Немного о чистописании, или всё новое - это хорошо забытое старое…

22.11.2023

Многие родители жалуются на плохой почерк у детей, на неразборчивость написания букв, цифр. Зачастую в школьной программе бывает недостаточно практики для отработки навыков каллиграфического письма, а необходимость много и быстро писать на уроках наоборот способствует формированию некрасивого почерка у детей.

 

​В Доме творчества проходят ЗАНЯТИЯ ПО ЧИСТОПИСАНИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ КАЛЛИГРАФИИ по методике Русской классической школы. В программе используются основные положения забытых метод обучения письму, использовавшихся в России до 60-х годов XX века, основоположником которых является К.Д. Ушинский.

Для письма по данной методике используется графическая сетка с частыми косыми линиями. Дополнительные линии делят поверхность страницы на (условные) «ячейки». «Ячейка» рассчитана на букву или элемент буквы, задает им пропорции, четкость начертаний и наклон. Ее границы служат как бы подпорками, поддерживающими еще не окрепшую руку ребенка, и ориентирами для несформировавшегося глазомера, дают возможность обрести уверенность и смелость при письме.

Буква изучается, как законченный образ, как сочетание палочек, крючков, петелек, овалов и других элементов, пишущихся каждый отдельно с одного росчерка, без двойного повторения линий, что является высоким художественным показателем. Соединение букв в слова носит характер эстетический и напоминает изображение орнамента или нанизывание букв-

«бусинок» на строку-«нить».

Для письма используется стальное перо. В сравнении с шариковой ручкой этот инструмент способен без участия педагога решать многие задачи. Свойства пера необычайны и кроются в его устройстве. Так как оно открыто и опускается в чернила, то ребенок волей-неволей берет ручку на нужном расстоянии от конца. Легко раздваивающиеся усики заставляют руку принять верное положение, при котором оба усика будут касаться бумаги, иначе чернила не вытекут из ручки. Прорезь между усиками и выгнутая поверхность пера указывают верное положение ручки. Положение руки, лишь при котором будет писать перо, заставляет выправить и осанку. Необходимость изворачиваться и заглядывать за пальцы, держащие ручку, отпадает, так как перышко и все, исходящее из-под него, видно. На конце стального пера отсутствует металлический шарик, поэтому раздваивающиеся острые усики дают возможность перу не скользить по листу, как по мыль-

ной поверхности, и не тратить усилий на сдерживание бега еще не твердой руки. Они, как пинцет, захватывают бумагу, не дают руке вибрировать и дрожать, что способствует формированию четкости линий. Так как перо достаточно мягкое, оно само заставляет регулировать силу нажима на него, ведь разъединенные от сильного нажима кончики пера не дадут чернил.

Следовательно, рука не будет тратить лишних усилий и движения не будут скованными. Возможность расслабиться руке дает и острие пера. Усилия тратятся лишь при движении кисти вниз и ослабевают при движении вверх, иначе перо просто порвет бумагу. Благодаря этому свойству буквы сочетают в себе «нажимные» и «волосяные», то есть толстые и тонкие, линии. Красота достигается естественным образом. Объема чернил в перышке хватает на несколько букв. Обмакивание тоже дает передышку руке. Остается акцентировать внимание лишь на трех вещах: ровная спина, локоть, лежащий на парте, и наклон тетради.Хочу такой сайт

Письму в тетрадях и прописях пером предшествует работа на индивидуальной грифельной дощечке, с графической сеткой, позволяющая научиться изображать буквы в увеличенном виде, стирать и исправлять написанное, а также письмо простым автоматическим карандашом со сменным грифелем 0,5 мм в диаметре, для формирования правильного нажима.

​Также, помимо букв дети украшают страницы орнаментами и узорами, что способствует формированию пластики руки, чувству меры, эстетических чувств, что согласуется с задачами письма. Ярким примером каллиграфии и декора являются рукописи А.С. Пушкина. Несомненно, он владел художественной скорописью.

​«Ячейка» и клетка Прописей, перо, обладающее ювелирной точностью, позволят детям научиться  делать первые шаги в письме, что в дальнейшем поможет обрести уверенность и крепкие навыки. Позже почерк начнет приобретать индивидуальные черты, несущие отпечаток характера исполнителя.

 

️ Москвитина К.В.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 03.12.2024

Дата обновления: 03.12.2024

Дата публикации: 22.11.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».