I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Основные характеристики программы: 1.1. Дополнительная образовательная программа «Волшебное перо», составлена в соответствии с Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" Программа предназначена для обучения детей 8-10 летнего возраста чистописанию с элементами каллиграфии. Вид программы: модифицированная. Направленность программы: выработка у обучающегося правильного, четкого письма каллиграфического стиля, развитие мелкой моторики, усовершенствование координации движений и пластики руки, развитие эстетической сферы ребенка. 1.2. Актуальность программы обусловлена тем, что предлагает занятия чистописанием с элементами каллиграфии, которые помогут улучшить мелкую моторику рук, и развить привычку красивого, аккуратного письма, так как в наше время у большинства детей школьного возраста имеются проблемы с письмом, почерк плохой, не разборчивый. Зачастую в школьной программе бывает недостаточно практики для отработки навыков каллиграфического письма, а необходимость много и быстро писать на уроках наоборот способствует формированию некрасивого почерка у детей. 1.3 Отличительные особенности программы В программе используются основные положения забытых метод обучения письму, использовавшихся в России до 60-х годов XX века, основоположником которых является К.Д. Ушинский. Письмо букв и соединение их в слова отрывное, написание элементов с одного росчерка. Отрывное письмо ничуть не вредит формированию темпа письма. Ускорение, некоторое упрощение движений приходят автоматически, но опираются на прочный навык и не наносят ущерба начертаниям букв. Современные же методики, требующие безотрывного письма, заставляют расходовать лишние усилия на запоминание путей движения руки, а не самой буквы, и превращают письмо в муку и «грязнописание», так как при изображении букв необходимо не соединять отдельные элементы, а, не отрывая руки, выводить лабиринт неоднократно повторяющихся линий, создающих ту самую грязь, например: Ребенку постоянно приходится думать, куда необходимо повести руку, например: Для письма по данной методике используется графическая сетка с частыми косыми линиями. Дополнительные линии делят поверхность страницы на (условные) «ячейки». «Ячейка» рассчитана на букву или элемент буквы, задает им пропорции, четкость начертаний и наклон. Ее границы служат как бы подпорками, поддерживающими еще не окрепшую руку ребенка, и ориентирами для несформировавшегося глазомера, дают возможность обрести уверенность и смелость при письме. Буква изучается, как законченный образ, как сочетание палочек, крючков, петелек, овалов и других элементов, пишущихся каждый отдельно с одного росчерка, без двойного повторения линий, что является высоким художественным показателем. Соединение букв в слова носит характер эстетический и напоминает изображение орнамента или нанизывание букв«бусинок» на строку-«нить». Для письма используется стальное перо. В сравнении с шариковой ручкой этот инструмент способен без участия педагога решать многие задачи. Свойства пера необычайны и кроются в его устройстве. Так как оно открыто и опускается в чернила, то ребенок волей-неволей берет ручку на нужном расстоянии от конца. Легко раздваивающиеся усики заставляют руку принять верное положение, при котором оба усика будут касаться бумаги, иначе чернила не вытекут из ручки. Прорезь между усиками и выгнутая поверхность пера указывают верное положение ручки. Положение руки, лишь при котором будет писать перо, заставляет выправить и осанку. Необходимость изворачиваться и заглядывать за пальцы, держащие ручку, отпадает, так как перышко и все, исходящее из-под него, видно. На конце стального пера отсутствует металлический шарик, поэтому раздваивающиеся острые усики дают возможность перу не скользить по листу, как по мыльной поверхности, и не тратить усилий на сдерживание бега еще не твердой руки. Они, как пинцет, захватывают бумагу, не дают руке вибрировать и дрожать, что способствует формированию четкости линий. Так как перо достаточно мягкое, оно само заставляет регулировать силу нажима на него, ведь разъединенные от сильного нажима кончики пера не дадут чернил. Следовательно, рука не будет тратить лишних усилий и движения не будут скованными. Возможность расслабиться руке дает и острие пера. Усилия тратятся лишь при движении кисти вниз и ослабевают при движении вверх, иначе перо просто порвет бумагу. Благодаря этому свойству буквы сочетают в себе «нажимные» и «волосяные», то есть толстые и тонкие, линии. Красота достигается естественным образом. Объема чернил в перышке хватает на несколько букв. Обмакивание тоже дает передышку руке. Остается акцентировать внимание лишь на трех вещах: ровная спина, локоть, лежащий на парте, и наклон тетради. Письму в тетрадях и прописях пером предшествует работа на индивидуальной грифельной дощечке, с графической сеткой, позволяющая научиться изображать буквы в увеличенном виде, стирать и исправлять написанное, а также письмо простым автоматическим карандашом со сменным грифелем 0,5 мм в диаметре, для формирования правильного нажима. 1.4. Педагогическая целесообразность программы: Программа позволяет младшим школьникам приобретать навык красивого, аккуратного письма каллиграфического стиля. 1.5 Цель программы: сформировать у обучающихся навык четкого, аккуратного письма каллиграфического стиля. 1.6 Задачи программы Образовательные: - формировать у обучающихся навык четкого, аккуратного письма каллиграфического стиля. -знакомить с правилами гигиены и техникой письма (посадка, положение тетради, владением инструментами и прочее.) - учить каллиграфическому написанию элементов букв, букв, их соединений в слова, нажимным и волосяным линиям. Развивающие: - развить мелкую моторику, координацию движений и пластику руки -развить глазомер -развить эстетическую сферу ребенка Воспитательные: -воспитывать дисциплину, самоконтроль, умение работать сосредоточено. 1.7. Возраст обучающихся 8-10 лет. Набор в объединение производится по принципу добровольности, без ограничений. Группа состоит из 10 человек 8 - 10-летнего возраста. Такой количественный состав основывается на особенностях индивидуального подхода к обучающимся, позволяет педагогу обратить внимание на восприятие особенностей каждого воспитанника, а затем на основании проведённого анализа проводить каждое следующее занятие с учётом индивидуальности. 1.6. Форма проведения Аудиторные, групповые занятия 2. Объём программы: 2.1. Объём программы: Запланированное количество учебных часов 144 часа на два года- 72 часа в год. 2.2 Срок реализации программы: Для освоения программы необходимо 2 года: Первый год обучения - 36 недель, Второй год обучения - 36 недель, 2.3. Режим занятий: 72 часа в год 1 раз в неделю по 2 часа. 3.Планируемые результаты 3.1 Планируемые результаты К концу освоения дополнительной образовательной программы «Волшебное перо» обучающийся должен - знать правила гигиены письма, правила посадки при письме и применять их на практике; -владеть инструментами для письма (перо, чернильница и прочее); - уметь каллиграфически писать элементы букв, буквы одинаковой высоты и ширины без графической сетки, соединять их в слова. 3.2. Способы и формы проверки результатов Результаты проверяются методом наблюдения, а также выполнением обучающимися письменных заданий в тетради и прописи. II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2.1. Учебно-тематический план: Первый год обучения: № Наименование разделов и тем 1. Подготовка 1 к письму. Правила гигиены . письма. Правила посадки. Расположение тетради на столе. Положение карандаша, ручки, пера в руке. Ритмический или тактический метод письма. Написание ломаных и прямых линий, элементов букв. 2. Подготовка к письму. Знакомство с графической сеткой для письма. Название линий. Определение рабочей полосы. Ориентация в тетради. Обводка «Ячеек для букв» на графической сетке, написание ломанных и прямых линий. 3. Обучение письму строчных букв. Изучение нажимных и волосяных линий, элементов строчных букв, последовательность их написания и соединения в буквы, соединения букв в слова: - мелом на индивидуальной дощечке с графической сеткой, - простым автоматическим карандашом в тетради, - пером и чернилами в Прописи. Практическ ие занятия Форма контроля 4 Теоретич еские занятия 2 2 Наблюдение. Письменные задания 4 2 2 Наблюдение. Письменные задания 30 15 15 Наблюдение. Письменные задания Всего часов Написание орнаментов пером. 4. Обучение письму прописных букв. Закрепление изученных ранее строчных букв. Последовательность их написания и соединения в слова, слова в предложения: - мелом на индивидуальной дощечке с графической сеткой, - простым автоматическим карандашом в тетради, - пером и чернилами в Прописи. Написание орнаментов пером в Прописи. Написание небольших текстов. 34 17 17 Наблюдение. Письменные задания Практическ ие занятия Форма контроля 2 Наблюдение. Письменные задания 34 Наблюдение. Письменные задания Второй год обучения: № Наименование разделов и тем Всего часов 1. Повторение: - правила гигиены письма; - правила посадки; - расположение тетради на столе; - положение инструмента письма в руке; - ориентация в тетради; - волосяные и нажимные линии; - линии графической сетки; - элементы букв, буквы, соединения. Отработка навыка каллиграфического письма. Письмо текстов и декорирование их: - простым 4 Теоретич еские занятия 2 68 34 1.1 автоматическим карандашом в тетради, - пером и/или перьевой ручкой в Прописи. Написание орнаментов. Оформление открыток. 2.2 Содержание программы Первый год обучения: № 1. 2 3 Наименование разделов и тем Подготовка к письму. Правила гигиены письма. Правила посадки. Расположение тетради на столе. Положение карандаша, ручки, пера в руке. Написание ломаных и прямых линий, элементов букв. Подготовка к письму. Знакомство с графической сеткой для письма. Название линий. Определение рабочей полосы. Ориентация в тетради. Обводка «Ячеек для букв» на графической сетке, написание ломанных и прямых линий. Обучение письму строчных букв. Изучение нажимных и волосяных линий, элементов строчных букв, последовательность их написания и соединения в буквы, соединения букв в слова: - мелом на индивидуальной дощечке с графической сеткой, - простым автоматическим карандашом в тетради, - пером и чернилами в Прописи. Теория Содержание Практика Правила гигиены письма. Правила посадки. Расположение тетради на столе. Положение карандаша, ручки, пера в руке. Письменные подготовительные упражнения. Знакомство с графической сеткой для письма. Название линий. Определение рабочей полосы. Ориентация в тетради. Письменные подготовительные упражнения. Нажимная и волосяная линия. Элементы букв. Соединения. Группы букв. Написание элементов строчных букв, их соединение в буквы по группам, соединения букв в слова: - мелом на индивидуальной дощечке с графической сеткой, - простым автоматическим карандашом в тетради, - пером и чернилами в Написание орнаментов пером. 4 Обучение письму прописных букв. Закрепление изученных ранее строчных букв. Последовательность их написания и соединения в слова, слова в предложения: - мелом на индивидуальной дощечке с графической сеткой, - простым автоматическим карандашом в тетради, - пером и чернилами в Прописи. Написание орнаментов пером в Прописи. Написание небольших текстов. Прописи. Нажимная и волосяная линия при написании прописных букв. Элементы букв. Соединения. Группы букв. Написание прописных букв: - мелом на индивидуальной дощечке с графической сеткой, - простым автоматическим карандашом в тетради, - пером и чернилами в Прописи. Написание орнаментов пером в Прописи. Закрепление строчных букв. Написание небольших текстов. Второй год обучения: № Наименование разделов и тем 1 Повторение: - правила гигиены письма; - правила посадки; - расположение тетради на столе; - положение инструмента письма в руке; - ориентация в тетради; - волосяные и нажимные линии; - линии графической сетки; - элементы букв, буквы, соединения. 2 Отработка навыка каллиграфического письма. Письмо текстов и декорирование их: - простым автоматическим карандашом в тетради, Теория Содержание Практика - правила гигиены письма; - правила посадки; - расположение тетради на столе; - положение инструмента письма в руке; - ориентация в тетради; - волосяные и нажимные линии; - линии графической сетки; - элементы букв, буквы, соединения. Каллиграфический стиль. Повторение изученных ранее строчных и прописных букв. Декорирование текста. Письменные упражнения на повторении изученного материала. Закрепление изученных ранее строчных и прописных букв. Письмо слов, предложений и текстов в тетради - пером и/или перьевой ручкой в Прописи. Написание орнаментов. Оформление открыток. Заголовок. Вензель. Начальные буквы собственных имен авторов. Первая заглавная буква текста. Росчерк. Орнаментальная рамка. простым автоматическим карандашом со сменным грифелем, пером или перьевой ручкой в прописи. Рисование орнаментов и прочих элементов используемых для декорирования текста. III. Методическое обеспечение программы 3.1 Методика обеспечения программы Обучение чистописанию осуществляется по программам «Русская классическая школа» разработанной И.А. Горячевой и «Методике чистописания» автора Н.Н. Боголюбова. В учебно-методический комплект включены следующие материалы: 1. Прописи методики «Русская классическая школа» состоящие из 3 частей (первый год обучения – 1 и 2 части, второй год обучения 3 часть). 2. Методика обучению письму «Русская классическая школа» И.А. Горячева. 3. Тетрадь с графической сеткой «Учусь писать красиво» разработанная логопедом и нейропсихологом В. Мазовой Предлагаемые Прописи предназначены для занятий чистописанием. Прописи состоят из трех частей. Первая часть посвящена строчным буквам, вторая –прописным. Третья часть позволяет использовать приобретенные навыки при письме текстов и декорировании их. На каждой странице дан увеличенный образец буквы, а ниже – последовательность изображения ее деталей. Дети могут писать ряды букв и слова, в состав которых входит изучаемая буква. Кроме того, предлагается закончить узоры, заключенные в клетчатые рамки. Клетка служит своеобразной канвой для орнаментов, состоящих из повторяющихся деталей. В верхней части страницы показывается, с каких элементов необходимо начать изображение орнамента, затем следует его усложнение. Изображение узоров способствует формированию пластики руки, чувства меры, эстетических чувств, что согласуется с задачами письма. Вторая часть Прописей обучает письму прописных букв и закрепляет в памяти детей образы изученных ранее строчных. Навыки, приобретенные при изображении орнаментов: умение плавно вывести завиток, пластичный изгиб линии, уместно дополнить узор, – позволяют выйти за пределы «ячейки» и научиться писать, используя декоративные детали. Украшением буквы служат всевозможные росчерки. Третья часть Прописей пронизана идеей объединения красивого письма и декора. На четных страницах помещены небольшие классические произведения русской литературы или отрывки из них. Их необходимо переписать на правые страницы. Письменные тексты можно предварить заголовком или вензелем, начальными буквами собственных имен авторов. Клетчатый прямоугольник предназначен для инициала, увеличенной и художественно оформленной первой заглавной буквы текста. И в завершение можно обвести витиеватый росчерк, а потом попробовать изобразить его самостоятельно. Печатный текст нужно окружить орнаментальной рамкой, фрагмент которой находится в левом верхнем углу страницы. Причем теперь логику орнамента, закономерность повторения его элементов, детям необходимо распознать самим. А воспроизведение рисунка, сопровождающего каждый текст, даст возможность отдохнуть. «Ячейка» и клетка Прописей, перо, обладающее ювелирной точностью, позволят детям научиться делать первые шаги в письме, а воссоздание образца поможет обрести уверенность и крепкие навыки. Позже почерк начнет приобретать индивидуальные черты, несущие отпечаток характера исполнителя. И тетрадь, в которой отразятся начертания, станет зеркалом души. 3.2 Условия реализации программы Для осуществления занятий по данной программе необходимо: 1. Учебный кабинет; 2. Столы, стулья, рассчитанные на количество обучающихся -10 человек; 3. Настенная магнитно-грифельная доска (школьная); 4. Индивидуальные дощечки с графической сеткой, покрытые грифельной краской для работы мелом, размером 30см*40 см; 5. Учебно-методический комплект. 6. Держатель для пера 7. Перо № 11 «Звездочка» 8. Чернильница-непроливайка 9. Простой автоматический карандаш со сменным грифелем диаметром 0,5 мм. 10. Мел 3.3 Список литературы 1. И.А.Горячева. Методика обучению письму для шестилетних детей «Русская классическая школа» - Е., 2018г. 2. Агаркова Н. Г. Письмо. // Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1993. 3. Боголюбов Н. Н. Методика чистописания. – М., 1963. 4. Большаков М. В. Декор и орнамент в книге. – М., 1990. 5. Гербач В. С. Методическое руководство к обучению письму. – Пг., 1915. 6. Градобоев П. Руководство к чистописанию. – М.,1871. 7. Греков Ф. В. Методика обучения письму (чистописанию). – М., 1915. 8. Зуев-Инсаров Д. М. Почерк и личность. Способ определения характера по почерку, графологический метод изучения личности. – М.: СТ, 1993. 9. Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма. – М.: Издательство Академии Педагогических Наук, 1950. 10. Птахова И. Простая красота буквы. – С-Пб., 1997. 11. Саглин В. А. Обучение письму в начальной школе. – Л.: Учпедгиз, 1948. 12. Чистописание. Методика преподавания чистописания. Программа для педагогических училищ. – М., 1954.