Программа для детей ОВЗ по экологическому воспитанию

I.

Пояснительная записка.

1. Основные характеристики программы:
1.1Образовательная программа дополнительного образования детей по экологическому
воспитанию с детьми с ограниченными возможностями здоровья с нарушением
интеллектуального развития, реализуется в соответствии с эколого - биологической
направленностью.
1.2.Актуальность программы.
Переход человечества в новое тысячелетие – это
переход в новые условия существования.
Всё больше мы имеем дело с искусственной
средой обитания, созданной самим человеком и подчинённой логике его интересов. Часто
эти интересы вступают в противоречие с законами природы, становясь несовместимыми с
ними.
Надвигающаяся опасность экологического кризиса создала необходимость поиска
коллективных действий и общих стратегий. Повсеместно стоит вопрос: «Как сохранить
экологическое равновесие», и уберечь мир от деградации. Необходимо донести до
каждого человека веру в то, что он способен, прежде всего, управлять собой в отношении
с природой. Становление экологического мышления, воспитание активного неравнодушия
к проблемам экологии – одна из важнейших задач экологического образования общества.
И чем раньше мы начнём её решать, тем продуктивнее будет результат. Экологическое
образование представляет собой три взаимосвязанных процесса обучение, воспитание, развитие.
Программа составлена для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Приоритетными направлениями программы для детей с нарушением интеллектуального
развития являются:
- укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
- формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения,
коммуникативных умений;
- включение обучающихся в, хозяйственный, прикладной труд;
- расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального
общежития, нравственного поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающем
микросоциуме;
- формирование на доступном уровне простейших навыков знаний о природе и
окружающем мире, основ безопасной жизнедеятельности.
У детей с нарушением интеллектуального развития появляются проблемы изучения,
обучения, воспитания и социальной адаптации.
Существенное место занимают такие особенности, как неустойчивость внимания,
пониженная работоспособность, импульсивность, недостаточная целенаправленность
деятельности.
Развитию познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта способствуют
следующие условия:
•
Доверие к ребенку, максимальное развитие уверенности в себе;
•
Развитие интересов и склонностей детей;
•
Обеспечение связей умственной деятельности с положительными эмоциями.
Экскурсии, наблюдения, опыты, внеурочная деятельность формируют положительное
отношение подростков к обучению.
Содержание программы носит практическую направленность, т.к. в результате
полученных положительных данных по окончании работы, можно говорить о
положительном влиянии экологического образования на учебно-воспитательный процесс
в целом в условиях коррекционно - развивающего обучения.
1.3.Отличительные особенности программы.
Теоретические основы программы – исследования возрастной психологии, экологической
педагогики и психологии (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин), программа «Юный эколог» 2010 г.
(Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева.

При разработке программы был использован общероссийский опыт работы по вопросам
формирования экологического мировоззрения для детей с ОВЗ Александровой Ю.Н.,
Сотниковой Н.Н., Гниловского В.Г.
Занятия проводятся в дополнительной и тесной связи с предметами – «Окружающий
мир», «Природоведение» и нацелены на формирование учащихся целостного
представления и активного отношения к миру.
Хронические нарушения интеллекта, сниженная работоспособность, пониженная
мотивация к учебной и внеурочной деятельности детей с ОВЗ определяют необходимость
создания для обучающихся индивидуальных методов и средств адекватных их
индивидуальным особенностям, которая обеспечивается за счет:
- поддержания постоянной обратной связи с обучающимися;
- индивидуализации заданий, адекватно способностям каждого
. Психологические особенности учебной Формируемые навыки, познавательной
деятельности детей с нарушением
деятельности детей с нарушением
интеллекта
интеллекта
• замедленный темп формирования
обобщенных знаний

•максимальное преодоление недостатков
познавательной деятельности;

• интеллектуальная пассивность детей;

• формирование общеинтеллектуальных
умений (анализа сравнения обобщения);

• организация наблюдения за
• повышенная утомляемость в процессе
предметами и явлениями окружающей
познавательной деятельности;
действительности;смена деятельности.
• более широкая наглядная и словесная
конкретизация общих положений.

• формирование умения
ориентироваться в задании.

Одним из источников активности развивающейся личности выступает эмоциональная
сфера (эмоции и чувства). От эмоций, которые чаще всего испытывает ребенок с
ограниченными возможностями здоровья, зависит успешность его взаимодействия с
другими людьми, а значит, – успешность его социального развития. Через
эмоциональную включенность в мир природы на занятиях дети учатся сопереживать,
радоваться, проявлять активную гражданскую позицию. Для развития эмоциональной
сферы обучающихся, как условия успешности их социализации, реализуются такие
организационные и дидактические условия как:
· использование активных форм и методов дополнительного образования детей экологобиологической направленности;
· подбор личностно значимых учебных ситуаций.
1.4. Педагогическая целесообразность программы.
Формирование экологического сознания учащихся – важнейшая задача моей
программы. Дополнительное образования детей по экологическому воспитанию с детьми
с ограниченными возможностями здоровья – это непрерывный процесс обучения,
воспитания и развития личности, который способствует формированию
системы
практических знаний и умений, а также сознательной деятельности по отношению к
окружающей, социально – природной среде и здоровью человека и
общества в
целом.
Образовательный процесс по формированию экологического сознания строится
на принципах:

- Принцип экологического гуманизма (включение нравственных и правовых нормативов,
которые способствуют организации экологически целенаправленной деятельности и
исходят из права человека на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья).
- Принцип наглядности (привлечение различных органов чувств и восприятия учащихся иллюстрации, животные в зооуголке, схемы, карты, видеофильмы и д.р.).
- Принцип доступности (от известного к неизвестному, от простого к сложному).
- Принцип непрерывности заключается в постепенном и поэтапном формировании
экологической ответственности и экологической культуры учащихся.
- Принцип практической направленности определённой части учебного процесса отвожу
применению знаний, т.е. теория подкрепляется практикой.
Организация экологического образования специально направлена на максимальное
преодоление недостатков познавательной деятельности учащихся, формирование
общеинтеллектуальных умений.
1.5. Цель программы.
Целью программы является формирование экологической культуры, развитие
экологического сознания и экологической ответственности детей с ограниченными
возможностями здоровья.
1.6. Задачи программы.
Образовательные:
- формировать у детей начального представления о взаимосвязях живых организмов и
среды в природе.
- формировать начальное представление об особенностях взаимоотношений современных
людей и природы, и возникающих при этом проблемах.
Развивающие:
- формировать интеллектуальные способности анализа экологической ситуации.
- Помочь ребенку осмыслить себя как частичку окружающего мира и обрести уверенность
в своей значимости:
Воспитательные:
- формировать осознание уникальности, неповторимости и невосполнимости любого
природного объекта, признанию самоценности Природы.
- воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
Валеологические:
- Охрана жизни и здоровья детей.
- Использование жизнесберегающих технологий в работе.
- Знакомство и применение правил по технике безопасности в Доме творчества.
1.7. Возраст учащихся, которым адресована программа.
Состав группы -12-14 детей, от 10 до 14 лет
1.8.Формы занятий:
Формы организации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями
здоровья разнообразны:
индивидуальная, групповая, звеньевая.
Использую такие интегрированные формы обучения и воспитания:
● Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая
работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое
рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.

●Игротерапия– занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством
включения педагога в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная
форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное
взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные,
эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом.
Сюжетно-ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у
него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игрдраматизаций также является коррекция эмоциональной сферы ребенка.
● Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная
классическая музыка, звуки природы, наблюдение за животными в живом уголке..
●Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения,
развитие эмоционально-личностной сферы.
.

2Объем программы:
2.1. Объем программы.
Количество учебных часов в неделю – 4 часа, в год - 144
2.2.Срок реализации программы.
1 год - обучения- 36 недель, 9 месяцев.
2.3.Режим занятий:
2 раза в неделю по 2 часа.
Продолжительность занятий -45 минут.
Перерыв между занятиями -10 минут, для отдыха детей и проветривания помещения.

3. Планируемые результаты.
3.1. Планируемые результаты.

Ожидаемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- планета Земля наш общий дом;
- понятие об экологии; о простейших взаимосвязях живых организмов и среды;
- иметь представление о сезонных явлениях в природе;
- экологически сообразные правила поведения в природе;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
- многообразие растений и животных и экологические связи между ними;
- живое и неживое в природе;
Учащиеся должны уметь:
- анализировать собственное поведение в природе;
- ухаживать за животными и растениями в живом уголке;
- вести наблюдения за сезонными изменениями в природе, за отдельными объектами в
природе, распознать растения ближайшего парка, леса;
Учащиеся должны приобрести навыки:
- навыки бережного отношения к природе, любознательность;
- практические навыки по уходу за растениями и животными в живом уголке;
- выбор здорового образа жизни;
3.2. Способы и формы проверки результатов.
Педагогический мониторинг осуществляется с помощью методов психологопедагогической диагностики (по Н.А.Рыжова): включенного наблюдения, анкетирования,
организации рефлексивной деятельности участников программы. На вводном занятии
проводится анкетирование с целью выяснения отношения к окружающей среде и
самооценки подростками своих способностей.
Работа с детьми начинается с диагностики окрашенности - проявления интереса к
природе (положительная – отрицательная) для определения дальнейшего пути с каждым
конкретным ребёнком. Диагностика проводится путём организации наблюдений за
общением ребёнка с обитателями Уголка природы, во время экскурсий в ближайший лес.
Во время наблюдений можно выявить страх ребёнка перед природными объектами,
агрессию по отношению к ним. Объем знаний по предмету определяется путём опроса,
тестирования, контрольной работы (экологическая игра «Крестики-Нолики»), бесед с
родителями.
Если ребёнок проявил негативное отношение к окружающей среде, необходима коррекция
такого отношения. Коррекция, в первую очередь, заключается в развитии у ребёнка
чувства принятия себя, в предоставлении ему возможности почувствовать любовь других
к себе через доверительный, спокойный стиль на позиции (личность – личность). Чаще
всего негативное отношение к природным объектам – это проекция отношения
окружающих к этому ребёнку (возможно родителей или других значимых взрослых).
Основной целью третьего этапа является развитие у детей познавательного интереса к
природе, приобретение трудовых навыков. Познавательный материал преподносится
детям в яркой, интересной, эмоционально-насыщенной форме. На этом этапе
максимально привлекается фантазия ребёнка (игра). При организации занятия
учитываются интересные идеи, предложения детей, в результате могла измениться форма
и даже ход занятия.
Для оценки результатов реализации программы на предметном уровне проводиться
входной, текущий и итоговый контроль.
Входной контроль:
Цель контроля
Форма оценки
Результат контроля
Диагностика имеющихся
Устный опрос,
Качество выполненных
знаний и умений учащихся.
собеседование,
работ, оценка знаний об
тестирование, наблюдение за окружающем нас мире.

работой в живом уголке,
наблюдение за животными,
диагностика (диагностика
результатов обучения и
личностного развития
воспитанника)

Текущий контроль:
Форма оценки
Текущие тестовые задания,
собеседование, наблюдение
за процессом работы в
живом уголке,Умение
правильно вести себя в
природе.

Цель контроля
Диагностика качества
усвоения материала.

Цель контроля
Диагностика имеющихся
знаний и умений учащихся.

Результативность
Качество выполненных
работ в живом уголке,
оценка знаний об
окружающем нас мире.

Итоговый контроль:
Форма оценки
Устный опрос,
собеседование,
тестирование, наблюдение за
процессом работы в живом
уголке, умение оценивать
экологические ситуации,
вести фенологические
наблюдения в природе

Результативность
Качество наблюдений и
сравнительного анализа в
живом уголке, стабильное
посещение, творческий
конкурс, выставка детского
творчества (поделки из
природного материала),
участие в районных,
республиканских,
российских проектах,
конкурсах.

Диагностика результатов обучения и личностного развития воспитанника
средняя группа

Ф.И.
учащегося

Знания
обокружающим нас
мире
нача
ло
года

серед
ина
года

кон
ец
года

Умение правильно
вести себя
в природе
нача
ло
года

серед
ина
года

кон
ец
год
а

Навыки по уходу
за животными
в живом уголке
нача
ло
года

серед
ина
года

кон
ец
год
а

Память

нача
ло

се
ре
ди
на

ко
нец

11. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

Наименование
разделов и тем

Всего Теоре Прак
часов тичес тичес
кие
кие
занят занят
ия
ия

№

Разделы, темы

I.

Что такое экология

18

9

2

2

1.

Вводное занятие
Инструктаж по т/б
Что такое экология?

2

Форма контроля

9
Инструктаж. Рисунок
Рисунок. Сосна и всё вокруг неё

2

2.
3.

4.
5
6
7

8

9
II.

Что такое окружающая
среда и окружающая
природа?

2

Организм и
окружающая природа

2

2

Экологический рассказ
«В лес по грибы»
Сентябрь - ранняя
осень (Хмурень)
В гости к осени.
Экскурсия в осенний
лес.
Принятие в юные
экологи

2

2

2

1

2

2

Создание ситуации выбора по
отношению к экологическим
проблемам. Выбор атрибутики

Первые уроки
экологической этики
Неживое в природе

2

2

Акция «Книги, живите долго!»

2

2

Рисунок «Окружающая среда и
живой организм»
Создание модели «Природа и я»
1

3.

4.

Сбор и гербаризация «Растения
ранней осени»

2
Игра. «Узнай меня»

40

26

14

Неживая природа

4

Октябрь – золотая
осень. Октябрь Грязник
Вода её признаки и
свойства

2

4

4

Берегите воду!

4

2

2

2

Дидактическая игра «живое и
неживое».Рисунки представителей
неживой природы

2

Гербаризация осенних листочков.
Составление осенних букетов

1.

2.

В результате игры формируем у
детей эмпатию по отношению к
окружающей природе и
понимание влияния человека на
неё

Анализ рассказа «Вода – кровь
Земли»(см.ГреховаЛИ В союзе с
природой. – М.,2000. – С. 68).
Схема «Круговорот воды в
природе»
2

Рисунок «Я и вода»

5.
6.
7.
8.

9.

Почва – святыня наша.
Состав и свойства
почвы.
Погода. Климат.

4

2

2

4

2

2

Предсказание погоды
по народным приметам
Экскурсия в осенний
лес. Ноябрь Листопадник
Игровая программа.

2

2

4

2

2

2

Акция юных экологов по
улучшению почвы комнатных
растений Дома творчества
Деловая игра «Синоптики
сообщают»
Конкурс рисунков «Угадай
погоду»
Акция «Убери листочки и
закопай»

2
Загадки

Осень разноцветная
10. Кислотные дожди

2

2

11. Солнце – источник
тепла и света

2

2

12. Праздник «Оставим
ёлочку в лесу»
13. Диалоги с неживой
природой
14. Обращение юных
экологов к ровесникам
III Живое в природе.
.
Экологические связи
между живой и
неживой природой.
Живая природа
1.

2

2

2

2

2

2

80

29

Игровая ситуация «Обращение к
директору химзавода»
Ролевая игра «Я – солнышко».
Памятка «Правильно принимаем
солнечные ванны»
Конкурс рисунков «В лесу
родилась ёлочка»
Акция мы против мусора!»
Конкурс рисунков «Я в неживой
природе»
51

2

2

Ролевая игра «Мой дом лучший»
(например: крот и почва; верблюд,
верблюжья колючка и пустыня;
суслик и степь ..)

2

2

Рисунок «Перелётные птицы»

3.

Кто улетает, кто
остаётся?
Декабрь - Студенец

2

2

Изготовление кормушек для птиц

4.

Вода и жизнь

2

2

Изготовление простых фильтров

5.

Воздух и жизнь. Роль
ветра в жизни
растений.
Растения рядом

4

2

Составление сказки о
распространении плодов и семян с
помощью ветра
Конкурс рисунков «Растения
пришкольного участка».
Гербаризация

2.

6.

Январь – Просинец.
Зимняя экскурсия
8. Растения – живой
организм. Практикум
«Хлебные крошки»
9. Экологические связи
неживой и живой
природы
10. Мы – за экологические
поступки
7.

2

2

2

2

2

Игра «Угадай по силуэту»

2

Схема «Растение – живой
организм, роль света, воды,
почвы, воздуха в жизни растений

4

2

2

2
Моделирование цепи питания

2

2

Зарисовка экологических знаков

11. Угадай экологический
знак
12. Экологические памятки
для детей и взрослых
13. Многообразие растений
на планете
14. Февраль - Бокогрей

2

2

Игра «Отгадай мой знак»

2

2

Экологические памятки

2

2

2

2

15. Деревья нашего края

2

1

1

16. Комнатные растения

4

2

2

17. Санитарный день для
цветов
18. Март - Протальник

2

Коллективное панно «Моё
любимое растение»
Коллективная работа по звеньям
«Лепим скульптуру из снега».
Конкурс «Снежинки» (вырезание
из бумаги) Экодело «Снег под
деревья»
Ролевая игра «Посади дерево»,
рисунок «Зимние силуэты
деревьев моего двора»
Этикирование комнатных
растений в кабинете, Составление
экологических знаков для
комнатных растений
Дежурство и наблюдение детей за
комнатными растениями

2

1

1

19. Где мы растём и
почему.
Приспособления
растений к разным
средам обитания
20. Проводы зимы.
Праздник «Масленица»
21. Хвойные и лиственные
растения
22. Размножение растений

4

2

2

23. Такие удивительные
растения
24. Трава у нашего дома

2

2

2

2

25. Экологическая игра «
крестики- нолики».
Обобщающее занятие о
жизни растений
26. Возвращение
перелётных птиц в
разные края
27. Изготовление поделок
из природного
материала
28. Апрель - Снегогон

2

2

2

Наблюдение и зарисовка
набухающих почек

29. Подготовка и
проведение праздника
«Прилетели птицы»
30. Царство грибов

4

4

Конкурс плакатов «Птицы - наши
друзья»

2

Рисунок «Пробуждение природы»
Написание письма от имени
растения

2

2

Угощаем гостей блинами

2

2

Рисунок «Хвойное растение»

2

2

Посадка растений с помощью
посева семян (укроп, пшеница)
Загадки, кроссворды «Необычные
растения»
Ролевая игра Я лечу . Памятка «
Заповеди сбора лекарственных
растений»

2

Акция «Помоги растению!».
Конкурс творческих работ
«Жизнь растений»

4

2

2
Стенгазета перелётные птицы

4

4
Выставка поделок

2

2

Рисунок «Второй ярус леса»

31. Съедобные грибы

2

1

32. Ядовитые грибы

2

2

33. Май - Травень

2

IV
.
1.

2.

3.

Рисунок по теме
2

Заключение. Мы юные экологи
Встреча с лесничим.
Беседа – сохраним лес
от пожаров
Подготовка к
празднику. Праздник «
Тайник Вселенной»

6

5

1

2

1

1

2

2

Летнее экологическое
задание
Итого:

2

2

144

Рисунок «Съедобные грибы»,
памятка о правилах сбора грибов

1

26

Рисунок «Цветущие сады»

Выпуск листовок «Сохраним лес
от пожаров»
Выставка творческих
экологических работ учащихся и
их семей «Мама, папа, и я –
экологическая семья»
Обсуждение и оценка результатов
работы

118

2.2.Содержание программы по разделам
№
п/п
1

Наименование
разделов и тем
2
Что такое
экология?

1

Вводное занятие

2

Что такое
экология?

Краткое содержание

Формы контроля

3

4

Теория-9часов, практика-9часов
Теория. Знакомство детей с целями и задачами
кружка, правилами поведения и проведения
практических работ.
Теория.Выясняем что такое экология.
Экология- наука изучающая собственный дом
человека, дом растений и животных в природе,
жизнь нашего общего дома. Простейшая

Инструктаж. Рисунок
Рисунок. Сосна и всё
вокруг неё

3

Что такое
окружающая
среда и
окружающая
природа?

4

Организм и
окружающая
природа

5

Анализ
экологического
рассказа «В лес по
грибы»

6

Сентябрь - ранняя
осень. Сентябрь –
Хмурень.

7

В гости к осени

8

Принятие в юные
экологи

9
1

1011

12

1314

Первые уроки
экологической
этики
Неживое в
природе
Неживая природа

Октябрь – золотая
осень. Октябрь Грязник

Вода её признаки
и свойства

классификация экологических связей. Связи
между живой и неживой природой; связи внутри
живой природы на примере соснового леса
(между растениями и животными, между
различными животными); связи между
природой и человеком. Разъяснение значения
экологии на основе анализа примеров.
Практика. Представление об окружающей
природе и окружающей среде. Задание на улице:
В результате игры
встать в круг (руководитель внутри, дети
формируем у детей
смотрят на окружающие предметы, в руках
эмпатию по отношению
держат альбомный лист и карандаш), Попросить
к окружающей природе
рассмотреть вокруг и всё что нравится
и понимание влияния
нарисовать или сделать запись вверху; что не
человека на неё
нравится – в середине ; а на что не обратили
сначала внимание – внизу.
Теория. Положительное и отрицательное
Рисунок «Окружающая
влияние окружающей среды на живой организм
среда и живой
(наблюдение на улице за жизнью птиц,
организм»
насекомых, растений)
Теория. Правила поведения в лесу. Игра «Если
бы я был министром лесного хозяйства»
Теория.Расширить представление детей об
осени как времени года и о признаках ранней
осени.
Практика. Сбор листьев для гербария.
Практика. Определение видов деревьев
Практика. Конкурс и выбор эмблемы , девиза:
«Есть у природы сердца безотказные: мудрые
руки её мастеров»
Практика. Экскурсия в библиотеку. Знакомство
и чтение книг по экологии

Создание модели
«Природа и я»
Сбор и гербаризация
«Растения ранней
осени»
Игра. «Узнай меня»
Создание ситуации
выбора по отношению
к экологическим
проблемам. Выбор
атрибутики
Акция «Книги, живите
долго!»

Теория -26 часа, практика – 14 часов
Теория.Формирование представлений о
неживой природе, её многообразии.Практика.
Экскурсия в ближайший парк «Предметы и
явления неживой природы вокруг меня»

Дидактическая игра
«живое и
неживое».Рисунки
представителей
неживой природы

Практика. Расширять представление об осени
как о времени года, об основных признаках
золотой осени. Экологическая прогулка в
ближайший лес. Наблюдения за осенними
явлениями в жизни растений. Сбор гербария,
побегов, листьев

Гербаризация осенних
листочков. Составление
осенних букетов

Теория.Вода, её признаки и свойства.
Практическая работа по выявлению признаков
«Цвет, запах, форма воды». Опыты по

Анализ рассказа «Вода
– кровь
Земли»(см.ГреховаЛИ

выявлению свойств воды: вода – растворитель,
текучесть, прозрачность, переходные состояния,
круговорот воды

1516

Берегите воду

1718

Почва – святыня
наша. Состав и
свойства почвы

1920

Погода. Климат

21

Предсказание
погоды по
народным
приметам

2223

Экскурсия в
осенний лес.
Ноябрь листопадник

24

Игровая
программа. Осень
разноцветная

Теория.Сообщения учащихся об охране и
значении воды. Загрязнение оз. Байкал.
Источники загрязнения.
Практика. Рисунок по теме.
Теория. Опыты по составу почвы (вода, воздух,
органические вещества, песок, глина).
Практика.Просмотр коллекции «Виды почвы».
Практическая работа по обработке почвы
комнатных растений. Значение почвы и меры по
её охране
Теория. Дать общее понятие погоды и климата.
Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат
теплеет?».
Практика. Практическая
работа «Наблюдение за погодой». Анализ
наблюдений за погодой в «Календарях
природы»
Теория.Умение прогнозировать природные
изменения по народным приметам
Теория.Признаки поздней осени. Обобщение
знаний детей о признаках осени (ранняя,
золотая, Поздняя).
Практика.Правила уборки листопада.
Расширить представление об осени
Практика. Расширить представления о лесе,
признаках приспособленности жителей леса к
наступлению зимы
Теория. Выявление причин выпадения
кислотных дождей, их влияние на окружающий
мир

25

Кислотные дожди

26

Солнце источник тепла и
света

Теория.Солнце – источник тепла и света для
живых существ. Влияние солнца на жизнь на
земле. Солнце и здоровье

27

Праздник
«Оставим ёлочку
в лесу»

Теория. Подготовка к проведению праздника,
посвященного охране новогодних елей.
Практика. Распространение листовок.

28

Диалоги с
неживой
природой

Теория. Ролевая игра «Пойми меня». Создание
ситуаций эмпатии с предметами окружающей
неживой природы.
Практика. Актуализация представлений о
мусоре как загрязнителе природы посёлка

29

Обращение юных
экологов к
ровесникам

Теория. Творческая работа «Что просила
передать неживая природа?» (тучка, капелька
воды, ветерок, камешек)

Живое в
природе.
Экологические
связи между

Теория -29 часов, практика -51час.

В союзе с природой. –
М.,2000. – С. 68).
Схема «Круговорот
воды в природе»
Рисунок «Я и вода»

Акция юных экологов
по улучшению почвы
комнатных растений
Дома творчества

Деловая игра
«Синоптики
сообщают»

Конкурс рисунков
«Угадай погоду»

Акция «Убери
листочки и закопай»

Загадки
Игровая ситуация
«Обращение к
директору химзавода»
Ролевая игра «Я –
солнышко». Памятка
«Правильно принимаем
солнечные ванны»
Конкурс рисунков «В
лесу родилась ёлочка»
Акция мы против
мусора!»

Конкурс рисунков «Я в
неживой природе»

неживой и живой
природой

30

Живая природа.
Приспособленнос
ть видов к
условиям жизни

31

Кто улетит, а кто
останется?

32

Декабрь Студенец

33

Вода и жизнь

3435

Воздух и жизнь.
Роль ветра в
жизни растений и
животных

Теория. Дать общее представление о живой
природе, о её признаках, многообразии,
взаимосвязях со средой обитания.
Эвристическая беседа
Теория. Актуализировать представления детей
о птицах как о группе животных.
Практика. Работа с определителем птиц.
Практика. Экскурсия в парк «Здравствуй,
зимушка – зима». Акция «Добрая зима»
Практика. Формирование представлений о
загрязнение воды и её очистке, воспитании
ценностного и рачительного отношения к воде.
Опыты по очистке воды. Рассказ о загрязнении
Мирового океана
Теория. Воздух – условие жизни. Наблюдение за
дыханием аквариумных рыбок и
самонаблюдение акта дыхания человека.
Загрязнение атмосферы.
Практика. Закаливание организма воздухом и
водой

36

Растения рядом

Практика. Практическая работа по изучению
растений пришкольного участка. Игра «Угадай
растение по описанию»

37

Январь Просинец. Зимняя
экскурсия.

Практика. Зимние изменения в природе.

3839

Растение – живой
организм

40

Экологические
связи неживой и
живой природы

41

42

43

44

Мы – за
экологические
поступки
Угадай
экологический
знак
Экологические
памятки для детей
и взрослых
Многообразие
царства растений

Теория. Проведение опытов, доказывающих
влияние света, воздуха, воды и почвы на
растения. Обобщить представление детей о
растениях как о целостном организме, о
взаимосвязи растений с окружающей средой.
Биополе растений.
Практика. Полив комнатных растений.
Теория. Расширить представление учащихся об
экологических связях неживой и живой
природы. Соревнование на создание самой
интересной и длинной цепи питания. Защита
своей модели
Теория. Формирование потребностей и умений
экологически сообразных поступков.
Экологические знаки, их необходимость
Практика. Защита своих разработок
(экологических знаков)
Практика. Составление экологической памятки
для детей и взрослых «Правила поведения на
природе»
Теория. Дать представление о многообразии
растений, обратить внимание на их красоту и
показать значение растительного мира для
человека. Воспитывать бережное отношение к

Ролевая игра «Мой дом
лучший» (например:
крот и почва; верблюд,
верблюжья колючка и
пустыня; суслик и
степь ..)
Рисунок «Перелётные
птицы»
Изготовление
кормушек для птиц
Изготовление простых
фильтров

Составление сказки о
распространении
плодов и семян с
помощью ветра
Конкурс рисунков
«Растения
пришкольного
участка». Гербаризация
Игра «Угадай по
силуэту»
Схема «Растение –
живой организм, роль
света, воды, почвы,
воздуха в жизни
растений

Моделирование цепи
питания
Зарисовка
экологических знаков
Игра «Отгадай мой
знак»
Экологические памятки
Коллективное панно
«Моё любимое
растение»

растениям.
Практика. Работа с гербарием.

45

46

4748

49

50

5152

53

Февраль Бокогрей

Деревья нашего
края

Комнатные
растения

Практика. «Зачем нужен снег?». Роль снега в
жизни растений и животных. Самая красивая
снежинка. Наблюдение. Зарисовка
Теория. Расширить представление о
многообразии деревьев, обратить внимание на
общее и различное в осенних изменениях
растительного мира, показать роль человека в
жизни дерева (положительную и
отрицательную).
Практика. Работа с определителем древеснокустарниковых растений.
Теория. Комнатные растения разных
экологических групп.
Практика. Практическая работа по размещению
комнатных растений в кабинете с учётом тепла
и света, по правильному комплексному уходу за
комнатными растениями (протирание листьев от
пыли, взрыхление почвы, полив)

Коллективная работа
по звеньям «Лепим
скульптуру из снега».
Конкурс «Снежинки»
(вырезание из бумаги)
Экодело «Снег под
деревья»
Ролевая игра «Посади
дерево», рисунок
«Зимние силуэты
деревьев моего двора»

Этикирование
комнатных растений в
кабинете, Составление
экологических знаков
для комнатных
растений

Сан. День для
цветов

Практика. Полив, рыхление подкормка цветов

Дежурство и
наблюдение детей за
комнатными
растениями

Март Протальник

Теория. Экскурсия « Встречаем красавицу
весну».
Практика. Наблюдения за изменениями в жизни
травянистых, кустарниковых и древесных
растений. Первоцветы, их признаки

Рисунок «Пробуждение
природы»

Теория. Расширить представления о различных
средах обитания растений.
Практика. Работа с гербариями (разные
экологические группы)

Написание письма от
имени растения

Практика. Подготовка и проведение праздника

Угощаем гостей
блинами

Где мы растём и
почему?
Приспособления
растений к
разным средам
обитания
Проводы зимы.
Праздник
«Масленица»

54

Хвойные и
лиственные
растения

55

Размножение
растений

56

Такие
удивительные

Практика. Сформировать понятие «хвойное и
лиственное растения». Практическая работа по
сравнению двух групп растений. Работа с
гербарием «Хвойные и лиственные растения
края» Наблюдения за жизнью хвойных растений
зимой в парке(формы и размеры игл, цвет,
форма кроны)
Теория. Расширить представления учащихся о
разных способах размножения (вегетативное и
генеративное).
Практика. Практическая работа «Размножение
растений с помощью семян»
Теория. Разнообразие необычных растений в
природе. Развитие эмоционально – ценностного

Рисунок «Хвойное
растение»

Посадка растений с
помощью посева семян
(укроп, пшеница)
Загадки, кроссворды
«Необычные растения»

растения!

57

58

5960
6162

Трава у нашего
дома
Экологическая
игра « крестикинолики».
Обобщающее
занятие о жизни
растений

Возвращение
перелётных птиц
в разные края
Изготовление
поделок из
природного
материала
Апрель Снегогон

63

6465

Подготовка и
проведение
праздника
«Прилетели
птицы»
Царство грибов

66

Съедобные грибы
67
Ядовитые грибы
68
Май - Травень
69

70

Заключение. Мы
– юные экологи
Встреча с
лесничим. Беседа
– сохраним лес от
пожаров

отношения к миру растений. Сообщения детей о
различных представителях необычных растений
Теория. Познакомить детей с разнообразием
Ролевая игра Я лечу .
лекарственных растений, правилами сбора и
Памятка « Заповеди
использования. Работа с гербарием
сбора лекарственных
лекарственных растений.
растений»
Практика. Обобщить и систематизировать
знания учащихся о многообразии растений;
Повторить отличительные признаки разных
групп растений; акцентировать внимание на
Рассказ – сказка о
значении растений в жизни человека и природы,
любимом растении.
формировать потребность положительного
Обобщающая беседа
влияния на развитие растений, на
предотвращение возможных отрицательных
воздействий деятельности человека
Теория. Фенологические наблюдения, фиксация
их в уголке «Юный эколог». Экскурсия, наблюдения
Практика. Изготовление скворечников
Практика. Изготовление поделок из веток,
листьев, корешков, шишек

Практическая работа

Практика. Экскурсия в ближайший парк.
Наблюдение за набуханием почек на деревьях,
Экскурсия, наблюдения
раннецветущими растениями. Весеннее
взаимодействие живой и неживой природы

Практика. Подготовка и проведение праздника
посвящённого «Дню птиц»
Теория. Сформировать представление о грибах
как части живой природы; показать значение
грибов для человека, растений и животных;
познакомить с многообразием грибов, выделив
группы съедобных и несъедобных. Грибы –
Накопители вредных веществ
Теория. Дать представление о строении
шляпочных, пластинчатых и трубчатых грибов.
Практика. Познакомить с правилами сбора
грибов. Памятка.
Теория. Формирование представлений о
несъедобных грибах .Формирование умения
оказания первой медицинской помощи при
отравлении
Практика. Экскурсия в ближайший парк.
Наблюдение за цветением растений, жизнью
насекомых, птиц и деятельностью человека

Рассказ учителя,
беседа, работа с
иллюстрациями

Беседа, сообщения
детей

Беседа

Экскурсия.

Теория -5 часов, практика – 1 час
Теория. Правила поведения при разведении
костров в лесу. Виды пожаров, способы их
тушения.
Практика. Охрана леса от пожаров, листовки.

Беседа

71

72

Подготовка к
празднику.
Праздник «
Тайник
Вселенной»
Летнее
экологическое
задание

Теория. Подготовка и проведение праздника
Теория. Познакомить детей с летним
экологическим заданием (гербарий,
фотографии, выращивание, наблюдение за
каким - либо растением, животным)

Составление проекта
экологической работы
на лето

III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ.
3.1.Методическое обеспечение программы:
технологии обучения:
Для достижения наилучшего результата, в работе с детьми с ОВЗ в своей работе
использую такие технологии как:
Объяснительно–иллюстративные технологии
Результатом их применения является
экономии времени, сохранение сил учителя и учащихся, облегчение понимания сложных
знаний.
Здоровьесберегающие технологии.
Использование здоровьесберегающих технологий обучения в общеобразовательной школе
позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только укрепить и сохранить
уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса. Этот вид

технологии предполагает проведение во время занятий физминуток, динамических пауз,
дыхательной гимнастики, зрительной гимнастики, пальчиковой гимнастики, релаксации.
Коррекционные занятия должны быть составлены с учетом частой сменой видов
деятельности детей. Каждое занятие должно содержать несколько видов деятельности:
дидактические игры или элемент дидактической игры, задания на развитие внимания,
выполнение движений по подражанию, практические действия.
Технология игрового обучения..
Единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности
обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней
игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических
возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как
общеразвивающий, так и специализированный характер. В отечественной педагогике и
психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П.
Блонский, Д. Б. Эльконин.
.Для детей с ОВЗ используются игры с пуговицами, фасолью, со сливовыми косточками,
игры с крупами и др.
Технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам)
реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота,
гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем;
принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками,
сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись
учиться, учись владеть собой).
В результате применения данных видов технологий в процессе обучения у детей с ОВЗ
возрастает самооценка, происходит коррекция психических процессов, развиваются
умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем социальной адаптации

Методы обучения:
- Поэтапное разъяснение заданий.
- Последовательное выполнение заданий.
- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
- Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
- Близость к учащимся во время объяснения задания.
Перемена видов деятельности
- Чередование занятий и физкультурных пауз
- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
- Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
Средствами эффективного усвоения учебного и воспитательного процесса являются
- ролевые, дидактические игры, творческие задания, опыты и практические работы,
- создание экологических проектов,
- изготовление поделок из природного материала,
- уход, наблюдение за животными в живом уголке,
- экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков,
- театрализованные представления,
- экологические акции,
- гербаризация,
- составление памяток.
Дидактический материал:
Журналы, картинки, книжки- раскраски

Индивидуальные работы кружковцев
Таблицы, схемы
Плакаты животных, птиц, насекомых
Экспонаты животных
Техническое оснащение:
Совки, лопатки, корм для животных, клей, ножницы, цветной картон, линейка, кисточка,
салфетка, бумага, карандаш, гуашь, природный материал, схемы, шаблоны, карточки,
раскраски.

Применение правил по технике безопасности:
№1. Вводный инструктаж по охране труда для учащихся в живом уголке
№2. Инструкция по технике безопасности для учащихся эколого – биологической
направленности
№3. Охрана труда при проведении экскурсий по экологии, тур.походов
№4. Техника безопасности для учащихся в уголке живой природы
№5. Охрана труда при проведении занятий в кабинете экологии.
№6. Правила поведения обучающихся по соблюдению пожарной безопасности,
сохранению материально-технической базы при проведении массовых мероприятий в
Д.Т.
№7. Техника безопасности при следовании к месту занятий и обратно
№8. Инструктаж о мерах безопасности учащихся дома и на улицах во время каникул

3.2.

Условия реализации программы

Для реализации данной программы не требуется каких-то особых условий: дорогостоящих
материалов, техники и оборудования, сложных инструментов и т.д. Образовательная
программа дополнительного образования детей по экологическому воспитанию с детьми
с ограниченными возможностямиотличается именно своей общедоступностью..
.
Организация учебного процесса предполагает наличие у педагога учебно-методического
комплекта, включающего в себя технологические карты, инструкции, эскизы и рисунки,
диагностические методики.
Оборудование и материалы:
- дидактический материал (технологические карты, инструкции, эскизы и рисунки);
- наглядный материал (образцы работ, схемы, буклеты);
- раздаточный материал (шаблоны, книжки-раскраски, цветная бумага, картон, ножницы,
карандаши, кисточки, клей, ткань, мука, соль и др.);
- аудио, видеоматериалы экологической направленности.
Для эффективной реализации программы возможна интеграция:
- с педагогами декоративно-прикладной направленности ,рисование,театральная студия.
-образовательными учреждениями, организациями: музей боевой и трудовой славы п.
Селенгинск Дома детского творчества, Селенгинское лесничество, информационный

центр экологического образования и воспитания детей и юношества детской библиотеки
МАУ КДЦ «Жемчужина».



Список литературы.

 Список литературы для педагога.
1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями
здоровья. Психологические основы: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013 2.Алексеева, Е. В., Булатова Е. Е. Программа курса «Введение в экологию. 5 класс». –
Биология в школе. – 2013. - №7. – с. 50-57
3.Алексеев, С. В. Экологическая концепция безопасности образовательной среды школы //
Биология в школе. – 2013. - № 4. – с. 44-51
4.Колотилина, Л. Н. Ресурсосбережение. 6 класс. Внеурочные занятия по экологии / Л.Н.
Колотилина, Ю.А. Севрук. - М.: ВАКО, 2015. - 128 c.
5.Комплект плакатов "Экология": 4 плаката с методическим сопровождением. Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2016.
6.Модели экологического образования: программы, рекомендации, уроки. - Москва: Мир,
2016.
7.Николаева, С.Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014.
- № 5.
8.Рыжова, Н.А. Воздух вокруг нас: [метод.пособие] / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. – 2-е
изд. – Москва: Обруч, 2013.
9. Саркисов, О.Р. Экологическая безопасность и эколого-правовые проблемы в области
загрязнения окружающей среды: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по
специальности «Юриспруденция» / О.Р. Саркисов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 231 c.
10.Успенский, К., Химин, А. Методы работы школьных экологических обществ // Во
питательная работа в школе. – 2013. - № 6. – с. 75-80
11.Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – С.
2016
12.Чернышева, внеурочной деятельности по экологии.// Практика административной
работы в школе. – 2013. - №6. – с.17.

 Список литература для учащихся
1.Воробьева, Е. С. Введение в экологию. 1-4 классы. Программа курса / Е.С. Воробьева. М.: Русское слово - учебник, 2015.
2. Воробьева, Е. С. Введение в экологию. Наша прекрасная планета. 1 класс.
Методические рекомендации к учебному пособию Е. С. Воробьевой / Е.С. Воробьева. М.: Русское слово - учебник, 2015.
3.Высоцкая, М. В. Биология и экология.проектная деятельность учащихся: моногр. / М.В.
Высоцкая. - Москва: Гостехиздат, 2016. - 256 c.
4. Гринева, Е. А. Экологическая культура младших школьников. Духовно-нравственный
аспект / Е.А. Гринева, Л.Х. Давлетшина. - М.: Прометей, 2015.
5. Корнейчук, И. Л. По страницам Красной книги: экологическая викторина –
путешествие для уч-ся 5-7 классов.// Читаем, учимся, играем. – 2013. - №2. – с.107.
6.Козлова, Т. А. Рабочая программ по внеурочной деятельности «В гостях у доктора
Пилюлькина» // Практика административной работы в школе. – 2013. - №6. – с. 34- 37
7. Николаева, С. Н. Как лесник заботится о лесе. / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез,
2015.
8. Николаева, С. Н. Лес - многоэтажный дом. / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез,
2015
9. Самкова В.А. Наш чистый дом 3-4 кл. Уч.пос. ФГОС 15г.. - Москва: Высшая школа,
2015.
10 . Самкова, В. А. Экология. 5-9 классы. Примерная рабочая программа по учебному
курсу / В.А. Самкова. - М.: Академкнига/Учебник, 2015. - 787 c.
11.Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для
дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».