I. Пояснительная записка. 1. Основные характеристики программы: 1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «Мир у нас один» реализуется в соответствии с эколого - биологической направленностью. 1.2.Актуальность программы. Изучение основ научных знаний об окружающем нас мире в современном образовании приобретает особенно важное значение. Учреждение дошкольного образования, школы, дополнительное образование обязаны готовить новое поколение людей, способных предотвратить опасность кризисных ситуаций, возникших в природе. Экологические знания особенно важны, так как они помогают обеспечить сохранность всего живого, в том числе человека. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальном звене как ответственного этапа в становлении развития личности ребёнка. По словам И.Соколова: «любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается в нас с детства». Программа разработана для детей младшего школьного возраста. Детям этого возраста присуща эмоциональная отзывчивость, способность овладевать теоретическими знаниями, свойственно уникальное единство знаний и переживаний. Всё это позволяет говорить о возможности формирования у детей определённых навыков ответственного отношения к природе.Большие возможности в изучении объектов природы служат условиям формирования у учащихся отношения причастности к проблемам своей малой Родины, проблемам озера Байкал, рек Кабанского района, загрязнения воздуха в поселке Селенгинск. 1.3.Отличительные особенности программы. Теоретические основы программы – исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин), программа «Юный эколог» 2010 г. (Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева). Данная программа создавалась с учетом концепции Дома творчества и для реализации в условиях автономии учреждения. Это определяет ее особенности: вопервых, она мобильна и вариативна в зависимости от разновозрастного состава детей, а также постоянно меняющихся тематик. Во-вторых, в процессе решения задач, поставленных перед педагогическим коллективом в течение года, программа корректируется и дополняется спецкурсами, или проектами, разработанными совместно с другими педагогами Дома творчества. 1.4. Педагогическая целесообразность программы. Формирование экологического сознания с раннего возраста – важнейшая задача моей программы. Экологическое образование – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, который способствует формированию системы научных и практических знаний и умений, а также сознательной деятельности по отношению к окружающей, социально – природной среде и здоровью человека и общества в целом. Образовательный процесс по формированию экологического сознания строится на принципах: - Принцип экологического гуманизма (включение нравственных и правовых нормативов, которые способствуют организации экологически целенаправленной деятельности и исходят из права человека на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья). - Принцип наглядности (привлечение различных органов чувств и восприятия учащихся иллюстрации, животные в зооуголке, схемы, карты, видеофильмы и д.р.). - Принцип доступности (от известного к неизвестному, от простого к сложному). - Принцип непрерывности заключается в постепенном и поэтапном формировании экологической ответственности и экологической культуры учащихся. - Принцип практической направленности определённой части учебного процесса отвожу применению знаний, т.е. теория подкрепляется практикой. 1.5. Цель программы. Целью программы являетсяформирование экологической культуры младших школьников, развитие экологического сознания и экологической ответственности. 1.6. Задачи программы. Образовательные: - формировать у детей начального представления о взаимосвязях живых организмов и среды в природе. - формировать начальное представление об особенностях взаимоотношений современных людей и природы, и возникающих при этом проблемах. - формировать знания об экосистемах, об экологических проблемах современности. Развивающие: - формировать интеллектуальные способности анализа экологической ситуации. - формировать эстетическое восприятие окружающей среды. - развить творческий потенциал детей. Воспитательные: - формировать осознание уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта, признанию самоценности Природы. - воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни. Валеологические: - Охрана жизни и здоровья детей. - Использование жизнесберегающих технологий в работе. - Знакомство и применение правил по технике безопасности в Доме творчества. 1.7. Возраст учащихся, которым адресована программа. Состав группы 1 года обучения -14-15 детей от 6 до 8 лет. Состав группы 2 года обучения - 12-14 детей от 9до 11 лет. 1.8. Формы занятий: Формы организации образовательного процессаразнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая. Использую такие интегрированные формы обучения и воспитания: как занятие, уроки – путешествия (путешествие в страну экологии, путешествие с культурными растениями, путешествие по станциям, заочное путешествие в осенний лес и т.д.).. Выставки (из природного материала, рисунки, комнатные растения) ; Занятие – игра; сезонные экскурсии по экологической тропе, экологические праздники. Недели экологии как итог. Используемые формы обучения позволяют сделать его более содержательным, более актуальным и разнообразным. 2. Объем программы: 2.1. Объем программы. Количество учебных часов 1 года обучения в неделю - 4часа, в год - 144. Количество учебных часов 2 года обучения в неделю - 6 часов, в год - 216. 2.2.Срок реализации программы. 1 года обучения- 36 недель, 9 месяцев. 2 года обучения – 36 недель, 9 месяцев. 2.3.Режим занятий: 1 год обучения - 2 раза в неделю по 2 ч. 2 год обучения – 3 раза в неделю по 2 ч. Продолжительность занятий -45 минут. Перерыв между занятиями -10 минут, для отдыха детей и проветривания помещения. 3. Планируемые результаты. 3.1. Планируемые результаты. Ожидаемые результаты обучения Учащиеся должны знать Первый год обучения Второй год обучения Понятие об экологии; о простейших взаимосвязях живых организмов и среды. Особенности методов наблюдения в природе, живом уголке. Характеристики представителей живого уголка. Первоначальное представление об особенностях взаимоотношений людей и природы, и возникшие при этом проблемы. Иметь представление о сезонных явлениях в природе. Правила поведения в природе. Как правильно поступить при той или иной экологической ситуации. Учащиеся должны уметь Первый год обучения Второй год обучения Анализировать собственное поведение в Вести наблюдения за сезонными изменениями природе. в природе, за отдельными объектами Ухаживать за животными и растениями в природы. живом уголке Уметь ориентироваться в лесу. Уметь назвать основные признаки разных Распознать растения ближайшего парка, леса. сезонов года Учащиеся должны приобрести навыки Первый год обучения Второй год обучения Практические навыки по уходу за растениями Ответственное отношение к природе. и животными в живом уголке. Навыки бережного отношения к природе, любознательность. Выбор здорового образа жизни. 3.2. Способы и формы проверки результатов. Педагогический мониторинг осуществляется с помощью методов психологопедагогической диагностики: включенного наблюдения, анкетирования, организации рефлексивной деятельности участников программы (по С.Н. Николаевой). На вводном занятии проводится анкетирование с целью выяснения отношения к окружающей среде и самооценки подростками своих способностей. Работа с детьми I года обучения начинается с диагностики окрашенности - проявления интереса к природе (положительная – отрицательная) для определения дальнейшего пути с каждым конкретным ребёнком. Диагностика проводится путём организации наблюдений за общением ребёнка с обитателями Уголка природы, во время экскурсий в ближайший лес. Во время наблюдений можно выявить страх ребёнка перед природными объектами, агрессию по отношению к ним. Объем знаний по предмету определяется путём опроса, тестирования, контрольной работы (экологическая игра «Крестики-Нолики»), бесед с родителями. Если ребёнок проявил негативное отношение к окружающей среде, необходима коррекция такого отношения. Коррекция, в первую очередь, заключается в развитии у ребёнка чувства принятия себя, в предоставлении ему возможности почувствовать любовь других к себе через доверительный, спокойный стиль на позиции (личность – личность). Чаще всего негативное отношение к природным объектам – это проекция отношения окружающих к этому ребёнку (возможно родителей или других значимых взрослых). Основной целью третьего этапа является развитие у детей познавательного интереса к природе, приобретение трудовых навыков. Познавательный материал преподносится детям в яркой, интересной, эмоционально-насыщенной форме. На этом этапе максимально привлекается фантазия ребёнка (игра). При организации занятия учитываются интересные идеи, предложения детей, в результате могла измениться форма и даже ход занятия. Для оценки результатов реализации программы на предметном уровне проводиться входной, текущий и итоговый контроль. Цель контроля Диагностика имеющихся знаний и умений учащихся. Входной контроль: Форма оценки Результат контроля Устный опрос, Качество выполненных собеседование, работ, оценка знаний об тестирование, наблюдение за окружающем нас мире. работой в живом уголке, наблюдение за животными, диагностика (диагностика результатов обучения и личностного развития воспитанника) Текущий контроль: Цель контроля Диагностика качества усвоения материала. Форма оценки Текущие тестовые задания, собеседование, наблюдение за процессом работы в живом уголке,Умение правильно вести себя в природе. Цель контроля Диагностика имеющихся знаний и умений учащихся. Результативность Качество выполненных работ в живом уголке, оценка знаний об окружающем нас мире. Итоговый контроль: Форма оценки Устный опрос, собеседование, тестирование, наблюдение за процессом работы в живом уголке, умение оценивать экологические ситуации, вести фенологические наблюдения в природе Результативность Качество наблюдений и сравнительного анализа в живом уголке, стабильное посещение, творческий конкурс, выставка детского творчества (поделки из природного материала), участие в районных, республиканских, российских проектах, конкурсах. Диагностика результатов обучения и личностного развития воспитанника средняя группа 1ый год обучения Ф.И. учащегося Знания обокружающим нас мире нача ло года серед ина года кон ец года Умение правильно вести себя в природе нача ло года серед ина года кон ец год а Навыки по уходу за животными в живом уголке нача ло года серед ина года кон ец год а Память нача ло се ре ди на ко нец Диагностика результатов обучения и личностного развития воспитанника средняя группа 2ой год обучения Ф.И. учащегося Знания об окружающей среде, основных понятий экологии се ре кон нач ди ец ало на год года го а да Умение вести фенологические наблюдения нач ало года се ре ди на го да кон ец год а Умение оценивать экологические ситуации нач ало года се ре ди на го да кон ец год а Умение вести наблюдения в живом уголке нач ало се ре ди на кон ец год а Память нач ало се ре ди на кон ец II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2.1.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Цель первого года обучения: формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы. Задачи: Обучающие: - дать учащимся системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями; - научить применять на практике полученные знания; - помочь ребенку осознать природу как среду своего обитания, необходимость использовать знания о природе с целью ее сохранения, предотвращения необратимого нарушения ее целостности. - научить детей ухаживать за животными в живом уголке. Развивающие: - развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы; - формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы; - повышать общий интеллектуальный уровень подростков; - развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге. - развивать у школьников умения предсказывать возможные последствия тех или иных действий человека в природе, прогнозировать вероятные нарушения биологических связей в природе, определять, какие действия являются биологически нейтральными, какие экологические мероприятия будут природе полезны. Воспитательные: - прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру; - воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям; - воспитывать потребность в общении с природой; - способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности; - способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе; - воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому; -воспитывать трудолюбие, творческое отношение к учению, труду, жизни. Учебно-тематический план 1года обучения. № Наименование разделов и тем Всего Теоре Прак часов тичес тичес кие кие занят занят ия ия № Разделы, темы I. Что такое экология 18 9 2 2 1. Вводное занятие Инструктаж по т/б Что такое экология? 2 Форма контроля 9 Инструктаж. Рисунок Рисунок. Сосна и всё вокруг неё 2 2. 3. 4. 5 6 7 8 9 II. Что такое окружающая среда и окружающая природа? 2 Организм и окружающая природа 2 2 Экологический рассказ «В лес по грибы» Сентябрь - ранняя осень (Хмурень) В гости к осени. Экскурсия в осенний лес. Принятие в юные экологи 2 2 2 1 2 2 Создание ситуации выбора по отношению к экологическим проблемам. Выбор атрибутики Первые уроки экологической этики Неживое в природе 2 2 Акция «Книги, живите долго!» 2 2 Рисунок «Окружающая среда и живой организм» Создание модели «Природа и я» 1 Сбор и гербаризация «Растения ранней осени» 2 Игра. «Узнай меня» 40 26 Неживая природа 4 Октябрь – золотая осень. Октябрь Грязник 2 14 2 2 Дидактическая игра «живое и неживое».Рисунки представителей неживой природы 2 Гербаризация осенних листочков. Составление осенних букетов 1. 2. В результате игры формируем у детей эмпатию по отношению к окружающей природе и понимание влияния человека на неё 3. Вода её признаки и свойства 4 4 Анализ рассказа «Вода – кровь Земли»(см.ГреховаЛИ В союзе с природой. – М.,2000. – С. 68).Схема «Круговорот воды в природе» Берегите воду! 4 2 2 Рисунок «Я и вода» Почва – святыня наша. Состав и свойства почвы. Погода. Климат. 4 2 2 4 2 2 Предсказание погоды по народным приметам Экскурсия в осенний лес. Ноябрь Листопадник Игровая программа. 2 2 Акция юных экологов по улучшению почвы комнатных растений Дома творчества Деловая игра «Синоптики сообщают» Конкурс рисунков «Угадай погоду» 4 2 4. 5. 6. 7. 8. 9. 2 2 Акция «Убери листочки и закопай» 2 Загадки Осень разноцветная 10. Кислотные дожди 2 2 11. Солнце – источник тепла и света 2 2 12. Праздник «Оставим ёлочку в лесу» 13. Диалоги с неживой природой 14. Обращение юных экологов к ровесникам III Живое в природе. . Экологические связи между живой и неживой природой. Живая природа 1. 2 2 2 2 2 2 80 29 Игровая ситуация «Обращение к директору химзавода» Ролевая игра «Я – солнышко». Памятка «Правильно принимаем солнечные ванны» Конкурс рисунков «В лесу родилась ёлочка» Акция мы против мусора!» Конкурс рисунков «Я в неживой природе» 51 2 2 Ролевая игра «Мой дом лучший» (например: крот и почва; верблюд, верблюжья колючка и пустыня; суслик и степь ..) 2 2 Рисунок «Перелётные птицы» 3. Кто улетает, кто остаётся? Декабрь - Студенец 2 2 Изготовление кормушек для птиц 4. Вода и жизнь 2 2 Изготовление простых фильтров 5. Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений. Растения рядом 4 2 2 2 Составление сказки о распространении плодов и семян с помощью ветра Конкурс рисунков «Растения пришкольного участка». Гербаризация Январь – Просинец. Зимняя экскурсия Растения – живой организм. Практикум «Хлебные крошки» 2 2 Игра «Угадай по силуэту» 2 Схема «Растение – живой организм, роль света, воды, почвы, воздуха в жизни растений 2. 6. 7. 8. 4 2 2 9. 10. 11. 12. 13. 14. Экологические связи неживой и живой природы Мы – за экологические поступки Угадай экологический знак Экологические памятки для детей и взрослых Многообразие растений на планете Февраль - Бокогрей 2 2 Моделирование цепи питания 2 2 Зарисовка экологических знаков 2 2 Игра «Отгадай мой знак» 2 2 Экологические памятки 2 2 2 2 Коллективное панно «Моё любимое растение» Коллективная работа по звеньям «Лепим скульптуру из снега». Конкурс «Снежинки» (вырезание из бумаги) Экодело «Снег под деревья» Ролевая игра «Посади дерево», рисунок «Зимние силуэты деревьев моего двора» Этикирование комнатных растений в кабинете, Составление экологических знаков для комнатных растений Дежурство и наблюдение детей за комнатными растениями 15. Деревья нашего края 2 1 1 16. Комнатные растения 4 2 2 17. Санитарный день для цветов 18. Март - Протальник 2 2 1 1 19. Где мы растём и почему. Приспособления растений к разным средам обитания 20. Проводы зимы. Праздник «Масленица» 21. Хвойные и лиственные растения 22. Размножение растений 4 2 2 23. Такие удивительные растения 24. Трава у нашего дома 2 2 2 2 25. Экологическая игра « крестики- нолики». Обобщающее занятие о жизни растений 26. Возвращение перелётных птиц в разные края 27. Изготовление поделок из природного материала 28. Апрель - Снегогон 2 2 2 29. Подготовка и проведение праздника 4 4 2 Рисунок «Пробуждение природы» Написание письма от имени растения 2 2 Угощаем гостей блинами 2 2 Рисунок «Хвойное растение» 2 2 Посадка растений с помощью посева семян (укроп, пшеница) Загадки, кроссворды «Необычные растения» Ролевая игра Я лечу . Памятка « Заповеди сбора лекарственных растений» 2 Акция «Помоги растению!». Конкурс творческих работ «Жизнь растений» 4 2 2 Стенгазета перелётные птицы 4 4 Выставка поделок Наблюдение и зарисовка набухающих почек Конкурс плакатов «Птицы - наши друзья» «Прилетели птицы» 30. Царство грибов 2 2 31. Съедобные грибы 2 1 32. Ядовитые грибы 2 2 33. Май - Травень 2 IV . 1. 2. 3. Рисунок «Второй ярус леса» 1 Рисунок по теме 2 Заключение. Мы юные экологи Встреча с лесничим. Беседа – сохраним лес от пожаров Подготовка к празднику. Праздник « Тайник Вселенной» 6 5 1 2 1 1 2 2 Летнее экологическое задание Итого: 2 2 144 26 Рисунок «Съедобные грибы», памятка о правилах сбора грибов Рисунок «Цветущие сады» Выпуск листовок «Сохраним лес от пожаров» Выставка творческих экологических работ учащихся и их семей «Мама, папа, и я – экологическая семья» Обсуждение и оценка результатов работы 118 2.2.Содержание программы по разделам первого года обучения: № п/п 1 Наименование разделов и тем 2 Что такое экология? 1 Вводное занятие 2 Что такое экология? 3 Что такое окружающая среда и окружающая природа? 4 Организм и окружающая природа 5 Анализ экологического рассказа «В лес по грибы» 6 Сентябрь - ранняя осень. Сентябрь – Хмурень. 7 В гости к осени 8 Принятие в юные экологи 9 1 Первые уроки экологической этики Неживое в природе Краткое содержание Формы контроля 3 4 Теория-9часов, практика-9часов Теория. Знакомство детей с целями и задачами кружка, правилами поведения и проведения Инструктаж. Рисунок практических работ. Теория.Выясняем что такое экология. Экология- наука изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома. Простейшая классификация экологических связей. Связи Рисунок. Сосна и всё между живой и неживой природой; связи внутри вокруг неё живой природы на примере соснового леса (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком. Разъяснение значения экологии на основе анализа примеров. Практика. Представление об окружающей природе и окружающей среде. Задание на улице: В результате игры встать в круг (руководитель внутри, дети формируем у детей смотрят на окружающие предметы, в руках эмпатию по отношению держат альбомный лист и карандаш), Попросить к окружающей природе рассмотреть вокруг и всё что нравится и понимание влияния нарисовать или сделать запись вверху; что не человека на неё нравится – в середине ; а на что не обратили сначала внимание – внизу. Теория. Положительное и отрицательное Рисунок «Окружающая влияние окружающей среды на живой организм среда и живой (наблюдение на улице за жизнью птиц, организм» насекомых, растений) Теория. Правила поведения в лесу. Игра «Если бы я был министром лесного хозяйства» Теория.Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках ранней осени. Практика. Сбор листьев для гербария. Практика. Определение видов деревьев Практика. Конкурс и выбор эмблемы , девиза: «Есть у природы сердца безотказные: мудрые руки её мастеров» Практика. Экскурсия в библиотеку. Знакомство и чтение книг по экологии Теория -26 часа, практика – 14 часов Создание модели «Природа и я» Сбор и гербаризация «Растения ранней осени» Игра. «Узнай меня» Создание ситуации выбора по отношению к экологическим проблемам. Выбор атрибутики Акция «Книги, живите долго!» 1011 12 1314 Неживая природа Октябрь – золотая осень. Октябрь Грязник Вода её признаки и свойства 1516 Берегите воду 1718 Почва – святыня наша. Состав и свойства почвы 1920 Погода. Климат 21 Предсказание погоды по народным приметам 2223 Экскурсия в осенний лес. Ноябрь листопадник 24 Игровая программа. Осень разноцветная Теория. Формирование представлений о неживой природе, её многообразии.Практика. Экскурсия в ближайший парк «Предметы и явления неживой природы вокруг меня» Дидактическая игра «живое и неживое».Рисунки представителей неживой природы Практика. Расширять представление об осени как о времени года, об основных признаках золотой осени. Экологическая прогулка в ближайший лес. Наблюдения за осенними явлениями в жизни растений. Сбор гербария, побегов, листьев Гербаризация осенних листочков. Составление осенних букетов Теория. Вода, её признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды». Опыты по выявлению свойств воды: вода – растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния, круговорот воды Анализ рассказа «Вода – кровь Земли»(см.ГреховаЛИ В союзе с природой. – М.,2000. – С. 68). Схема «Круговорот воды в природе» Теория. Сообщения учащихся об охране и значении воды. Загрязнение оз. Байкал. Источники загрязнения. Практика. Рисунок по теме. Теория. Опыты по составу почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина). Практика. Просмотр коллекции «Виды почвы». Практическая работа по обработке почвы комнатных растений. Значение почвы и меры по её охране Теория. Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Практика. Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдений за погодой в «Календарях природы» Теория. Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам Теория. Признаки поздней осени. Обобщение знаний детей о признаках осени (ранняя, золотая, Поздняя). Практика. Правила уборки листопада. Расширить представление об осени Практика. Расширить представления о лесе, признаках приспособленности жителей леса к наступлению зимы Теория. Выявление причин выпадения кислотных дождей, их влияние на окружающий мир 25 Кислотные дожди 26 Солнце источник тепла и света Теория. Солнце – источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на земле. Солнце и здоровье 27 Праздник «Оставим ёлочку Теория. Подготовка к проведению праздника, посвященного охране новогодних елей. Рисунок «Я и вода» Акция юных экологов по улучшению почвы комнатных растений Дома творчества Деловая игра «Синоптики сообщают» Конкурс рисунков «Угадай погоду» Акция «Убери листочки и закопай» Загадки Игровая ситуация «Обращение к директору химзавода» Ролевая игра «Я – солнышко». Памятка «Правильно принимаем солнечные ванны» Конкурс рисунков «В лесу родилась ёлочка» в лесу» 28 Диалоги с неживой природой 29 Обращение юных экологов к ровесникам Практика. Распространение листовок. Теория. Ролевая игра «Пойми меня». Создание ситуаций эмпатии с предметами окружающей неживой природы. Практика. Актуализация представлений о мусоре как загрязнителе природы посёлка Теория. Творческая работа «Что просила передать неживая природа?» (тучка, капелька воды, ветерок, камешек) Акция мы против мусора!» Конкурс рисунков «Я в неживой природе» Живое в природе. Экологические Теория -29 часов, практика -51час. связи между неживой и живой природой 30 Живая природа. Приспособленнос ть видов к условиям жизни 31 Кто улетит, а кто останется? 32 Декабрь Студенец 33 Вода и жизнь 3435 Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных Теория. Дать общее представление о живой природе, о её признаках, многообразии, взаимосвязях со средой обитания. Эвристическая беседа Теория. Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных. Практика. Работа с определителем птиц. Практика. Экскурсия в парк «Здравствуй, зимушка – зима». Акция «Добрая зима» Практика. Формирование представлений о загрязнение воды и её очистке, воспитании ценностного и рачительного отношения к воде. Опыты по очистке воды. Рассказ о загрязнении Мирового океана Теория. Воздух – условие жизни. Наблюдение за дыханием аквариумных рыбок и самонаблюдение акта дыхания человека. Загрязнение атмосферы. Практика. Закаливание организма воздухом и водой 36 Растения рядом Практика. Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра «Угадай растение по описанию» 37 Январь Просинец. Зимняя экскурсия. Практика. Зимние изменения в природе. 3839 Растение – живой организм 40 Экологические связи неживой и живой природы Теория. Проведение опытов, доказывающих влияние света, воздуха, воды и почвы на растения. Обобщить представление детей о растениях как о целостном организме, о взаимосвязи растений с окружающей средой. Биополе растений. Практика. Полив комнатных растений. Теория. Расширить представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы. Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели Ролевая игра «Мой дом лучший» (например: крот и почва; верблюд, верблюжья колючка и пустыня; суслик и степь ..) Рисунок «Перелётные птицы» Изготовление кормушек для птиц Изготовление простых фильтров Составление сказки о распространении плодов и семян с помощью ветра Конкурс рисунков «Растения пришкольного участка». Гербаризация Игра «Угадай по силуэту» Схема «Растение – живой организм, роль света, воды, почвы, воздуха в жизни растений Моделирование цепи питания 41 42 43 44 45 46 4748 49 50 5152 53 54 Мы – за экологические поступки Угадай экологический знак Экологические памятки для детей и взрослых Многообразие царства растений Февраль Бокогрей Деревья нашего края Комнатные растения Теория. Формирование потребностей и умений экологически сообразных поступков. Экологические знаки, их необходимость Зарисовка экологических знаков Практика. Защита своих разработок (экологических знаков) Игра «Отгадай мой знак» Практика. Составление экологической памятки для детей и взрослых «Правила поведения на природе» Теория. Дать представление о многообразии растений, обратить внимание на их красоту и показать значение растительного мира для человека. Воспитывать бережное отношение к растениям. Практика. Работа с гербарием. Практика. «Зачем нужен снег?». Роль снега в жизни растений и животных. Самая красивая снежинка. Наблюдение. Зарисовка Теория. Расширить представление о многообразии деревьев, обратить внимание на общее и различное в осенних изменениях растительного мира, показать роль человека в жизни дерева (положительную и отрицательную). Практика. Работа с определителем древеснокустарниковых растений. Теория. Комнатные растения разных экологических групп. Практика. Практическая работа по размещению комнатных растений в кабинете с учётом тепла и света, по правильному комплексному уходу за комнатными растениями (протирание листьев от пыли, взрыхление почвы, полив) Экологические памятки Коллективное панно «Моё любимое растение» Коллективная работа по звеньям «Лепим скульптуру из снега». Конкурс «Снежинки» (вырезание из бумаги) Экодело «Снег под деревья» Ролевая игра «Посади дерево», рисунок «Зимние силуэты деревьев моего двора» Этикирование комнатных растений в кабинете, Составление экологических знаков для комнатных растений Сан. День для цветов Практика. Полив, рыхление подкормка цветов Дежурство и наблюдение детей за комнатными растениями Март Протальник Теория. Экскурсия « Встречаем красавицу весну». Практика. Наблюдения за изменениями в жизни травянистых, кустарниковых и древесных растений. Первоцветы, их признаки Рисунок «Пробуждение природы» Теория. Расширить представления о различных средах обитания растений. Практика. Работа с гербариями (разные экологические группы) Написание письма от имени растения Практика. Подготовка и проведение праздника Угощаем гостей блинами Практика. Сформировать понятие «хвойное и лиственное растения». Практическая работа по Рисунок «Хвойное растение» Где мы растём и почему? Приспособления растений к разным средам обитания Проводы зимы. Праздник «Масленица» Хвойные и лиственные растения 55 Размножение растений 56 Такие удивительные растения! 57 Трава у нашего дома 58 5960 6162 Экологическая игра « крестикинолики». Обобщающее занятие о жизни растений Возвращение перелётных птиц в разные края Изготовление поделок из природного материала Апрель Снегогон 63 6465 Подготовка и проведение праздника «Прилетели птицы» Царство грибов 66 Съедобные грибы 67 Ядовитые грибы 68 сравнению двух групп растений. Работа с гербарием «Хвойные и лиственные растения края» Наблюдения за жизнью хвойных растений зимой в парке(формы и размеры игл, цвет, форма кроны) Теория. Расширить представления учащихся о разных способах размножения (вегетативное и Посадка растений с генеративное). помощью посева семян Практика. Практическая работа «Размножение (укроп, пшеница) растений с помощью семян» Теория. Разнообразие необычных растений в природе. Развитие эмоционально – ценностного Загадки, кроссворды отношения к миру растений. Сообщения детей о «Необычные растения» различных представителях необычных растений Теория. Познакомить детей с разнообразием Ролевая игра Я лечу . лекарственных растений, правилами сбора и Памятка « Заповеди использования. Работа с гербарием сбора лекарственных лекарственных растений. растений» Практика. Обобщить и систематизировать знания учащихся о многообразии растений; Повторить отличительные признаки разных групп растений; акцентировать внимание на Рассказ – сказка о значении растений в жизни человека и природы, любимом растении. формировать потребность положительного Обобщающая беседа влияния на развитие растений, на предотвращение возможных отрицательных воздействий деятельности человека Теория. Фенологические наблюдения, фиксация их в уголке «Юный эколог». Экскурсия, наблюдения Практика. Изготовление скворечников Практика. Изготовление поделок из веток, листьев, корешков, шишек Практическая работа Практика. Экскурсия в ближайший парк. Наблюдение за набуханием почек на деревьях, Экскурсия, наблюдения раннецветущими растениями. Весеннее взаимодействие живой и неживой природы Практика. Подготовка и проведение праздника посвящённого «Дню птиц» Теория. Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы – Накопители вредных веществ Теория. Дать представление о строении шляпочных, пластинчатых и трубчатых грибов. Практика. Познакомить с правилами сбора грибов. Памятка. Теория. Формирование представлений о несъедобных грибах .Формирование умения оказания первой медицинской помощи при Рассказ учителя, беседа, работа с иллюстрациями Беседа, сообщения детей Беседа Май - Травень 69 70 71 72 Заключение.Мы – юные экологи Встреча с лесничим. Беседа – сохраним лес от пожаров Подготовка к празднику. Праздник « Тайник Вселенной» Летнее экологическое задание отравлении Практика. Экскурсия в ближайший парк. Наблюдение за цветением растений, жизнью насекомых, птиц и деятельностью человека Экскурсия. Теория -5 часов, практика – 1 час Теория. Правила поведения при разведении костров в лесу. Виды пожаров, способы их тушения. Практика. Охрана леса от пожаров, листовки. Беседа Теория. Подготовка и проведение праздника Теория. Познакомить детей с летним экологическим заданием (гербарий, фотографии, выращивание, наблюдение за каким - либо растением, животным) Составление проекта экологической работы на лето ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЕ Цель второго года обучения:Способствовать формированию у учащихся экологической культуры: базовых знаний по экологическому мышлению, экологически оправданному поведению, развитию культуры чувств. Задачи: Обучающие: -формировать знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека; - формировать осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности; - научить детей сравнительному анализу и наблюдению за животными в живом уголке; Развивающие: -развить способности формирования эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам; - развить альтернативное мышление в выборе способов решения экологических проблем; - развить чувства удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы; - развить потребность в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику. Воспитательные: -научить детей взаимовыручке, чувству товарищества в работе с группой.самопереживанию товарищам. -воспитать ответственное отношение к здоровью, природе, жизни; -формировать осознание уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта Учебно-тематическое планирование 2 года обучения. № Наименование разделов и тем № Разделы, темы I. Экология и мы Всего Теоре Прак часов тичес тичес кие кие занят занят ия ия 10 8 Форма контроля 2 Вводное занятие 2 2 - Экология и мы 2 2 - Жизнь на земле 2 2 - 1. Инструктаж, представление кружковой деятельности Создание модели «Экология и я» 2. 3. Игра с картами схемами «что сначала – что потом?» Где растения живут сегодня? Наблюдения в природе 2 1 1 Рисунок животных одного вида 4. 5. 2 1 1 Игра «Живое – неживое» II. Среда обитания 28 22 6 1. Среда обитания. Природные зоны 2 2 - 2. 2 2 - 3. Изменение окружающей среды Жизнь днём 2 2 - 4. Наблюдение в природе 2 - 2 5. Ночная жизнь 2 2 - 6. 2 2 - 2 2 - 4 2 2 Составление схемы «Сезонные изменения» Составление листовок «Береги природу» Зарисовать свои предложения 2 2 - Зарисовать свои предложения 2 - 2 11. Сезонные изменения в природе Сообщества. Изменения сообществ Наблюдения за сезонными изменениями в природе Пищевые цепочки и связь Наблюдение за сообществом Циклы в природе 2 2 - 12. Парниковый эффект 2 2 - 2 2 - Зарисовка растений и животных, составление взаимосвязей Составление схемы «Круг жизни на Земле» Создание проекта «Влияние человека на круговорот углерода и его последствия для жизни на Земле» Экологическое проектирование 50 38 12 7. 8. .9. 10. Круговорот азота в природе III. Жизнь животных 13. Рисунок животного, объяснение связи внешнего вида со средой обитания Составление схемы «Регулярные изменения» Составление описания насекомого из коллекции Зарисовка встреченных насекомых, определение вида Игра «День - ночь» 1. Жизнь животных 4 4 - 2. Группа животных по способу воспроизводства Представители животных в данной местности Лягушки и жабы – их беда – наша вина Красная книга – способы защиты разных видов животных и растений 4 4 - 2 2 - Рисунок одного вида животного 2 2 - 2 2 - 6. Красная книга Бурятии 2 2 - Составление и зарисовка циклов жизни жаб и лягушек «Я и Красная книга» проектирование видов деятельности человека, направленной на защиту животного мира Акция «Знай и сохраняй!» 7. Жизнь животных зимой 4 2 2 Составление загадки по теме 3. 4. 5. Выявление причин исчезновения видов животных Зарисовка стадий развития млекопитающих и яйцекладущих Зимующие птицы их охрана Операция «Кормушки» 2 2 - Зарисовки зимующих птиц 4 - 4 Конкурс на лучшую кормушку Вымирающие организмы Мир диназавров 4 4 - Мини – сочинение «Почему..» 4 2 2 Просмотр видеофильма о жизни диназавров Защитные приспособления у животных и растений как результат проявления тесной связи с окружающей их средой Самые разные акулы 2 - 2 4 4 - Создание проектов по группам «Почему вымерли динозавры?» Рисунок «Динозавр - гость из прошлого Составление схемы «Способы защиты животных» 4 4 - Рисунки по теме 2 - 2 Игра - путешествие «Мир акул» 4 4 - 46 20 26 2 2 - 6 4 2 Мини – сочинение по теме 3. Просмотр видеофильма о жизни акул Самая красочная страница природы – бабочки, их разновидности, размножение, охрана Обитатели живого уголка Обитатели живого уголка(общая характеристика животных в живом уголке) Террариум и его обитатели Виды аквариумов 4 2 2 Проект аквариума 4. Аквариумные рыбки 4 2 2 Составление загадок по теме 5. Попугаи 4 2 2 Рассказ, сказка «Мои попугайчики» 6. Морские свинки 4 2 2 Рисунки по теме 7. Что за зверь кролик? 4 2 2 Рисунки по теме 8. Санитарный день в живом уголке Хомячки золотистые (сирийские) и джунгарские Наблюдение за животными в живом уголке Оформление дневников наблюдений Санитарный день для цветов 2 - 2 4 2 2 4 - 4 Установление дежурств по уходу за животными в живом уголке Составление схемы «Сходство и различия Золотистых и джунгарских хомячков» Игра «Отгадай животное» 4 - 4 Стихи, загадки по теме 2 - 2 Установление дежурства по уходу за цветами 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. IV 1. 2. 9. 10. 11. 12. Составление и зарисовка циклов жизни бабочек Рисунки «Наши младшие друзья» 2 2 - V Круглый стол «Наш малый зоопарк» Реки и озёра 14 12 2 1. Реки и озёра 2 2 - 2. Путь реки 2 2 - 3. 2 2 - 2 - 2 2 2 - Рисунок – плакат «Не навреди!» 6. Получение кислорода под водой Пресноводные животные и растения Человек и его деятельность – причина загрязнения водоёмов Жизнь у реки и озёр Мини – сочинение «Как образуются реки и озёра» Географическая игра «Покажи на карте» Мини – сочинение «Почему рыба не любит сушу?» Игра «Кто где живёт?» 2 2 - 7. Околоводные птицы 2 2 - VI 44 34 10 4 4 - Игра « Кто больше назовёт» 2 2 - Сообщения детей 4 4 - Мини – сочинение «Зачем нам заповедные земли» 2 2 - Ведение «Дневника наблюдений» 5. Реки и озёра нашего края Животный мир возле рек и озёр нашего края Неповторимый мир поймы Заказники и заповедники нашего края Экскурсия в краеведческий музей оз. Байкал 4 4 - 6. Байкал зимой 2 2 - Мини – сочинение «Байкал – уникальное создание природы» Сообщения детей 7. 2 2 - Рисунок «Мой Байкал» 8. Байкал – мировой запас пресной воды Животный мир Байкала 4 4 - Рисунок по теме 9. Нерпа – чудо Байкала 2 2 - Сообщение детей 10. Охрана оз. Байкал. Всемирное наследие Видеофильм «Славное море, священный Байкал» Викторина «Что мы знаем о Байкале» Наблюдение за неживой природой Наблюдение за поведением животных обитающих на улице Итоговое занятие. Экологическая игра «Крестики – нолики» Наблюдение за живой природой 2 2 - Сочинение «Я и Байкал» 2 - 2 Анкетирование «Моё отношение к Байкалу» 2 2 - 2 - 2 Награждение победителей викторины Выступление детей 2 - 2 Ведение «Дневника наблюдений» 2 2 - Ведение «Дневников наблюдений» 2 - 2 Изготовление листовок 13. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 11. 12. 13. 14. 15. 17. Защита проектов Описание приспособленности обитателей берегов рек и озёр Составление цепи питания 18. Подготовка к празднику «День птиц» 2 - 2 Стихи, загадки по теме 19. Праздник «День птиц» 2 2 - Выставка рисунков «Птицы наши друзья». Конкурс стихов о птицах VI I 1. Заключение Мы – юные экологи Экскурсии по экологической тропе Наблюдение за живой природой Защита животных 24 12 12 2 - 2 Ведение «Дневника наблюдений» 2 - 2 Ведение «Дневника наблюдений» 2 2 - Сообщения детей 4 - 4 Выставка поделок 4 4 - Стихи, пословицы, поговорки, загадки о природе 2 - 2 Зарисовки по теме 2 2 - Награждение победителей 8. Изготовление поделок из природного материала Подготовка к празднику«День экологических знаний»и проведение Наблюдение экскурсия Брейн – ринг «В мире животных» Круглый стол 2 2 - 9. Практическое занятие 2 - 2 Обсуждение и оценка результатов работы Ведение «Дневника наблюдений» 10. Начни с себя! 2 2 - 216 146 70 2. 3. 4. 5. 6. 7. ИТОГО: Подведение итогов. Задания на лето Содержание программы по разделам второго года обучения: Содержание программы 2-й год обучения № п/п 1 1 Наименование разделов и тем 2 Экология и мы Вводное занятие 2 Экология и мы 3 Жизнь на земле 4 Где растения и животные живут сегодня 5 Наблюдения в природе 6 Среда обитания Среда обитания. Природные зоны 7 Изменения окружающей среды 8 Жизнь днём 9 Наблюдения в природе 10 Ночная жизнь 11 Сезонные изменения 12 Сообщества. Изменения сообществ 13- Наблюдения за Краткое содержание Формы контроля 3 Теория -8ч, практика – 2ч. Теория.Проведение инструктажей по технике безопасности при наблюдении в природе; в живом уголке: Беседа о целях кружка в новом учебном году Теория. Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека. Человек – гость природы Теория. Работа со схемой. Возникновение жизни на земле Теория. Жизнь растений и животных. Практика. Работа с картой полушарий, на которой изображён растительный и животный мир Теория. Живая – неживая природа. Практика.Найти и назвать объекты живой и неживой природы Теория -22ч, практика – 6ч. Теория. Определение среды обитания. Просмотр видеофрагментов различных природных зон Земли. Разнообразие живых организмов 4 Теория. Регулярные изменения (времена года, день и ночь, приливы и отливы). Причины регулярных изменений. Приспосабливаемость живого мира к смене времён года (миграции, спячка), различия в поведении хищников и плотоядных Теория. Взаимосвязь растений (фотосинтез) и животных, зависимость от солнца (свет и тепло). Жизнь насекомых Практика. Жизнь насекомых. Зависимость от солнца и тепла. Рисунок насекомого. Теория.Ночная жизнь насекомых. Приспособленность ночных животных Теория.Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и вида осадков Теория. Взаимосвязь растительности, потребителей её и хищников. Изменения природы после пожара. Изменения природы после вмешательства человека Теория. Найти признаки ранней осени. Инструктаж, представление кружковой деятельности Создание модели «Экология и я» Игра с картами схемами «что сначала – что потом?» Рисунок животных одного вида Игра «Живое – неживое» Рисунок животного, объяснение связи внешнего вида со средой обитания Составление схемы «Регулярные изменения» Составление описания насекомого из коллекции Зарисовка встреченных насекомых, определение вида Игра «День - ночь» Составление схемы «Сезонные изменения» Составление листовок «Береги природу» Зарисовать свои 14 15 сезонными изменениями в неживой и живой природе Пищевые цепочки и связи 16 Наблюдение за сообществом 17 Циклы в природе 18 Парниковый эффект 19 Круговорот азота в природе 2021 2223 24 25 26 2728 2930 31 3233 3435 3637 38 Жизнь животных Жизнь животных Построить предложения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели. Практика. Рисунки «Осень золотая». Теория. Составление пищевой цепочки по заданию учителя (в разных природных зонах) Практика.Нахождение сообщества в парковой зоне. Теория.Кислород, азот, углерод – составляющие всего живого. Круг жизни на Земле Теория. Явление парникового эффекта предложения Зарисовать свои предложения Зарисовка растений и животных, составление взаимосвязей Составление схемы «Круг жизни на Земле» Создание проекта «Влияние человека на круговорот углерода и его последствия для жизни на Земле» Теория.Нитраты. Земледелие как вредная Экологическое для Земли деятельность человека проектирование (внесение химических удобрений) Теория -38ч, практика – 12ч. Теория.Размножение. Быстро и медленно размножаются животные. Исчезающие виды. Причины Группы животных Теория.Млекопитающие яйцекладущие. по способу Личинка – особая стадия развития воспроизводства животных. Видео занятие о жизни лягушек и муравьёв Представители Теория. Млекопитающие и животных данной яйцекладущие животные данной местности местности Лягушки и жабы – Теория. Охрана земноводных их беда – наша вина Красная книга – Теория. Знакомство с Красной книгой. способ защиты Редкие животные редких видов животных и растений Красная книга Теория. Знакомство с Красной книгой Бурятии Бурятии. Редкие животные и растения Жизнь животных Теория.Изменения в жизни животных зимой зимой. Практика. Наблюдение в живой природе Зимующие птицы Теория.Рассказ о зимующих птицах края, Бурятии их охрана Операция Практика. Изготовление кормушек и «Кормушки» развешивание в парке Вымирающие Теория. Понятие вид. Причины организмы вымирания видов: естественные и созданные человеком Мир динозавров Теория. Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков. Практика. Игра «Мир динозавров» Просмотр Практика. Просмотр, обсуждение видеофильма о фильма Выявление причин исчезновения видов животных Зарисовка стадий развития млекопитающих и яйцекладущих Рисунок одного вида животного Составление и зарисовка циклов жизни жаб и лягушек «Я и Красная книга» проектирование видов деятельности человека, направленной на защиту животного мира Акция «Знай и сохраняй!» Составление загадки по теме Зарисовки зимующих птиц Кормление птиц Мини – сочинение «Почему..» Создание проектов по группам «Почему вымерли динозавры?» Рисунок «Динозавр - гость из прошлого 3940 4142 43 4445 46 4748 жизни динозавров Защитные приспособления у животных, как проявление тесной связи с окружающей их средой Самые разные акулы Просмотр видеофильма о жизни акул Самая красочная страница в природе - бабочки Обитатели живого уголка Обитатели живого уголка. Общая характеристика животных в живом уголке Террариум и его обитатели 4950 Виды аквариумов 5152 Аквариумные рыбы 5354 Попугаи 5556 Морские свинки 5758 Что за зверь кролик? 59 Санитарный день в живом уголке 6061 Хомячки – золотистый (сирийский) и джунгарский Теория.Кто и как защищается в природе (защитные приспособления : Цвет , запах, мимикрия, электричество, и др.) Составление схемы «Способы защиты животных» Теория.Акулья жизнь, питание, размножение, опасные и безопасные друзья, враги акул. Охрана акул. Акулья викторина Практика. Где живут акулы? Виды акул. Игра. Рисунки по теме Теория. Виды бабочек, размножение, охрана Игра - путешествие «Мир акул» Составление и зарисовка циклов жизни бабочек Теория -20ч, практика – 26ч. Теория. Представители живого уголка яйцекладущие, млекопитающие, рыбы. Техника безопасности при уходе, кормлении и наблюдении за животными в живом уголке Практика. .Обустройство террариума для черепахи.Теория. Отличие среднеазиатской черепахи от водяной черепахи Теория.Рассказать какие бывают аквариумы. Практика. Установка, заполнение и оборудование аквариума Теория. Живородящие рыбы (гуппи, меченосец и др.) Лабиринтовые рыбы (гурами, макропод, ляпиус) Особенности строения рыбы. Практика. Кормление рыб Теория.Виды попугаев. Особенности содержания волнистых попугайчиков (кормление, уход, разведение). Практика.Обустройство клетки для попугаев Теория.Разновидности морских свинок. Родина, происхождение. Условия содержания. Практика. Обустройство клетки для свинки Теория. Содержание кроликов в неволе. Кормление, уход, болезни. Практика. Обустройство клетки для кролика Практика. Смена воды в аквариуме. Чистка клеток, уход, кормление животных в живом уголке Теория. Сходство и различия сирийских и джунгарских хомячков. Условия из содержания. Болезни. Практика. Обустройство клетки. Кормление, уход, наблюдение Рисунки «Наши младшие друзья» Мини – сочинение по теме Проект аквариума Составление загадок по теме Рассказ, сказка «Мои попугайчики» Рисунки по теме Рисунки по теме Установление дежурств по уходу за животными в живом уголке Составление схемы «Сходство и различия Золотистых и джунгарских хомячков» 6263 6465 66 Наблюдение за животными в живом уголке Оформление дневника наблюдений Санитарный день для цветов 68 Круглый стол «Наш малый зоопарк» Реки и озёра Реки и озёра 69 Путь реки 70 Получение кислорода под водой 71 Пресноводные животные и растения Человек и его деятельность – причина загрязнения водоёмов Жизнь у рек и озёр 67 72 73 74 7576 77 7879 80 8182 Околоводные птицы Реки и озёра нашего края Животный мир возле рек и озёр нашего края Неповторимый мир поймы Заказники и заповедники нашего края Экскурсия в краеведческий музей Оз. Байкал Практика. Наблюдение за повадками попугаев, хомячков свинок, черепах Игра «Отгадай животное» Практика. Записи наблюдений, рисунки Стихи, загадки по теме Практика. Полив, рыхление, подкормка, пересадка комнатных растений в живом уголке Теория.Защита проектов и сообщений детей «Я в ответе за тех кого приучил» Установление дежурства по уходу за цветами Теория -12 ч, практика – 2ч. Теория.Пресная вода. Осадки Теория. Схема: исток, русло, устье. Знаменитые реки мира (Конго, Нил, Амазонка, Волга, Лена) Теория.Жители рек – рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода(личинки комаров – через трубочку, жук – карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь) Практика. Обитатели пресных вод. Рыбы, амфибии. Зарисовки. Теория. Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка сточных вод – причина загрязнения водоёмов Теория.Обитатели берегов рек и озёр. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности) Теория. Особое питание, перья и другие приспособления Теория -34ч, практика – 10ч. Защита проектов Мини – сочинение «Как образуются реки и озёра» Географическая игра «Покажи на карте» Мини – сочинение «Почему рыба не любит сушу?» Игра «Кто где живёт?» Рисунок – плакат «Не навреди!» Описание приспособленности обитателей берегов рек и озёр Составление цепи питания Теория.Природа Бурятии – благоприятная среда обитания животных возле водоёмов. Работа с Красной книгой Бурятии Теория. Беседа о редкой красоте, животном мире Теория.Баргузинский, Байкальский заповедники, Кабанский заказник. Охраняемые виды животных и растений (соболь, куница, выдра, венерин башмачок, лилии) Теория. Знакомство с видами животных, населяющих наш край Игра « Кто больше назовёт» Теория.Путешествие по Байкалу. Что означает слово Байкал (богатое озеро). Почему называют морем. Самое глубокое озеро в мире. Как образовался Байкал Мини – сочинение «Байкал – уникальное создание природы» Сообщения детей Мини – сочинение «Зачем нам заповедные земли» Ведение «Дневника наблюдений» 83 Байкал зимой 84 Байкал – мировой запас пресной воды Животный мир Байкала 8586 87 Нерпа – чудо Байкала 88 Охрана оз. Байкал. Всемирное наследие Видеофильм «Славное море, священный Байкал Викторина «Что мы знаем о Байкале» Наблюдение за неживой природой Наблюдение за поведением животных обитающих на улице Итоговое занятие. Экологическая игра «Крестики – нолики» 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 Наблюдение за живой природой Подготовка к празднику «День птиц» Праздник «День птиц» Заключение Мы – юные экологи Экскурсия по экологической тропе Наблюдение за живой природой Защита животных Теория.Байкал подольдом. Жизнь животных и растений Байкала зимой. Теория. Химический состав воды оз. Байкала. Почему надо беречь чистоту Байкала Теория.Рыбы Байкала. Эндемики. Осётр – занесён в Красную книгу. Краткая характеристика животных Байкала (заяц, белка, горностай, выдра, кабарга, медведь и др.) Теория. Единственное млекопитающее на Байкале; Где проживает нерпа, потомство, питание, охрана нерпы Теория.Выяснение причин загрязнения оз. Байкала. Что даёт нам Байкал. Байкал – всемирное наследие. Охрана оз. Байкал Сообщения детей Рисунок «Мой Байкал» Рисунок по теме Сообщение детей Сочинение «Я и Байкал» Практика. Просмотр и обсуждение фильма. Анкетирование «Моё отношение к Байкалу» Теория. Викторина – опрос с целью обобщения знаний о Байкале Награждение победителей викторины Практика. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом Выступление детей Практика. Бездомные животные. Причины появления. Способы выживания Ведение «Дневника наблюдений» Теория. Обсуждение пройденного материала. Ведение «Дневников наблюдений» Практика.Наблюдение за прилётом птиц (трясогузка) Практика. Оформление зала, разучивание стихов, сценок Теория.Проведение праздника Изготовление листовок Выставка рисунков «Птицы наши друзья». Конкурс стихов о птицах Теория -12ч, практика –12ч. Практика. Путешествие по экологическим станциям: водоём, лес, поле, станция отдыха Практика.Почки деревьев, кустарников, рост травянистых растений. Условия, необходимые для пробуждения почек Теория. Организация заповедников, национальных парков, выращивание Ведение «Дневника наблюдений» Ведение «Дневника наблюдений» Сообщения детей 100101 102103 104 105 106 107 108 Изготовление поделок из природного материала Подготовка к празднику Наблюдение экскурсия Брейн – ринг «В мире животных» Круглый стол Практическое занятие Начни с себя! отдельных редких животных в зоопарках Практика. Изготовление поделок из засушенных листьев, семян, шишек Выставка поделок Теория. Оформление зала, разучивание сценок Практика.Наблюдение за насекомыми Зарисовки по теме Теория.Игра. Редкие и исчезающие виды Награждение победителей Теория. Совместно с родителями беседа о необходимости беречь и защищать природу Практика. Посев сухих семян в почву Обсуждение и оценка результатов работы Акция( проводится по кружкам Дома творчества) с выступлением детей по воспитанию экологически сообразного поведения в природе. Ведение «Дневника наблюдений» Подведение итогов. Задания на лето III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ. 3.1.Методическое обеспечение программы: технологии обучения: - Технология развивающего обучения Л.В. Занкова. Осуществляю ориентацию учебного процесса на принципиальную возможность обучающихся и её реализацию. Особое значение придаю нравственному, эстетическому развитию. Гибкая структура обучения, построенная так, чтобы на занятиях возникали дискуссии, в которых учащиеся постоянно стремятся к раскрытию условий происхождения тех или иных знаний. Использую такие формы взаимодействия учащихся, как «учитель – ученик» (при постановке проблемы); «ученик – ученик»; (работа в паре, сфера самоконтроля); межгрупповое взаимодействие; работа ребёнка с родителями; индивидуальная работа. Таким образом, организация реального сотрудничества между всеми участниками учебного процесса способствует формированию опыта делового сотрудничества, что является одной из важных задач, решаемых при использовании данной технологии обучения. Теоретические основы образовательного процесса – исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин), - Здоровье сберегающая технология. У детей младшего школьного возраста, наряду с развитием представления о научной картине мира, идёт формирование умения рационально использовать свою жизнь и деятельность, опираясь на полученные знания. Учу детей адекватному и безопасному поведению в окружающем их мире, пониманию причин возникновения опасных ситуаций и способов их предупреждения. Объясняю о необходимости заботиться, о своем здоровье, о здоровом образе жизни, а также бережно относится к чужому здоровью. В моём образовательном процессе элементами здоровьесберегающей технологии являются: - физическая активность детей (летний лагерь, походы, дни здоровья, турслёт и т.д.); - хорошие гигиенические условия кабинета; - чередование различных видов учебной деятельности (опрос, выступления учащихся, практическая работа, просмотр фильмов, работа в группах); - положительный психологический климат на занятиях (комфорт, взаимопонимание, сотрудничество, уважение, поддержка, похвала). Обязательным элементом здоровьесберегающей технологии являются физкультминутки, а наличие зелёных растений в кабинете – примером реальной заботы о здоровье учащихся. Технология игрового обучения. Игра и игровые моменты развивают у детей самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие ими излагаемых проблем и знаний. Использую такие игровые занятия, как : игра – КВН, игра - аукцион, игра - викторина, игра - путешествие, сказка, ролевые игры. На таких занятиях дети развиваются творчески, реализуют свои желания и возможности, приобретают такие важные качества как понимание, соперничество, чувствование природы, вырабатывают культуру общения. Игровые занятия и игровые моменты позволяют активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Следовательно, итоги игры выступают в двойственном плане – как игровой и как учебно-познавательный результат. Применяемые мною технологии обучения являются часто используемые в образовательном процессе и помогают успешной реализации цели и задач. Методы обучения: .- сообщение новых знаний; - коррекция и контроль знаний, умений, навыков; - анализ, исследования, наблюдения (в живом уголке, фенологические наблюдения в природе); - информационные методы (видеофильмы, аудиотехника). Средствами эффективного усвоения учебного и воспитательного процесса являются - ролевые, дидактические игры, творческие задания, опыты и практические работы, - создание экологических проектов, - изготовление поделок из природного материала, - уход, наблюдение за животными в живом уголке, - экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, - театрализованные представления, - экологические акции, - гербаризация, - составление памяток. Дидактический материал: Журналы, картинки, книжки- раскраски Индивидуальные работы кружковцев Таблицы, схемы Плакаты животных, птиц, насекомых Экспонаты животных Техническое оснащение: Совки, лопатки, корм для животных, клей, ножницы, цветной картон, линейка, кисточка, салфетка, бумага, карандаш, гуашь, природный материал. Применение правил по технике безопасности: №1 Вводный инструктаж по охране труда для учащихся в живом уголке №2 Инструкция по технике безопасности для учащихся эколого – биологической направленности №3 Охрана труда при проведении экскурсий по экологии, тур.походов №4 Техника безопасности для учащихся в уголке живой природы №5 Охрана труда при проведении занятий в кабинете экологии. №6 Правила поведения обучающихся по соблюдению пожарной безопасности, сохранению материально-технической базы при проведении массовых мероприятий в Д.Т. №7 Техника безопасности при следовании к месту занятий и обратно №8 Инструктаж о мерах безопасности учащихся дома и на улицах во время каникул 3.2. Условия реализации программы Для реализации данной программы не требуется каких-то особых условий: дорогостоящих материалов, техники и оборудования, сложных инструментов и т.д. Программа «Мир у нас один» отличается именно своей общедоступностью. Организация учебного процесса предполагает наличие у педагога учебно-методического комплекта, включающего в себя технологические карты, инструкции, эскизы и рисунки, диагностические методики. Оборудование и материалы: - дидактический материал (технологические карты, инструкции, эскизы и рисунки); - наглядный материал (образцы работ, схемы, буклеты); - раздаточный материал (шаблоны, книжки-раскраски, цветная бумага, картон, ножницы, карандаши, кисточки, клей, ткань, мука, соль и др.); - аудио, видеоматериалы экологической направленности. Для эффективной реализации программы возможна интеграция с другими педагогами декоративно-прикладного направления,рисование,театральная студия. Применяются различные формы совместной экологической деятельности с семьёй, образовательными учреждениями, организациями, МОУ «СОШ №2», МАДОУ «Аленушка», СКОШИ 8 вида, музей боевой и трудовой славы п. Селенгинск Дома детского творчества, Селенгинское лесничество, информационный центр экологического образования и воспитания детей и юношества детской библиотеки МАУ КДЦ «Жемчужина». 3.3. Список литературы. Список литературы для педагога. 1.Алексеева, Е. В., Булатова Е. Е. Программа курса «Введение в экологию. 5 класс». – Биология в школе. – 2013. - №7. – с. 50-57 2.Алексеев, С. В. Экологическая концепция безопасности образовательной среды школы // Биология в школе. – 2013. - № 4. – с. 44-51 3. Колотилина, Л. Н. Ресурсосбережение. 6 класс. Внеурочные занятия по экологии / Л.Н. Колотилина, Ю.А. Севрук. - М.: ВАКО, 2015. - 128 c. 4.Комплект плакатов "Экология": 4 плаката с методическим сопровождением. Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2016. 5. Модели экологического образования: программы, рекомендации, уроки. - Москва: Мир, 2016. 6.Николаева, С.Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 5. 7.Рыжова, Н.А. Воздух вокруг нас: [метод.пособие] / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. – 2-е изд. – Москва: Обруч, 2013. 8. Саркисов, О.Р. Экологическая безопасность и эколого-правовые проблемы в области загрязнения окружающей среды: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / О.Р. Саркисов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 231 c. 9.Успенский, К., Химин, А. Методы работы школьных экологических обществ // Воспитательная работа в школе. – 2013. - № 6. – с. 75-80 10.Чернышева, внеурочной деятельности по экологии.// Практика административной работы в школе. – 2013. - №6. – с.17. Список литература для учащихся 1.Воробьева, Е. С. Введение в экологию. 1-4 классы. Программа курса / Е.С. Воробьева. М.: Русское слово - учебник, 2015. 2. Воробьева, Е. С. Введение в экологию. Наша прекрасная планета. 1 класс. Методические рекомендации к учебному пособию Е. С. Воробьевой / Е.С. Воробьева. М.: Русское слово - учебник, 2015. 3.Высоцкая, М. В. Биология и экология.проектная деятельность учащихся: моногр. / М.В. Высоцкая. - Москва: Гостехиздат, 2016. - 256 c. 4. Гринева, Е. А. Экологическая культура младших школьников. Духовно-нравственный аспект / Е.А. Гринева, Л.Х. Давлетшина. - М.: Прометей, 2015. 5. Корнейчук, И. Л. По страницам Красной книги: экологическая викторина – путешествие для уч-ся 5-7 классов.// Читаем, учимся, играем. – 2013. - №2. – с.107. 6.Козлова, Т. А. Рабочая программ по внеурочной деятельности «В гостях у доктора Пилюлькина» // Практика административной работы в школе. – 2013. - №6. – с. 34- 37 7. Николаева, С. Н. Как лесник заботится о лесе. / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. 8. Николаева, С. Н. Лес - многоэтажный дом. / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2015 9. Самкова В.А. Наш чистый дом 3-4 кл.Уч.пос. ФГОС 15г.. - Москва: Высшая школа, 2015. 10 . Самкова, В. А. Экология. 5-9 классы. Примерная рабочая программа по учебному курсу / В.А. Самкова. - М.: Академкнига/Учебник, 2015. - 787 c. 11.Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).