программа Гончарное дело

I.

Пояснительная записка.

Дополнительная общеразвивающая программа «Гончарное дело» реализуется в
соответствиинормативно-правовыми документами:


Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об
образовании в РФ»



Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 г. и плана мероприятий по ее реализации
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №
996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
№2.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г.
№ ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности,
программы
воспитания
и
социализации
и
дополнительных
общеобразовательных
программ
с
применением
дистанционных
образовательных технологий»
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.














Положение о дополнительной общеразвивающей программе МАУ ДО «ДТ
п. Селенгинск» приказ № 49А от10.09.2021.
1.1. Направленность дополнительной общеразвивающей программы.

Дополнительная общеразвивающая программа «Гончарное дело»
написана в соответствии с художественной направленности. Программа
модифицированая, в основу которой положена примерная программа,

разработанная автором БондаренкоЛ.А. педагог дополнительного образования
МАОУ ДО «ЦДТ «Прикубанский», г. Краснодар,2021.,
Издание «Керамика»-самое полное и понятное пошаговое руководство
для начинающих, автор Анна Дудниченко Москва.2022г.
1.2. Актуальность программы.
Гончарное мастерство является частью национального культурного
наследия, поэтому занятия в гончарной мастерской помогают приобщать
обучающихся к традиционной культуре, заинтересовать их народными
ремёслами.
Актуальность программы: обучающиеся на практике узнают все этапы,
которые проходит глина, становясь из природного материала законченным
произведением. Им даётся возможность прикоснуться к настоящему
гончарному ремеслу.
1.3. Новизна.
Программа «Гончарное дело», подчеркивает значимость народных ремёсел – их
традиционное значение в жизни общества, культуры России. Содержание
программы направлено на изучение основ гончарного искусства во взаимосвязи
с народной глиняной игрушкой, в виде выстроенной системы обучения и
воспитания детей и подростков: в практической работе, направленной на
формирование у каждого ребёнка самостоятельных умений и потребности в их
выполнении.
А также выражается в интеграции со смежными дисциплинами – лепка, дизайн
и роспись, что значительно расширяет кругозор у учащихся и способствует
развитию пространственного мышления на основе методов и технологии
трехмерного изображения объемных предметов.
1.4. Отличительные особенности.
программы в том, что занятия стимулируют любознательность, готовность
пробовать свои силы в декоративно-прикладном творчестве, желание общаться
и проявлять свою индивидуальность, найти свой художественный стиль,
выбрать направление, в котором будет отражаться его индивидуальность
Особенность данной программы является сочетание традиционной
техники керамических изделий с современными видами керамики и новых
технологий, используемыми в качестве активизации индивидуальной
творческой деятельности учащихся. С учётом возрастных особенностей детей
программа позволяет каждому ребёнку, освоив основы лепки, проявить свои
творческие способности в создании индивидуальных работ.
1.5. Педагогическая целесообразность программы.
Педагогическая целесообразность программы «Гончарное дело» для
обучающихся 10-15 лет заключается в следующем:

- развивает личностные качества, способствующие активации познавательных
интересов ребенка в процессе деятельности и творчества;
- развивает память, внимание;
-формирует эмоционально-положительные отношения к объектам
эстетического восприятия;
-развивает крупную и мелкую моторику пальцев рук.
Работа на гончарном круге требует виртуозного мастерства. Глина и те
пространственные формы, в которые она трансформируется на гончарном
круге, становятся материальными свидетельствами этой внутренней работы.
Принципы:
• учет возрастных, физиологических и индивидуальных потребностей
подростков;
• доступность программы;
• наглядность программы, демонстрация процесса обучения;
• принцип креативности (творчества);
• принцип теории и практики.
1.5.

Цель программы.

Развитие творческих способностей обучающихся через привитие навыков
освоения гончарного мастерства.
1.6. Задачи программы.
Обучающие:
- формирование представлений о народных промыслах;
- овладение основами, умениями работы из целого куска глины, создание
образов из отдельных частей;
-формирование
способности
к
творческому
раскрытию,
самостоятельности, саморазвитию;
- обогащение знаний детей через изучение гончарного дела– лепка из
глины;
- овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные
знания.
Развивающие:
- развитие интереса к изучению народных промыслов;
- развивать общую ручную умелость;
- развитие зрительного восприятия, образного мышления, мелкой
моторики, памяти, воображения;
- развитие коммуникативных качеств личности ребёнка, культуры речи;
- развитие совершенствованию координации движений, гибкости и
точности в выполнении действий;
- развивать умения творчески взаимодействовать и проявлять навыки
сотрудничества и позитивного общения при работе в парах, группах,

коллективе;
- развивать навыки проектной деятельности.
Воспитательные:
- воспитание нравственно-волевых качеств: умение доводить начатое до
конца;
-воспитать совместно договариваться о правилах общения и поведения
на занятиях керамики и следовать им;
- воспитывать желание привносить в окружающую действительность
красоту;
- вырабатывать установки на выполнение трудовых действий с учетом
индивидуальных интеллектуальных и моторных особенностей каждого
подростка;
- способствовать воспитанию нравственных чувств: любви к родной
природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям,
многонациональной культуре;
- воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми,
уважительное отношение к труду других подростков;
- формировать потребность в творческом развитии и самообразовании,
умения адекватно и объективно оценивать свои возможности.
- формировать художественный вкус у детей и подростков.
Валеологические:
-Охрана жизни и здоровья детей.
-Использование жизнесберегающих технологий в работе.
-Знакомство и применение правил по технике безопасности в Доме творчества.
1.7. Возраст учащихся, которым адресована программа.
Дополнительная общеразвивающая программа рассчитана на детей с 10
до 15 лет.
Средние школьники: 10– 14 лет
Старшие школьники:15 лет.
Средние школьники: 11–14 лет.
Подростковый возраст обычно
характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст
полового созревания. Л. С. Выготский различал три точки созревания:
органического, полового и социального. Л. С. Выготский перечислял несколько
основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал
доминантами. Это «эгоцентрическая доминанта» (интерес подростка к
собственной личности); «доминанта дали» (установка подростка на обширные,
большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы,
чем ближние, текущие, сегодняшние); «доминанта усилия» (тяга подростка к
сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда
проявляются в упорстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского
авторитета, протеста и других негативных проявлениях);«доминанта
романтики» (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к
приключениям, к героизму).

Старшие школьники:15-18 лет.Ведущее место в учебной деятельности у
старших школьников занимают мотивы, связанные с самоопределением и
подготовкой к взрослой жизни.Главным становится поиск смысла жизни. Ведь
выбор профессии во многом определяет эти поиски. Да еще и
многопредметность нашего обучения. Школьники овладевают философией, они
стремятся познать окружающий мир, выявить основные его закономерности.
Знания являются основой для формирования отношения школьников к разным
явлениям мира, к людям, к законам, природе.
1.8. Формы занятий.
Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и
групповой форм учебной работы обучающихся.
При обучении используются следующие методы:
репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, наглядный, словесный.
Творческий поиск вариантов выполнения изделия осуществляется
дифференцированным подходом в обучении. Ведущим принципом работы с
детьми является: индивидуально-дифференцированный подход к каждому
ребёнку.
2. Объем программы:
2.1. Объем программы.
Количество учебных часов 1 года обучения в неделю –4 часа, в год –144ч.
Количество учебных часов 2 года обучения в неделю -4 часов, в год -144ч
Количество учебных часов 3 года обучения в неделю –4 часа, в год –144ч.
Количество учебных часов 4 год обучения в неделю –6 часа, в год –216ч.
2.2.Срок реализации программы.
Дополнительная образовательная программа рассчитана на 3года.
Образовательный процесс длится с сентября по май и составляет 36 учебные
недели. Наполняемость группы – 8 - 10 человек.
1 года обучения- 36 недель, 9 месяцев.
2 года обучения – 36недель, 9 месяцев.
3 года обучения – 36 недель, 9 месяцев
4 года обучения – 36 недель, 9 месяцев
2.3.Режим занятий.
Занятия проводятся еженедельно, 2,3 раза в неделю. Длительность каждого
занятия 45 минут. Заниматься по программе могут дети с 4 класс по 10 класс.
3. Планируемые результаты.

3.1. Планируемые результаты.
Прогнозируемые результаты четырехлетней программы «Гончарное дело»
предполагает накопление обучающимися определенных теоретических знаний,
практических умений и навыков в выполнении творческих заданий. В
результате освоения программы происходит развитие художественных
навыков, общекультурных и специальных знаний, умений, расширение опыта
творческой деятельности.
По окончании обучения подростки должны знать:
• основные термины керамики;
• историю появления глиняных изделий;
• методы и техники работы с глиной на гончарном круге;
• технологический процесс; обжига и сушка глины;
• техники глазуровки изделий из керамики.
По окончанию обучения подростки должны уметь:
• центровать глину с помощью гончарного круга;
• раскрывать центрованный ком на гончарном круге;
• вытягивать стенки будущего изделия;
• создавать базовые форм из глины на гончарном круге;
• глазуровать обожженные изделия;
• анализировать собственные ошибки в процессе работы;
• применять правила организации труда;
• пользоваться инструментами и материалами.
Предполагаемые результаты
Должен знать

Должен уметь

Стартовый уровень- первый год обучения
1. Правила техники безопасности.
1. Выполнять правила техники
2. Оборудование рабочего места, безопасности.
материалы, инструменты,
2. Пользоваться инструментами и
приспособления для работы.
приспособлениями.
3.Технологическую
3. Выполнять работы из глины
последовательность,
выполняемой несложными техниками.
работы.
4.Творчески
подходить
к
4. Способы лепки из глины.
выполнению своих работ. Лепить
предметы из глины простой формы.
Базовый уровень- второй, год обучения
1. Основные техники лепки из глины; 1.Применять основные техники
2. Понимать особенности материала; лепки;
3.Историю возникновения и развития 2.Работать с глиняным пластом;
дымковской, каргопольской и
3. Составлять несложные
филимоновской игрушки;
композиции;
4. Технологию изготовления простых 4. Лепить простые глиняные
глиняных игрушек.
игрушки.

5. Использовать ангобы и краски.
Базовый уровень - третьей год обучения
1. Различия видов работ с глиной.
1. Применять различные приемы
2. Простые способы декорирования.
лепки.
3. Алгоритм лепки игрушек, посуды
2.Использовать ленточный способ в
4. Прием ленточного способа,
изделиях.
Процесс работы над изделием из 3.
Лепить
игрушки,
посуду
керамики.
конструктивным способом.
4. Правила Т.Б. при работе за
гончарным кругом.
5. Терминологию работ.
Продвинутый уровень-четвертый год обучения
1. Основные термины керамики;
1.Центровать глину с помощью
2.Историю
появления
глиняных гончарного круга;
изделий;
2.Раскрывать центрованный ком на
3.Методы и техники работы с глиной гончарном круге;
на гончарном круге;
3.Вытягивать
стенки
будущего
4.Технологический процесс; обжига и изделия;
сушка глины;
4.Создавать базовые форм из глины
5.Техники глазуровки изделий из на гончарном круге;
керамики.
5.Глазуровать обожженные изделия;
6.анализировать собственные ошибки
в процессе работы;
7.Применять правила организации
труда;
8.Пользоваться инструментами и
материалами.
3.2. Способы и формы проверки результатов.
Для оценки результатов реализации программы на предметном уровне
проводиться входной, текущий и итоговый контроль.
мониторинг
Входяший мониторинг

Время проведения
Сентябрь-октябрь

Текущий мониторинг

Декабрь-январь

Итоговый мониторинг

май

Формы отслеживания образовательных результатов: беседа,
наблюдение, конкурсы, выставки, открытые и итоговые занятия, просмотры.

Формы фиксации образовательных результатов: грамоты, дипломы,
протоколы диагностики, свидетельство (сертификаты).
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
выставки, конкурсы.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Сводная диагностическая карта результатов освоения программы.
Объединение___________ год обучения,______________ группа
Ф.
И

1

2

3

1

2

3

Всероссийский

3

республикаика

2

Участие в
выставках
район

1

Степень реализации творческих
способностей
умение
самостоятельный выбор
творчески композиции
применит
ь
изученны
эскиз,
эскиз,
эскиз,
й
схема
схема
схема
учебный
материал
1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3

ДТ

Уровень мастерства (качество
изделий
освоение
освоение
освоение
техник
техник
техник
(технологи
(технологи
(технологи
й)
й)
й)

1- начало учебного периода
2- середина учебного периода
3- конец учебного периода
Результаты оцениваются по трехбалльной шкале:
начальный (элементарный) 1 балл.
Уровень развития креативности (обучающийся в состоянии выполнять лишь
простейшие практические задания педагога);
средний уровень 2 балла.
Репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);
высокий уровень 3 балла.
Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами
творчества)
Мониторинг предметных результатов. В соответствии с целями и задачами
программы предусмотрено проведение мониторинга по диагностической карте
результатов освоения программы (Приложение № 1).
Проведение диагностики позволяет в целом анализировать результативность
образовательного, развивающего и воспитательного компонента программы. В
диагностических таблицах фиксируются требования, которые предъявляются к
ребенку в процессе освоения им программы. Результаты оцениваются по
трехбалльной шкале: 3 балла – высокий уровень; 2 балла – средний уровень; 1
балл – низкий уровень.

II. Содержание программы.
2.1.Учебно-тематический план.
Учебно-тематический план
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебно-тематическое планирование рассчитано на 144 часов в год.
№
п/п
1.
1.1.
1.2.
2.

Наименование раздела
Что умеет глина.
Знакомство с глиной.
Приемы и способы лепки из
глины.
Чудесные превращения комка
глины.
Способы ручной лепки.

Общее
количество
часов
16
6

Теория

Практика

1

15

1

6

10

10

46

3

43

1

7

2.1.

Формование из цельного
куска. «Чаша»

8

2.2.

Лепка из пластов глины.
«Карандашница», подставка
под телефон.

4

4

2.3.

Лепка из жгутов. «Ваза»,
черепашка.

2

2

2.4.

Лепка пластин рельефом
путем выбирания глины.

6

2.5.

Лепка пластин путем
наложения рельефа.

6

2.6.

Комбинированный способ
лепки.

10

2.7.

Композиция. Форма и цвет.
Настроение и образ.

6

6

2.8.

Выполнение общей
композиции из нескольких
фигур.

6

6

Народный промысел,

8

3.

1

7
6

1

1

8

7

народные игрушки.
3.1.

Центры народных промыслов.
Разнообразие глиняных
игрушек.

2

0.5

1,5

3.2.

Лепка каргопольских
игрушек. Птица «Сирин».

2

0.5

1,5

3.3.

Филимоновские игрушки.
Особенности лепки Лепка
животных. «Козлик»

2

2

3.4.

Чудо - дымка. Лепка
дымковской барыни

2

2

Роспись изделий в народном
стиле

12

2

10

4.1.

Особенности росписи
дымковской игрушки.

4

0.5

3.5

4.2.

Роспись, значение цвета,
линий орнамента
филимоновских игрушек.

4

1

3

4.3.

Роспись каргопольских
изделий. О чем говорят цвета.

4

0.5

3.5

Свободное творчество

6

1

5

5.1.

Изготовление сувениров,
изделий различной тематики
для районной выставки.

4

5.2.

Роспись изделий

2

1

1

Работа на гончарном
круге «Вот пришли мы к
гончару…»

28

4

24

6.1.

Техника безопасности при
работе на гончарном круге.

2

2

6.2.

Способ отцентровки глины на
гончарном круге

10

1

6.3.

Формование чаши (на
гончарном круге)

4

4.

5

6.

4

9
4

6.4.

Формование вазы (на
гончарном круге)

2

2

6.5.

Изготовление пиалы, её
декорирование и обточка

2

2

6.6.

Горшочек (на гончарном
круге)

2

2

6.7.

Самостоятельная лепка
изделия по выбору

2

2

6.8.

Роспись изделий по выбору

4

1

3

7.

Работа с глиной
изготовление сувениров

28

2

26

7.1.

Изготовление изделий
подарков Колокольчики.

12

1

11

7.2.

Робота с оттисками

6

1

5

7.3.

Работа с формами

6

6

7.4.

Роспись и подарков на
свободную тематику.

4

4

итого

144

13

131

Содержание курса

1. Что умеет глина. Знакомство с глиной.
Теоретическая часть. Знакомство с глиной, изучение её качества и свойств,
инструменты, терминология.
Практическая работа.
Рассматривание куска глины, картин с изображением мест добычи глины, какая
бывает глина. Чем она отличается одна от другой, для чего она предназначена.
Сравнивание свойств сухой и мокрой глины, чем она отличается, что с ней
можно делать.
Форма проведения занятия: беседа-занятие.
2. Способы лепки из глины.
Теоретическая часть. Правила безопасности при работе с глиной и
инструментами..
Практическая работа с глиной. Основные приемы работы с глиной.
Разминание глины, скатывание шара, сдавливание его. Просмотр видеофильма
«Волшебная глина».

3. Чудесные превращения комка глины.
Теоретическая часть. Как появилась первая посуда. Какая она была. Как ее
делали. Просмотр иллюстраций.
Практическая работа.
Формование из цельного куска. «Чаша»,
Лепка из пластов глины. «Карандашница», подставка под телефон.
Лепка из жгутов. «Ваза», черепашка.
Лепка пластин рельефом путем выбирания глины.
Лепка пластин путем наложения рельефа.
Комбинированный способ лепки.
Композиция. Форма и цвет. Настроение и образ.
Выполнение общей композиции из нескольких фигур.
4. Народный промысел, народные игрушки.
Теоретическая часть. Краткое знакомство с центрами народных гончарных
промыслов. Разнообразие глиняных игрушек: Дымково, Филимоново,
Каргополь. Каргопольские мастера. Необычные филимоновские игрушки.
Дымковская игрушка. Праздник «Свистунья».
Практическая работа.
Лепка по образцу каргопольской птицы «Сирин», филимоновской птицы
«Петушок», дымковского «Коня», особенности росписи народных игрушек.
5. Роспись изделий.
Теоретическая часть.
Знакомство с особенность росписи, индивидуальностью каждого промысла.
Значение цвета, орнамента игрушки.
Практическая работа.Роспись изделий.
6. Свободное творчество.
Теоретическая часть. Подбор материала, составление композиций.
Практическая работа. Изготовление сувенирных игрушек, композиций,
панно. Лепка изделий на районную выставку. Лепка на свободную тему.
Роспись изделий, оформление работ.
7. Работа на гончарном круге.
Теоретическая часть. Техника безопасности и технология работы на
гончарном круге. Подготовка материала к работе (вязкость глины, содержание
примесей). Приёмы работы на круге. (центровка, выдавливание, вытягивание
стенок сосуда). Лепка сосудов разной формы. Достижение правильной
толщины, стабильности формы
Практическая работа. Самостоятельное формование предметов кухонной
утвари.
8. Работа с глиной изготовление сувениров.
Практическая работа. Метод оттиска. Работа с пластами. Инструменты для

раскатывания в пласт. Подбор материала для оттиска. Колокольчики,
медальоны, блюдечки. Значки. Роспись.
Учебно-тематический план
Базовый уровень (2 год обучения)
Учебно-тематическое планирование рассчитано на 144 часов в год.

№
п/п

Название раздела,
темы

Количество часов
Всего Теория Практика

Формы
аттестации/контроля

1

Вводная беседа «О 2
живой глине и
жаркой печке».

2

-

опрос

2

Знакомство с
инструментами и
приемами лепки.
Виды ручного
формования. Т.Б.
при работе.

1

1

опрос

3

Лепка из целого
11
куска с
добавлением
налепных деталей.

1

10

наблюдение за
процессом работы,

4

Работа с плоскими 16
формами. Метод
оттиска.

1

15

наблюдение за
процессом работы,

5

Изготовление
новогодних
сувениров.

7

1

6

наблюдение за
процессом работы,

6

Изделия
цилиндрической
формы.

4

1

3

наблюдение за
процессом работы,

7

Работа за
гончарным

82

8

74

наблюдение за
процессом работы,

2

выставка

кругом. Поэтапное
создание изделия.
Изготовление
кружки и мисок.

26

2

24

наблюдение за
процессом работы,

Изготовление
горшочка для
цветов.

26

2

24

наблюдение за
процессом работы,

Изготовление
высокой вазы.

30

4

26

наблюдение за
процессом работы,

8

Декорирование
изделий.
Виды покраски.

20

4

16

опрос

9

Итоговое занятие.

1

1

-

опрос

Итого

144

19

125

Содержание курса
1. Вводная беседа «О живой глине и жаркой печке».
Теоретическая часть.Откуда к нам приходит глина. Где найти глину
пригодную для лепки, её свойства и отличительные особенности.
Рассматривание куска глины, картин с изображением мест добычи глины, какая
бывает глина. Чем она отличается одна от другой, для чего она предназначена.
2. Знакомство с инструментами и приемами лепки. Виды ручного
формования. Т.Б. при работе.
Теоретическая часть. Инструменты и приспособления применяемые при
лепке.
Практическая работа. Виды формования.
3. Лепка из целого куска с добавлением налепных деталей.
Теоретическая часть. Отработка приемов лепки изделий из целого куска.
Техника лепки ежа, мышки, колокольчика. Добавление налепных деталей.
Практическая работа. Использование разных приемов лепки. Выполнение
эскизов. Просмотр иллюстраций. Роспись изделий ангобами.

4. Работа с плоскими формами. Метод оттиска.
Теоретическая часть.Отработка приема раскатывания в пласт. Затирка.
Подбор материалов для оттиска и штампов.
Практическая работа. Изготовление шаблонов. Оттиск на глине.
Изготовление панно. Роспись изделий.
5. Изготовление новогодних сувениров.
Теоретическая часть. Просмотр иллюстраций. Выбор изделий для лепки.
Практическая работа. Техника лепки снеговика, елочки, новогодних
подвесок. Лепка конструктивным способом. Роспись изделий красками и
ангобами.
6. Изделия цилиндрической формы.
Теоретическая часть. Технология изготовления цилиндрических форм.
Практическая работа. Раскатывание в пласт. Склеивание. Затирка.
Выполнение эскиза. Лепка карандашницы. Декоративные элементы. Роспись
изделий ангобами.
7. Работа за гончарным кругом.
Теоретическая часть. Сведения об инструментах необходимых для создания
похожих изделий, изучение тонкостей в изготовлении посуды. Обсуждение
этапов работы и их значимость.
Практическая работа. Изготовление кружки и мисок.
Изготовление горшочка для цветов.
Изготовление высокой вазы.
Вытягивание на круге высокой вазы. Вытягивание колокольчиков.
Формирование дна сосуда. Обработка изделия перед снятием с гончарного
круга. Срезание сосуда с круга.
8. Декорирование изделий.
Работа с различными окрашивающими материалами.
Теоретическая часть. Изучение понятий – глазурь, ангоб, надглазурные
краски, молочение, надглазурные маркеры для керамики, акрил. Изучение
особенностей нанесения и обжига.
Практическая работа. Создание вручную и на круге изделий под покраску и
роспись. Покраска собственноручно изготовленных изделий.
9 Итоговое занятие.
Итоговая выставка работ.

Учебно-тематический план
Базовый уровень (3 год обучения)
Учебно-тематическое планирование рассчитано на 144 часов в год.
Учебно-тематическое планирование рабочей программы рассчитано на
144 часов в год.
№
п/п
1

2
4
6
7

8

9

Наименование раздела
Вводная беседа. Т.Б. при
работе с глиной и
инструментами.
Скульптурная лепка
предметов
Лепка предметов из цельного
пласта.
Декоративная лепка.
Работа за гончарным кругом.
Сложные формы, комплекты
Создание комплектов: чашка,
блюдце.
Создание комплектов:
миска, тарелка.
Создание комплектов:
подсвечник, ваза.
Оформление и обточка
изделия за гончарным кругом.
Создание керамической плитки
и фактурной вазы за кругом.
Доработка изделий в процессе
изготовления – оформление и
обточка.
Итоговое занятие.
Итого

Общее
количество
часов
2

Теория

Практика

2

-

34

1

9

16

1

14

10
80

1
6

9
73

22

1

21

22

1

21

32

1

31

10

2

8

4

1

5

4

1

5

14

130

2
144

Содержание курса
1. Вводная беседа
Теоретическая часть.

Ознакомление с программой обучения. Техника безопасности.
Материалы, инструменты. Лепка на свободную тему. Дидактическая игра
«Волшебный глиняный шарик».
Форма проведения занятия: беседа-занятие, занятие-игра.
2.Скульптурная лепка.
Теоретическая часть.
Сопоставление предметов по величине и форме, в лепке с натуры.
Понятие обобщения формы.
Практическая работа. Лепка постановок из двух предметов
контрастных по величине и выразительных по форме. Определение на глаз:
сколько раз размер одного предмета уложится в другом предмете.
Демонстрация приемов лепки из целого куска. Совершенствование приемов
лепки из целого куска.
3. Лепка предметов из цельного пласта.
Теоретическая часть.
Демонстрация керамической посуды. Анализ приемов создания красоты.
Знакомство с приемом лепки ленточным способом. Применение ленточного
способа в лепке сосудов и в лепке других предметов.
Практическая работа.
Освоение приемов раскатывания лепешки
глины, вырезание из лепешки лент, срезание лишней длины ленты, добавление
не достающей длины, соединение концов ленты снаружи и изнутри. Лепка
ленточным способом посуды.
.
3. Декоративная лепка.
Теоретическая часть.
Знакомство обучающихся с декоративной посудой. Анализ формы
различных видов посуды.
Практическая работа. Зарисовки простейших форм посуды. Лепка
посуды способом вдавливания и растягивания краев. Украшение посуды
налепом. Лепка тарелки, блюдца, чашки, чайника, горшочка, солонки. Лепка
декоративных рыб, бабочек, цветов. Отличие декоративной лепки от лепки с
натуры. Способы декорирования лепных изделий.
5. Работа за гончарным кругом. Создание комплектов: чашка+блюдце,
миска+тарелка, подсвечник+ваза.
Теоретическая часть.
Изучение техники создания за кругом необычной формы, создания
изделий с крышкой.
Практическая работа.
Создание за гончарным кругом комплектных по форме предметов,
создание изделий с природными мотивами. Обточка изделий. Покраска
изделий. Оттачивание навыков работы на гончарном круге.

6. Оформление и обточка изделия за гончарным кругом. Создание
фактуры при помощи гончарного круга.
Теоретическая часть.
Сведения о глине как художественном материале. Организация рабочего
места, название и назначение инструментов и приспособлений (стека, доска,
блюдце с водой, тряпочки, печатки для украшения лепных работ). Сведения о
различных вариантах покраски изделий.
Практическая работа.
Создание керамической плитки и фактурной вазы за кругом. Доработка
изделий в процессе изготовления – оформление и обточка. Обработка изделия в
кожетвердом состоянии – добавление деталей, фактуры, ручки и подготовка к
обжигу. Покраска изделий.
7. Итоговое занятие.

Учебно-тематический план
Продвинутый уровень (4 год обучения)
Учебно-тематическое планирование рассчитано на 216 часов в год.
№
п/п

Название раздела,
темы

Количество часов
Всего Теория Практика

1

Вводная беседа.
Т.Б. при работе с
глиной и
инструментами.

2

2

2

Шамот и отливка.

40

2

1.1.

Изготовление
30
сувениров. Работа с
шамотной массой.

1

29

1.2.

Отливка из
гипсовых форм

10

1

9

2

Лепка и декор.

58

8

50

2.1.

Лепка
декоративных

30

4

26

38

Формы
аттестации/контроля

панно.
2.2.

Лепка и
декорирование
тарелок

30

4

26

3

« Русская
керамическая
игрушка»
Региональные
особенности
русской игрушки.

14

4

12

4

Гончарный круг

100

20

80

4.1.

Работа на
гончарном круге.
Изготовление
посуды.

100

20

80

5

Итоговое занятие

2

Итого

216

36

180

1. Вводная беседа.
Теоретическая часть.Т.Б. при работе с глиной и инструментами.
2. Шамот и отливка.
2.1. Изготовление сувениров. Работа с шамотной массой.
Теоретическая часть. Введение в образовательную программу.
Инструктаж по ТБ. Знакомство детей с целями и задачами объединения, с
правилами поведения на занятиях. Знакомство с экспонатами музея
императорского фарфорового завода.
Практическая часть.Лепка фигурок животных, декоративных предметов,
составление многофигурных композиций, с применением разных техник
выполнения. По окончании работы проводится просмотр, с выявлением
достоинства и недостатков выполненных работ.
2.2. Отливка из гипсовых форм.
Теоретическая часть.Онлайн-Экскурсия на фарфоровый завод. Технология
изготовления фарфоровых изделий способом отливки.
Практическая часть. Отливание фигурок шликером в гипсовые формы.
Обработка и декорирование изделий. «Сова», «Колокольчик», «Блюдечко».
3. Лепка и декор.

3.1.Лепка декоративных панно.
Теоретическая часть.
Знакомство с понятием рельеф, барельеф, горельеф, контррельеф, койланаглиф.
Практическая часть.Лепка панно с различными видами рельефа и
декорирования. Рыбы, дома, цветы, рамки.
3.2 . Лепка и декорирование тарелок.
Теоретическая часть.Техника изготовления и виды росписи тарелок.
Практическая часть.Изготовление тарелок и декорирование различными
способами.
4. Русская керамическая игрушка. Региональные особенности русской
игрушки.
Теоретическая часть.Исторические сведения возникновения промысла.
Практическая часть.
Подготовка глины к лепке. Изготовление гончарной заготовки. Изготовление
национальной игрушки простой формы. Обжиг игрушек в муфельной печи.
Роспись национальной игрушки чувашским орнаментом. Подготовка глины для
изготовления свистульки на гончарном круге. Получение гончарной заготовки
свистульки. Проминка, протяжка, сужение верхнего валика. Отмерка запаса
глины для будущей заготовки. Закрытие (сужение). Формирование тулова и
мундштука внизу заготовки. Оформление носика свистульки. Придание
произвольной декоративной формы. Затирка. Удаление жижи. Изготовление
механизма получения звука. Нанесение налепов. Декорирование свистульки
способом тиснения. Обжиг свистульки в электрической муфельной печи.
5. Работа на гончарном круге.
Теоретическая часть. Посуда из глины. Способы изготовления
Практическая часть. Процесс изготовления сосуда на
гончарномкруге.Промин глины. Скатывание шара. Прикрепление глины к
планшайбе. Центровка глины на планшайбе. Динамический промин глины.
Вдавливание и углубление отверстия в центре. Формование дна сосуда.
Вытягивание стенок сосуда. Оформление нижней части сосуда. Формовка
верхнего края сосуда. Сужение сосуда. Проточка низа сосуда.
Срезание и снятие изделия с планшайбы. Проточка изделия после подсыхания.
Элементы декорирования гончарных изделий. Основные правила при
декорировании.
6. Итоговое занятие.
III. Организационно-педагогические условия.
3.1 Срок реализации программы.
Количество учебных недель

(34)- 36 недель

Количество учебных дней

Даты начала и окончания учебного года

Сроки промежуточной диагностики
Сроки итоговойдиагностика (при
наличии)

1 год обучения (от 144 час. -72 дня)
2 год обучения (от 144 час. - 72дней)
3 год обучения (от 144 час. - 72 дней)
4 год обучения (от 216час.-108дней)
С 1 сентября для обучающихся второго и
последующих лет обучения
С 12.09.2022 для обучающихся 1 года обуч.
31.05.2023 г. (приказ №
от
)
С 1 сентября для обучающихся второго и
последующих лет обучения
С 11.09.2023 для обучающихся 1 года обуч.
31.05.2024 г. (приказ №
от
)
С 1 сентября для обучающихся второго и
последующих лет обучения
С ____09.2024 для обучающихся 1 года обуч.
31.05.2025 г. (приказ №
от
)
Входная- сентябрь-октябрь
Промежуточная- декабрь-январь
Рубежная- май в конце 1,2 года обучения
ДОП на 4 года
(по УП) в конце 3,4 года обучения (май)

Методическое обеспечение программы:
В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных
занятий: типовое занятие
(сочетающее в себе объяснение и практическое
упражнение), практическое упражнение под руководством педагога по
закреплению
определённых
навыков,
самостоятельное изготовление
конкретного изделия.
В процессе обучения используются следующие методы: объяснительноиллюстративный, репродуктивный, наглядный, проектный.
Педагогические технологии:
Технология группового обучения- такая форма предусматривает
деление обучаемых на несколько групп, где дети получают специальные
упражнения, для решения учебных задач. Действия выполняются под строгим
контролем преподавателя. Цель данной технологии – создание необходимых
условий для развития у детей самостоятельности, умения взаимодействовать с
обществом и быстро выполнять поставленные задачи в группах. Она была
описана у И. Первина, А.Г. Ривина, Н. Гузика, В.К. Дьяченко, В. Фирсова и
других. Подробнее: https://zaochnik-com.com/spravochnik/pedagogika/teorijaobuchenija/testy-po-pedagogike-s-otvetami/


Проектная технология -представляет собой систему получения знаний,
когда ученики вовлечены в процесс планирования и выполнения проектов, т.е.
практических заданий, которые постепенно усложняются. Упор делается на
самостоятельное выполнение, как индивидуально, так и в группе. Проект
назначается на определенный промежуток времени.


Технология дифференцированного обучения — это форма организации
учебного процесса, при которой педагог работает с группой учащихся,
составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного
процесса общих качеств. Цель дифференцированного обучения — организовать
учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности, то
есть на уровне его возможностей и способностей. Это даёт каждому учащемуся
возможность получить максимальные по его способностям знания и
реализовать свой личностный потенциал.


3.2.Условия реализации программы:
Каждое занятие оснащается ручными инструментами, расходными
материалами, образцами работ. Используется наглядность, видеоматериалы,
альбомы с готовыми работами. Обучающиеся учатся анализировать работы и
давать им оценку. Обязательно учитывается коррекционная направленность
программы. При реализации программы учитываются общие и индивидуальные
особые образовательные потребности обучающихся.
Дидактические материалы, необходимые для демонстрации на занятиях:
народные игрушки, кувшины, блюда, подсвечники, панно, свистульки, образцы
примерных работ из глины и других материалов, изготовленные педагогом
дополнительного образования;
1. иллюстрации с работами мастеров и художников;
2. альбомы с изображением животных, насекомых, птиц, рыб, масок;
3. таблицы, схемы росписи различными видами орнаментов;
4. таблицы, схемы последовательности лепки различных изделий;
5. наборы пособий для дидактических игр: «Собери орнамент», «Составь
композицию», «Получи нужный цвет из двух предложенных», игра «Лото».
Перечень оборудования, инструментов, необходимых для реализации
программы
№ оборудование
п.п.
1.
Гончарный круг
2.

Печь для обжига

Назначения
для изготовления посуды
для обжига
глины

изделий

из

№
п.п.
1.
2.
3.
5.

Инструменты и приспособления

Назначения

сосуды для замачивания глины
колотушки, трамбовки
скалки
скульптурные стеки

Подготовка сырья

6.
7.

стеки-петельки
лопатки

8.

дощечки

для раскатывания лепешек
прорабатывать
мелкие
детали
для срезания лишней глины
для очистки подставки для
глины
подставка под работу

9.

кисти

раскрашивание изделий

10.

Штампики (наборы колпачков и др. для тиснения глины
мелкие детали)
формочки
для изготовления фигурок

11.
12
Вспомогательные материалы
1.
краски гуашевые, простые карандаши
2.
бумага
3

для раскрашивания изделий
для эскизов

поролоновые
тампоны,
пульвелизаторы, целлофановые мешки
3.3.Список литературы

Список литературы для педагога:
1. Глаголев, О. «Лепим из глины» Серия: Ремесло и рукоделие, Профиздат,
2009.
2. Горичева, В. С., Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега,
пластилина», Ярославль, Изд.: Академия Развития, 1998
3. Джеки, Э. «Керамика для начинающих. Изд.: Арт-родник
4. Долорс, Р. «Керамика: Техника. Приемы. Изделия» Изд.: АСТ-ПРЕСС
КНИГА, 2003.
5. Комарова, Т. С. «Дети в мире творчества», М., 1995

6. Комарова, Т. С., Савенкова, А. И. «Коллективное творчество детей», М.,
2000
7. Логвиненко, Г. М. «Декоративная композиция», М., Владос, 2006.
8. Наварро, М.П. «Декорирование керамики. История, основные техники,
изделия. Практическое руководство» Изд.: Ниола 21 век, 2005.
9. Николаева, Е. И. «Психология детского творчества», СПб., Изд.: Речь, 2006
10.Разумовский, С.А. «Украшение гончарных изделий рельефами», М., 1960
11.Федотов, Г. Я. «Глина и керамика», М., ЭКСПО-Пресс, 2002.
Список литературы для обучающихся:
1. Гончары России. Посуда: Каталог-справочник — Вологда,2000.
2. Попова О. С. Русская художественная бытовая керамика./ Попова О. С. - М. :
КОИЗ. 1959 3. А. П. Федотова. Народная глиняная игрушка Рязанской и
Калужской областей. / Авторсоставитель Федотова А. П.- Тамбов: ГППО
«Пролетарский светоч».1991.
4.Хохлова, Е. Н. «Современная керамика и народное гончарство», М., 1969
5.Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. –М.:
Просвещение, 2008.
6. Данкевич Е.В., Жакова О.В. Знакомьтесь: глина. –СПб. Кристалл. - 2008.272с.
7. Долорс Рос. Энциклопедия Керамика.- М. Аст-Пресс-Книга. 2003 – 144с.
8. ХоакимЧаварра. Уроки керамики. Ручная лепка. -М. Астрель-Аст. 2003 – 64с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».