, общения. что хорошо знаешь, и т.д.) У-1. Анализировать речь говорящего с Вывеска. использованием изученных правил. Скороговорка. У-2. Уместно, умело использовать Чистоговорка. громкость, темп речи в устных высказываниях. Считалка. У-1. Произносить жанры малых форм, учитывая их Загадка. особенности. Чтение. Ознакомительное чтение (мы 5 У-2. Сочинять считалки, загадки. знакомимся с книгой, журналом, газетой). У-1. Определять, насколько уместен избранный Некоторые приемы ознакомительного прием ознакомительного чтения для данной чтения. ситуации. У-2. Пользоваться подходящими приемами ознакомительного чтения. Письменная речь. Графическая У-1. Анализировать шрифтовые структура письменного текста: выделения (в том числе и цветом) шрифтовые выделения (о чем нам в текстах учебников, книг. говорят шрифт, иллюстрации). Речь правильная и хорошая (эффективная) У-1. Замечать разные недочеты в речи говорящего. Недочеты в речи. У-2. Исправлять замеченные ошибки. Правильная и неправильная речь. Речевой этикет У-1. Определять степень вежливого поведения, оценивать его, учитывая ситуацию общения. В чем состоит вежливость. Вежливая речь У-1. Оценивать уместность использования (словесная вежливость). выбранного способа выражения приветствия, Способы выражения (этикетные формы) прощания, благодарности, извинения с точки зрения приветствия, прощания, благодарности, ситуации общения. извинения. У-2. Вступать в контакт и поддерживать его, Разговор по телефону. используя соответствующие этикетные формы. ТЕКСТ Речевые жанры У-1. Отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений, записанных как текст. У-1. Определять тему и основную мысль текста. У-1. Определять по заголовку, о чем говорится в тексте; выделять в тексте ключевые (опорные) слова; определять по абзацным отступам смысловые части текста. Что такое текст. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста. У-2. Выбирать заголовок из данных вариантов и 6 подбирать заголовок к тексту; cоблюдать красную строку в записях текстов. Этикетные речевые жанры У-2. Использовать уместно различные средства Приветствие. Прощание. выражения вежливости в этикетных жанрах. Благодарность. Извинение. У-2. Вести этикетный диалог, пользуясь этикетными Этикетные диалог, его особенности (на формами вежливости. примере разговора по телефону). 3.2. Способы и формы проверки результатов. В основу изучения Программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты деятельности оцениваются по трём уровням. Первый уровень результатов — приобретение воспитанником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие кружковца со своим педагогом, как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов — получение воспитанником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие кружковцев между собой на уровне группы, Дома творчества, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает), первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов — получение кружковцем опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды Дома творчества, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного 7 действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Динамика развития учащихся фиксируется педагогом на основе диагностических рекомендаций разных авторов, в том числе и по Ю. Гильбух (методики «Незавершённая сказка», «Задумай слово», «Оцени поступок», «Бессмыслица», «Моральная дилемма», «Кто я?», уровни описания оценки познавательного интереса, сформированности целеполагания, развития контроля, оценки) В этом возрасте возможно достижение результатов 1 уровня и частично второго. Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля: Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития кружковцев; Текущий: -прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия занятия до начала его реального выполнения; - пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; -рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; -контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом. Итоговый: - публичные выступления ребёнка; - участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах; - иллюстрирование, выразительное чтение; - сочинение стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д. - решение риторических задач; - знание норм поведения и умение их соблюдать (наблюдения педагога вне занятий) Самооценка и самоконтроль - определение кружковцем границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. - Содержательный контроль и оценка результатов воспитанников предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает 8 сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в журнале педагога. В рамках накопительной системы, создание портфолио. II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Учебно-тематический план № Раздел № Тема Общее Теоретическ Практическ Формы количеств ие ие контроля 2 2 Анализ речевых о часов I. Общени 1. е. Живое «Виды 4 общения» 2. слово: «Виды речевой ситуаций, опрос 4 1 3 деятельности» Анализ речевой деятельности, опрос 3. «Слушание» 4 2 2 Самоконтроль, тест 4. «Говорение» 12 4 8 Самооценка, тест-опрос 5. «Выразительн 8 1 7 ые средства, Анализ речевых ситуаций, опрос используемые в речи» 6. «Словесная 4 1 3 вежливость» Самоконтроль, прогностически й контроль 7. «Речевой 4 1 3 этикет» Пооперационны й контроль, тест 8. «Письменная 4 4 речь» Самоконтроль, пооперационны й контроль, тест Общее количество часов раздела II Текст. 1. «Единство 44 часа 12 32 2 1 1 Анализ 9 . Речевые смысла и темы речевого жанры: в тексте» действия, опрос 2. «Основная 2 1 2 мысль текста» Итоговый контроль: опрос, инсценировка сказки, чтение и анализ рассказа 3. «Заголовок» 2 1 1 Контроль по результату, тест 4. «Красная 2 2 строка», Рефлексивный контроль, тест «Смысловые отступы» 5. «Вывеска – 2 2 информация» 6. «Разновидност Контроль по результату, тест 6 1 5 Задачи на и текста», распознавание «Жанры» форм речи. Анализ звучащих текстов. 7. «Этикетный 2 2 диалог» Анализ звучащих текстов. Тест 8. «Спор – 4 4 рожденье Самоанализ, самоконтроль истины» 9. «Праздная речь» 2 2 Анализ речевого взаимодействия 10 , опрос 10 «Особенности . произнесения контроль, текста в самоконтроль: различных тест, условиях» театрализованн 4 4 Итоговый ое представление. Общее количество часов раздела Итого 28 часов 4 24 72 часа 2. Содержание тем программы В структуре программы по изучению детской риторики можно выделить два смысловых блока: 1. «Общение». Данный блок даёт представление о: – сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации; – компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет). Сведения этого блока развивают умения детей ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении. 2. «Речевые жанры». Даёт сведения о: – тексте, как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; – типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении); – речевых жанрах, как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д. Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников. Обучение риторике, безусловно, должно опираться на 11 опыт кружковцев, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед ребятами жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач. Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе, как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – кружковцы анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами. 1. ОБЩЕНИЕ. Значение речи в жизни человека, общества. Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру. Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи. Виды речевой деятельности: Слушание. Правила для слушающего. Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.) Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения. (О чём нам говорят шрифт, иллюстрации.) Словесная вежливость, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. Правила разговора по телефону. 2. ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста. Вывеска как информационный текст. Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону). Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов. 12 № занятия Содержание. Основные Предметные Раздел. Тема виды результаты занятия деятельности УУД Возможные формы контроля кружковцев 18 занятий Объяснять Регулятивные Стартовый Для чего люди значение речи, - различать УУД: контроль общаются. общения в устное и - определять и Диагностика Понятие о жизни людей письменное формулировать риторике. Познакомиться общение; цель Древние риторы. с учебником - знать деятельности на Правила Учить необходимые занятии с техники уважению к правила помощью безопасности. людям, безопасности педагога; О празднике Знакомить с жизнедеятельно - проговаривать людей старшего тематической сти последовательнос поколения поэзией ть действий на занятии; 3 4 5 6 Учимся Оценивать вежливости. уместность Труд учителя и использования Прогностическ ученика. словесных и ий Приветствуем в несловесных зависимости от форм адресата, приветствия в ситуации разных общения. ситуациях Праздник Моделировать посвящения в своё речевое кружковцы поведение в ситуации приветствия в Пооперационн - различать ый контроль словесное и несловесное общение, - учиться -осознавать высказывать своё роль предположение несловесного (версию) на общения при основе работы с взаимодействии материалом людей. учебника, книги; зависимости от 13 условий - учиться общения работать по Познакомить с предложенному законами педагогом плану. Селенгинского Дома творчества Познавательные Объяснять, УУД: зачем нужны вывески – ориентироваться 7 8 Вывески, их Различать в учебнике, книге информационна вывески – слова (на развороте, в я роль. и вывески- - уместно оглавлении, в Поговорим о рисунки. использовать условных дружбе, друзьях Обозначать некоторые обозначениях); вывески несловесные некоторых средства в – находить магазинов, своей речи; ответы на кафе. вопросы в тексте, Воспитывать иллюстрациях; толерантное 9 отношение к – делать выводы собеседнику в результате умение ценить совместной дружбу работы группы и Слово веселит. Анализировать педагога; Слово огорчает. примеры 10 Слово утешает. Самооценка Самоконтроль общения, когда Удивляемся, слово по- - – радуемся, разному влияет анализировать преобразовывать огорчаемся. на людей, их уместность, информацию из 14 11 Поговорим о красках Осени 12 Праздник Осени 13 Давайте договоримся мысли, чувства. эффективность одной формы в Объяснять, что реализации другую: подробно словом можно речевых жанров пересказывать влиять на людей приветствия, небольшие – поднять прощания, тексты; настроение, благодарности, - самостоятельно огорчить, извинения в работать с утешить. различных некоторыми Прививать ситуациях заданиями любовь к общения; учебника, родному краю, осознавать природе недостаток Объяснять, что информации, с помощью использовать слова можно толковые договариваться - словари; об организации продуцировать - реализовывать нужны, мамы игры, уместные, простое разные совместной эффективные высказывание на важны…» работы. этикетные заданную тему. 14 «Мамы всякие 15 «Папа может всё Знакомить с что угодно…» 16 Стихи и рифмы жанры профессиями приветствия, Коммуникативн Воспитывать прощания, ые УУД: уважение к благодарности, – оформлять родителям. извинения свои мысли в Учить применительно устной и правильно к разным письменной рифмовать ситуациям форме (на уровне слова общения; предложения или Различать небольшого Рефлексивный Дедушке устную и текста); контроль Морозу письменную – слушать и 17 Письмо 15 речь 18 Говорим – понимать речь - распознавать слушаем, читаем Называть виды и вести – пишем. речевой этикетный деятельности диалог; других; - отличать 1 18 занятий Оценивать текст от набора – выразительно Устная речь. уместность предложений, читать и Громко–тихо. использования записанных как пересказывать Прогностическ Быстро– громкости, текст; текст; ий контроль медленно. темпа устной – договариваться 2 Узнай по голосу. речи в разных 3 Приветствие на ситуациях разных языках Демонстрироват использования 4 - уместность с Контроль по одноклассниками результату ь уместное различного совместно с Речевой использование темпа, педагогом о Самоконтроль «бутерброд» громкости, громкости, правилах Анализ темпа в некоторых поведения и ситуаций, некоторых жестов и общения и разыгрывание высказываниях: мимики в следовать им; речевых скороговорках, разных чистоговорках, ситуациях; ситуаций – учиться считалках и т.д. работать в паре, Знакомство с группе; иностранными выполнять словами – различные роли приветствиями (лидера, исполнителя); - учиться 16 Правила Применять договариваться о разговора по средства распределении телефону. устного ролей в игре, Праздничная общения в работы в программа с практических совместной приглашением играх. деятельности; родителей День Оценивать матери. использование 7 Чаепитие этикетных 8 «Ах, ты формул при - сочинять некоторые Зимушка-Зима» телефонном несложные правила - литературно- разговоре сказочные вежливого поэтическая Моделировать истории на общения на беседа телефонный основе занятиях и вне их разговор в начальных соответствии с предложений, условиями рисунков, общения опорных слов; 5 6 - соблюдать Воспитывать уважение к родителям. Демонстрироват - сочинять и ь выразительное исполнять чтение, основы считалки, сценической подбирать речи. простые рифмы Прививать в стихотворном любовь к тексте; - ориентироваться окружающему в своей системе миру знаний 17 9 Несловесные Называть средства средства устного несловесного общения: общения, 10 мимика и жесты. объяснять их Правила пяти 11 «П» значение при устном Анаграмма. общении Криптограмма. Демонстрироват ь уместное 12 Помоги себе использование сам. Правила изученных безопасности несловесных жизни средств, решая риторические задачи. Оценивать уместность использования словесных и - находить по несловесных абзацным средств отступам Знакомство с смысловые правилами ОБЖ части текста; Моделировать - выбирать Рефлексивный разных своё речевое подходящий контроль ситуациях поведение в заголовок из общения. ситуации предложенных прощания в вариантов, зависимости от придумывать условий бщения заголовки к Прогностическ Учить алфавит. маленьким ий контроль 13 Прощаемся в 14 «Моя любимая буквочка» 15 Конкурс «Четыре 18 стихии» Развивать текстам; интеллект. - осознавать роль ключевых Оценивать слов в тексте, Анализ вежливого степень выделять и речевых поведения во вежливости - выделять ситуаций время разговора. собеседника при начальные и 16 Правила 17 Благодарим за подарок, услугу. разговоре завершающие Называть предложения в правила тексте, вежливости при осознавать их разговоре роль как Объяснять, важных почему их составляющих следует текста; соблюдать Моделировать вежливое речевое поведение как ответ на подарок, помощь и т.д. в зависимости от условий 18 Новогодний Оценивать спектакль - уместность представление использования словесных и несловесных форм благодарности в 19 разных ситуациях Учить выразительному чтению 1 2 18 занятий Составлять Итоговый Повторение и рассказы и контроль: обобщение сказочные инсценировка «Подарок Деду истории по сказки, чтение Морозу» картинкам. и анализ Исполнять эти рассказа речевые произведения, используя полученные сведения о речи, этикетных жанрах, несловесных средствах и т.д. Развивать творческое воображение 3 4 5 6 Текст – что это Различать текст Прогностическ такое? и набор ий контроль О ком? О чём? предложений (Тема текста). Определять Анализ Заголовок. тему текста речевых Разные Объяснять роль ситуаций. заголовки. заголовка Задачи на Ключевые Озаглавливать распознавание (опорные слова). текст форм речи. 20 7 8 Красная строка. Извинение. Знакомить с Анализ историческими звучащих произведениями текстов. рус. литературы Сочинение Оценивать сказки. уместность использования 9 Профилактическ словесных и ое занятие несловесных «Будущее форм извинения России – это в разных мы» случаях Моделировать своё речевое поведение в зависимости от ситуации извинения 10 Очень важные слова Определять по ключевым 11 Сказки Пушкина словам, о чём говорится в 12 Мои любимые книги тексте. Называть ключевые слова в сказках, сказочных историях Воспитывать любовь к чтению 13 Знакомые Выделять 21 незнакомцы. 14 Ко Дню незнакомые слова в тексте защитника Выяснять Отечества. значение Игровая непонятных программа слов 15 «Сагаалган» - Знакомить с белый месяц, традициями 16 «Масленица» народов 17 Ключ к тексту Определять Рефлексивный, (основная мысль основную прогностическ текста). ий контроль, мысль текста 18 Круги внимания. Уметь слышать самоконтроль 7 чувств и слушать Сочинение по человека Развивать слух, картинкам, зрение, память сочинение 4 четверть – 18 Запоминать считалки, занятий основные сказки «Космос и мы» понятия о Познавательные земном шаре, считалочки. галактике, 2 Викторины космосе. 3 Оформление Развивать текста на кругозор письме. Знаки в воспитанников тексте. Объяснять роль 4 Абзацы. знаков 5 Как построен препинания, текст абзацев в 1 тексте. Выделять начало, 22 основную часть, конец текста. 7 Сочиняем Оценивать считалку. уместность речевых средств 6 7 Пасхальные обращения в традиции разных Обращение. ситуациях Прививать 8 Я обращаюсь к любовь и тебе (к вам). сострадание к ближнему Моделировать уместные средства обращения при решении риторических задач 9 Сочиняем Развивать сказку. воображение, ассоциативное 10 Уроки памяти 12 Родовое древо мышление. - знание норм Знакомить с поведения и героической умение их историей соблюдать. 13 Вредные советы России 14 Г.Остер Пробуждать Конкурс чтецов интерес к сохранению истории своей семьи 23 Прививать навык публичного выступления 15 Этикетные слова Моделировать - оценивать и слова своё речевое степень вежливости. поведение в вежливости - приводить Итоговый зависимости от (свою и других примеры контроль, повторение условий людей) в удачного и самоконтроль: 17 Праздник слова общения. некоторых неудачного театрализованн 18 Обобщение Прививать ситуациях общения в своей ое изученного навык общения. жизни и жизни представление. материала. публичного Рассуждения выступления Эзопа. Закреплять 16 Урок - окружающих. пройденный материал в памяти и на практике Побуждать стремление к дальнейшему развитию речевого образования 24 III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 1. Методическое обеспечение программы. Курс риторики в творческом объединении – практический, так как, чтобы научить воспитанника эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной цели – утешить, убедить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., то на занятиях риторики кружковцы должны как можно больше сами говорить и писать. Поэтому большая часть времени уделяется практике. Конечно, на занятиях риторики имеют место и такие методы и приемы преподавания, как беседа, вступительное и заключительное слово учителя и др. Особое место занимают специфические приемы работы: – риторический анализ устных и письменных текстов; – риторические задачи; – риторические игры. Риторический анализ предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и др.). Вторая группа более сложных вопросов: • что сказал говорящий; • что хотел сказать; • что сказал ненамеренно. Обсуждение этих вопросов позволяет сказать не только то, ЧТО и КАК сказал РИТОР, но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его речь была эффективной. При этом дети оценивают не только чужую речь, речь другого человека, но и свою собственную. Риторические задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации: кто говорит – пишет (адресант); кому говорит – пишет (адресат); почему (причина); для чего, зачем (задача высказывания); что – о чем (содержание высказывания); как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.); 25 где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно); когда происходит общение (сейчас, в прошлом); время, отведенное для общения, если это важно. Воспитанникам предлагается войти в описанные обстоятельства и в речевую роль и создать высказывание, учитывающее заданные компоненты. В риторических задачах обычно описываются близкие кружковцам жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далекие – роль отца (матери), педагога, директора, президента и т.д. В риторических задачах описываемые события могут также происходить и в воображаемых странах, тогда в них действуют воображаемые герои, в частности, сказочные персонажи. От их имени дети приветствуют и благодарят, извиняются и просят и т.п. Таким образом, риторические задачи, которые практиковались еще в риторских школах Греции, учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было эффективным. Риторические игры в отличие от риторических задач содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, смешнее расскажет, быстрее произнесет скороговорку, сочинит считалку и т.д. В отличие от словесных, речевых игр риторические игры строятся на материале программы по риторике и служат решению задач этого предмета. Занятие по риторике имеет свою организационную специфику. Кроме запланированного программного материала, в него включаются сквозные игры, тренинги и т.п. (не обязательно все и не на на каждом занятии): Пятиминутки речевой гимнастики: упражнения типа «Произнеси шёпотом, но отчётливо…», «Задуй свечу» (для развития дыхания); «Пусть сейчас прожужжит жук: «Ж-ж-ж»; комар: «З-з-з»; «Вспомните грустные стихи. Кто почитает?» и др.; Ортологические разминки: упражнения на усвоение произносительных, словообразовательных и т.д. норм литературного языка; Импровизационные задачи, т.е. неподготовленные диалоги и монологи, развивающие спонтанную (неподготовленную) речь. 26 Эти сквозные виды работ, обеспечивая формирование определенных умений и навыков, позволяют переключить ребят с одного вида деятельности на другой, снимают усталость, поэтому проводятся живо, на интересных примерах, с использованием различного рода мнемонических приёмов (особенно для усвоения норм), стихотворений, песенок и музыкального сопровождения. Для того, чтобы было легче вводить детей в предлагаемые обстоятельства необходимо посадить их так, чтобы они видели друг друга. Для этого можно просто сдвинуть стулья в круг, квадрат, треугольник… Кроме обычных столов хорошо иметь небольшую кафедру, трибуну, песочные часы, чтобы все могли следить за временем, когда выступает рассказчик или идёт обсуждение, необходим магнитофон для записи высказываний детей. Очень результативно использование видеомагнитофона - увидеть и услышать, как происходит общение, тщательно проанализировать все промахи, сделать самостоятельно необходимые выводы. 2. Условия реализации программы Главными условиями для успешной реализации данной программы является наличие: 1. квалифицированного педагогического образования у руководителя данного кружкового объединения (специальное образование, курсовая подготовка, опыт работы); 2. группы детей, составом не более 15 человек; 3. отдельного комфортного учебного кабинета, оборудованного специальной мебелью организационной техникой (письменные столы, стулья, шкафы для штакетного, реквизитного и художественного материала, компьютер, принтер, сканер, экран и проектор мультимедиа, информационная доска, музыкальный центр, микрофон, видеокамера); 4. сценариев, презентаций, видеороликов, музыкальных сборников, подбора художественной литературы, репродукций, тестовых карточек-заданий, тренинговых игр, другого специального тематического материала (маски, костюмы, бутафория, рисунки, шаблоны открыток, писем, фотографии и т.п.); 5. необходимых канцелярских материалов (цветные и простые карандаши, цветная и белая принтерная бумага, ластики, точилки, линейки, стиплер, скрепки, кнопки, скотч, цветные закладки, магниты и др.); 6. специальных инструкций по технике безопасности (см. приложение №1). 27 3. Информационное обеспечение программы. 3.1. Список используемой литературы для педагога 1. Антипова Е.Ю. «Мне повезло: Я вожатый!» - Музыкальный сборник в помощь педагогу, выпуск № 3г. Улан-Удэ, ГУО Октябрьский ДТШ№1, 2004 г. 2. Арсенина Е.Н. «Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе 1-4 классы»; М.: «Глобус», 2007 г. 3. Асмолов А.Г. и др.; под ред. А.Г. Асмолова. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли» -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010 г. 4. Вохмина Н.В., А. Брагина. «Сделай шаг на встречу!» - Сборник методических материалов в помощь педагогу, выпуск № 5; г. Новосибирск, НООО «Союз пионеров», 2003 г. 5. Вохмина Н.В., Лукшис А.А., Брагина А. «Сделай шаг на встречу!» - Сборник методических материалов в помощь педагогу, выпуск № 3; г. Новосибирск, НООО «Союз пионеров», 2002 г. 6. Григорьев Д.В., Степанов П.В. «Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор»; М.: Просвещение, 2010 г. 7. Демидова М.Ю. и др.; под ред. Ковалевой Г.С., Логиновой О.Б. «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий»; 2 – е изд. В 2-х ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2010 г. 8. Ладыженская Т.А. “Уроки риторики в школе». - М.: Баласс 2012 г. 9. Максимова Т.Н. «Классные часы» - Пособие со сценариями. - М.: ВАКО, 2011 г. 10. Максимова Т.Н., Дробинина Н. Н. «Классные часы» - Пособие со сценариями. - М.: ВАКО, 2011 г. 11. Михайлова М. А. «Детские праздники. Игры, фокусы, забавы» - Пособие для педагога со сценариями. - Ярославль. «Акдемия развития», 1997 г. 12. Под науч.ред. Фильдштейна Д.И. «Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа» - Сборник программ для педагога; изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2009 г. 13. Хаустов В.В. «Чем развлечь гостей» - Подборка журналов в помощь педагогу; сайт агенства «МК Периодика», ОАО «ПК «Зуралье», подписка 2007-2011 год. 28 3.2. Литература для обучающихся 1. Бажов П.П.» Уральские сказы» - Сборник произведений П.П. Бажова для выразительного чтения детям; М.: Издательство «Советская Россия», 1987 г. 2. Барто А. «Стихи детям» - Сборник стихов; М.: «Махаон», 2004 г. 3. Благинина А. «Стихи о маме» - Сборник стихов; М.: «Омега-пресс», 2005 г. 4. Виноградова Е. «1000 загадок для самых умных малышей» - Сборник загадок; М.: Астрель; Санкт-Петербург: Сова, 2013 г. 5. Гоголь Н.В. «Повести Н.В. Гоголя» - Сборник избранных произведений Н.В. Гоголя для выразительного чтения детям; М.: Издательство «Детгиз», 1963 г. 6. Голявкин В. «Как я под партой сидел» - Рассказы и повести. Уроки смеха. Для детей; М.: Дрофа, 2002 г. 7. Ерошевская Я. «Зарядка для ума» - Книга с викторинами на разные темы; Сибирское университетское издание, 2008. 8. Курцева З.И. «Ты – словечко, я – словечко» - Пособие по риторике для детей; Тверь, ОАО «Тверской полиграфический комбинат» - Баласс, 2006 г. 9. Ладыженская Т.А. «Детская риторика. В рассказах и рисунках» - Учебник для 1 класса в 2х частях.; М.: Баласс 2012 г. 10. Ладыженская Т.А. и др. «Детская риторика» - Учебное пособие для детей 1 класса в двух частях; М.: Баласс 2012 г. 11. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В., Ладыженская Т.М., Марысева О.В. «Детская риторика» - Учебное пособие для детей; М. «Баллас-Ювента», 2006 г. 12. Остер Г. «Вредные советы» - Сборник рассказов для детей; М.: АСТ, 2005 г. 13. Пляцковский М. «Ромашки в январе» - Сборник сказок для детей; ООО «Издательская группа Аттикус» «Махаон», 2009 г. 14. Пушкин А.С. «Сказки»; М., ТОО «Ирма», 1993 г. 15. Степанов Д., Соколова Е., Нянковская Н. «Риторика для малышей» - Книги для разностороннего развития детей; Ярославль: «Академия развития», 2007 г. 16. Сост.: Юдаева М.В. «Школьные «приколы» - Сборник рассказов для детей; М., Издательство «Самовар», 2007 г. 17. Сост.: Юдаева М.В. «Песенки о школе» - Сборник текстов песен ля детей; М., Издательство «Самовар», 2007 г. 29 Кроме учебников и книг в программе использую авторские сценарии, видеоролики по нравственно-эстетическому воспитанию и по профилактике здорового образа жизни. Владею навыками работы с мультимедийной и компьютерной техникой. Провожу экскурсии в учебные заведения, библиотеки, музеи посёлка, района. Осуществляю туристические походы и выезды в культурные образовательные центры посёлка, района, Республики. При подготовке к занятиям и другим образовательным мероприятиям постоянно пользуюсь услугами сети Интернет, имею свой почтовый адрес: Stella-29-71@mail.ru Свободно владею приёмами работы на сайтах, в электронной почте. Умею правильно копировать, сохранять и отправлять печатные, музыкальные и другие файлы, размещать свои документы в рамках программ Microsoft office и интернет контентов. Стараюсь обучить тому, что умею в этой области своих воспитанников. 30 Приложение 1 Инструкции для учащихся и педагогов по правилам безопасности Инструкция №1 Кабинет № 12 Театральная студия «Изюминки», группа «Капитошки», к/о. «Детская риторика» Находясь в кабинете, запрещается: 1 2 3 4 5 сорить; высовываться из окна; толкаться и прыгать возле отопительных приборов; приносить пожароопасные вещи: спички, зажигалки и пр.; включать электроприборы без разрешения руководителя. Уходя из кабинета, необходимо: 1 2 3 4 5 навести порядок; выключить все электрические приборы; выключить свет; закрыть кабинет на замок; сдать ключ на вахту. Инструкция №2 Кабинет № 12 Театральная студия «Изюминки», группа «Капитошки», к/о «Детская риторика» При работе с компьютером необходимо следить за: правильной посадкой; осанкой; постановкой пальцев. Запрещается: 1. Включать, выключать компьютер, другие технические средства в кабинете, пользоваться ими без разрешения руководителя; 2. Работать за компьютером непрерывно более 30 минут; 3. Трогать руками или иными посторонними предметами экран монитора; 4. Бить по клавишам, ронять, лить воду на технические приборы. При обнаружении технических неполадок следует сразу же сообщить об этом руководителю объединения. 31 Инструкция № 3. Кабинет № 12 Театральная студия «Изюминки», группа «Капитошки», к/о «Детская риторика» В случае возникновения пожара, учащемуся необходимо: быстро сообщить об этом руководителю; накинуть верхнюю одежду; следовать указаниям руководителя; в случае, если руководитель отсутствует, немедленно выбежать в коридор и сообщить о случившемся происшествии дежурному вахтёру или позвонить в пожарную службу по телефону – 01; указать им точное место возникновения пожара: назвать Дом творчества, адрес - микрорайон Южный - 51 и номер кабинета - №.12. Инструкция № 4 - для руководителя детского объединения Кабинет № 12 Театральная студия «Изюминки», группа «Капитошки», к/о «Детская риторика» План действий в случае возникновения пожароопасной ситуации Наименование действий 1. Сообщение о пожаре 2. Эвакуация обучающихся из загоревшегося помещения 3. Проверка полноты эвакуации Порядок и последовательность действий Вызвать пожарную команду по телефону -01 или с посыльным оповестить администрацию Дома творчества. Успокоить обучающихся, предотвратить панику. Вывести обучающихся по коридорам и лестницам в соответствии с планом эвакуации на улицу или в безопасное помещение. Проверить обучающихся объединения по численности и списку. - 4. Размещение эвакуированных обучающихся 5. Организация тушения пожара первичными средствами Организовать оцепление горящих помещений, тушение пожара с помощью первичных средств (песка, баллонов со специальными средствами тушения огня) Должность, фамилия исполнителя Староста объединения Педагог дополнительного образования Степанова Е.Н. Педагог дополнительного образования Степанова Е.Н. Администрация Дома творчества Добровольная пожарная дружина Дома творчества до приезда пожарной дружины. 32