I. Пояснительная записка 1. Основные характеристики программы: 1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «Детская риторика» (далее – Программа) реализуется в соответствии с культурологической направленностью образования: Данная программа – это первая ступенька в освоении ребёнком основ чистой и правильной, русской речи, способствующая его дальнейшей лёгкой адаптации, коммуникации в обществе. 1.2. Актуальность программы. Приятно слушать людей с грамотной, хорошо поставленной речью и богатым словарным запасом. Такого человека, умеющего четко и ясно излагать свои мысли, окружающие воспринимают как образованного, интеллектуально развитого, несущего культуру грамотной речи. И именно такие люди добиваются больших успехов в жизни. Современный человек не уделяет достаточного внимания развитию своей речи. Ведь раньше они демонстрировали всю исконную красоту русского языка тем, кто незнаком с его особенностями. Правильные обороты речи говорят о культуре человека и, несомненно, способствуют созданию хорошего первого впечатления. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе, вне школы, в социуме). Следует сказать, что грамматически правильная речь — не талант, данный человеку от рождения. Начать правильно говорить легко может практически каждый из нас. Главное – это наличие у вас желания и свободного времени, возможность трудиться и совершенствовать свои навыки. «Если ты не можешь контролировать свою речь, то не надейся контролировать свой разум». Вот почему правильная речь настолько важна в повседневной жизни. В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества». 1.3. Отличительные особенности программы Рабочая программа по риторике составлена по аналогии с примерной программой начального общего образования и авторской программой Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской. Она отличается от авторской тем, что более практикоориентирована. В неё включены проведения многих календарных, народных и др. событий, на которых дети могут закрепить знания, испытать полученные в процессе обучения по Программе навыки и приобрести полезный опыт публичных выступлений, позитивного общения. Кроме того, программой предусматривается большое количество тестовых заданий, которые выполняются в виде рисунков, открыток, поделок, сувениров, с целью развития мелкой моторики и др. психофизических способностей, требующих развития. Итоговым мероприятием в конце обучения проводится «Праздник слова», на котором дети транслируют свои успехи в обучении. 1.4. Педагогическая целесообразность Программа даёт возможность детям познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни. Темы занятий сформулированы согласно авторским методическим рекомендациям. В основу Программы “Детская риторика” положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии: Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средства и решающее условие развития личности. В младшем школьном возрасте дети быстрее и комфортнее обучаются, если педагог пользуется игровой технологией. Межпредметные связи: с литературой, так как широко используются художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, в составлении устных и письменных рассказов о героях литературных произведений, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование); с уроками русского языка: умение анализировать риторические задачи, первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй, стихов); с уроками музыки, изобразительного искусства: использование репродукции картин известных художников, фонограмм, педагог опирается на те знания, которые получены учащимися на уроках изобразительного искусства и музыки, что способствует эстетическому воспитанию кружковцев, выявлять основной замысел произведения, понимать язык этих видов искусств. При этом воспитанники учатся находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого. Учебно-методический комплект представлен учебной тетрадью «Детская риторика: в рассказах и рисунках»: 1 кл.: в 2 ч. / Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, и др.- М.: Ювента; Баласс, 2010 г. и методическим пособием для учителя. 1.5. Цель программы - научить основам грамотной, чистой, простой речи. 1.6. Задачи: - развить коммуникативные умения; - научить эффективному общению в разных ситуациях; - привить умение решать различные коммуникативные задачи; - воспитать бережное отношение к народной культуре, языку, обычаям, книгам, литературе; - привить любовь к чтению и публичному выступлению. 1.7. Возраст обучающихся, которым адресована программа Программа предназначена для обучения детей младшего школьного возраста от 6 до 9 лет. Количество обучающихся в группе 10-15 человек. На изучение отведено 72 часа в год (по 2 учебных часа в неделю). Срок реализации программы – 1 год. 1.8. Формы занятий: Программа по изучению риторики в творческом объединении в большинстве своём строится в форме групповых, практических, аудиторных занятий, так как, чтобы научить воспитанника эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной цели – утешить, убедить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., то на занятиях риторики кружковцы должны как можно больше сами говорить и писать. Поэтому большая часть времени уделяется практике. Часто используются такие формы как: занятие-праздник, занятие-путешествие, занятие-экскурсия, занятие-представление, занятие-встреча, занятие-игра или конкурс. Именно на таких занятиях дети могут ярко проявить и отработать коммуникативные знания, умения и навыки. Для индивидуальной проверки результатов обучения для кружковцев проводятся тестовые фрагментарные, рефлексивные и контрольные занятия. 2. Объем программы: 2.1. Объем программы – на изучение отведено 72 часа в год. 2.2. Срок реализации программы – 36 недель - 9 месяцев - 1 учебный год. 2.3. Режим занятий: 2 раза в неделю по 45 минут. 3. Планируемые результаты 3.1. Планируемые результаты Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими детьми системы ценностей. Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания. Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.). Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам. Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области. Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений. Основные риторические умения: Первый тип (У – 1.). Умение анализировать и оценивать общение: корректность речевого поведения (речи) в ситуациях, обозначенных в разделах «Речевой этикет», «Слушание», «Говорение»; уместность использования несловесных (невербальных) средств общения – жестов, мимики, телодвижений, интонации в устных высказываниях. Второй тип умений (У - 2). Умение общаться при решении риторических задач, разыгрывании этических диалогов, сочинении считалок, сказочных историй и др.; умение ориентироваться в ситуации общения, вступая в контакт и поддерживая его; использовать уместные словесные и несловесные средства общения. Понятийные и инструментальные Умения знания ОБЩЕНИЕ Для чего люди общаются. Понятие о риторике. Виды общения У-1. Определять, в какой мере учтены особенности устной и письменной речи для эффективности общения (в изученных пределах). У-2. Уместно использовать изученные средства несловесного общения в устных Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи. высказываниях. Речевая деятельность У-1. Слушать педагога, его объяснения. У-2. Быть хорошим слушателем. У-1. Анализировать и оценивать устную речь Слушание. с точки зрения таких ее свойств, как окраска Правила для слушающего. голоса, громкость, темп, их соответствие Говорение. Голос, его окраска, громкость, ситуации общения. темп устной речи. Правила для собеседников. У-1. Анализировать речь говорящего с (Не говори долго; говори то, что хорошо использованием изученных правил. знаешь, и т.д.) У-2. Уместно, умело использовать Вывеска. громкость, темп речи в устных Скороговорка. высказываниях. Чистоговорка. У-1. Произносить жанры малых форм, Считалка. учитывая их особенности. Загадка. У-2. Сочинять считалки, загадки. Чтение. Ознакомительное чтение (мы У-1. Определять, насколько уместен знакомимся с книгой, журналом, газетой). избранный прием ознакомительного чтения Некоторые приемы ознакомительного чтения. для данной ситуации. У-2. Пользоваться подходящими приемами ознакомительного чтения. Письменная речь. Графическая У-1. Анализировать шрифтовые структура письменного текста: выделения (в том числе и цветом) шрифтовые выделения (о чем нам в текстах учебников, книг. говорят шрифт, иллюстрации). Речь правильная и хорошая (эффективная) У-1. Замечать разные недочеты в речи Недочеты в речи. говорящего. Правильная и неправильная речь. У-2. Исправлять замеченные ошибки. Речевой этикет У-1. Определять степень вежливого поведения, оценивать его, учитывая ситуацию общения. В чем состоит вежливость. Вежливая речь У-1. Оценивать уместность использования (словесная вежливость). выбранного способа выражения приветствия, Способы выражения (этикетные формы) прощания, благодарности, извинения с точки приветствия, прощания, благодарности, зрения ситуации общения. извинения. У-2. Вступать в контакт и поддерживать его, Разговор по телефону. используя соответствующие этикетные формы. ТЕКСТ Речевые жанры У-1. Отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений, записанных как текст. У-1. Определять тему и основную мысль текста. У-1. Определять по заголовку, о чем говорится в тексте; выделять в тексте ключевые (опорные) слова; определять по абзацным отступам смысловые части текста. У-2. Выбирать заголовок из данных вариантов и подбирать заголовок к тексту; cоблюдать Что такое текст. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста. красную строку в записях текстов. Этикетные речевые жанры У-2. Использовать уместно различные Приветствие. Прощание. средства выражения вежливости в этикетных Благодарность. Извинение. жанрах. У-2. Вести этикетный диалог, пользуясь Этикетные диалог, его особенности (на этикетными формами вежливости. примере разговора по телефону). 3.2. Способы и формы проверки результатов. В основу изучения Программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты деятельности оцениваются по трём уровням. Первый уровень результатов — приобретение воспитанником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие кружковца со своим педагогом, как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов — получение воспитанником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие кружковцев между собой на уровне группы, Дома творчества, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает), первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов — получение кружковцем опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды Дома творчества, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Динамика развития учащихся фиксируется педагогом на основе диагностических рекомендаций разных авторов, в том числе и по Ю. Гильбух (методики «Незавершённая сказка», «Задумай слово», «Оцени поступок», «Бессмыслица», «Моральная дилемма», «Кто я?», уровни описания оценки познавательного интереса, сформированности целеполагания, развития контроля, оценки) В этом возрасте возможно достижение результатов 1 уровня и частично второго. Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля: Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития кружковцев; Текущий: -прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия занятия до начала его реального выполнения; - пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; -рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; -контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом. Итоговый: - публичные выступления ребёнка; - участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах; - иллюстрирование, выразительное чтение; - сочинение стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д. - решение риторических задач; - знание норм поведения и умение их соблюдать (наблюдения педагога вне занятий) Самооценка и самоконтроль - определение кружковцем границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. - Содержательный контроль и оценка результатов воспитанников предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в журнале педагога. В рамках накопительной системы, создание портфолио. II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2.1. Учебно-тематический план № Раздел № Тема Общее Теоретическ Практическ Формы количест ие ие контроля 2 2 Анализ во часов I. Общени 1. е. «Виды 4 общения» речевых Живое ситуаций, слово: опрос 2. «Виды 4 1 3 Анализ речевой речевой деятельности» деятельности, опрос 3. «Слушание» 4 2 2 Самоконтроль, тест 4. «Говорение» 12 4 8 Самооценка, тест-опрос 5. 6. «Выразительн 8 1 7 Анализ ые средства, речевых используемые ситуаций, в речи» опрос «Словесная 4 1 3 вежливость» Самоконтроль, прогностическ ий контроль 7. «Речевой 4 1 3 этикет» Пооперационн ый контроль, тест 8. «Письменная 4 4 Самоконтроль, речь» пооперационн ый контроль, тест Общее количество часов раздела: 12 32 2 1 1 II Текст. . Речевые смысла и темы речевого жанры: в тексте» действия, 1. «Единство 44 часа Анализ опрос 2. «Основная 2 1 2 мысль текста» Итоговый контроль: опрос, инсценировка сказки, чтение и анализ рассказа 3. «Заголовок» 2 1 1 Контроль по результату, тест 4. «Красная 2 2 строка», Рефлексивный контроль, тест «Смысловые отступы» 5. «Вывеска – 2 2 информация» Контроль по результату, тест 6. «Разновидност 6 1 5 Задачи на и текста», распознавание «Жанры» форм речи. Анализ звучащих текстов. 7. «Этикетный 2 2 Анализ диалог» звучащих текстов. Тест «Спор – 8. 4 4 рожденье Самоанализ, самоконтроль истины» «Праздная 9. 2 2 речь» Анализ речевого взаимодействи я, опрос 10 «Особенности . произнесения контроль, текста в самоконтроль: различных тест, условиях» театрализованн 4 4 Итоговый ое представление. Общее количество часов раздела: Итого: 28 часов 4 24 72 часа 2.2. Содержание тем программы В структуре программы по изучению детской риторики можно выделить два смысловых блока: 1. «Общение». Данный блок даёт представление о: – сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации; – компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет). Сведения этого блока развивают умения детей ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении. 2. «Речевые жанры». Даёт сведения о: – тексте, как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его особенностях; признаках и – типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении); – речевых жанрах, как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д. Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников. Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт кружковцев, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед ребятами жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач. Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе, как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – кружковцы анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами. 1. ОБЩЕНИЕ. Значение речи в жизни человека, общества. Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру. Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи. Виды речевой деятельности: Слушание. Правила для слушающего. Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.) Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения. (О чём нам говорят шрифт, иллюстрации.) Словесная вежливость, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. Правила разговора по телефону. 2. ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста. Вывеска как информационный текст. Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону). Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, № занятия считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов. 3 4 5 6 Содержание. Основные виды Предметные Раздел. Тема деятельности результаты занятия кружковцев 18 занятий Объяснять Для чего люди значение речи, общаются. Понятие о УУД Возможные формы контроля Регулятивные Стартовый - различать устное УУД: контроль общения в жизни и письменное - определять и Диагностика людей общение; формулировать риторике. Древние Познакомиться с - знать цель деятельности риторы. Правила учебником необходимые на занятии с техники Учить уважению правила помощью педагога; безопасности. к людям, безопасности - проговаривать О празднике Знакомить с жизнедеятельности последовательность людей старшего тематической действий на поколения поэзией занятии; Учимся Оценивать вежливости. уместность Труд учителя и использования ученика. словесных и Приветствуем в несловесных зависимости от форм адресата, приветствия в ситуации разных общения. ситуациях Праздник Моделировать посвящения в своё речевое кружковцы поведение в ситуации приветствия в зависимости от условий общения Прогностичес кий - различать Пооперацион словесное и ный контроль несловесное общение, - учиться -осознавать роль высказывать своё несловесного предположение общения при (версию) на основе взаимодействии работы с людей. материалом учебника, книги; - учиться работать по предложенному Познакомить с педагогом плану. законами Селенгинского Дома творчества Познавательные Объяснять, зачем УУД: нужны вывески – ориентироваться 7 8 Вывески, их Различать в учебнике, книге информационная вывески – слова (на развороте, в роль. и вывески- оглавлении, в Поговорим о рисунки. - уместно условных дружбе, друзьях Обозначать использовать обозначениях); вывески некоторые некоторых несловесные – находить ответы магазинов, кафе. средства в своей на вопросы в Воспитывать речи; тексте, иллюстрациях; толерантное отношение к 9 10 11 12 собеседнику – делать выводы в умение ценить результате дружбу совместной работы Слово веселит. Анализировать группы и педагога; Слово огорчает. примеры Самоконтрол Слово утешает. общения, когда ь Удивляемся, слово по- – преобразовывать радуемся, разному влияет информацию из огорчаемся. на людей, их - анализировать одной формы в Поговорим о мысли, чувства. уместность, другую: подробно красках Осени Объяснять, что эффективность пересказывать словом можно реализации небольшие тексты; влиять на людей речевых жанров - самостоятельно – поднять приветствия, работать с Праздник Осени Самооценка 13 14 15 прощания, некоторыми огорчить, благодарности, заданиями утешить. извинения в учебника, Прививать различных осознавать любовь к ситуациях недостаток родному краю, общения; информации, природе использовать Давайте Объяснять, что с толковые словари; договоримся помощью слова - реализовывать можно простое договариваться высказывание на «Мамы всякие об организации - продуцировать нужны, мамы игры, уместные, разные важны…» совместной эффективные Коммуникативные «Папа может всё работы. этикетные жанры УУД: что угодно…» Знакомить с приветствия, – оформлять свои Стихи и рифмы профессиями прощания, мысли в устной и Воспитывать благодарности, письменной форме уважение к извинения (на уровне родителям. применительно к предложения или Учить правильно разным ситуациям небольшого текста); рифмовать слова общения; – слушать и 16 17 настроение, заданную тему. Письмо Дедушке Различать понимать речь Рефлексивны Морозу устную и других; й контроль письменную речь Говорим – 18 слушаем, читаем – Называть виды - распознавать и пишем. речевой вести этикетный деятельности диалог; – выразительно - отличать текст читать и 18 занятий Оценивать от набора пересказывать Устная речь. уместность предложений, текст; Громко–тихо. использования записанных как Быстро–медленно. громкости, темпа текст; – договариваться с Узнай по голосу. устной речи в одноклассниками 2 Приветствие на разных совместно с 3 разных языках ситуациях 1 4 - уместность Прогностичес педагогом о Контроль по Демонстрировать использования правилах поведения результату Речевой уместное различного темпа, и общения и «бутерброд» использование громкости, следовать им; громкости, темпа некоторых жестов в некоторых и мимики в разных – учиться работать Анализ высказываниях: ситуациях; в паре, группе; ситуаций, скороговорках, выполнять разыгрывание чистоговорках, различные роли речевых считалках и т.д. (лидера, ситуаций Знакомство с исполнителя); словами – - учиться приветствиями договариваться о распределении ролей в игре, работы в 6 7 Самоконтрол ь иностранными 5 кий контроль Правила разговора Применять совместной по телефону. средства устного деятельности; Праздничная общения в программа с практических приглашением играх Оценивать - соблюдать родителей День использование некоторые правила матери. Чаепитие этикетных вежливого общения «Ах, ты Зимушка- формул при - сочинять на занятиях и вне Зима» - телефонном несложные их 8 литературно- разговоре сказочные истории поэтическая Моделировать на основе беседа телефонный начальных разговор в предложений, соответствии с рисунков, опорных условиями слов; общения Воспитывать уважение к родителям. - сочинять и Демонстрировать исполнять выразительное считалки, чтение, основы подбирать сценической простые рифмы в - ориентироваться в речи. стихотворном своей системе Прививать тексте; знаний любовь к окружающему миру 9 10 11 Несловесные Называть средства устного средства общения: мимика несловесного и жесты. общения, Правила пяти «П» объяснять их Анаграмма. значение при Криптограмма. устном общении Демонстрировать 12 Помоги себе сам. уместное Правила использование безопасности изученных жизни несловесных средств, решая риторические задачи. Оценивать уместность использования словесных и несловесных средств Знакомство с правилами ОБЖ 13 14 15 Прощаемся в Моделировать Рефлексивны разных ситуациях своё речевое й контроль общения. поведение в «Моя любимая ситуации буквочка» прощания в Конкурс «Четыре зависимости от стихии» условий общения Прогностичес Учить алфавит. кий контроль Развивать интеллект. 16 Правила Оценивать вежливого степень Анализ поведения во вежливости речевых время разговора. собеседника при ситуаций разговоре 17 Благодарим за Называть подарок, услугу. правила вежливости при разговоре Объяснять, почему их следует соблюдать Моделировать вежливое речевое поведение как ответ на подарок, помощь и т.д. в зависимости от условий 18 Новогодний Оценивать спектакль - уместность представление использования словесных и несловесных форм благодарности в разных 1 2 ситуациях - находить по Учить абзацным выразительному отступам чтению смысловые части 18 занятий Составлять текста; Повторение и рассказы и обобщение сказочные - выбирать инсценировка «Подарок Деду истории по подходящий сказки, Морозу» картинкам. заголовок из чтение и Исполнять эти предложенных анализ речевые вариантов, рассказа произведения, придумывать используя заголовки к полученные маленьким сведения о речи, текстам; Итоговый контроль: этикетных жанрах, несловесных 3 4 5 6 - осознавать роль Развивать ключевых слов в творческое тексте, выделять воображение их; Текст – что это Различать текст Прогностичес такое? и набор кий контроль О ком? О чём? предложений (Тема текста). Определять тему Заголовок. Разные текста - выделять речевых заголовки. Объяснять роль начальные и ситуаций. Ключевые заголовка завершающие Задачи на (опорные слова). Озаглавливать предложения в распознавани Красная строка. текст тексте, осознавать е форм речи. Знакомить с их роль как Анализ историческими важных звучащих произведениями составляющих текстов. рус. литературы текста; Сочинение 7 8 средствах и т.д. Извинение. Оценивать уместность использования 9 Профилактическое словесных и занятие несловесных «Будущее России форм извинения – это мы» в разных случаях Моделировать своё речевое поведение в зависимости от ситуации Анализ сказки. извинения 10 11 Очень важные Определять по слова ключевым Сказки Пушкина словам, о чём говорится в 12 Мои любимые тексте. Называть книги ключевые слова в сказках, сказочных историях Воспитывать любовь к чтению 13 14 15 Знакомые Выделять незнакомцы. незнакомые Ко Дню слова в тексте защитника Выяснять Отечества. значение Игровая непонятных слов программа Знакомить с «Сагаалган» - традициями белый месяц, народов 16 «Масленица» 17 Ключ к тексту Определять Рефлексивны (основная мысль основную мысль й, текста). текста прогностичес Круги внимания. 7 Уметь слышать и кий чувств человека слушать контроль, Развивать слух, самоконтроль зрение, память Сочинение по 18 4 четверть – 18 Запоминать картинкам, занятий основные сочинение «Космос и мы» понятия о считалки, Познавательные земном шаре, сказки считалочки. галактике, 2 Викторины космосе. 3 Оформление Развивать текста на письме. кругозор Знаки в тексте. воспитанников Абзацы. Объяснять роль 4 Как построен знаков 5 текст препинания, 1 абзацев в тексте Выделять начало, основную часть, конец текста 7 Сочиняем Оценивать считалку. уместность речевых средств 6 7 Пасхальные обращения в традиции разных Обращение. ситуациях Прививать 8 Я обращаюсь к любовь и тебе (к вам). сострадание к ближнему Моделировать уместные средства обращения при решении риторических задач 9 Сочиняем сказку. Развивать воображение, Уроки памяти ассоциативное мышление. - знание норм Знакомить с поведения и героической умение их Вредные советы историей России соблюдать. 13 Г.Остер Пробуждать 14 Конкурс чтецов интерес к 10 Родовое древо 12 сохранению истории своей семьи Прививать навык публичного выступления Этикетные слова и Моделировать - оценивать слова вежливости. своё речевое степень Урок - повторение поведение в вежливости (свою - приводить Итоговый Праздник слова зависимости от и других людей) в примеры удачного контроль, Обобщение условий общения некоторых и неудачного самоконтроль 17 изученного Прививать навык ситуациях общения в своей : 18 материала. публичного жизни и жизни театрализова Рассуждения выступления окружающих. нное Эзопа. Закреплять представлени пройденный е. 15 16 материал в памяти и на практике Побуждать общения. стремление к дальнейшему развитию речевого образования III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ 3.1. Методическое обеспечение программы. Курс риторики в творческом объединении – практический, так как, чтобы научить воспитанника эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной цели – утешить, убедить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., то на занятиях риторики кружковцы должны как можно больше сами говорить и писать. Поэтому большая часть времени уделяется практике. Конечно, на занятиях риторики имеют место и такие методы и приемы преподавания, как беседа, вступительное и заключительное слово учителя и др. Особое место занимают специфические приемы работы: – риторический анализ устных и письменных текстов; – риторические задачи; – риторические игры. Риторический анализ предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и др.). Вторая группа более сложных вопросов: • что сказал говорящий; • что хотел сказать; • что сказал ненамеренно. Обсуждение этих вопросов позволяет сказать не только то, ЧТО и КАК сказал РИТОР, но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его речь была эффективной. При этом дети оценивают не только чужую речь, речь другого человека, но и свою собственную. Риторические задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации: кто говорит – пишет (адресант); кому говорит – пишет (адресат); почему (причина); для чего, зачем (задача высказывания); что – о чем (содержание высказывания); как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.); где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно); когда происходит общение (сейчас, в прошлом); время, отведенное для общения, если это важно. Воспитанникам предлагается войти в описанные обстоятельства и в речевую роль и создать высказывание, учитывающее заданные компоненты. В риторических задачах обычно описываются близкие кружковцам жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далекие – роль отца (матери), педагога, директора, президента и т.д. В риторических задачах описываемые события могут также происходить и в воображаемых странах, тогда в них действуют воображаемые герои, в частности, сказочные персонажи. От их имени дети приветствуют и благодарят, извиняются и просят и т.п. Таким образом, риторические задачи, которые практиковались еще в риторских школах Греции, учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было эффективным. Риторические игры в отличие от риторических задач содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, смешнее расскажет, быстрее произнесет скороговорку, сочинит считалку и т.д. В отличие от словесных, речевых игр риторические игры строятся на материале программы по риторике и служат решению задач этого предмета. Занятие по риторике имеет свою организационную специфику. Кроме запланированного программного материала, в него включаются сквозные игры, тренинги и т.п. (не обязательно все и не на на каждом занятии): Пятиминутки речевой гимнастики: упражнения типа «Произнеси шёпотом, но отчётливо…», «Задуй свечу» (для развития дыхания); «Пусть сейчас прожужжит жук: «Ж-ж-ж»; комар: «З-з-з»; «Вспомните грустные стихи. Кто почитает?» и др.; Ортологические разминки: упражнения на усвоение произносительных, словообразовательных и т.д. норм литературного языка; Импровизационные задачи, т.е. неподготовленные диалоги и монологи, развивающие спонтанную (неподготовленную) речь. Эти сквозные виды работ, обеспечивая формирование определенных умений и навыков, позволяют переключить ребят с одного вида деятельности на другой, снимают усталость, поэтому проводятся живо, на интересных примерах, с использованием различного рода мнемонических приёмов (особенно для усвоения норм), стихотворений, песенок и музыкального сопровождения. Для того, чтобы было легче вводить детей в предлагаемые обстоятельства необходимо посадить их так, чтобы они видели друг друга. Для этого можно просто сдвинуть стулья в круг, квадрат, треугольник… Кроме обычных столов хорошо иметь небольшую кафедру, трибуну, песочные часы, чтобы все могли следить за временем, когда выступает рассказчик или идёт обсуждение, необходим магнитофон для записи высказываний детей. Очень результативно использование видеомагнитофона - увидеть и услышать, как происходит общение, тщательно проанализировать все промахи, сделать самостоятельно необходимые выводы. 3.2. Условия реализации программы Главными условиями для успешной реализации данной программы является наличие: 1. квалифицированного педагогического образования у руководителя данного кружкового объединения (специальное образование, курсовая подготовка, опыт работы); 2. группы детей, составом не более 15 человек: 3. отдельного комфортного учебного кабинета, оборудованного специальной мебелью организационной техникой (письменные столы, стулья, шкафы для штакетного, реквизитного и художественного материала, компьютер, принтер, сканер, экран и проектор мультимедиа, информационная доска, музыкальный центр, микрофон, видеокамера); 4. сценариев, презентаций, видеороликов, музыкальных сборников, подбора художественной литературы, репродукций, тестовых карточек-заданий, тренинговых игр, другого специального тематического материала (маски, костюмы, бутафория, рисунки, шаблоны открыток, писем, фотографии и тп.); 5. необходимых канцелярских материалов (цветные и простые карандаши, цветная и белая принтерная бумага, ластики, точилки, линейки, стиплер, скрепки, кнопки, скотч, цветные закладки, магниты и др.); 6. специальных инструкций по технике безопасности (см. приложение №1). 3.3. Информационное обеспечение программы. № 1. 2. 3. 4. 5. 6. Учебная литература для педагога Название пособий, книг Автор, издательство, год издания “Уроки риторики в школе» Т.А. Ладыженская М.: Баласс 2012 г. «Образовательная система «Школа Под науч.ред. Д.И. 2100». Сборник программ. Дошкольное Фильдштейна. изд. 2-е, доп. образование. Начальная школа» – М.: Баласс, 2009 г. «Внеурочная деятельность школьников: Григорьев Д.В., методический конструктор» П.В.Степанов;М.: Просвещение, 2010 г. «Оценка достижения планируемых М.Ю. Демидова и др.; под результатов в начальной школе: система ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. заданий» Логиновой. 2 – е изд. В 2-х ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2010 г. «Как проектировать универсальные А.Г. Асмолов и др.; под ред. учебные действия в начальной школе: от А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – действия к мысли» М.: Просвещение, 2010 г. «Классные часы» Т.Н. Максимова; М.: ВАКО, 2011 г. 7. «Классные часы» 8. «Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе 1-4 классы» 9. «Чем развлечь гостей» 10. «Детские праздники. Игры, фокусы, забавы» 11. «Мне повезло: я вожатый!» 12. «Сделай шаг на встречу!» Т.Н. Максимова, Н. Н. Дробинина; М.: ВАКО, 2011 г. Е.Н. Арсенина; М.: «Глобус», 2007 г. В.В. Хаустов; сайт агенства «МК Периодика», ОАО «ПК «Зуралье», подписка 2007-2011 год. М. А. Михайлова; Ярославль. «Акдемия развития», 1997 г. Е.Ю. Антипова; г. УланУдэ, ГУО Октябрьский ДТШ№1, 2004 г. Н.В. Вохмина, А.А. Лукшис, А. Брагина; г. Новосибирск, НООО «Союз Вид пособия Книга для педагога Сборник программ для педагога Пособие для педагога Пособие для педагога Пособие для педагога Пособие со сценариями для педагога Пособие со сценариями для педагога Авторский сборник внеклассных мероприятий для педагога Журнал в помощь педагогу Популярное пособие ля родителей и педагогов Музыкальный сборник в помощь педагогу, выпуск № 3 Сборник методических материалов в пионеров», 2002 г. 13. «Сделай шаг на встречу!» Н.В. Вохмина, А. Брагина; г. Новосибирск, НООО «Союз пионеров», 2003 г. помощь педагогу, выпуск № 3 Сборник методических материалов в помощь педагогу, выпуск № 5 Учебная литература для детей № Автор, год издания Название пособий Вид пособия 1. Т.А Ладыженская “Детская риторика. В рассказах и Учебник для 1 класса в 2-х М.: Баласс 2012 г рисунках” частях. «1000 загадок для самых умных малышей» «Детская риторика» «Риторика для малышей» Е. Виноградова; М.: Астрель; Санкт-Петербург: Сова, 2013 г. Сборник загадок для детей 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Т.А. Ладыженская и др.; М.: Баласс 2012 г. Д. Степанов, Е. Соколова, Н. Нянковская; Ярославль: «»Академия развития», 2007 г. «Зарядка для ума» Я. Ерошевская; Сибирское университетское издание, 2008. «Как я под партой В. Голявкин; М.: Дрофа, сидел» 2002 г. «Ромашки в М. Пляцковский; ООО январе» «Издательская группа Аттикус» «Махаон», 2009 г. «Стихи детям» А. Барто; М.: «Махаон», 2004 г. «Стихи о маме» А. Благинина; М.: «Омега-пресс», 2005 г. «Вредные советы» Г. Остер; М.: АСТ, 2005 г. «Сказки» А.С. Пушкин; М., ТОО «Ирма», 1993 г. «Ты – словечко, я – З.И. Курцева; Тверь, ОАО словечко» «Тверской полиграфический комбинат» - Баласс, 2006 г. «Детская Т.А. Ладыженская, Н.В. риторика» Ладыженская, Т.М. Ладыженская, О.В. Марысева; М. «Баллас-Ювента», Учебное пособие для детей 1 класса в двух частях Книги для разностороннего развития детей Книга с викторинами на разные темы для детей Рассказы и повести. Уроки смеха. Для детей Сборник сказок для детей Сборник стихов для детей Сборник стихов для детей Сборник рассказов для детей Сказки для детей Пособие по риторике для детей Учебное пособие для детей 2006 г. Сост.: М.В. Юдаева; М., Издательство «Самовар», 2007 г. 15. «Песенки о школе» Сост.: М.В. Юдаева; М., Издательство «Самовар», 2007 г. 16. «Уральские сказы» П.П. Бажов; М.: Издательство «Советская Россия», 1987 г. «Повести Н. В. Н.В. Гоголь; М.: Издательство 17. Гоголя» «Детгиз», 1963 г. 14. «Школьные «приколы» Сборник рассказов для детей Сборник текстов песен ля детей Сборник произведений П.П. Бажова для выразительного чтения детям Сборник избранных произведений Н.В. Гоголя для выразительного чтения детям Кроме учебников и книг в программе использую авторские сценарии, видеоролики по нравственно-эстетическому воспитанию и по профилактике здорового образа жизни. Владею навыками работы с мультимедийной и компьютерной техникой. Провожу экскурсии в учебные заведения, библиотеки, музеи посёлка, района. Осуществляю туристические походы и выезды в культурные образовательные центры посёлка, района, Республики. При подготовке к занятиям и другим образовательным мероприятиям постоянно пользуюсь услугами сети Интернет, имею свой почтовый адрес: Stella-29-71@mail.ru Свободно владею приёмами работы на сайтах, в электронной почте. Умею правильно копировать, сохранять и отправлять печатные, музыкальные и другие файлы, размещать свои документы в рамках программ Microsoft office и интернет контентов. Стараюсь обучить тому, что умею в этой области своих воспитанников. Приложение 1 Инструкции для учащихся и педагогов по правилам безопасности Инструкция №1 Кабинет № 12 Театральная студия «Изюминки», группа «Капитошки», к/о. «Детская риторика» Находясь в кабинете запрещается: 1 2 3 4 5 сорить; высовываться из окна; толкаться и прыгать возле отопительных приборов; приносить пожароопасные вещи: спички, зажигалки и пр.; включать электроприборы без разрешения руководителя. Уходя из кабинета необходимо: 1 2 3 4 5 навести порядок; выключить все электрические приборы; выключить свет; закрыть кабинет на замок; сдать ключ на вахту. Инструкция №2 Кабинет № 12 Театральная студия «Изюминки», группа «Капитошки», к/о «Детская риторика» При работе с компьютером необходимо следить за: правильной посадкой; осанкой; постановкой пальцев. Запрещается: 1. Включать, выключать компьютер, другие технические средства в кабинете, пользоваться ими без разрешения руководителя; 2. Работать за компьютером непрерывно более 30 минут; 3. Трогать руками или иными посторонними предметами экран монитора; 4. Бить по клавишам, ронять, лить воду на технические приборы. При обнаружении технических неполадок следует сразу же сообщить об этом руководителю объединения. Инструкция № 3. Кабинет № 12 Театральная студия «Изюминки», группа «Капитошки», к/о «Детская риторика» В случае возникновения пожара, учащемуся необходимо: быстро сообщить об этом руководителю; накинуть верхнюю одежду; следовать указаниям руководителя; в случае, если руководитель отсутствует, немедленно выбежать в коридор и сообщить о случившемся происшествии дежурному вахтёру или позвонить в пожарную службу по телефону – 01; указать им точное место возникновения пожара: назвать Дом творчества, адрес - микрорайон Южный - 51 и номер кабинета - №.12. Инструкция № 4 - для руководителя детского объединения Кабинет № 12 Театральная студия «Изюминки», группа «Капитошки», к/о «Детская риторика» План действий в случае возникновения пожароопасной ситуации Наименование действий 1. Сообщение о пожаре 2. Эвакуация учащихся из загоревшегося помещения 3. Проверка полноты эвакуации Порядок и последовательность действий Вызвать пожарную команду по телефону -01 или с посыльным оповестить администрацию Дома творчества. Успокоить учащихся, предотвратить панику. Вывести учащихся по коридорам и лестницам в соответствии с планом эвакуации на улицу или в безопасное помещение. Проверить учащихся объединения по численности и списку. - 4. Размещение эвакуированных учащихся 5. Организация тушения пожара первичными средствами Организовать оцепление горящих помещений, тушение пожара с помощью первичных средств (песка, баллонов со специальными средствами тушения огня) Должность, фамилия исполнителя Староста объединения Педагог дополнительного образования Степанова Е.Н. Педагог дополнительного образования Степанова Е.Н. Администрация Дома творчества Добровольная пожарная дружина Дома творчества до приезда пожарной дружины.