Программа Мир причёсок

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Основные характеристики программы:
1.1.Дополнительная
общеразвивающая
программа
художественной
направленности «Мир причёсок» составлена в соответствии с Приказом Мин
просвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам".
Программа предназначена для обучения детей 10– 18 лет основным
направлениям парикмахерского искусства: уход за волосами, укладка волос,
косоплетение, моделирование причёсок; предусматривает выработку ряда
практических умений и теоретических знаний, направленных на освоение
приёмов правильного ухода за волосами, начальным навыкам оказания
парикмахерских услуг и дизайна причёски.
1.2. Актуальность программы обусловлена тем, что она развивает у
воспитанников способность к самостоятельному творчеству, мотивирует их к
занятию парикмахерским искусством, способствует осознанному выбору
профессиональной деятельности.
Подготовка обучающихся парикмахерскому искусству в объединении
Студия причёсок «Волшебница» к осознанному выбору будущей профессии это комплексная подготовка в процессе воспитания и обучения к жизненно
важному выбору. Программа является инструментом расширения
представления о дальнейшем образовании, будущей профессиональной
карьере, образе жизни и успешной социальной адаптации. Программа на
практике знакомит со спецификой типичных видов деятельности,
соответствующих профессии парикмахер.
Программа привлекательна для подростков, которые в этом возрасте,
так или иначе «ищут себя», оценивают свой образ. Часто не имея знаний и
навыков ухода за своей внешностью, пробуют на практике всю доступную для
них информацию, не умея ее «отфильтровывать», а это не всегда безопасно.
Программа «Мир причёски» предназначена для формирования
правильного представления о традиционных идеалах красоты внешности
человека.
1.3. Отличительные особенности программы.
Программа реализуется в МАУ ДО «ДТ п. Селенгинск», рассчитана на
2 года обучения.

Обучение строится на основе принципов добровольности. Программа
модифицированная, основана на материалах современных учебников,
журналов по парикмахерскому искусству. За основу взят материал
учебников: Константинов А.В., Меркулов Ю.К. «Основы парикмахерского
дела», Гутыря Л.Г. «Парикмахерское искусство», Константинов А.В. «Как
стать парикмахером». Программа включает в себя основные направления
парикмахерского дела, постоянно обновляется и дополняется в соответствии
с развитием технологий, технического прогресса и изменений моды в
причёсках. Обучение построено по уровневому принципу: от простого к
сложному. Программа имеет спиральный принцип построения, который
предполагает
постепенное
расширение
и
углубление
знаний,
совершенствование творческих умений и навыков.
Программа обеспечивает овладение воспитанниками различными
знаниями и умениями: моделирование, разработка и выполнение причёсок
различного назначения, уход за волосами, подготовка и проведение показов
причёсок.
1.4. Педагогическая целесообразность программы:
Программа обеспечивает передачу знаний и умений от педагога
ученикам, развивает у них потребность к самопознанию, саморазвитию,
самосовершенствованию;
воспитывает стремление к социально активной позиции в обществе;
способствует выявлению интересов, склонностей, способностей
подростков и формированию практического опыта в сфере познавательной
деятельности, ориентированного на выбор профессии парикмахер;
оказывает помощь в приобретении школьниками представлений о
жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с
профессиональным становлением;
развивает широкий спектр познавательных и профессиональных
интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей
профессиональной деятельности;
формирует представление о выборе дальнейшей профессиональной
деятельности, пути получения профессии.
В рамках программы происходит формирование навыков оказания
парикмахерских
услуг,
развитие
информационно-коммуникативной
культуры обучающихся, возникает устойчивый познавательный интерес к
вопросам правильного ухода за внешностью.
Занятия включают в себя разнообразные формы организации
деятельности воспитанников: коллективно-творческие игры, экскурсии,

тематические беседы, физкультминутки для снятия мышечного напряжения
и усталости, практические занятия, занятия – показы и обсуждение причёсок,
занятия - репетиции дефиле причёсок, разработки причёсок для коллекций и
показов. Всё это позволяет адаптировать процесс обучения детей, создавать
условия для эффективного включения каждого воспитанника в творческую
деятельность.
Применяются различные методы, формы обучения и технологии,
соответственно возрастным, гендерным и психическим особенностям детей:
Личностно-ориентированная:
Применение уровневой дифференциации учащихся по возрасту, уровню
подготовки, психолого-эмоциональным возможностям; индивидуальный
подход к каждому воспитаннику, учёт влияния на уровень восприятия,
настроения, самочувствия, физического состояния воспитанника.
Информационно-коммуникационная:
Использование ресурсов интернета, использование материалов мастерклассов и обучающих семинаров по парикмахерскому искусству,
презентации для проведения занятий, видео-уроки.
Здоровье сберегающая технология:
Применяется для сохранения и улучшения физического, психологического и
нравственного здоровья воспитанников. На каждом занятии проводится
физкультминутка, включающая в себя упражнения для глаз, рук, кистей рук,
спины. Используется рациональная организация труда, смена вида
деятельности во время занятий. Пропаганда здорового образа жизни, как
основной фактор, влияющий на состояние кожи и волос. Программа
предусматривает рассмотрение проблем сохранения здоровья, изучение
принципов здорового образа жизни позволяют повысить валеологическую
грамотность учащихся, сформировать отношение к здоровью как к
величайшей ценности. В программу также включены разделы о средствах по
уходу за волосами.
Игровая технология:
Применение игровой технологии способствует лучшему усвоению нового
материала, развитию творческих способностей, создаёт хорошее настроение
и доброжелательную атмосферу в коллективе. У детей остаётся хорошее
впечатление от занятия, возникает желание продолжать обучение в
объединении.

1.5. Цель программы: Раскрытие творческих способностей детей и
подростков через освоение основных направлений парикмахерского
искусства.
1.6.Задачи программы:
Образовательные:
- Обучение основам умений и знаний в парикмахерском искусстве.
- Формирование практического опыта в различных сферах познавательной и
профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профессии
парикмахер.
Развивающие:
- Развитие личных творческих данных, художественного вкуса, чувство
стиля, способностей к ручному труду, моторики мелких мышц рук.
- Развитие широкого спектра познавательных и профессиональных
интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей
профессиональной деятельности парикмахера.
Воспитальные:
- Воспитание у подростков трудолюбия, аккуратности, творческого
отношения к выполняемой работе, чувства коллективизма, ответственности,
вежливости, ответственного отношения к своему здоровью: гигиенические
нормы поведения.
Валеологические:
- Сохранение здоровья воспитанников путем соблюдения требований
Ростехнадзора
к освещению, вентиляции, водоснабжению учебного
помещения, наличия специальной одежды и обуви, дезинфицирующих
средств.
- Обучение воспитанников соблюдению правил безопасности при работе с
острыми
инструментами
и
электрооборудованием
и
правил
противопожарной безопасности, правил профилактики инфекционных и
вирусных заболеваний.
- Пропаганда здорового образа жизни.
1.7. Возраст учащихся 10-18 лет.
Набор в объединение производится по принципу добровольности и
самоопределения, без ограничений. Количество групп – 2 по 10 человек в
каждой группе. Такой количественный состав позволяет педагогу обратить
внимание на восприятие индивидуальных особенностей каждого
воспитанника, а затем на основании проведённого анализа проводить каждое
следующее занятие с учётом индивидуальности.

Для детей с низким уровнем подготовленности к обучению (слабо
развитая моторика рук, недостаточные навыки владения инструментами)
создана подготовительная группа (для введения в программу – 2 часа в
неделю).
1.8. Форма проведения занятий:
- Коллективные занятия (теория);
- Групповые занятия (практические занятия);
- Индивидуальные занятия (отработка практических умений);
- Занятие – беседа;
- Комбинированное занятие;
- Зачётное занятие;
- Демонстративное занятие (показ причёсок).
Методы проведения занятий:
- Словесно–наглядный.
- Практически–репродуктивный.
- Проектный.
- Частично-поисковый (выполнение индивидуальных творческих заданий).
Занятия предполагают теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть дается в форме бесед, сообщений и конспектирования
тем программы с просмотром иллюстративного материала, применением
средств ИКТ, способствующих активизации мышления, творческого
воображения, лучшего усвоения материала.
Программа предусматривает большую практическую направленность,
включающую не только информацию, расширяющую сведения по учебным
разделам, но и знакомит учащихся со всеми способами деятельности,
связанными с профессией парикмахер.
Практическая часть предполагает работу с технологическими картами,
схемами (чтение и составление), использование дидактических,
развивающих и познавательных заданий на развитие внимания, памяти,
глазомера, работа в учебной парикмахерской с манекенами, живыми
моделями (отработка плетений, элементов причёсок и способов укладки
волос); разработку и защиту творческих проектов по созданию коллекций
причёсок.
Работа по программе предполагает также связи с родителями в виде
индивидуальных бесед, анкетирования, совместных занятий, консультаций,
мастер-классов и праздников, участия в подготовке выступлений на

конкурсах и фестивалях, приглашение на тематические и отчетные выставки
и концерты. Это помогает родителям лучше узнать внутренний мир своих
детей, окажет помощь в создании гармоничных отношений в семье.

2.Объём программы:
2.1. Объём программы: Запланированное количество учебных часов:
144 часа - в первый год обучения и
144 часов – во второй год обучения.
По желанию родителей возможно вариативное обучение на 72ч. первого года
обучения.
Для детей с повышенными способностями и показавшими за время
освоения программы устойчивые высокие результаты и достижения,
возможно продолжение обучения свыше срока реализации программы (2
года).
2.2. Срок реализации программы: Для освоения программы необходимо:
2 года по 36 недель, 9 месяцев.
2.3. Режим занятий:
I год обучения
144 часа в год
2 раза в неделю по 2 часа
(45 мин. – урок + 10 мин.
– перемена)

II год обучения
144 часов в год
2 раза в неделю по 2 часа
(45 мин. – урок + 10 мин.
– перемена)

3. Планируемые результаты
3.1.Планируемые результаты
В результате освоения программы, воспитанники приобретают
следующие знания, умения и навыки:
Воспитанник должен знать:
1. Правила пожарной безопасности и техники безопасности при работе с
электрооборудованием и острыми инструментами в парикмахерской.
2. Оснащение парикмахерских: аппаратуру, инструменты, их назначение и
правила использования.
3. Способы укладки волос, элементы прически.

4. Виды плетений из волос.
5. Строение волоса и способы ухода за волосами.
6. Средства по уходу за волосами.
7. Основу моделирования причёсок.
8. Виды и способы стрижки волос.
9. Группы красителей и виды окрашивания волос.
10. Правила поведения на занятиях, в учреждении и в общении друг с
другом.
Воспитанник должен уметь:
1.Соблюдать правила безопасности труда и пожарной безопасности, правила
профилактики инфекционных и вирусных заболеваний.
2.Правильно пользоваться аппаратурой и инструментами.
3.Выполнять укладку волос различными способами.
4.Уметь выполнять разнообразные плетения из волос и формировать из них
причёски различного назначения.
5.Правильно использовать средства по уходу за волосами.
6.Выполнять базовые стрижки волос.
7.Соблюдать правила этических норм в отношении к окружающим.
3.2.Способы и формы проверки результатов
В основе диагностики проверки результатов по программе «Мир
причёсок» взят диагностический материал Зажирской Валентины
Михайловны, педагога дополнительного образования Верховажского Дома
детского творчества и Симон Натальи Владимировны, педагога
дополнительного образования, руководителя творческого объединения
«Дизайн и мода» МОУДОД «ЦДТ» г. Нижневартовск.
Перечень диагностических методик:
- мониторинг результатов обучения по
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе (диагностические
карты);
- мониторинг личностного развития ребенка в процессе усвоения им
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
(диагностическая карта);
- тестирование для составления общей картины о знаниях учащихся.
Используются разнообразные способы проверки ожидаемых
обучения:

результатов









Наблюдение.
Опрос во время занятий.
Практическое задание.
Зачёт.
Фотовыставка работ (причёсок).
Показы причёсок.
Участие в фестивалях и конкурсах.

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1.Учебно-тематический план 1 года обучения
Теория
Практика Всего
Форма контроля
Раздел, тема
Вводное занятие
2
2

№

1
1

2
2
1

2

3
1

2
4

1
2
3
4
5
5

Санитария и
гигиена
Санитарные
нормы и
требования
Гигиена и
дезинфекция

2

2

1

1

1

1

Парикмахерский
инструмент
Назначение
парикмахерских
инструментов
Инструменты и
приспособления
для плетения
волос
Уход за волосами
Расчёсывание,
мытьё, сушка
волос
Средства по уходу
за волосами
Технология
выполнения
плетений из
волос
Плетения простые
и сложные
Многопрядные
косы
Плетения с лентой
Ажурные
плетения
Африканские
косички
Элементы
причёсок

2

2

1

1

1

1

2
1

2
1

1

1
86

86

32

32

11

11

25
12

25
12

6

6

30

30

Опрос

Зачёт

Практическое
выполнение

Практическое
выполнение

1
2
3
4

5
6

1
2

7

Начёс, тупировка
Жгуты и причёски
со жгутами
Букли
Хвосты и
причёски из
хвостов
Накладные
элементы

3
6

3
6

3
12

3
12

6

6

Моделирование
причёсок

8

8

7

1
7

10

10

104

2
144

Форма и силуэт
Формирование
причёсок из
элементов
Подготовка
фотовыставок,
тематических
показов, дефиле
причёсок
Итоговое занятие
Итого:

1

2
40

Демонстрация
готовых
причёсок

Выступления на
мероприятиях

2.2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ 1 года обучения
Вводное занятие.
1.Знакомство с учащимися.
2.Ознакомление с кратким содержанием программы и планом работы
объединения.
3.Ознакомление с помещением, оборудованием и оснащением.
4.Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами,
электрооборудованием и электроинструментами. Правила
противопожарной безопасности. План эвакуации.
5.Ознакомление с правами и обязанностями воспитанников.
Раздел 1. Санитария и гигиена.
Тема № 1. Санитарные нормы и требования.
1.1. Помещение, вентиляция, освещение, водоснабжение. Теория
1.2. Профилактические мероприятия и дезинфекция инструментов. Теория
1.3. Требования к личной гигиене. Теория
Раздел 2. Парикмахерские инструменты.
Тема № 1. Назначение инструментов
1.1. Инструменты для расчесывания волос. Теория

1.2. Режущие инструменты. Теория
1.3. Инструменты для накручивания волос при завивке и укладке. Теория
1.4. Электроинструменты для укладки волос. Теория
Тема № 2. Инструменты и приспособления для косоплетения. Теория
2.1. Расчёски и щётки различного назначения, применяемые при плетении.
2.2. Все приспособления для выполнения плетений из волос.
2.3. Пастижерные изделия и другие накладные элементы для плетений.
Раздел 3. Уход за волосами
Тема № 1. Уход за волосами.
1.2. Расчёсывание волос. Теория + практика
1.2. Мытьё головы. Теория + практика
1.3. Сушка волос. Теория + практика
Тема № 2. Средства по уходу за волосами.
2.1. Шампуни. Теория
2.2. Бальзамы и кондиционеры. Теория
Раздел 4. Технология выполнения плетений из волос.
Тема №1. Плетения простые и сложные:
1.1. Коса из 3-х прядей простая и изнаночная,
Практика
* приёмы плетения классической косы с подхватом,
* классическая коса с подхватом и растяжкой,
* плетение «Змейка» из классической косы,
* формирование причёсок из классической косы.
1.2. Способы плетения косы из 2-х прядей:
Практика
* плетение «Рыбий хвост» простое и изнаночное,
* плетение «Рыбий хвост» с подхватом,
* формирование причёсок с плетением из 2-х прядей.
1.3. Плетение «Французский водопад» Практика
* плетение «Французский водопад» в 1 ряд,
* плетение «Французский водопад» в несколько рядов,
* формирование причёсок с применением плетения «Французский водопад».
Тема №2. Многопрядные косы.
2.1. Коса из 4-х прядей
Практика
* коса из 4-х прядей простая,
* коса из 4-х прядей с подхватом,
* диагональная коса в 4 пряди,
* «Змейка» из косы в 4 пряди,
* формирование причёсок с косой в 4 пряди.
2.2. Коса из 5 прядей
Практика
* коса в 5 прядей из хвоста,
* коса из 5 прядей с подхватом,
* коса из 5 прядей наизнанку,
Тема №3 . Плетения с лентами.
5.1. Пунктирное плетение с лентой:
Практика

* коса из 4-х прядей с лентой,
* коса из 5 прядей с лентой,
* диагональная коса с лентой,
* змейка из косы с лентой.
5.2. Плетения с двумя лентами:
Практика
Тема №4. Ажурные плетения.
3.1. Ажурные плетения из 1 косы:
Практика
* ажурное плетение из вертикальной косы,
* ажурное плетение из диагональной косы,
* многопрядные ажурные косы,
Тема №5.Африканские косички.
4.1. Схема плетения африканских косичек. Практика
4.2. Плетение афрокосичек:
Практика
* простые косички,
* косички с тесёмками.
Раздел 5. Элементы причёсок.
Тема № 1. Начёс и тупировка.
1.1. Что такое начёс и тупировка. Теория
1.2. Применение начёса и тупировки в причёсках. Практика
Тема № 2. Жгуты из волос.
2.1. Жгуты из хвоста.
Практика
2.2. Каракулевые жгуты. Практика
2.3. Плоские жгуты.
Практика
2.4. Рыхлые жгуты.
Практика
2.5. Причёски со жгутами. Практика
Тема №3. Букли.
3.1. Плоские букл
Практика
3.2. Букли из хвоста с начёсом. Практика
3.3. Букли из хвоста гладкие. Практика
Тема № 4. Хвосты.
5.1. Классический хвост: Практика
* выполнение хвоста в 2 этапа,
* классический хвост с «рёбрышками»,
5.2. Причёски из хвоста Практика
Тема № 6. Накладные элементы.
6.1. Накладные прядки и хвостики. Практика
6.2. Пастижерные изделия. Практика
Раздел 6. Моделирование причёски.
Тема № 1. Форма и силуэт.
Тема № 2. Формирование причёсок из элементов.
2.1.Сочетание элементов в причёске.
2.2. Разделение причёсок по назначению.
2.3.Выполнение причёсок с разными элементами. Практика

Раздел 7. Подготовка фотовыставок,
причёсок.

тематических показов, дефиле

Итоговое занятие.
Подведение итогов за год. Участие в заключительном мероприятии.
Награждение воспитанников.
Учебно-тематический план 2 года обучения:
№

Раздел, тема
Вводное занятие

Теория
2

1

Санитария и
гигиена
Санитарные
нормы и
требования.
Гигиена и
дезинфекция.
История
парикмахерского
искусства

1

Эпохи и стили

2

2

Исторические
причёски
Технология
выполнения
плетений из волос
Плетения простые
и сложные
(повторение)
Многопрядные
косы (повторение)
Ажурные плетения

1

2

3

1

2
3

Африканские
косички
5 Плетения с
лентами
Строение волоса
(общие понятия)
1 Группы волос и
свойства волоса

Всего
2

Форма контроля

2

2

Опрос

2

2

2

4

4

Практика

2

4

2
2

2

57

57

17

17

7

7

11

11

7

7

15

15

1

4

2

2

Опрос

Самостоятельное
выполнение

Зачёт

3
4
5
1

2

3
4

6
1

2

7
1
2
8

1
2

3

9
1

Уход за волосами
Средства по уходу
за волосами
Элементы
причёсок
Начёс и тупировка.
Причёски с
начёсом
Жгуты из волос.
Причёски со
жгутами
Букли. Причёски с
буклями
Накладные
элементы.
Причёски с
накладными
элементами
Инструменты
Группы
парикмахерских
инструментов
Инструменты и
приспособления
для стрижки
волос.
Укладка волос

1
1

2

14

16

Укладка феном
Укладка щипцами
Моделирование
причёсок

1
1
1

3
11
7

4
12
8

Форма и силуэт
Формирование
причёсок из
элементов
Основы
моделирования и
корректирования
формы причёски
Стрижка волос

1
3

1
3

4

4

12

18

Подготовительные

1

1
1

1

16

17

1

3

4

4

4

4

4

5

5

4
2

4
2

2

2

6

1

Практическое
выполнение

Зачёт

Самостоятельное
выполнение
Демонстрация
готовых
причёсок

Практическое
выполнение

2

3
4

5
10

и заключительные
работы
Деление
волосяного
покрова головы на
зоны
Операции стрижки
(основные)
Подравнивание
концов длинных
волос
Детская стрижка
Подготовка
фотовыставок,
тематических
показов, дефиле
причёсок
Итоговое занятие
Итого:

1

4

2
26

1

4

8

4

4

4
10

4
10

118

2
144

Выступления на
мероприятиях

Содержание программы по разделам второго года обучения:
Вводное занятие.
Ознакомление с кратким содержанием программы и планом работы
объединения на год.
Повторение правил
техники безопасности при работе с режущими
инструментами, электрооборудованием и электроинструментами. Правила
противопожарной безопасности. План эвакуации.
Ознакомление с правами и обязанностями воспитанников.
Раздел 1. Санитария и гигиена.
Тема № 1. Санитарные нормы и требования.
Соблюдение правил санитарных норм и требований в помещении учебной
парикмахерской. Теория
Профилактические мероприятия и дезинфекция инструментов Теория
Требования к личной гигиене. Теория
Раздел 2. История парикмахерского искусства.
Эпохи и стили.
Исторические причёски. Теория.
Раздел 3. Технология выполнения плетений из волос (повторение и
углубление)
Тема №1. Плетения простые и сложные: Повторение. Практика
Тема №2. Многопрядные плетения. Повторение
 формирование причёсок из многопрядных кос

 Плетения из 6 и более прядей.
Тема №3. Ажурные плетения. Практика
3.1. Ажурные плетения из 1 косы:
3.2. Сложные ажурные плетения: Практика
 ажурное плетение из 3-х кос,
 плетение «Ажурная сетка»,
 формирование причёсок из ажурных плетений.
Тема №4. Африканские косички.
Практика
4.1 Плетение косичек с канекалонами
Тема №5. Плетения с лентами. Практика
5.1. Сложные плетения с лентами
5.2. Плетения с двумя лентами: Практика
 коса из 5 прядей с двумя лентами,
 плетение «Рыбий хвост» с двумя лентами.
Раздел 4. Строение волоса
Тема №1. Строение и физиологические функции кожи.
Тема № 2. Волосы.
 2.1. Строение и рост волоса. Теория
 2.2 Группы волос. Теория
 2.3. Физические свойства волоса. Теория
 Тема № 3. Уход за волосами. Теория+практика
3.4. Уход за повреждёнными волосами.
Тема № 4. Средства по уходу за волосами. Теория+практика
4.1. Шампуни.
4.2. Бальзамы и кондиционеры.
4.3. Средства для укладки волос (стайлинги).
4.4.Подкрашивающие средства.
Раздел 5. Элементы причёсок.
Тема № 1. Начёс и тупировка. Теория + практика
Причёски с начёсом
Тема № 2. Жгуты из волос. Практика
 Жгуты из хвоста.
 Каракулевые жгуты.
 Плоские жгуты.
 Рыхлые жгуты.
 Причёски со жгутами.
Тема №3. Букли Практика
3.4. Причёска с буклями из хвостов:
 причёска с буклями из 2-х хвостов,

 причёска с буклями из 3-х хвостов.
 причёска с буклями из 4-х хвостов.
Тема № 4. Накладные элементы.
6.1. Накладные прядки и хвостики.
6.2. Канекалоны и плетения с ними.
6.3. Пастижерные изделия.
Раздел 6. Инструменты.
Тема № 1. 4 группы парикмахерского инструмента. Теория
 Инструменты для расчесывания волос.
 Режущие инструменты.
 Инструменты для накручивания волос при завивке и укладке.
 Электроинструменты для укладки волос.
Тема № 2. Приспособления и принадлежности для укладки и стрижки волос.
2.1. Приспособления для выполнения всех видов укладки волос.
2.2. Приспособления и принадлежности для стрижки волос.
2.3. Парикмахерское бельё.
Раздел 7. Укладка волос.
Инструменты, приспособления и стайлинги, применяемые при укладке
феном.
2.2. Способы укладки феном:
Практика
 бомбаж,
 брашинг,
 волны.
Тема №3. Укладка электрическими щипцами. Практика
3.1. Укладка круглой плойкой. Способы укладки круглой плойкой:
 горизонтальные локоны,
 вертикальные локоны,
 трубочки,
 спирали,
 волны.
3.2. Укладка щипцами «Гафре». Способы: Теория + практика
 прикорневая обработка,
 обработка всего полотна волос,
 обработка полотна с промежутками.
 3.3. Укладка « Утюжками». Способы:
 разглаживание прядей,
 подкручивание концов прядей,
 создание локонов.
Раздел 8. Моделирование причёски. Теория + практика
Тема № 1. Форма и силуэт. Теория + практика

1.1 Корректирование формы головы и лица с помощью причёски.
Тема № 2. Формирование причёсок из элементов. Теория + практика
2.1.Сочетание элементов в причёске.
2.2. Разделение причёсок по назначению.
2.3.Выполнение причёсок с разными элементами.
Раздел 9. Стрижка волос.
Тема № 1 Подготовительные и заключительные работы при стрижке
волос.
Теория +практика
 Деление на зоны волосяного покрова головы
 Выделение проборов и прядей
 Использование парикмахерского белья при стрижке волос.
Тема № 2 Операции стрижки:
Теория + практика
 Окантовка
 Филировка
 Стрижка волос на пальцах.
 Стрижка машинкой
Тема № 3 Подравнивание концов длинных волос Практика
Тема № 4 Стрижка чёлки.
Тема № 5 Стрижка детская простая.
Раздел 10. Подготовка фотовыставок,
причёсок.

тематических показов, дефиле

Итоговое занятие.
Подведение итогов за год. Участие в заключительном мероприятии.
Награждение воспитанников.

III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ.
3.1.Методическое обеспечение программы.
Теоретические и практические занятия проводятся с привлечением
дидактических материалов - разработок для проведения занятий
(раздаточный материал, тесты, анкеты, контрольные упражнения, зачетные
листы, карточки-задания, и др.).
Методические материалы:
1. Схемы:
o Строение кожи.
o Строение волоса.
o Деление на зоны волосистой части головы.
o Форма и силуэт причёсок.
o Корректирование формы головы
o Виды срезов
o Схема плетений с лентой
2. Таблицы: «Типы волос», «Выбор окислительной эмульсии», «Физические
свойства волоса», «Группы красителей», «Группы инструментов»
3. Фото и видео-ресурсы технологий стрижек, причёсок, мастер-классов.
4. Инструкция по Т.Б.
5. Журналы учёта работы для каждой группы.
6. Конспекты занятий по каждой теме.
7. Профессиональная литература (в списке).
3.2. Условия реализации программы
Учебная парикмахерская оборудована:
1) холодным и горячим водоснабжением, естественной вентиляцией,
естественным и искусственным освещением;
2) специальной мебелью:
- туалетными столиками с зеркалами,
- шкафом для инструментов,
- столами и стульями ученическими;
3) инструментами:
- фен ручной, плойка круглая, «гофре», «утюжок»; машинки для стрижки
волос, ножницы парикмахерские (прямые и филировочные), расчёски и
щётки различной формы, бигуди.
4) приспособлениями:
- шпильки, невидимки, зажимы, пульверизаторы, сеточки для волос,
украшения для волос, накладные пряди.

5) манекены головы человека с длинными волосами.
6) специальная одежда: фартуки парикмахерские.
7) парикмахерское бельё: пеньюары, полотенца, салфетки, подворотнички.

3.3. Список используемой литературы.
Используемая литература для преподавателя:
1. Константинов А В., Меркулов Ю.К. «Основы парикмахерского дела».
2013г.
2. Гутыря Л.Г. «Парикмахерское искусство».2015
3. Константинов А. В. «Как стать парикмахером». 2016 г.
4. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. «Дополнительное
образование детей». Москва. 2002 г.
5. Кулешкова О.Н. «Технология и оборудование парикмахерских работ»
2004г.
6. Ханинков А.А. «Парикмахер – стилист» 2015г.
7. Олин П., Дероза Л. «Энциклопедия домашнего парикмахера»
8. Кулешкова О.Н., Читаева О.Б., Будко Т.Н. «Основы дизайна причёсок»
2015 г.
9. Профессиональные журналы «Долорес», «Hair”s», материалы журнала
«Лиза». Москва. 2017-2018 г.
10. Материалы
лекций
курсов,
мастер-классов
по
обучению
парикмахерскому искусству

Литература для учащихся:
1. Румановская Е. «Самые модные и простые стрижки и причёски». СанктПетербург. 2014 г.
2. Дэвис Байтон «Элегантные причёски для длинных волос на все случаи
жизни». Москва. 2018 г.
3. Никулина М.А. «Плетём косы» Москва. 2017г.
4. Шнуровозова Т.В., «Самые модные причёски». Москва. 2014 г.
5. Панченко О.А. «Элегантные причёски».2013 г.
6. Ярцев В.В., Белюсева Л.М. «Парикмахерская – дома» 2005 г.

Знакомство и применение правил по технике безопасности.
№ 1. Инструкция по технике безопасности для обучающихся в объединении
«Косоплетение».
№ 2. Первичный инструктаж для обучающихся ДТ по правилам поведения
в учреждении и на занятиях.
№ 3. Первичный инструктаж для обучающихся детских творческих
объединений, занимающихся творчеством при работе с режущими
инструментами.
№ 4. Первичный инструктаж для обучающихся детских творческих
объединений, занимающихся художественным творчеством при работе на
занятиях с электроинструментами.
№ 5. Инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях.
№ 6. Правила поведения обучающихся по соблюдению пожарной
безопасности, сохранению материально-технической базы при проведении
массовых мероприятий.
№ 7. Инструкция по правилам пожарной безопасности для учебных
кабинетов.
№ 8. Инструкция по охране труда при проведении занятий в кабинете.

Приложение№1 к программе
«Мир причёсок»

№ 1. Инструкция по технике безопасности для обучающихся в
творческом объединении «Косо плетение»
Общие требования безопасности
1. К занятиям допускаются обучающиеся, прошедшие инструктаж по
технике безопасности
2. Опасность возникновения травм:
--- при работе с острыми и режущими инструментами;
--- при нарушении инструкции по ТБ.
3.Аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и
перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим,
находится в кабинете завхоза на первом этаже.
Требования безопасности перед началом занятий
1. Приготовить необходимые материалы и инструменты.
2. Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при выполнении работы.
3. Входить в кабинет спокойно, не торопясь.
4. При слабом зрении надеть очки.
5. Надеть рабочую одежду, фартук.
Требования безопасности во время занятий
1. Выполнять все действия только по указанию педагога
дополнительного образования.
2. Не делать резких движений во время работы.
3. Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину.
4. Осторожно пользоваться необходимыми на занятии материалами.
5. Не покидать рабочее место без разрешения педагога
дополнительного образования.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
1. При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом
педагогу дополнительного образования
2. При возникновении пожара в кабинете, немедленно прекратить занятия,
по команде педагога дополнительного образования организованно, без
паники покинуть
помещение.
3. При получении травмы немедленно сообщить о случившемся педагогу
дополнительного образования.
Требования безопасности по окончании занятий
1. После окончания работы произведите уборку своего места.
2. Вымойте руки с мылом.
3. Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщите
педагогу дополнительного образования.

№ 2. Первичный инструктаж для обучающихся кружка по правилам
поведения и ТБ на занятиях
1. Общие положения
1.1. Данная инструкция разработана на основании положения о разработке
инструкций по охране труда, утвержденного приказом директора ДТ.
1.2. Данная инструкция разработана для обучающихся декоративно прикладным и техническим творчеством.
1.3. Выполнение данной инструкции является обязательным для всех
обучающихся, занимающихся в кабинетах декоративно - прикладного и
технического творчества.
1.4. Выполнять работы, не связанные с заданиями и указаниями педагога
дополнительного образования, строго запрещается.
1.5. Проведение инструктажа и проверка знаний по охране
труда проводится в объеме образовательной программы и оформляется
соответственно в журнале учета кружковой работы.
1.6. К работе допускаются обучающиеся, которые прошли инструктаж по
охране труда и о безопасных методах работы.
2. Требования безопасности перед началом занятий
2.1. Приходить на занятие за 10 минут до его начала.
2.2. Кабинет открывает педагог дополнительного образования.
2.3. Входить и выходить из кабинета спокойно, согласно правилам
поведения в ДТ.
2.4. Садиться на свое место, согласно схеме посадки, установленной
педагогом дополнительного образования.
2.5. Приготовить к занятию свое рабочее место. На рабочем месте ничего не
должно быть лишнего. Инструменты на столе нужно располагать так, что бы
предотвратить их падение.
2.6. При необходимости надеть спецодежду, волосы спрятать под головной
убор (косынка, берет).
2.7. Не загромождать проходы между столами посторонними предметами.
3. Требования безопасности во время работы
3.1. Во время работы соблюдать тишину, быть внимательными и
дисциплинированными на занятии, точно выполнять указания педагога
дополнительного образования.
3.2. Соблюдать порядок на своем рабочем месте.
3.3. На перемене соблюдать дисциплину и порядок.
3.4. Не открывать без разрешения окна и не сидеть на подоконниках.
3.5. Не играть колющими и режущими предметами (игла, спицы, ножницы,
ножи).
3.6. Не пользоваться посторонними предметами, представляющими
опасность
для жизни детей (фонарики, петарды).

3.7. Бережно относитесь к имуществу, находящемуся в кабинете, не рисовать
на столах.
3.8. Во время перемены дежурные должны проветривать кабинет.
4. Требование безопасности по окончанию работ
4.1. Не оставлять рабочее место без разрешения педагога дополнительного
образования.
4.2. Дежурные убирают кабинет, используя веник и совок.
5. Требования безопасности в аварийных ситуациях
5.1. При выявлении неисправностей в электрических устройствах, другом
оборудовании кабинета, а также при выявлении пожара, нарушение норм
безопасности, травмировании обучающихся немедленно сообщить об этом
педагогу дополнительного образования или техническому персоналу,
администрации (директору или заместителям).
5.2. Не устранять неисправности самостоятельно.
5.3. Порядок действий при возникновении пожара:
- эвакуация из кабинета проходит согласно плану эвакуации Центра;
- эвакуацию проводить в следующем порядке: обучающиеся ряда
ближайшего к выходу, среднего ряда, ряда у окна;
- при выходе из кабинета соблюдать спокойствие, организованность и
порядок.
№ 3. Первичный инструктаж для обучающихся детских творческих
объединений, занимающихся декоративно - прикладным и техническим
творчеством при работе с режущими инструментами
1. Общие положения
1.1. Инструкция предназначена для обучающихся на занятиях рисунок,
живопись, станковая и прикладная композиция, скульптура, дизайн,
косоплетение, начальное техническое моделирование и конструирование
при работе с режущими инструментами.
1.2. Работы с режущими инструментами предусматривают использование
канцелярских и макетных ножей, стек по скульптуре.
1.3. Рабочее место должно быть оборудовано столом, досками, комплектом
режущего инструмента.
1.4. К самостоятельной работе допускаются обучающиеся, изучившие
правила безопасной работы, имеющие знания выполняемого вида работ, при
необходимости одетые в рабочую форму.
1.5. Рабочая форма для обучающихся: фартук, удобная сменная обувь.
2. Требования безопасности перед началом работ
2.1. Подготовить рабочий стол, правильно организовать рабочие место.
2.2. Проверить исправность инструмента.
3. Требования безопасности во время работы
3.1. При пользовании режущим инструментом быть максимально
внимательным и дисциплинированным.

3.2. Использовать инструменты только по их прямому назначению, не
пользоваться неисправным инструментом.
3.3. Во время нарезки применять безопасные приемы работы, показанные
педагогом дополнительного образования.
3.4. Передавать колющие, режущие инструменты рукояткой вперед.
4. Требования безопасности по окончанию работ
4.1. Соблюдая осторожность, очистить и вымыть режущие инструменты.
4.2. Сложить ножи в специально отведенное место.
4.3. Привести в порядок рабочее место.
5. Требования безопасности в аварийной ситуации
5.1. Немедленно прекратить работу и сообщить педагогу дополнительного
образования об аварийной ситуации.
5.2. Оказать первую помощь пострадавшим.
№ 4. Первичный инструктаж для обучающихся детских творческих
объединений, занимающихся
Декоративно - прикладным и техническим творчеством при работе с
ножницами
1. Общие положения
1.1. Инструкция предназначена для обучающихся на занятиях рисунок,
живопись, станковая и прикладная композиция, скульптура, дизайн,
начальное техническое моделирование и конструирование при работе с
ножницами.
1.2. Рабочее место должно быть оборудовано специальными коробками или
подставками.
1.3. К самостоятельной работе допускаются обучающиеся, прошедшие
медосмотр, изучившие правила безопасной работы, имеющие знания
выполняемого вида работ, при необходимости одетые в рабочую форму.
1.4. Рабочая форма для обучающихся: фартук с нарукавниками и головной
убор (берет или косынка).
2. Требования безопасности перед началом работ
2.1. Подготовить рабочее место.
2.2. Ножницы должны быть хорошо отрегулированы и заточены.
2.3. Хранить ножницы в определенном месте (коробке или подставе).
3. Требования безопасности во время работы
3.1. При пользовании ножницами будьте максимально внимательны
и дисциплинированы.
3.2. Передавая ножницы, держать их за сомкнутые лезвия.

3.3. Ножницы класть справа сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.
3.4. При резании узкое лезвие ножниц должно быть внизу.
4. Требования безопасности по окончанию работ
4.1. Соблюдая осторожность, сложите ножницы в рабочие коробки или
специальную подставку.
4.2. Приведите в порядок рабочее место.
5. Требования безопасности в аварийной ситуации
5.1. Немедленно прекратить работу и сообщить педагогу дополнительного
образования об аварийной ситуации.
5.2. Оказать первую помощь пострадавшим.
№ 5. Первичный инструктаж для обучающихся детских творческих
объединений, занимающихся Декоративно - прикладным и техническим
творчеством при работе на занятиях с иглой, силовыми и простыми
кнопками, булавками
1. Общие положения
1.1. Инструкция предназначена для обучающихся на занятиях рисунок,
живопись, станковая и прикладная композиция, скульптура, дизайн,
начальное техническое моделирование и конструирование при работе с
иглами, силовыми и простыми кнопками, булавками.
1.2. Рабочее место должно быть оборудовано специальными коробками и
подушечками для хранения иголок и булавок.
1.3. К самостоятельной работе допускаются обучающиеся, изучившие
правила безопасной работы, имеющие знания выполняемого вида работ, при
необходимости одетые в рабочую форму.
1.4. Рабочая форма для обучающихся: фартук с нарукавниками и головной
убор (берет или косынка).
2. Требования безопасности перед началом работ
2.1. Расположить коробку или подушечку для иголок и булавок в месте,
установленном
педагогом дополнительного образования.
2.2. Убедиться в отсутствии ржавых и гнутых иголок и булавок.
2.3. В случае обнаружения непригодных для работы иголок и булавок сдать
их педагогу дополнительного образования.
3. Требования безопасности во время работы
3.1. Шить с наперстком.
3.2. Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок от себя.
3.3. Не брать иголки и булавки в рот, не вкалывать в одежду.
3.4. Не оставлять иголки и булавки на рабочей поверхности стола.

3.5. Прикрепляя бумагу к мольберту или раме силовыми и простыми
кнопками быть крайне осторожными.
4. Требования безопасности по окончанию работ
4.1. Убрать все иголки, кнопки и булавки в специальные коробки и
подушечки.
4.2. Сдать коробки с иголками и булавками педагогу дополнительного
образования
или сложить в отведенные для этого места.
5. Требования безопасности в аварийной ситуации
5.1. Немедленно прекратить работу и сообщить педагогу дополнительного
образования
об аварийной ситуации.
5.2. Оказать первую помощь пострадавшим.
№ 6. Инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях
1. При переломах
1) Уменьшить подвижность отломков в месте перелома наложить шину.
2) При открытых переломах — остановить кровотечение, положить
стерильную повязку и шину.
3) При переломах позвоночника - транспортировка на животе с
подложенным под грудь валиком.
2.При поражении электрическим током
1) Немедленно прекратить действие электрического тока, выключив
рубильник, сняв с
пострадавшего провода сухой тряпкой.
2) Оказывающий помощь должен обезопасить себя, обернув руки сухой
тканью, встав на сухую доску или толстую резину.
3) На место ожога наложить сухую повязку.
4) Теплое питье.
5) При расстройстве или остановке дыхания
пострадавшему проводить искусственное дыхание.
3. При вывихах
1) Наложить холодный компресс.
2) Сделать тугую повязку.
4.При обмороке
1) Уложить пострадавшего на спину с несколько запрокинутой головой назад
и приподнятыми нижними конечностями ,обеспечить доступ свежего
воздуха.
2) Расстегнуть воротник, пояс, одежду.
3) Дать понюхать нашатырный спирт.
4) Когда больной придет в сознание дать горячее питье.
5.Термические ожоги
1) Потушить пламя, накинув на пострадавшего одеяло, ковер и плотно

прижав его к телу.
2) Разрезать одежду.
3) Поместить обожженную поверхность под струю холодной воды.
4) Провести обработку обожженной поверхности компрессом из салфеток,
смоченных спиртом, водкой и т.д.
5) Согреть пострадавшего, дать горячий чай.
6.Кровотечение из носа
1) Доступ свежего воздуха.
2) Запрокинуть голову.
3) Холод на область переносицы.
4) Введение в ноздрю ваты, смоченной раствором перекиси водорода.
7. Кровотечение при ранениях
1) Придать поврежденной конечности приподнятое положение.
2) Наложить давящую повязку.
3) При кровотечении из крупной артерии предварительно придавить артерию
пальцем выше места ранения.
4) Наложить жгут.
8. Отравления
1) Дать выпить несколько стаканов слабого раствора марганцево-кислого
калия.
2) Вызвать искусственную рвоту.
3) Дать слабительное.
4) Обложить грелками, дать горячий чай.
9. Сотрясение головного мозга
1) Уложить на спину с приподнятой на подушке головой.
2) На голову положить пузырь со льдом.
10. Повреждение органов брюшной полости
1) Положить на спину, подложив под коленную область сверток одежды или
одеяла.
2) Положить на живот пузырь со льдом.
№ 7. Правила поведения обучающихся по соблюдению пожарной
безопасности, сохранению материально-технической базы при
проведении массовых мероприятий
1.Обучающиеся приходят на мероприятие и уходят с него в заранее
оговоренное время.
Уход обучающегося с мероприятия разрешается в исключительных случаях.
При проведении общеДТ мероприятий, праздников, огоньков обучающийся
может уйти раньше с разрешения педагога дополнительного образования.
2.Не разрешается открывать окна в помещении, где проходит мероприятие.
3.Не разрешается ставить столы в кабинетах один на другой. При
необходимости столы и стулья должны быть вынесены в коридор и
аккуратно поставлены там.

4.Во время проведения мероприятия не разрешается хождение обучающихся
поДТ.
5. Не разрешается курение обучающихся на территории ДТ.
6. При проведении воспитательных мероприятий в кабинетах назначаются
дежурные, ответственные за подготовку и уборку помещения после
проведения мероприятия.
7. Воспитательные мероприятия в кабинетах разрешаются только при
наличии дежурных педагогов.
8. Присутствие и участие в мероприятиях родителей разрешается
администрацией ДТ.
9. При проведении мероприятий не разрешается устраивать световые
эффекты с применением химических и других веществ, вызывающих
пожар.
10. Запрещается использование бенгальских огней, хлопушек, петард в
помещениях ДТ.
11. Каждый участник мероприятия отвечает за сохранность имущества ДТ.
12. По окончании мероприятия обучающимся необходимо известить
родителей и идти домой.
№ 8. Инструкция по правилам пожарной безопасности
для учебных кабинетов
1. Каждый обучающийся и сотрудник должен знать и выполнять правила
пожарной безопасности.
2. Ответственным за пожарную безопасность в кабинете является
заведующим кабинетом.
3. На видном месте должны быть вывешены таблички :
а) о пожаре звонить по телефонам : 101 , 112 ( для всех видов сотовой
связи).
б)фамилия лица ответственного за пожарную безопасность
в)при уходе отключить освещение, количество столов для обучающихся не
должно превышать нормы.
4. Курение в помещениях Центра запрещено. Место для курения находится
на улице.
5. В кабинете запрещается:
-хранение газообразных и горючих веществ;
-пользоваться повреждёнными розетками, выключателями,
проводами
обворачивать светильники и электролампы бумагой и другими горючими
материалами;
-пользоваться электронагревательными приборами;
-оставлять без присмотра включёнными в сеть телевизоры, магнитофоны .
6. В случае обнаружения пожара обучающимися - докладывать зав.
кабинетом. Заведующему кабинетом вызвать пожарную охрану и

эвакуировать обучающихся из кабинета.
7. При эвакуации, обучающимся внимательно слушать команды ПДО,
быстро и правильно их исполнять. При движении запрещается бежать,
смеяться, громко разговаривать.
8. При небольших загораниях (до 1м?) пользоваться для тушения
огнетушителями расположенными в коридоре на лестничной клетке.
9. После окончания занятий выключить электроприборы и освещение.
№ 9. Инструкция
по охране труда при проведении занятий в кабинете
1. Общие требования безопасности.
1.1 При проведении занятий обучающиеся должны соблюдать правила
поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда
отдыха.
1.2 При проведении занятий возможно воздействие на обучающихся
следующих опасных и вредных факторов:
-нарушения осанки, искривления позвоночника, развитие близорукости при
неправильном подборе размеров ученической мебели;
-нарушения остроты зрения при недостаточной освещенности в кабинете;
-поражение электрическим током при неисправном электрооборудовании
кабинета.
1.3 При проведении занятий соблюдать правила пожарной безопасности,
знать места расположения первичных средств пожаротушения.
1.4 При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая
обязан немедленно сообщить ПДО, который сообщает об этом
администрации Центра.
1.5 В процессе занятий обучающиеся должны соблюдать правила личной
гигиены, содержать в чистоте свое рабочее место.
1.6 Обучающиеся допустившие невыполнение или нарушение инструкции по
охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми обучающимися
проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
2. Требования безопасности перед началом занятий
2.1. Включить полностью освещение в кабинете, убедиться в исправной
работе светильников. Наименьшая освещенность в кабинете должна быть не
менее 300 лк (20 Вт/кв. м) при люминесцентных лампах и не менее 150 лк (48
Вт/кв. м) при лампах накаливания.
2.2. Убедиться в исправности электрооборудования кабинета: светильники
должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую
арматуру; коммутационные коробки должны быть закрыты крышками;
корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь трещин и
сколов, а также оголенных контактов.
2.3. Убедиться в правильной расстановке мебели в кабинете.

2.4. Проверить санитарное состояние кабинета, убедиться в целостности
стекол в окнах и провести сквозное проветривание кабинета.
2.5. Убедиться в том, что температура воздуха в кабинете находится в
пределах 18-20°С.
3. Требования безопасности во время занятий.
3.1 Обучающимся со значительным снижением слуха рабочие места
отводятся за первыми и вторыми столами. Обучающимся с пониженной
остротой зрения места отводятся ближе к окну за первыми столами.
3.2. С целью обеспечения надлежащей естественной освещенности в
кабинете не расставлять на подоконниках цветы.
3.3 При открывании окон рамы фиксировать в открытом положении
крючками. При открывании фрамуг обязательно должны быть ограничители.
3.4 Во избежания падения из окна, а также ранений стеклом не вставать на
подоконник.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях.
4.1. При плохом самочувствии сообщить об этом ПДО.
4.2. При возникновении пожара немедленно эвакуировать обучающихся из
здания, сообщить о пожаре администрации Центра и приступить к тушению
очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.
4.3. При прорыве системы отопления удалить обучающихся из кабинета,
перекрыть задвижки в тепловом узле здания и вызвать слесаря-сантехника.
4.4. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему,
сообщить об этом администрации Центра, при необходимости доставить
пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
5. Требования безопасности по окончании занятий.
5.1. Проветрить, провести влажную уборку рабочих мест.
5.2 Закрыть окна, фрамуги и выключить свет.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».