I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Основные характеристики программы: 1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка к школе», составлена в соответствии с Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" Программа предназначена для обучения детей 5 и 6 летнего возраста чтению, письму и счету, направлена на развитие мышления, развитие речи, обогащение духовно-нравственного мира ребенка, развитие эстетической сферы ребенка, усовершенствование координации движений и пластики руки. Вид программы: комплексная. Направленность программы: обучение чтению и письму, развитие фонетического слуха у детей, формирование и развитие творческих способностей обучающихся; удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественноэстетическом развитии. 1.2. Актуальность программы обусловлена тем, что она посвящена развитию фонематического слуха у детей и первоначальному обучению чтению и письму. 1.3 Отличительные особенности программы Основным отличием от общепринятых программ является требование чтения слов (в длинных словах чтение слогов) по буквам. Дети должны верно опознавать буквы, воспроизводить звуки, обозначенные ими, и сливать звуки в слова (в слоги). В дальнейшем побуквенное чтение будет сочетаться с чтением слов слитными слогами, а с переходом к чтению целыми словами побуквенное чтение будет выполняться лишь эпизодически (несколько слов на уроке) для поддержания навыка. Прежде всего это требование объясняется необходимостью прочно усвоить роль каждой буквы, потому что, как показывает практика, часто при чтении дети пропускают буквы, переставляют их, заменяют другими, «прожевывают» концовки слов. В процессе побуквенного чтения также активизируется мышление: ребенок мысленно опирается на последующие буквы гласных, и его внимание оживляется больше, чем при механическом чтении слогов, оттренированном по слоговым таблицам. Письмо слов также не слоговое, а побуквенное. Предварительно анализируется звуковая последовательность слова. Затем каждый звук произносится отдельно и обозначается соответствующей буквой. Данная методика предполагает, что короткие слова или слоги в длинных словах кропотливо читаются детьми по буквам, затем звуки и слоги сливаются, и таким образом слово произносится в цельном звуковом виде. В течение длительного времени каждое слово из Азбуки детально прорабатывается. Для формирования осмысленного чтения с первых шагов обучения грамоте в Азбуку включена масса материала, заставляющего работать сознание детей. Слова, различающиеся одним или двумя звуками, побуждают детей осмыслить значение каждого слова и установить звуковые различия. Чрезвычайно важное требование данной программы – обучение неспешному осмысленному чтению. Поскольку у детей понимание читаемого происходит вслед за прочтением каждого слова, а не одновременно, необходимо время для осмысления прочитанного. И если во главе угла стоит скорость чтения, то единственным результатом является механическое, бессознательное извлечение звуков, препятствующее восприятию содержания читаемого и разрушающее детское мышление. От такого чтения дети навсегда теряют вкус к этому занятию, не воспринимают его познавательную и эстетическую ценность. А отсутствие мотивации тормозит желаемое формирование скорости. Получается замкнутый круг: чтобы ребенок читал быстро, нужно, чтобы он хотел читать. Но желание диктуется результатом: ребенок должен получить пищу для ума и для сердца. Следовательно, неспешное осмысленное чтение на первых порах даст позже ожидаемое увеличение темпа. 1.4. Педагогическая целесообразность программы: Данная программа представляет собой практическую реализацию концепции обучения чтению, в основе которой лежит смыслоорганизующая компонента. Смысл и цель – научить ребенка думать, творчески решать важнейшие интеллектуальные задачи, уметь осознанно ориентироваться в том многообразии информации, которая становится сегодня его средой обитания. Умение читать – это один из важнейших показателей умения думать. 1.5 Цель программы: Подготовить ребенка к школе, сформировать усидчивость, внимательность, обучить первоначальным навыкам чтения и счета в пределах 10, подготовить руку к письму. 1.6 Задачи программы: Обучающие: - познакомить ребенка со звуками и буквами нашей речи -сформировать элементарные математические понятия -подготовить к обучению чтению и письму Развивающие: -развить мышление, речь -развить эстетическую сферу ребенка -усовершенствовать координацию движений и пластику руки. Воспитательные: - привить желание учиться и познавать -обогатить духовно-нравственный мир ребенка 1.7. Возраст обучающихся 5 и 6 лет. Набор в объединение производится по принципу добровольности, без ограничений. Количество групп 5 по 10 человек в каждой группе, из них 2 группы для детей 5-летнего возраста, и 3 группы для детей 6-летнего возраста. Такой количественный состав основывается на особенностях дошкольного возраста обучающихся, позволяет педагогу обратить внимание на восприятие индивидуальных особенностей каждого воспитанника, а затем на основании проведённого анализа проводить каждое следующее занятие с учётом индивидуальности. 1.6. Форма проведения Аудиторные, групповые занятия 2. Объём программы: 2.1. Объём программы: Запланированное количество учебных часов: 144 часа в год для шестилетних и 72 часа в год для пятилетних детей. 2.2 Срок реализации программы: Для освоения программы необходимо: 1 год по 36 недель для шестилетних детей и 2 года по 36 недель для пятилетних детей 2.3. Режим занятий: 144 часов в год для шестилетних детей 2 раза в неделю по 2 часа (25 мин. Урок + 5 мин перемена+25 мин. урок+5 мин перемена+25 мин. Урок+5 мин. Перемена) 72 часов в год для пятилетних детей 1 раз в неделю по 2 часа (25 мин. Урок + 5 мин перемена+25 мин. урок+5 мин перемена+25 мин. Урок+5 мин. Перемена) 3.Планируемые результаты 3.1 Планируемые результаты Обучающийся усидчив, внимательно слушает педагога, развернуто отвечает на поставленный вопрос. Может посчитать количество звуков в слове, количество слогов, выделить ударный звук. Различает звуки/буквы: гласные и согласные, парные твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные. Понимает какие гласные буквы показывают мягкость предыдущего согласного, а какие твердость. Читает по слогам, способные дети целыми словами. Пишет строчные буквы в тетради с графической сеткой. Владеет прямым и обратным счетом в пределах 10, выполняет простые арифметические действия. 3.2. Способы и формы проверки результатов Результаты проверяются методом наблюдения, а также выполнением обучающимися устных заданий, письменных заданий в тетради в клетку, прописях, и на меловых дощечках, чтением слов по азбуке. II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2.1. Учебно-тематический план Для групп 6-летнего возраста (3, 4, 5 группы- 144 часа). Практическ ие занятия Форма контроля 16 Теоретич еские занятия 8 8 Наблюдение. Устные задания. 2 1 1 Наблюдение. Устные задания. Тема 2 Гласные и согласные звуки. Как отличить гласный звук от согласного? Тема 3. Звуки звонкие и глухие. Ищем различия. Учимся определять. 2 1 1 Наблюдение. Устные задания. 2 1 1 Наблюдение. Устные задания. 1.4 Тема 4 Первый звук в слове. 2 1 1 Наблюдение. Устные задания. 1.5 Тема 5 Последний звук в слове. 2 1 1 Наблюдение. Устные задания. 1.6 Тема 6 Количество звуков в словах. Слоги. Учимся делить слова на слоги и на звуки. Тема 7 Тетрадь в клетку и линию. Ориентация на странице. Рисунки по клеткам. Элементы в линию. Тема 8 Осанка. Правильное положение карандаша/ручки в руке. Раздел 2 Буквы. Чтение. 2 1 1 Наблюдение. Устные задания. 2 1 1 Наблюдение. Устные задания. 2 1 1 Наблюдение. Устные задания. 66 33 33 Наблюдение, Групповые № Наименование разделов и тем Всего часов 1. Раздел 1 Знакомство со звуками, клетками и линиями, основные понятия Тема 1 Что такое звук? Знакомство со звуками нашей речи 1.1 1.2 1.3 1.7 1.8 2. устные и письменные задания Печатание. Ориентация в клетке (рисунки по клеткам). Подготовка руки к письму (обводка каллиграфических рисунков). Письмо в тетради с графической сеткой. 2.1 Тема №9- Буква А 2 1 1 2.2 Тема №10- Буква М 2 1 1 2.3 Тема №11- Буква У 2 1 1 2.4 Тема №12- Буква Ш 2 1 1 2.5 Тема №13- Буква С 2 1 1 2.6 Тема №14- Буква Л. 2 1 1 2.7 Тема №15- Буква О. 2 1 1 2.8 Тема №16- Буква Р. 2 1 1 2.9 Тема №17- Буква П. 2 1 1 Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые 2.10 Тема №18- Буква К. 2 1 1 2.11 Тема №19- Буква И. 2 1 1 2.12 Тема №20- Буква Н. 2 1 1 2.13 Тема №21- Буква Ы. 2 1 1 2.14 Тема №22- Буква Т. 2 1 1 2.15 Тема №23- Буква Е. 2 1 1 2.16 Тема №24- Буква Ё 2 1 1 2.17 Тема №25- Буква Ц 2 1 1 2.18 Тема №26- Буква Я 2 1 1 2.19 Тема №27- Буква Ю 2 1 1 устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания 2.20 Тема №28- Буква Д 2 1 1 2.21 Тема №29- Буква Б 2 1 1 2.22 Тема №30- Буква Г 2 1 1 2.23 Тема №31- Буква З 2 1 1 2.24 Тема №32- Буква Ч 2 1 1 2.25 Тема №33- Буква Х 2 1 1 2.26 Тема №34- Буква В 2 1 1 2.27 Тема №35- Буква Ж 2 1 1 2.28 Тема №36- Буква Ф 2 1 1 2.29 Тема №37- Буква Й 2 1 1 Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания 2.30 Тема №38- Буква Щ 2 1 1 Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания 2.31 Тема №39- Буква Э 2 1 1 2.32 Тема №40- Буква Ь 2 1 1 2.33 Тема №41- Буква Ъ 2 1 1 3. Раздел 3. 24 12 12 2 1 1 Наблюдение, Групповые устные и письменные задания 2 1 1 Наблюдение, Групповые устные и письменные задания 2 1 1 Наблюдение, Групповые устные и письменные задания 2 1 1 Наблюдение, Групповые устные и Чтение. Письмо. Первый десяток. Счет. 3.1 Тема № 42. Число1. Цифра 1. Чтение. Письмо. 3.2 Тема № 43. Число 2. Цифра 2. Состав числа. Счет. Сложение и Вычитание. Чтение. Письмо. 3.3 Тема № 44. Число 3. Цифра 3. Состав числа. Счет. Сложение и Вычитание. Чтение. Письмо. 3.4 Тема № 45. Число 4. Цифра 4. письменные задания Состав числа. Счет. Сложение и Вычитание. Чтение. Письмо. 3.5 Тема № 46. 2 1 1 Наблюдение, Групповые устные и письменные задания 2 1 1 Наблюдение, Групповые устные и письменные задания 2 1 1 Наблюдение, Групповые устные и письменные задания 2 1 1 Наблюдение, Групповые устные и письменные задания 2 1 1 Наблюдение, Групповые устные и письменные задания 2 1 1 Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Число 5. Цифра 5. Состав числа. Счет. Сложение и Вычитание. Чтение. Письмо. 3.6 Тема № 47. Число 6. Цифра 6. Состав числа. Счет. Сложение и Вычитание. Чтение. Письмо. 3.7 Тема № 48. Число 7. Цифра 7. Состав числа. Счет. Сложение и Вычитание. Чтение. Письмо. 3.8 Тема № 49. Число 8. Цифра 8. Состав числа. Счет. Сложение и Вычитание. Чтение. Письмо. 3.9 Тема № 50. Число 9. Цифра 9. Состав числа. Счет. Сложение и Вычитание. Чтение. Письмо. 3.10 Тема № 51. Число10. Цифра 10. Счет. Сложение и Вычитание. Чтение. Письмо. 3.11 2 2 Наблюдение, Групповые устные и письменные задания 38 19 19 Наблюдение, Групповые и индивидуальн ые устные и письменные задания 38 19 19 Наблюдение, Групповые и индивидуальн ые устные и письменные задания 4 Тема № 52. Прямой и обратный счет от 0 до 10. Состав чисел. Сложение и Вычитание. Чтение. Письмо. 4. Раздел 4. Закрепление изученных тем. Чтение. Письмо. Счет. Сложение и Вычитание. 4.1 Тема № 53. Закрепление изученного. Чтение. Письмо. Счет. Сложение и вычитание. Для групп 5-летнего возраста (1 и 2 группы -72 ч.) Практическ ие занятия Форма контроля 6 Теоретич еские занятия 3 3 Наблюдение. Устные задания. 2 1 1 Наблюдение. Устные задания. 2 1 1 Наблюдение. Устные задания. 2 1 1 Наблюдение. Устные задания. 66 33 33 Наблюдение, Групповые устные и письменные задания № Наименование разделов и тем Всего часов 1. Раздел 1 Знакомство со звуками, клетками и линиями, основные понятия Тема 1 Что такое звук? Знакомство со звуками нашей речи Тема 2 Тетрадь в клетку и линию. Ориентация на странице. Рисунки по клеткам. Элементы в линию. Тема 3 Осанка. Правильное положение карандаша/ручки в руке. Раздел 2 Буквы. Чтение. Печатание. Ориентация в клетке (рисунки по клеткам). Подготовка руки к письму (обводка 1.1 1.2 1.3 2. каллиграфических рисунков). Тема №9- Буква А 2 1 1 2.2 Тема №10- Буква М 2 1 1 2.3 Тема №11- Буква У 2 1 1 2.4 Тема №12- Буква Ш 2 1 1 2.5 Тема №13- Буква С 2 1 1 2.6 Тема №14- Буква Л. 2 1 1 2.7 Тема №15- Буква О. 2 1 1 2.8 Тема №16- Буква Р. 2 1 1 2.9 Тема №17- Буква П. 2 1 1 2.10 Тема №18- Буква К. 2 1 1 2.1 Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания 2.11 Тема №19- Буква И. 2 1 1 2.12 Тема №20- Буква Н. 2 1 1 2.13 Тема №21- Буква Ы. 2 1 1 2.14 Тема №22- Буква Т. 2 1 1 2.15 Тема №23- Буква Е. 2 1 1 2.16 Тема №24- Буква Ё 2 1 1 2.17 Тема №25- Буква Ц 2 1 1 2.18 Тема №26- Буква Я 2 1 1 2.19 Тема №27- Буква Ю 2 1 1 2.20 Тема №28- Буква Д 2 1 1 2.21 Тема №29- Буква Б 2 1 1 Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые 2.22 Тема №30- Буква Г 2 1 1 2.23 Тема №31- Буква З 2 1 1 2.24 Тема №32- Буква Ч 2 1 1 2.25 Тема №33- Буква Х 2 1 1 2.26 Тема №34- Буква В 2 1 1 2.27 Тема №35- Буква Ж 2 1 1 2.28 Тема №36- Буква Ф 2 1 1 2.29 Тема №37- Буква Й 2 1 1 2.30 Тема №38- Буква Щ 2 1 1 2.31 Тема №39- Буква Э 2 1 1 устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания 2.32 Тема №40- Буква Ь 2 1 1 2.33 Тема №41- Буква Ъ 2 1 1 Наблюдение, Групповые устные и письменные задания Наблюдение, Групповые устные и письменные задания 2.2. Содержание тем программы Для групп 6-летнего возраста (3,4,5 группы -144 ч.) № 1. 1.1 Наименование разделов и тем Раздел 1 Знакомство со звуками, клетками и линиями, основные понятия Тема 1 Что такое звук? Знакомство со звуками нашей речи Теория содержание Практика Артикуляционная гимнастика. Знакомство со звуками в словах. - Звуковые упражнения -Рисование орнаментов в тетради в клетку - Обводка каллиграфического рисунка 1.2 Тема 2 Гласные и согласные звуки. Как отличить гласный звук от согласного? Артикуляционная гимнастика. Отличие гласного от согласного звука. - Звуковые упражнения -Рисование орнаментов в тетради в клетку - Обводка каллиграфического рисунка 1.3 Тема 3. Звуки звонкие и глухие. Ищем различия. Учимся определять. Артикуляционная гимнастика. Произношение с приподнятым и опущенным языком согласных звуков. - Звуковые упражнения -Рисование орнаментов в тетради в клетку - Обводка каллиграфического рисунка 1.4 Тема 4 Первый звук в слове. Артикуляционная гимнастика. Способы вычленения звуков из слова. - Звуковые упражнения -Рисование орнаментов в тетради в клетку - Обводка каллиграфического рисунка 1.5 Тема 5 Последний звук в слове. Артикуляционная гимнастика. Определение последнего звука в слове. - Звуковые упражнения -Рисование орнаментов в тетради в клетку - Обводка каллиграфического рисунка 1.6 Тема 6 Количество звуков в словах. Слоги. Учимся делить слова на слоги и на звуки. Артикуляционная гимнастика. Учимся делить слова на слоги. Слоги на звуки. Способы выделения ударного звука в слове. - Звуковые упражнения -Рисование орнаментов в тетради в клетку - Обводка каллиграфического рисунка 1.7 Тема 7 Тетрадь в клетку и линию. Ориентация на странице. Рисунки по клеткам. Элементы в линию. Артикуляционная гимнастика. Направление линий. Ориентация в клетке. - Звуковые упражнения -Рисование орнаментов в тетради в клетку - Обводка каллиграфического рисунка 1.8 Тема 8 Осанка. Правильное положение карандаша/ручки в руке. Артикуляционная гимнастика. Правильная осанка. Польза чередования занятий сидя и стоя. Правильное положение карандаша в руке. - Звуковые упражнения -Рисование орнаментов в тетради в клетку - Обводка каллиграфического рисунка 2. Раздел 2 Буквы. Чтение. Печатание. Ориентация в клетке (рисунки по клеткам). Подготовка руки к письму (обводка каллиграфических рисунков). Письмо в тетради с графической сеткой. Тема №9- Буква А Обозначение звука [А] на письме. Правило написания и произношения буквы. 2.2 Тема №10- Буква М Обозначение звуков [M] и [M’] на письме. Правило написания и произношения буквы. 2.3 Тема №11- Буква У Обозначение звука [У] на письме. Правило написания и произношения буквы. 2.4 Тема №12- Буква Ш Обозначение звука [Ш] на письме. Правило написания и произношения буквы. 2.1 - Звуковые упражнения - Рисование орнаментов в тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандашом - «Печатание» (побуквенное) - Звуковые упражнения - Рисование орнаментов в тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандашом - «Печатание» (побуквенное) - Звуковые упражнения - Рисование орнаментов в тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандашом - «Печатание» (побуквенное) - Звуковые упражнения - Рисование орнаментов в тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандашом - «Печатание» (побуквенное) 2.5 Тема №13- Буква С Обозначение звуков [С] и [С’] на письме. Правило написания и произношения буквы. - Звуковые упражнения - Рисование орнаментов в тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандашом - «Печатание» (побуквенное) Обозначение звуков - Звуковые [Л] и [Л’] на письме. упражнения Правило написания - Рисование и произношения орнаментов в буквы. тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандашом - «Печатание» (побуквенное) 2.6 Тема №14- Буква Л. 2.7 Тема №15- Буква О. Обозначение звука [О] на письме. Правило написания и произношения буквы. - Звуковые упражнения - Рисование орнаментов в тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандашом - «Печатание» (побуквенное) 2.8 Тема №16- Буква Р. Обозначение звуков [Р] и [Р’] на письме. Правило написания и произношения буквы. - Звуковые упражнения - Рисование орнаментов в тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандашом - «Печатание» (побуквенное) 2.9 Тема №17- Буква П. Обозначение звуков [П] и [П’] на письме. Правило написания и произношения буквы. - Звуковые упражнения - Рисование орнаментов в тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандашом - «Печатание» (побуквенное) 2.10 Тема №18- Буква К. Обозначение звуков [К] и [К’] на письме. Правило написания и произношения буквы. - Звуковые упражнения - Рисование орнаментов в тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандашом - «Печатание» (побуквенное) 2.11 Тема №19- Буква И. Обозначение звука [И] на письме. Показатель мягкости согласного. Правило написания и произношения буквы. 2.12 Тема №20- Буква Н. Обозначение звуков [Н] и [Н’] на письме. Правило написания и произношения буквы. 2.13 Тема №21- Буква Ы. Обозначение звука [Ы] на письме. - Звуковые упражнения - Рисование орнаментов в тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандашом - «Печатание» (побуквенное) - Звуковые упражнения - Рисование орнаментов в тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандашом - «Печатание» (побуквенное) - Звуковые упражнения Правило написания и произношения буквы. 2.14 Тема №22- Буква Т. 2.15 Тема №23- Буква Е. 2.16 Тема №24- Буква Ё 2.17 Тема №25- Буква Ц - Рисование орнаментов в тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандашом - «Печатание» (побуквенное) Обозначение звуков - Звуковые [Т] и [Т’] на письме. упражнения Правило написания - Рисование и произношения орнаментов в буквы. тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандашом - «Печатание» (побуквенное) Обозначение звуков - Звуковые [ЙЭ], [Э] на письме. упражнения Показатель - Рисование мягкости орнаментов в согласного. тетради в клетку Правило написания карандашом и произношения - Обводка буквы. каллиграфического рисунка карандашом - «Печатание» (побуквенное) Обозначение звуков - Звуковые [ЙО], [О] на письме. упражнения Показатель - Рисование мягкости орнаментов в согласного. тетради в клетку Правило написания карандашом и произношения - Обводка буквы. каллиграфического рисунка карандашом - «Печатание» (побуквенное) Обозначение звука - Звуковые [Ц] на письме. упражнения Правило написания - Рисование и произношения орнаментов в буквы. тетради в клетку карандашом 2.18 Тема №26- Буква Я 2.19 Тема №27- Буква Ю 2.20 Тема №28- Буква Д 2.21 Тема №29- Буква Б - Обводка каллиграфического рисунка карандашом - «Печатание» (побуквенное) Обозначение звуков - Звуковые [ЙА], [А] на письме. упражнения Показатель - Рисование мягкости орнаментов в согласного. тетради в клетку Правило написания карандашом и произношения - Обводка буквы. каллиграфического рисунка карандашом - «Печатание» (побуквенное) Обозначение звуков - Звуковые [ЙУ], [У] на письме. упражнения Показатель - Рисование мягкости орнаментов в согласного. тетради в клетку Правило написания карандашом и произношения - Обводка буквы. каллиграфического рисунка карандашом - «Печатание» (побуквенное) Обозначение звуков - Звуковые [Д] и [Д’] на упражнения письме. Правило - Рисование написания и орнаментов в произношения тетради в клетку буквы. карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандашом - «Печатание» (побуквенное) Обозначение звуков - Чтение/беседа [Б] и [Б’] на письме. - «Печатание» Правило написания (побуквенное) и произношения - Дощечка в буквы. «ячейку»: палочки мелом - Звуковые упражнения - Рисование орнаментов в тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандашом 2.22 Тема №30- Буква Г Обозначение звуков [Г] и [Г’] на письме. Правило написания и произношения буквы. - Чтение/беседа - «Печатание» (побуквенное) - Дощечка в «ячейку»: палочки мелом - Звуковые упражнения - Рисование орнаментов в тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандашом 2.23 Тема №31- Буква З Обозначение звуков [З] и [З’] на письме. Правило написания и произношения буквы. - Чтение/беседа - «Печатание» (побуквенное) - Дощечка в «ячейку»: палочки мелом - Звуковые упражнения - Рисование орнаментов в тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандашом 2.24 Тема №32- Буква Ч Обозначение звука [Ч] на письме. Правило написания и произношения буквы. - Чтение/беседа - «Печатание» (побуквенное) - Дощечка в «ячейку»: палочки мелом - Звуковые упражнения - Рисование орнаментов в тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандашом 2.25 Тема №33- Буква Х Обозначение звуков [Х] и [Х’] на письме. Правило написания и произношения буквы. - Чтение/беседа - «Печатание» (побуквенное) - Дощечка в «ячейку»: палочки, крючки, овалы мелом - Звуковые упражнения - Рисование орнаментов в тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандашом 2.26 Тема №34- Буква В Обозначение звуков [В] и [В’] на письме. Правило написания и произношения буквы. - Чтение/беседа - «Печатание» (побуквенное) - Дощечка в «ячейку»: палочки, крючки, овалы мелом - Звуковые упражнения - Рисование орнаментов в тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандашом 2.27 Тема №35- Буква Ж Обозначение звука [Ж] на письме. Правило написания и произношения - Чтение/беседа - «Печатание» (побуквенное) - Дощечка в буквы. «ячейку»: палочки, крючки, овалы мелом - Звуковые упражнения - Рисование орнаментов в тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандашом 2.28 Тема №36- Буква Ф Обозначение звуков [Ф] и [Ф’] на письме. Правило написания и произношения буквы. - Чтение/беседа - «Печатание» (побуквенное) - Дощечка в «ячейку»: палочки, крючки, овалы, петельки мелом - Прописи в «ячейку»: элементы букв карандашом - Звуковые упражнения - Рисование орнаментов в тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандаш 2.29 Тема №37- Буква Й Обозначение звука [Й] на письме. Правило написания и произношения буквы. - Чтение/беседа - «Печатание» (побуквенное) - Дощечка в «ячейку»: Элементы буквы мелом - Прописи в «ячейку»: элементы букв карандашом - Звуковые упражнения - Рисование орнаментов в тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандаш 2.30 Тема №38- Буква Щ Обозначение звука [Щ] на письме. Правило написания и произношения буквы. - Чтение/беседа - «Печатание» (побуквенное) - Дощечка в «ячейку»: Элементы буквы мелом - Прописи в «ячейку»: элементы букв карандашом - Звуковые упражнения - Рисование орнаментов в тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандаш 2.31 Тема №39- Буква Э Обозначение звука [Э] на письме. Правило написания и произношения буквы. - Чтение/беседа - «Печатание» (побуквенное) - Дощечка в «ячейку»: Элементы буквы мелом - Прописи в «ячейку»: элементы букв карандашом - Звуковые упражнения - Рисование орнаментов в тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандаш 2.32 Тема №40- Буква Ь Показатель мягкости согласных. Правило написания и произношения буквы. - Чтение/беседа - «Печатание» (побуквенное) - Дощечка в «ячейку»: Элементы буквы мелом - Прописи в «ячейку»: элементы букв карандашом - Звуковые упражнения - Рисование орнаментов в тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандаш 2.33 Тема №41- Буква Ъ Показатель твердости согласных. Правило написания и произношения буквы. - Чтение/беседа - «Печатание» (побуквенное) - Дощечка в «ячейку»: Элементы буквы мелом - Прописи в «ячейку»: элементы букв карандашом - Звуковые упражнения - Рисование орнаментов в тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандаш 3. 3.1 3.2 Раздел 3. Чтение. Письмо. Первый десяток. Счет. Тема № 42. Число1. Цифра 1. Чтение. Письмо. Тема № 43. Число 2. Цифра 2. Состав числа. Счет. Сложение и Вычитание. Изучение чисел и цифр. Слабые и сильные позиции букв в слове. Нахождение различия написания и произношения слов. Изучение чисел и цифр. Слабые и сильные позиции букв в - Запись числа в тетрадь - Чтение/беседа - «Печатание» (побуквенное) - Дощечка в «ячейку»: Элементы буквы мелом - Прописи в «ячейку»: элементы букв карандашом - Звуковые упражнения - Запись числа в тетрадь - Запись состава числа. Чтение. Письмо. слове. Нахождение различия написания и произношения слов. 3.3 Тема № 44. Число 3. Цифра 3. Состав числа. Счет. Сложение и Вычитание. Чтение. Письмо. Изучение чисел и цифр. Слабые и сильные позиции букв в слове. Нахождение различия написания и произношения слов. 3.4 Тема № 45. Число 4. Цифра 4. Состав числа. Счет. Сложение и Вычитание. Чтение. Письмо. Изучение чисел и цифр. Слабые и сильные позиции букв в слове. Нахождение различия написания и произношения слов. 3.5 Тема № 46. Число 5. Цифра 5. Состав числа. Счет. Сложение и Вычитание. Чтение. Письмо. Изучение чисел и цифр. Слабые и сильные позиции букв в слове. -Запись и решение примеров - Чтение/беседа - «Печатание» (побуквенное) - Дощечка в «ячейку»: Элементы буквы мелом - Прописи в «ячейку»: элементы букв карандашом - Звуковые упражнения - Запись числа в тетрадь - Запись состава числа. -Запись и решение примеров - Чтение/беседа - «Печатание» (побуквенное) - Дощечка в «ячейку»: Элементы буквы мелом - Прописи в «ячейку»: элементы букв карандашом - Звуковые упражнения - Запись числа в тетрадь - Запись состава числа. -Запись и решение примеров - Чтение/беседа - «Печатание» (побуквенное) - Дощечка в «ячейку»: Элементы буквы мелом - Прописи в «ячейку»: элементы букв карандашом - Звуковые упражнения - Запись числа в тетрадь - Запись состава числа. -Запись и решение Нахождение различия написания и произношения слов. 3.6 Тема № 47. Число 6. Цифра 6. Состав числа. Счет. Сложение и Вычитание. Чтение. Письмо. Изучение чисел и цифр. Слабые и сильные позиции букв в слове. Нахождение различия написания и произношения слов. 3.7 Тема № 48. Число 7. Цифра 7. Состав числа. Счет. Сложение и Вычитание. Чтение. Письмо. Изучение чисел и цифр. Слабые и сильные позиции букв в слове. Нахождение различия написания и произношения слов. 3.8 Тема № 49. Число 8. Цифра 8. Состав числа. Счет. Сложение и Вычитание. Чтение. Письмо. Изучение чисел и цифр. Слабые и сильные позиции букв в слове. Нахождение примеров - Чтение/беседа - «Печатание» (побуквенное) - Дощечка в «ячейку»: Элементы буквы мелом - Прописи в «ячейку»: элементы букв карандашом - Звуковые упражнения - Запись числа в тетрадь - Запись состава числа. -Запись и решение примеров - Чтение/беседа - «Печатание» (побуквенное) - Дощечка в «ячейку»: Элементы буквы мелом - Прописи в «ячейку»: элементы букв карандашом - Звуковые упражнения - Запись числа в тетрадь - Запись состава числа. -Запись и решение примеров - Чтение/беседа - «Печатание» (побуквенное) - Дощечка в «ячейку»: Элементы буквы мелом - Прописи в «ячейку»: элементы букв карандашом - Звуковые упражнения - Запись числа в тетрадь - Запись состава числа. -Запись и решение примеров различия написания и произношения слов. 3.9 Тема № 50. Число 9. Цифра 9. Состав числа. Счет. Сложение и Вычитание. Чтение. Письмо. Изучение чисел и цифр. Слабые и сильные позиции букв в слове. Нахождение различия написания и произношения слов. 3.10 Тема № 51. Число10. Цифра 10. Счет. Сложение и Вычитание. Чтение. Письмо. Изучение чисел и цифр. Слабые и сильные позиции букв в слове. Нахождение различия написания и произношения слов. 3.11 Тема № 52. Прямой и обратный счет от 0 до 10. Состав чисел. Сложение и Вычитание. Чтение. Письмо. Изучение прямого и обратного счета. Сложение и вычитание пройденных чисел. Чтение и письмо. - Чтение/беседа - «Печатание» (побуквенное) - Дощечка в «ячейку»: Элементы буквы мелом - Прописи в «ячейку»: элементы букв карандашом - Звуковые упражнения - Запись числа в тетрадь - Запись состава числа. -Запись и решение примеров - Чтение/беседа - «Печатание» (побуквенное) - Дощечка в «ячейку»: Элементы буквы мелом - Прописи в «ячейку»: элементы букв карандашом - Звуковые упражнения - Запись числа в тетрадь - Запись состава числа. -Запись и решение примеров - Чтение/беседа - «Печатание» (побуквенное) - Дощечка в «ячейку»: Элементы буквы мелом - Прописи в «ячейку»: элементы букв карандашом - Звуковые упражнения - Запись числа в тетрадь - Запись состава числа. -Запись и решение примеров - Чтение/беседа - «Печатание» (побуквенное) - Дощечка в «ячейку»: Элементы буквы мелом - Прописи в «ячейку»: элементы букв карандашом - Звуковые упражнения 4. Раздел 4. Закрепление изученных тем. Чтение. Письмо. Счет. Сложение и Вычитание. 4.1 Тема № 53. Закрепление изученного. Письмо. Счет. Сложение и вычитание. Чтение предложений. Чтение текстов. Повторение изученных тем. Закрепление. Индивидуальные задания по способностям детей. Чтение предложений. Нахождение различия написания и произношения слов. Подбор проверочных слов. Прямо и обратный счет. Сложение и вычитание чисел. Письмо в тетради в тонкую косую линию. Для групп 5-летнего возраста (1 и 2 группы- 72 ч.) № 1. 1.1 1.2 Наименование разделов и тем Раздел 1 Знакомство со звуками, клетками и линиями, основные понятия Тема 1 Что такое звук? Знакомство со звуками нашей речи Тема 2 Тетрадь в клетку и линию. Ориентация на странице. Теория содержание Практика Артикуляционная гимнастика. Знакомство со звуками в словах. - Звуковые упражнения -Рисование орнаментов в тетради в клетку - Обводка каллиграфического рисунка Артикуляционная гимнастика. Знакомство с - Звуковые упражнения -Рисование Рисунки по клеткам. Элементы в линию. тетрадями в клетку, в линию. орнаментов в тетради в клетку - Обводка каллиграфического рисунка -написание элементов букв в линию 1.3 Тема 3 Осанка. Правильное положение карандаша/ручки в руке. Артикуляционная зарядка. Осанка. Правильное положение карандаша/ручки в руке. - Правильное положение карандаша в руке -осанка Звуковые упражнения -Рисование орнаментов в тетради в клетку - Обводка каллиграфического рисунка 2. Раздел 2 Буквы. Чтение. Печатание. Ориентация в клетке (рисунки по клеткам). Подготовка руки к письму (обводка каллиграфических рисунков). Письмо в тетради с графической сеткой. Тема №9- Буква А Обозначение звука [А] на письме. Правило написания и произношения буквы. Тема №10- Буква М Обозначение звуков [M] и [M’] на письме. Правило написания и произношения буквы. - Звуковые упражнения - Рисование орнаментов в тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандашом - «Печатание» (побуквенное) - Звуковые упражнения - Рисование орнаментов в тетради в клетку карандашом - Обводка 2.1 2.2 2.3 Тема №11- Буква У 2.4 Тема №12- Буква Ш 2.5 Тема №13- Буква С 2.6 Тема №14- Буква Л. каллиграфического рисунка карандашом - «Печатание» (побуквенное) Обозначение звука - Звуковые [У] на письме. упражнения Правило написания - Рисование и произношения орнаментов в буквы. тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандашом - «Печатание» (побуквенное) Обозначение звука - Звуковые [Ш] на письме. упражнения Правило написания - Рисование и произношения орнаментов в буквы. тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандашом - «Печатание» (побуквенное) Обозначение звуков - Звуковые [С] и [С’] на письме. упражнения Правило написания - Рисование и произношения орнаментов в буквы. тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандашом - «Печатание» (побуквенное) Обозначение звуков - Звуковые [Л] и [Л’] на письме. упражнения Правило написания - Рисование и произношения орнаментов в буквы. тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандашом - «Печатание» (побуквенное) 2.7 Тема №15- Буква О. Обозначение звука [О] на письме. Правило написания и произношения буквы. - Звуковые упражнения - Рисование орнаментов в тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандашом - «Печатание» (побуквенное) 2.8 Тема №16- Буква Р. Обозначение звуков [Р] и [Р’] на письме. Правило написания и произношения буквы. - Звуковые упражнения - Рисование орнаментов в тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандашом - «Печатание» (побуквенное) 2.9 Тема №17- Буква П. Обозначение звуков [П] и [П’] на письме. Правило написания и произношения буквы. - Звуковые упражнения - Рисование орнаментов в тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандашом - «Печатание» (побуквенное) 2.10 Тема №18- Буква К. Обозначение звуков [К] и [К’] на письме. Правило написания и произношения буквы. - Звуковые упражнения - Рисование орнаментов в тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандашом - «Печатание» (побуквенное) 2.11 Тема №19- Буква И. Обозначение звука [И] на письме. Показатель мягкости согласного. Правило написания и произношения буквы. 2.12 Тема №20- Буква Н. Обозначение звуков [Н] и [Н’] на письме. Правило написания и произношения буквы. 2.13 Тема №21- Буква Ы. Обозначение звука [Ы] на письме. Правило написания и произношения буквы. 2.14 Тема №22- Буква Т. Обозначение звуков [Т] и [Т’] на письме. Правило написания и произношения буквы. - Звуковые упражнения - Рисование орнаментов в тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандашом - «Печатание» (побуквенное) - Звуковые упражнения - Рисование орнаментов в тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандашом - «Печатание» (побуквенное) - Звуковые упражнения - Рисование орнаментов в тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандашом - «Печатание» (побуквенное) - Звуковые упражнения - Рисование орнаментов в тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандашом - «Печатание» (побуквенное) 2.15 Тема №23- Буква Е. 2.16 Тема №24- Буква Ё 2.17 Тема №25- Буква Ц 2.18 Тема №26- Буква Я 2.19 Тема №27- Буква Ю Обозначение звуков [ЙЭ], [Э] на письме. Показатель мягкости согласного. Правило написания и произношения буквы. - Звуковые упражнения - Рисование орнаментов в тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандашом - «Печатание» (побуквенное) Обозначение звуков - Звуковые [ЙО], [О] на письме. упражнения Показатель - Рисование мягкости орнаментов в согласного. тетради в клетку Правило написания карандашом и произношения - Обводка буквы. каллиграфического рисунка карандашом - «Печатание» (побуквенное) Обозначение звука - Звуковые [Ц] на письме. упражнения Правило написания - Рисование и произношения орнаментов в буквы. тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандашом - «Печатание» (побуквенное) Обозначение звуков - Звуковые [ЙА], [А] на письме. упражнения Показатель - Рисование мягкости орнаментов в согласного. тетради в клетку Правило написания карандашом и произношения - Обводка буквы. каллиграфического рисунка карандашом - «Печатание» (побуквенное) Обозначение звуков - Звуковые [ЙУ], [У] на письме. упражнения Показатель - Рисование мягкости орнаментов в согласного. Правило написания и произношения буквы. 2.20 Тема №28- Буква Д Обозначение звуков [Д] и [Д’] на письме. Правило написания и произношения буквы. 2.21 Тема №29- Буква Б Обозначение звуков [Б] и [Б’] на письме. Правило написания и произношения буквы. тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандашом - «Печатание» (побуквенное) - Звуковые упражнения - Рисование орнаментов в тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандашом - «Печатание» (побуквенное) - Чтение/беседа - «Печатание» (побуквенное) - Дощечка в «ячейку»: палочки мелом - Звуковые упражнения - Рисование орнаментов в тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандашом 2.22 Тема №30- Буква Г Обозначение звуков [Г] и [Г’] на письме. Правило написания и произношения буквы. - Чтение/беседа - «Печатание» (побуквенное) - Дощечка в «ячейку»: палочки мелом - Звуковые упражнения - Рисование орнаментов в тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандашом 2.23 Тема №31- Буква З Обозначение звуков [З] и [З’] на письме. Правило написания и произношения буквы. - Чтение/беседа - «Печатание» (побуквенное) - Дощечка в «ячейку»: палочки мелом - Звуковые упражнения - Рисование орнаментов в тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандашом 2.24 Тема №32- Буква Ч Обозначение звука [Ч] на письме. Правило написания и произношения буквы. - Чтение/беседа - «Печатание» (побуквенное) - Дощечка в «ячейку»: палочки мелом - Звуковые упражнения - Рисование орнаментов в тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандашом 2.25 Тема №33- Буква Х Обозначение звуков [Х] и [Х’] на письме. Правило написания и произношения буквы. - Чтение/беседа - «Печатание» (побуквенное) - Дощечка в «ячейку»: палочки, крючки, овалы мелом - Звуковые упражнения - Рисование орнаментов в тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандашом 2.26 Тема №34- Буква В Обозначение звуков [В] и [В’] на письме. Правило написания и произношения буквы. - Чтение/беседа - «Печатание» (побуквенное) - Дощечка в «ячейку»: палочки, крючки, овалы мелом - Звуковые упражнения - Рисование орнаментов в тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандашом 2.27 Тема №35- Буква Ж Обозначение звука [Ж] на письме. Правило написания и произношения буквы. - Чтение/беседа - «Печатание» (побуквенное) - Дощечка в «ячейку»: палочки, крючки, овалы мелом - Звуковые упражнения - Рисование орнаментов в тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандашом 2.28 Тема №36- Буква Ф Обозначение звуков [Ф] и [Ф’] на письме. Правило написания и произношения буквы. - Чтение/беседа - «Печатание» (побуквенное) - Дощечка в «ячейку»: палочки, крючки, овалы, петельки мелом - Прописи в «ячейку»: элементы букв карандашом - Звуковые упражнения - Рисование орнаментов в тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандаш 2.29 Тема №37- Буква Й Обозначение звука [Й] на письме. Правило написания и произношения буквы. - Чтение/беседа - «Печатание» (побуквенное) - Дощечка в «ячейку»: Элементы буквы мелом - Звуковые упражнения - Рисование орнаментов в тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандаш 2.30 Тема №38- Буква Щ Обозначение звука [Щ] на письме. Правило написания и произношения буквы. - Чтение/беседа - «Печатание» (побуквенное) - Дощечка в «ячейку»: Элементы буквы мелом - Звуковые упражнения - Рисование орнаментов в тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандаш 2.31 Тема №39- Буква Э Обозначение звука [Э] на письме. Правило написания и произношения буквы. - Чтение/беседа - «Печатание» (побуквенное) - Дощечка в «ячейку»: Элементы буквы мелом - Звуковые упражнения - Рисование орнаментов в тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандаш 2.32 Тема №40- Буква Ь Показатель мягкости согласных. Правило написания и произношения буквы. - Чтение/беседа - «Печатание» (побуквенное) - Дощечка в «ячейку»: Элементы буквы мелом - Звуковые упражнения - Рисование орнаментов в тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандаш 2.33 Тема №41- Буква Ъ Показатель твердости согласных. Правило написания и произношения буквы. - Чтение/беседа - «Печатание» (побуквенное) - Дощечка в «ячейку»: Элементы буквы мелом - Звуковые упражнения - Рисование орнаментов в тетради в клетку карандашом - Обводка каллиграфического рисунка карандаш III. Методическое обеспечение программы 3.1 Методика обеспечения программы Подготовка к школе осуществляется по программе «Русская классическая школа», разработанной И.А. Горячевой. В учебно-методический комплект включены следующие материалы: 1. Азбука. 2. Тетрадь для рисования по клеткам. 3. Прописи. 4. Тетрадь для каллиграфического рисования. 5. Методическое пособие по обучению чтению и письму. Обучение чтению Обучение начинается с формирования у детей фонематического слуха, позволяющего воспринять звуковую сторону языка, осознать смыслоразличительную функцию звуков, а также выявить логопедические нарушения, которые в наше время встречаются очень часто и являются препятствием для дальнейшего овладения грамотой. Звуковые упражнения помогут в дальнейшем сформировать орфографическую зоркость – способность обнаруживать в слове позиции, в которых нужно задуматься над правописанием. Данная методика предлагает в течение длительного времени обучать чтению слов по буквам, чтобы дети прочно усвоили роль каждой буквы и в полноте освоили позиционный принцип русской графики, а затем перешли к слоговому чтению. Конечное требование – чтение целыми словами, соответствующее литературным нормам произношения, позволяющее полноценно воспринять смысл прочитанного. Обучение письму Методика уходит корнями в старинные классические методы. Письму в тетрадях предшествует работа на меловых дощечках, позволяющая научиться писать буквы в увеличенном виде, стирать и исправлять написанное. Развитию руки и ориентации в пространстве листа способствует изображение орнаментов на клетчатой поверхности. Для письма предлагаются Прописи с графической сеткой, образующейся горизонтальными и частыми косыми линиями. «Ячейка» графической сетки рассчитана на букву или элемент буквы, задает им пропорции, четкость начертаний и наклон. Ее границы служат как бы подпорками, поддерживающими еще не окрепшую руку ребенка, и ориентирами для несформировавшегося глазомера. Изначально буква изучается как законченный образ, как сочетание палочек, крючков, петелек, овалов и других элементов, пишущихся каждый отдельно с одного росчерка, без двойного повторения линий. Соединение букв в слова также отрывное. Ускорение письма, некоторое упрощение движений происходят автоматически, но основываются на прочном навыке. Для работы предлагаются тетрадь для рисования по клеткам, Прописи и тетрадь для каллиграфического рисования. Учет психо-физиологических особенностей обучения детей 5-6-ти лет Этот возраст классифицируется как старший дошкольный. Характеризуется он совершенствованием восприятия, памяти и мышления детей. Постепенно совершается переход от непроизвольной памяти к произвольной, в развитии которой важную роль играет повторение, обеспечивающее перевод информации из кратковременной памяти в долговременную. Поэтому уроки чтения, предлагаемые данной программой, построены по четкому алгоритму, новое органично вписывается в контекст старого. Особое внимание уделено повторению изученного ранее. Улучшение памяти происходит одновременно с совершенствованием умственной деятельности детей: умением сравнивать и соотносить друг с другом изучаемый материал, формировать смысловые группировки, обобщать. На занятиях осуществляется последовательная отработка логических операций, позволяющая добиться понимания прочитанного, а не простого его воспроизведения. Для формирования мышления включен обильный материал, позволяющий сравнивать звучание и значение слов, их звучание и написание, осознавать роль букв и звуков, на конечных этапах обучения классифицировать звуки. Развивается речь детей, соединяется с мышлением, хотя речь еще слабо организована. Это период смыслового обогащения слова, осознания его смысловых оттенков. Эти цели достигаются при анализе прочитанных слов и предложений. Включенные в уроки игры и задания исключают элемент соревнования. Они доступны, посильны, обеспечивают самостоятельность в поиске решения, постепенно усложняются, а на заключительных этапах побуждают детей и к необходимой для достижения отдаленных целей деятельности. Присутствует бо́льшая сосредоточенность на звуковых упражнениях. Объясняется это целью сформировать у детей полноценный фонематический слух, умение оперировать звуками, что необходимо при побуквенном чтении. Но объем звуковых упражнений постепенно уменьшается и занимает 5-7 минут учебного времени. Пропедевтическая работа по усвоению грамматико-орфографического материала: в уроки включены упражнения, подготавливающие детей к восприятию грамматики. Наблюдение над грамматическими явлениями происходит параллельно с наблюдением над семантикой и звуко-буквенным составом слов. Дети интуитивно воспринимают способность слов изменять смысл или форму, обнаруживают отражение этих изменений в звукобуквенном составе, осознают назывные функции слов, их сочетаемость в предложении. В программе отсутствует работа по усвоению орфографического материала, так как в Азбуку включены слова, не требующие объяснения правописания. Основой развития мышления является наблюдение над языком: над смысловой, семантической стороной слова, звучанием и графическим обликом, над грамматическими свойствами. При этом выполняются основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение. На азбучном этапе ставится задача сосредоточить внимание детей на слове, звучащем и печатном, научить их высказывать четкие и законченные суждения Азбука для обучения чтения, созданная на основе Азбук К.Д. Ушинского и Д.И. Тихомирова, имеет духовно-нравственный подтекст, отражает классический, строгий подход к оформлению учебной литературы: подлинность и реалистичность изображаемого, благородную простоту и уравновешенность художественного исполнения. Рисунки, детально и правдоподобно изображающие предметы окружающей действительности, выполнены в одноцветной гамме, в стиле сепия. Эта позиция имеет важные психологические основания. Сдержанность оформления Азбуки позволяет сконцентрировать внимание детей на учебной деятельности, сосредоточить их на начертании слова и его смысловой значимости. Излишняя красочность рассеивает детское внимание, делает его пассивным, увлекающимся посторонними предметами, что ослабляет волю, столь необходимую для дальнейшей учебы. При работе по Азбуке в сознании ребенка создается достоверный образ предметов, и воображение (по определению К.Д. Ушинского, «текущая память») не подавляется готовым художественным видением иллюстратора, тем самым сохраняются необходимые предпосылки для развития самобытного творческого потенциала детей. С методической точки зрения, эта сдержанность также очень важна: исключена опасность спутать мышонка со слоненком, рисунки не отвлекают ребенка от чтения и в то же время прочно удерживаются в памяти как подсказки начальных звуков в названиях предметов, изображенных на изучаемую букву. Но в ходе бесед по Азбуке активно используются дополнительные наглядные материалы, расширяющие кругозор, обогащающие культуро-логические представления детей и развивающие их художественное восприятие. 3.2 Условия реализации программы Для осуществления занятий по данной программе необходимо: 1. Учебный кабинет; 2. Столы, стулья, рассчитанные на количество обучающихся -9 человек; 3. Настенная магнитно-грифельная доска (школьная); 4. Индивидуальные дощечки с графической сеткой, покрытые грифельной краской для работы мелом, размером 30см*40 см; 5. Учебно-методический комплект. 3.3 Список литературы Аванесов Р.И. Русское Просвещение,1984. литературное произношение. – М.: Базарный В.Ф. Зрение у детей. Проблемы развития. – Новосибирск: Наука, 1991. Бобровская С.Л. Сущность системы Фребеля и применение ее в некоторых детских садах Германии. – М.: Издательство Московской детскойи педагогической библиотеки, 1872. Боголюбов Н.Н. Методика чистописания. – Л.: Учпедгиз, 1963. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.Л. Чтение без принуждения. – М.: Знание,1987. Бунаков Н.Ф. Родной язык как предмет обучения в народной школе с трехгодичным курсом. – СПб., 1872. Бунаков Н.Ф. Руководство к обучению грамоте по книжке «Азбука и уроки чтения и письма». – СПб., 1903. Вахтеров В.П. На первой ступени обучения. Руководство к обучению письму и чтению по «Русскому букварю». – М.: т-во И.Д. Сытина, 1912. Водовозов В.И. Руководство к русской азбуке. – СПб., 1875. Воскресенская А.И. Букварь. – М.: Учпедгиз, 1954. Гербач В.С. Методическое руководство к обучению письму. – СПб., 1915. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Теоретические основы и содержание курса учебного чтения в начальной школе. // Начальная школа. 1989. – №1. – С.9 – 10. Градобоев П. Руководство к чистописанию. – М., 1871. Греков Ф.В. Методика обучения письму (чистописанию). – М.: тип. т-ва И.Д. Сытина, 1915. Жинкин Н.И. Механизмы педагогических наук, 1958. речи. – М.: Издательство Академии Зуев-Инсаров Д.М. Почерк и личность. Способ определения характера по почерку, графологический метод изучения личности. – М.: СТ, 1993. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М: Просвещение, 1979. Корф Н.А. Как обучать грамоте ребят и взрослых. Руководство к обучению грамоте по звуковому способу. – СПб., 1880. Кустарева В.А., Назарова Л.К., Рождественский Н.С. Методика русского языка. – М.: Просвещение, 1982. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. – М.: Издательство Академии педагогических наук, 1950. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. – М.: Просвещение, 1976. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. – М.: Высшая школа,1979. Протоиерей Евгений Шестун. Православная педагогика. – М.: ПроПресс, 2002. Русская грамматика. Т. 1. Фонетика. Фонология. Ударение. – М.: Наука,1980. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / под ред. М.С. Соловейчик. – М.: Академия, 1997. Саглин В.А. Обучение письму в начальной школе. – Л.: Учпедгиз, 1948. Смирнов М.Т. Начальный курс педагогики. – М.: Учпедгиз, 1950. Теплов Б.М. Психология. – М.: Учпедгиз, 1946. Тихомиров Д.И. Азбука. – М.: Мартин, 2002. Тихомиров Д.И. Букварь для совместного обучения письму, русскому и церковнославянскому чтению и счету для народных школ. – М., 1907. Тихомиров Д.И. Как учить читать, писать и считать на первой ступениобучения. Общедоступное руководство для учащих по букварю Д.И. Тихомирова. – М., 1914. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 6 томах. – М.: Педагогика, 1989. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 4 томах. – М.: Дрофа, 2005. Ушинский К.Д., Вахтеров В.П., Флеров В.А. Об обучении грамоте. – М.: Государственное РСФСР,1941. учебно-педагогическое Чистописание. Методика преподавания дляпедагогических училищ. – М., 1954. издательство чистописания. Наркомпроса Программа Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина. Книга для учителя. – М.:Просвещение, 1993. Шапошников И.Н. Методические указания к пособию «Живые звуки для детей». – М., Л.: Государственное издательство, 1927.