Программа Природа в нас и ма в природе Word (3)

I.

Пояснительная записка.

1. Основные характеристики программы:
1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «Природа в нас и мы в природе»
реализуется в соответствии с эколого - биологической направленностью.
1.2.Актуальность программы.
На современном этапе экологическое образование строится на принципах единства
исторических взаимосвязей общества и природы, коллективных действий социального
партнёрства. Решение проблем экологического благополучия зависит не только от
возможностей современной науки и техники. Большое значение отводится семье,
детскому саду, школе, библиотеки, общественным организациям. Назрела необходимость
создания креативной модели экологического сотрудничества в сообществе с целью
формирования сферы социального партнёрства. Учитывая это, разработана комплексная
программа «Природа в нас, и мы в природе».
Состав участников реализации программы.
Дом детского творчества п. Селенгинск
Селенгинская модельная детская библиотека
МОУ «СОШ №2», «СОШ№1»
Селенгинская гимназия
МАДОУ «Аленушка»
Музей боевой и трудовой славы п. Селенгинск
Селенгинское лесничество
Программа разработана для детей младшего школьного возраста. Детям этого
возраста присуща эмоциональная отзывчивость, способность овладевать теоретическими
знаниями, свойственно уникальное единство знаний и переживаний. Всё это позволяет
говорить о возможности формирования у детей определённых навыков ответственного
отношения к природе.
1.3.Отличительные особенности программы.
Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий
мир» для начальной школы, утверждённым Министерством образования в 1998 г.,
соответствует требованиям к содержанию образовательных программ дополнительного
образования детей, построена с учётом преемственности экологического образования
дошкольников (программа Н.Н.Кондратьевой «Мы») и младших школьников, опирается
на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении
курса «Окружающий мир» на уроках.
При разработке программы был использован общероссийский опыт работы по вопросам
формирования экологического мировоззрения Александровой Ю.Н., Сотниковой Н.Н.,
Гниловского В.Г.
Занятия проводятся в дополнительной и тесной связи с предметами – «Окружающий
мир», «Природоведение» и нацелены на формирование учащихся целостного
представления и активного отношения к миру.
Данная программа создавалась с учетом концепции Дома творчества и для реализации в
условиях автономии учреждения. Это определяет ее особенности: во-первых, она
мобильна и вариативна в зависимости от разновозрастного состава детей, а также
постоянно меняющихся тематик. Во-вторых, в процессе решения задач, поставленных
перед педагогическим коллективом в течение года, программа корректируется и
дополняется спецкурсами, или проектами, разработанными совместно с другими
педагогами Дома творчества.
1.4. Педагогическая целесообразность программы.
Формирование экологического сознания с раннего возраста – важнейшая задача моей
программы. Экологическое образование – это непрерывный процесс обучения,
воспитания и развития личности, который способствует формированию
системы
научных и практических знаний и умений, а также сознательной деятельности по

отношению к окружающей, социально – природной среде и здоровью человека и
общества в целом
. Условия реализации программы:
- развитие деятельности детской библиотеки и Дома творчества по экологическому
просвещению;
- комплектование книжного фонда, фонда аудиовизуальных материалов;
- создание информационной среды;
- использование различных форм работы с детьми;
- координация и сотрудничество с заинтересованными организациями по экологическому
просвещению.
Образовательный процесс по формированию экологического сознания строится
на принципах:
- Принцип экологического гуманизма (включение нравственных и правовых нормативов,
которые способствуют организации экологически целенаправленной деятельности и
исходят из права человека на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья).
- Принцип наглядности (привлечение различных органов чувств и восприятия учащихся иллюстрации, животные в зооуголке, схемы, карты, видеофильмы и д.р.).
- Принцип доступности (от известного к неизвестному, от простого к сложному).
- Принцип непрерывности заключается в постепенном и поэтапном формировании
экологической ответственности и экологической культуры учащихся.
- Принцип практической направленности определённой части учебного процесса отвожу
применению знаний, т.е. теория подкрепляется практикой.
1.5. Цель программы.
Целью программы является формирование экологической культуры младших
школьников, развитие экологического сознания и экологической ответственности.
1.6. Задачи программы.
Образовательные
Формировать знанияо закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве
неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и
человека.
Формировать осознанные представления о нормах и правилах поведения в природе и
привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
Развивающие
Развить логическое мышление ребёнка способного дать оценку состояния окружающей
среды.
Развить потребность в необходимости и возможности решения экологических проблем,
доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к
активной практической деятельности по охране окружающей среды.
Воспитательные
Формировать ответственное отношение и деятельность направленную на улучшение
состояния окружающей среды.
Воспитать ответственное отношения к здоровью, природе, жизни.
Валеологические:
- Охрана жизни и здоровья детей.
- Использование жизнесберегающих технологий в работе.
- Знакомство и применение правил по технике безопасности в Доме творчества.
1.7. Возраст учащихся, которым адресована программа.
Возраст воспитанников в группе от 6 до 11 лет, количество обучающихся в группе 12-14
человек.

1.8. Формы занятий:
Формы организации образовательного процессаразнообразны:
индивидуальная, групповая, звеньевая.
Использую такие интегрированные формы обучения и воспитания:
как занятие, уроки – путешествия (путешествие в страну экологии, путешествие с
культурными растениями, путешествие по станциям, заочное путешествие в осенний лес и
т.д.).. Выставки (из природного материала, рисунки, комнатные растения) ; Занятие –
игра; сезонные экскурсии по экологической тропе, экологические праздники. Недели
экологии как итог.
Используемые формы обучения позволяют сделать его более содержательным, более
актуальным и разнообразным.

2. Объем программы:
2.1. Объем программы.
Программа рассчитана на один год обучения в объёме 72 часа в год (2часа в неделю).
2.2.Срок реализации программы.
1 год обучения- 36 недель, 9 месяцев.
2.3.Режим занятий:
2 раза в неделю по 2 ч.
Продолжительность занятий -45 минут.
Перерыв между занятиями -10 минут, для отдыха детей и проветривания помещения.
(необходимые количество и периодичность занятий по годам обучения для реализации
системной образовательной деятельности)

3.Планируемые результаты.
3.1. Планируемые результаты.

Ожидаемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- планета Земля наш общий дом;
- понятие об экологии; о простейших взаимосвязях живых организмов и среды;
- иметь представление о сезонных явлениях в природе;
- экологически сообразные правила поведения в природе;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
- многообразие растений и животных и экологические связи между ними;
- живое и неживое в природе;
Учащиеся должны уметь:
- анализировать собственное поведение в природе;
- ухаживать за животными и растениями в живом уголке;
- вести наблюдения за сезонными изменениями в природе, за отдельными объектами в
природе, распознать растения ближайшего парка, леса;
Учащиеся должны приобрести навыки:
- навыки бережного отношения к природе, любознательность;
- практические навыки по уходу за растениями и животными в живом уголке;
- выбор здорового образа жизни;

3.2. Способы и формы проверки результатов.
Педагогический мониторинг осуществляется с помощью методов психологопедагогической диагностики: включенного наблюдения, анкетирования, организации
рефлексивной деятельности участников программы (по С.Н.Николаевой). На вводном
занятии проводится анкетирование с целью выяснения отношения к окружающей среде и
самооценки подростками своих способностей.
Работа с детьми I года обучения начинается с диагностики окрашенности - проявления
интереса к природе (положительная – отрицательная) для определения дальнейшего пути
с каждым конкретным ребёнком. Диагностика проводится путём организации наблюдений
за общением ребёнка с обитателями Уголка природы, во время экскурсий в ближайший
лес. Во время наблюдений можно выявить страх ребёнка перед природными объектами,
агрессию по отношению к ним. Объем знаний по предмету определяется путём опроса,
тестирования, контрольной работы (экологическая игра «Крестики-Нолики»), бесед с
родителями.
Если ребёнок проявил негативное отношение к окружающей среде, необходима коррекция
такого отношения. Коррекция, в первую очередь, заключается в развитии у ребёнка
чувства принятия себя, в предоставлении ему возможности почувствовать любовь других
к себе через доверительный, спокойный стиль на позиции (личность – личность). Чаще
всего негативное отношение к природным объектам – это проекция отношения
окружающих к этому ребёнку (возможно родителей или других значимых взрослых).
Основной целью третьего этапа является развитие у детей познавательного интереса к
природе, приобретение трудовых навыков. Познавательный материал преподносится
детям в яркой, интересной, эмоционально-насыщенной форме. На этом этапе
максимально привлекается фантазия ребёнка (игра). При организации занятия
учитываются интересные идеи, предложения детей, в результате могла измениться форма
и даже ход занятия.
Для оценки результатов реализации программы на предметном уровне проводиться
входной, текущий и итоговый контроль.

Цель контроля
Диагностика имеющихся
знаний и умений учащихся.

Цель контроля
Диагностика качества
усвоения материала.

Цель контроля
Диагностика имеющихся
знаний и умений учащихся.

Входной контроль:
Форма оценки
Результат контроля
Устный опрос,
Качество выполненных
собеседование,
работ. Оценка знаний
тестирование, наблюдение за обокружающим нас мире.
работой в живом уголке,
наблюдение за животными,
диагностика (диагностика
результатов обучения и
личностного развития
воспитанника)

Текущий контроль:
Форма оценки
Текущие тестовые задания,
собеседование, наблюдение
за процессом работы в
живом уголке,Умение
правильно вести себя в
природе.

Итоговый контроль:
Форма оценки
Устный опрос,
собеседование,
тестирование, наблюдение за
процессом работы в живом
уголке, умение оценивать
экологические ситуации,
вести фенологические
наблюдения в природе

Результативность
Качество выполненных
работ в живом уголке,
оценка знаний об
окружающем нас мире.

Результативность
Качество наблюдений и
сравнительного анализа в
живом уголке, стабильное
посещение, творческий
конкурс, выставка детского
творчества (поделки из
природного материала),
участие в районных,
республиканских,
российских проектах,
конкурсах.

Диагностика результатов обучения и личностного развития воспитанника
средняя группа

Ф.И.
учащегося

Знания
обокружающим нас
мире
нача
ло
года

серед
ина
года

кон
ец
года

Умение правильно
вести себя
в природе
нача
ло
года

серед
ина
года

кон
ец
год
а

Навыки по уходу
за животными
в живом уголке
нача
ло
года

серед
ина
года

кон
ец
год
а

Память

нача
ло

се
ре
ди
на

ко
нец

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Цель: формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.
Задачи:
Обучающие:
- дать учащимся системные знания об окружающем его мире в соответствии с его
возрастом и способностями;
- научить применять на практике полученные знания;
- помочь ребенку осознать природу как среду своего обитания, необходимость
использовать знания о природе с целью ее сохранения, предотвращения необратимого
нарушения ее целостности.
- научить детей ухаживать за животными в живом уголке.
Развивающие:
- развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и
изяществом природы;
- формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при
взаимодействии с миром природы;
- повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
- развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его
индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать
потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
- развивать у школьников умения предсказывать возможные последствия тех или иных
действий человека в природе, прогнозировать вероятные нарушения биологических
связей в природе, определять, какие действия являются биологически нейтральными,
какие экологические мероприятия будут природе полезны.
Воспитательные:
- прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
- воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к
людям;
- воспитывать потребность в общении с природой;
- способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной
активности;
- способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и
проведению массовых мероприятий на свежем воздухе;
- воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому;
-воспитывать трудолюбие, творческое отношение к учению, труду, жизни .

Учебно-тематический план
№

Наименование разделов и
тем

№

Разделы, темы

I.

Что такое экология?

1.

Теорети
ческие
занятия

Практи
ческие
занятия

8

6

2

Что такое экология
Инструктаж по т/б

2

2

Мой родной край.

2

3.

Организм и окружающая
среда

2

4.

Сентябрь – ранняя
осень. Сентябрь – Хмурень.

2

II.

Неживое в природе

8

1.

Солнце, воздух и вода –
природы верные друзья.

2

2

2.

Берегите воду!

2

2

3.

Почва – святыня
наша. Состав и
свойства почвы.

2

4.

Октябрь – золотая
осень.
Октябрь - грязник

2.

III
.

1.

2.

3.

4.
5.

Живое в природе.
Экологические
связи между живой и
неживой природой.

Всего
часов

2

2

2

48

23

Экологические связи между
живой и неживой природой 2

25
Ролевая игра.
«Мой дом
лучший».

Моделирование
цепи питания.

2

2

2

1

2

2

Ролевая игра «Я –
солнце, вода или
воздух»
Рисунок «Я и
вода»
Акция юных
экологов по
улучшению почвы
комнатных растений. Школы
«Юный эколог».
Гербаризация
осенних листьев.
Составление
осенних букетов

2

2

Рисунок «Окружающая среда и
живой организм
Сбор и гербаризация. «Растения
ранней осени»

2

2

2

Живая природа.
Приспособленность видов к
условиям жизни.
2
Кто улетает, кто
остаётся.

Экскурсия в осенний
лес. Ноябрь –
листопадник.
Байкал – уникальное
создание природы.
Как животные готовятся к
зиме

Рисунок. Сосна
и всё вокруг неё
Викторина

2

6

Форма контроля

1

Акция «Убери
листочки и
закопай»
Викторина.
Опрос по
карточкам.

6.

Декабрь - студень

2

7.

Новогодний
спектакль

2

8.

Праздник
«Оставим ёлочку
в лесу»

2

2

9.

Мы – за экологические
поступки

2

1

1

10.

Многообразие царства
растений Бурятии

2

1

1

11.

Январь – просинец
Зимняя экскурсия

2

2

12. Красная книга Бурятии

2

2

13. Деревья нашего двора

2

1

1

14. Праздник Белого месяца Сагаалган

2

1

1

1

1
2

15. Февраль - бокогрей

2

2

16. Комнатные растения

2

1

1

17. Трава у нашего дома

2

1

1

2

2

Проводы зимы
19. «Масленица»

2

2

20. Март - протальник

2

21. Питомцы живого уголка

2

22. Апрель - снегогон

2

Экологическая игра
«Крестики – нолики».
Обобщающее занятие
18.
о жизни растений

2
1

1
2

Изготовление
кормушек для
птиц.
Конкурс
стихов.
Конкурс
рисунков
«В лесу родилась
ёлочка»
Зарисовка
экологических
знаков
Коллективное
панно
«Моё любимое
растение»
Игра «Угадай
по силуэту».
Акция «Знай и
сохраняй!»
Ролевая игра.
«Посади дерево»,
Рисунок
«Зимние силуэты
деревьев моего
двора»
Викторина
Коллективная
работа по звеньям
«Лепим
скульптуру».
Конкурс
снежинок из
бумаги
Этикирование
комнатных
растений в
кабинете
Памятка
«Заповеди сбора
лекарственных
растений»
Конкурс
творческих работ
«Жизнь растений»
Конкурс
стихов, загадок
Рисунок
«Пробуждение
природы».
Рассказы
учащихся
Наблюдение и
зарисовка

набухших почек
Подготовка и проведение
23. праздника «Прилетели
птицы»

2

2

24.

Изготовление поделок из
природного материала

2

2

IV

Заключение

8

4

1.

Земля – наш общий дом

2

2

2.

Май - травень

2

3.

Сохраним лес от пожаров

2

1

1

4.

Экологическое
путешествие «Мы и
природа»

2

1

1

Конкурс
плакатов
«Птицы – наши
друзья»
Выставка
поделок

4
Викторина
2

Рисунок
«Цветущие сады»
Конкурс
плакатов
«Сохраним – леса»
Выставка
творческих
экологических
работ учащихся
и их семей «Мама,
папа,я – экологическая
семья»

2.Содержание программы по разделам первого года обучения:
№ Наименование
п/п разделов и тем
1
2
Что такое
I
экология?
1.
Что такое экология
Инструктаж по т/б

2.

Мой родной край.

3.
Организм и
окружающая среда

4.

II

1.

Сентябрь – ранняя
осень. Сентябрь –
Хмурень.

Неживое в природе
Солнце, воздух и
вода – природы
верные друзья.

2.

Берегите воду!

3.

Почва – святыня
наша. Состав и
свойства почвы.

4.

Октябрь – золотая
осень.
Октябрь - грязник

III

1.

Живое в природе.
Экологические
связи между живой
и неживой
природой
Живая природа.
Приспособленность
видов к условиям
жизни.
Кто улетает, кто
остаётся.

Краткое содержание

Формы контроля

3

4

Теория-6часов, практика-2часов
Теория. Цели, задачи курса. Знакомство с
правилами поведения при проведении
практических работ.
Выясняем что такое экология. Наука о доме.
Инструктаж. Рисунок
Простейшие экологические связи между живой
и неживой природой, между человеком и
природой, связи внутри живой природой на
примере соснового леса.
Практика. Мой родной край. Родной посёлок,
Рисунок. Сосна и всё
его история. Природа родного края.
вокруг неё
Теория. Положительное и отрицательное
В результате игры
влияние окружающей среды на живой
формируем у детей
организм (наблюдение на улице за жизнью
эмпатию по отношению
птиц, насекомых, растений).
к окружающей природе
и понимание влияния
человека на неё
Теория. Расширить представление об осени
Рисунок «Окружающая
как времени года и о признаках ранней осени.
среда и живой
Практика. Сбор листьев для гербария.
организм»
Теория-6часов, практика-2часов
Теория. Солнце – источник тепла и света для
живых существ. Влияние солнца на жизнь на
земле. Роль ветра в природе. Вода, её признаки
и свойства. Роль воды в природе.
Теория. Охрана и значение воды. Загрязнение
р. Вилюйки. Источники загрязнения.
Практика. Опыты по составу почвы (вода,
воздух органические вещества, глина).
Практическая работа по обработке почвы
комнатных растений. Значение почвы и меры
по её охране.
Теория. Расширить представления об
основных признаках золотой осени.

Ролевая игра «Я –
солнце, вода или
воздух»
Рисунок «Я и
вода»
Акция юных
экологов по
улучшению почвы
комнатных растений. Школы
«Юный эколог».
Гербаризация
осенних листьев.
Составление
осенних букетов

Теория-23часа, практика-25часов

Теория. Дать общее представление о живой
природе, её признаках, многообразии,
взаимосвязях со средой обитания.
Актуализировать представление о птицах как о
группе животных. Перелётные птицы Бурятии.

Ролевая игра.
«Мой дом
лучший».

Теория. Расширить представления между
живой и неживой природой. Составление
цепей питания. Защита модели
Практика. Признаки поздней осени.

4.

Экологические связи
между живой и
неживой природой
Экскурсия в осенний
лес. Ноябрь –
листопадник.
Байкал – уникальное
создание природы.

5.

Как животные
готовятся к зиме

Теория. Жизнь животных зимой,
приспособленность их к зимним условиям
(спячка, линька)
Теория. Экскурсия в ближайший лес
«Здравствуй зимушка – зима».
Практика. Акция «Подкорми птиц».

Опрос по
карточкам.

Практика. Новогоднее представление.

Конкурс стихов

Теория. Охрана новогодних елей. Встреча с
лесничим.

Конкурс
рисунков
«В лесу родилась
ёлочка»
Зарисовка
экологических
знаков

2.

3.

6.

Декабрь - студень

7.

Новогодний
спектакль

8.

Праздник
«Оставим ёлочку
в лесу»

9.

Мы – за
экологические
поступки

10.

11.
12.

Многообразие
царства растений
Бурятии
Январь – просинец
Зимняя экскурсия
Красная книга
Бурятии

13.

Деревья нашего
двора

14.

Праздник Белого
месяца - Сагаалган

15.

Февраль - бокогрей

16.

Комнатные растения

Теория. Байкал – фабрика чистой воды.
Практика. Животный и растительный мир
Байкала. Эндемики Байкала. Игра.

Теория. Формирование потребностей и
умений экологически сообразных поступков.
Практика. Разработка экологических знаков,
составление экологических памяток для детей
и взрослых. Правила поведения в лесу.
Теория. Дать представление о многообразии
растений. Значение растений для человека.
Воспитывать бережное отношение к
растениям.
Практика. Работа с гербарием.
Практика. Редкие животные и растения.
Работа с Красной книгой.
Практика. Научить детей распознавать
растения в зимний период.
Теория. Хвойные и лиственничные растения.
Практика. Практическая работа по
сравниванию двух групп растений территории
ДТ.

Теория. Виды комнатных растений, их
значение. Способы размножения (побеги,
черенки, листья, деление корневища).
Практика. Пересадка комнатных растений.
Теория. «Зачем нужен снег?». Роль снега в
жизни растений и животных. Анализ
поговорки «Больше снега – больше хлеба».

Теория. История праздника. Практика.
Обычаи и традиции, игры.

Моделирование
цепи питания.
Акция «Убери
листочки и
закопай»
Викторина.

Изготовление
кормушек для
птиц.

Коллективное
панно
«Моё любимое
растение»
Игра «Угадай
по силуэту».
Акция «Знай и
сохраняй!»
Ролевая игра.
«Посади дерево»,
Рисунок
«Зимние силуэты
деревьев моего
двора»
Викторина

Коллективная
работа по звеньям
«Лепим
скульптуру».
Конкурс
снежинок из
бумаги
Этикирование
комнатных
растений в

17.

18.

19.

Трава у нашего дома
Экологическая игра
«Крестики –
нолики».
Обобщающее
занятие
о жизни растений
Проводы зимы
«Масленица»

20.

Март - протальник

21.

Питомцы живого
уголка

22.

23.

24.
IV
1.

2.

3.

4.

Апрель - снегогон
Подготовка и
проведение
праздника
«Прилетели птицы»
Изготовление
поделок из
природного
материала
Заключение
Земля – наш общий
дом
Май - травень

Сохраним лес от
пожаров

Экологическое
путешествие «Мы и
природа»

Теория. Познакомить детей с лекарственными
растениями Бурятии, с правилами сбора, их
лекарственное значение.
Практика. Работа с гербарием лекарственных
растений.
Теория. Обобщить и систематизировать
знания детей о многообразии растений.
Формировать потребность положительного
отношения человека к растениям.

Теория. Подготовка и проведение праздника.
Практика. Наблюдение за изменениями в
жизни растений.
Теория. Рассказ о животных живого уголка.
Практика. Практическая работа по уходу,
наблюдению, кормлению питомцев.
Практика. Наблюдение за набуханием почек
на деревьях. Весеннее взаимодействие живой и
неживой природы.
Практика. Игровая конкурсная программа
«Птичьи разговоры».
Практика. Изготовление поделок из
природных материалов (шишек, веток, семян,
засушенных листьев).
Теория-4часа, практика-4часа
Теория. Беседа «Родимая земля – дороже нет
земли», посвященная Дню земли.
Практика. Экскурсия «К нам пришёл
цветущий май». Наблюдение за цветением
растений, жизнью насекомых, птиц,
деятельностью человека.
Теория. Встреча с лесничим. Рассказ о видах
пожаров, способы тушения. Правила
поведения в лесу, предотвращающие
возникновению пожаров.
Практика. Изготовление листовок.
Теория Общекружковое мероприятие.
Станции: «Лесная аптека», «Всё о птицах»,
«Байкал», «Художественная»,
Практика «Пройди болото», «Музыкальная».

кабинете
Памятка
«Заповеди сбора
лекарственных
растений»
Конкурс
творческих работ
«Жизнь растений»

Конкурс
стихов, загадок
Рисунок
«Пробуждение
природы».
Рассказы
учащихся
Наблюдение и
зарисовка
набухших почек
Конкурс
плакатов
«Птицы – наши
друзья»
Выставка
поделок

Викторина
Рисунок
«Цветущие сады»
Конкурс
плакатов
«Сохраним – леса»
Выставка
творческих
экологических
работ учащихся
и их семей «Мама,
папа,я – экологическая
семья»

III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ.
3.1.Методическое обеспечение программы:
технологии обучения:
- Технология развивающего обучения Л.В. Занкова.
Осуществляю ориентацию учебного процесса на принципиальную возможность
обучающихся и её реализацию. Особое значение придаю нравственному, эстетическому
развитию. Гибкая структура обучения, построенная так, чтобы на занятиях возникали
дискуссии, в которых учащиеся постоянно стремятся к раскрытию условий
происхождения тех или иных знаний. Использую такие формы взаимодействия учащихся,
как «учитель – ученик» (при постановке проблемы);
«ученик – ученик»; (работа в паре, сфера самоконтроля);
межгрупповое взаимодействие;
работа ребёнка с родителями;
индивидуальная работа.
Таким образом, организация реального сотрудничества между всеми участниками
учебного процесса способствует формированию опыта делового сотрудничества, что
является одной из важных задач, решаемых при использовании данной технологии
обучения.
Теоретические основы образовательного процесса – исследования возрастной
психологии, экологической педагогики и психологии (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин),
- Здоровье сберегающая технология.
У детей младшего школьного возраста, наряду с развитием представления о научной
картине мира, идёт формирование умения рационально использовать свою жизнь и
деятельность, опираясь на полученные знания. Учу детей адекватному и безопасному
поведению в окружающем их мире, пониманию причин возникновения опасных ситуаций
и способов их предупреждения. Объясняю о необходимости заботиться, о своем здоровье,
о здоровом образе жизни, а также бережно относится к чужому здоровью.
В моём образовательном процессе элементами здоровьесберегающей технологии
являются:
- физическая активность детей (летний лагерь, походы, дни здоровья, турслёт и т.д.);
- хорошие гигиенические условия кабинета;
- чередование различных видов учебной деятельности (опрос, выступления учащихся,
практическая работа, просмотр фильмов, работа в группах);
- положительный психологический климат на занятиях (комфорт, взаимопонимание,
сотрудничество, уважение, поддержка, похвала).
Обязательным элементом здоровьесберегающей технологии являются физкультминутки, а
наличие зелёных растений в кабинете – примером реальной заботы о здоровье учащихся.
Технология игрового обучения.
Игра и игровые моменты развивают у детей самые разнообразные положительные
качества и облегчают восприятие ими излагаемых проблем и знаний. Использую такие
игровые занятия, как : игра – КВН, игра - аукцион, игра - викторина, игра - путешествие,
сказка, ролевые игры. На таких занятиях дети развиваются творчески, реализуют свои
желания и возможности, приобретают такие важные качества как понимание,
соперничество, чувствование природы, вырабатывают культуру общения. Игровые
занятия и игровые моменты позволяют активизировать учебный процесс, осваивать ряд
учебных элементов. Следовательно, итоги игры выступают в двойственном плане – как
игровой и как учебно-познавательный результат.
Применяемые мною технологии обучения являются часто используемые в
образовательном процессе и помогают успешной реализации цели и задач.
Методы обучения:
. - сообщение новых знаний;
- коррекция и контроль знаний, умений, навыков;
- анализ, исследования, наблюдения (в живом уголке, фенологические наблюдения в
природе);

- информационные методы (видеофильмы, аудиотехника).
Средствами эффективного усвоения учебного и воспитательного процесса являются
- ролевые, дидактические игры, творческие задания, опыты и практические работы,

- создание экологических проектов,
- изготовление поделок из природного материала,
- уход, наблюдение за животными в живом уголке,
- экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков,
- театрализованные представления,
- экологические акции,
- гербаризация,
- составление памяток.
Дидактический материал:
Журналы, картинки, книжки- раскраски
Индивидуальные работы кружковцев
Таблицы, схемы
Плакаты животных, птиц, насекомых
Экспонаты животных
Техническое оснащение:
Совки, лопатки, корм для животных, клей, ножницы, цветной картон, линейка, кисточка,
салфетка, бумага, карандаш, гуашь, природный материал.

Применение правил по технике безопасности:
№1 Вводный инструктаж по охране труда для учащихся в живом уголке
№2 Инструкция по технике безопасности для учащихся эколого – биологической
направленности
№3 Охрана труда при проведении экскурсий по экологии, тур.походов
№4 Техника безопасности для учащихся в уголке живой природы
№5 Охрана труда при проведении занятий в кабинете экологии.
№6 Правила поведения обучающихся по соблюдению пожарной безопасности,
сохранению материально-технической базы при проведении массовых мероприятий в
Д.Т.
№7 Техника безопасности при следовании к месту занятий и обратно
№8 Инструктаж о мерах безопасности учащихся дома и на улицах во время каникул

3.2.

Условия реализации программы

Для реализации данной программы не требуется каких-то особых условий: дорогостоящих
материалов, техники и оборудования, сложных инструментов и т.д. Программа «Природа
в нас и мы в природе» отличается именно своей общедоступностью. .
.

Организация учебного процесса предполагает наличие у педагога учебно-методического
комплекта, включающего в себя технологические карты, инструкции, эскизы и рисунки,
диагностические методики.
Оборудование и материалы:
- дидактический материал (технологические карты, инструкции, эскизы и рисунки);
- наглядный материал (образцы работ, схемы, буклеты);
- раздаточный материал (шаблоны, книжки-раскраски, цветная бумага, картон, ножницы,
карандаши, кисточки, клей, ткань, мука, соль и др.);
- аудио, видеоматериалы экологической налравности.
Для эффективной реализации программы возможна интеграция с другими педагогами
декоративно-прикладного направления ,рисование,театральная студия.
Применяются различные формы совместной экологической деятельности с семьёй,
образовательными учреждениями, организациями, МОУ «СОШ №2», МАДОУ
«Аленушка», СКОШИ 8 вида, музей боевой и трудовой славы п. Селенгинск Дома
детского творчества, Селенгинское лесничество, информационный центр экологического
образования и воспитания детей и юношества детской библиотеки МАУ КДЦ
«Жемчужина».

3.3.

Список литературы.
 Список литературы для педагога.

1.Алексеева, Е. В., Булатова Е. Е. Программа курса «Введение в экологию. 5 класс». –
Биология в школе. – 2013. - №7. – с. 50-57
2.Алексеев, С. В. Экологическая концепция безопасности образовательной среды школы //
Биология в школе. – 2013. - № 4. – с. 44-51
3. Колотилина, Л. Н. Ресурсосбережение. 6 класс. Внеурочные занятия по экологии / Л.Н.
Колотилина, Ю.А. Севрук. - М.: ВАКО, 2015. - 128 c.
4.Комплект плакатов "Экология": 4 плаката с методическим сопровождением. Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2016.
5. Модели экологического образования: программы, рекомендации, уроки. - Москва: Мир,
2016.
6.Николаева, С.Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014.
- № 5.
7.Рыжова, Н.А. Воздух вокруг нас: [метод.пособие] / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. – 2-е
изд. – Москва: Обруч, 2013.
8. Саркисов, О.Р. Экологическая безопасность и эколого-правовые проблемы в области
загрязнения окружающей среды: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по
специальности «Юриспруденция» / О.Р. Саркисов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 231 c.
9.Успенский, К., Химин, А. Методы работы школьных экологических обществ //
Воспитательная работа в школе. – 2013. - № 6. – с. 75-80
10.Чернышева, внеурочной деятельности по экологии.// Практика административной
работы в школе. – 2013. - №6. – с.17.



Список литература для учащихся

1.Воробьева, Е. С. Введение в экологию. 1-4 классы. Программа курса / Е.С. Воробьева. М.: Русское слово - учебник, 2015.
2. Воробьева, Е. С. Введение в экологию. Наша прекрасная планета. 1 класс.
Методические рекомендации к учебному пособию Е. С. Воробьевой / Е.С. Воробьева. М.: Русское слово - учебник, 2015.
3.Высоцкая, М. В. Биология и экология.проектная деятельность учащихся: моногр. / М.В.
Высоцкая. - Москва: Гостехиздат, 2016. - 256 c.
4. Гринева, Е. А. Экологическая культура младших школьников. Духовно-нравственный
аспект / Е.А. Гринева, Л.Х. Давлетшина. - М.: Прометей, 2015.

5. Корнейчук, И. Л. По страницам Красной книги: экологическая викторина –
путешествие для уч-ся 5-7 классов.// Читаем, учимся, играем. – 2013. - №2. – с.107.
6.Козлова, Т. А. Рабочая программ по внеурочной деятельности «В гостях у доктора
Пилюлькина» // Практика административной работы в школе. – 2013. - №6. – с. 34- 37
7. Николаева, С. Н. Как лесник заботится о лесе. / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез,
2015.
8. Николаева, С. Н. Лес - многоэтажный дом. / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез,
2015
9. Самкова В.А. Наш чистый дом 3-4 кл.Уч.пос. ФГОС 15г.. - Москва: Высшая школа,
2015.
10 . Самкова, В. А. Экология. 5-9 классы. Примерная рабочая программа по учебному
курсу / В.А. Самкова. - М.: Академкнига/Учебник, 2015. - 787 c.
11.Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для
дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».