Программа Шахматно-шашечная

1

I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Основные характеристики программы:
1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматношашечная», (далее - Программа) реализуется в соответствии с
физкультурно-спортивной направленностью образования: предназначена
для изучения шахмат и шашек в кружках, секциях, клубах и других
различных объединений в образовательных организациях.
1.2.
Актуальность программы продиктована потребностями детей
старшего садовского возраста и младшего школьного, в освоении
интеллектуальных видов игровой деятельности.
1.3. Отличительные особенности программы: принципиально новая
программа по изучению шахматной и шашечных игр. Максимальная
доступность в освоении для младших школьников и детей садовского
возраста. Удобна в работе для начинающих тренеров. Обобщён опыт работы
тренеров по шахматам, русским и стоклеточным шашкам. Дополнительное
изучение азов игры в стоклеточные шашки. С первого же года обучения,
детям необходимо осваивать два вида спорта: русские шашки и шахматы,
поэтому, количество часов, для групп первого года обучения, увеличено до
216. Во время третьего года обучения, добавляется ознакомление со
стоклеточными шашками. В данной программе предусмотрено, что в
образовании развивается не только ученик, но и педагог.
1.4. Педагогическая целесообразность заключается в её ориентированности
на неспешное освоение материала. В ней нет погони за высокими
результатами обучаемых в кратчайшие сроки. Если кто-то из детей достигнет
любых, хоть самых маленьких успехов в шахматах – это будет прекрасно, но
главное, для чего создавалась эта программа, это получение удовольствия
детьми от изучения шахматной и шашечных игр, от процесса игры в шашки и
шахматы.
1.5. Цель программы: создание условий для развития интеллектуальнотворческой личности обучающихся через занятия шашками и шахматами.
1.6. Задачи обучающие:
 ознакомить с историей шахмат и шашек;
 освоить правила игры и системы проведения соревнований по шахматам и
шашкам;
 дать учащимся теоретические знания и практические умения по
шахматной и шашечной игре;
 научить основам судейства соревнований по шахматам и шашкам.
Развивающие:
 развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость, терпение
и другие положительные качества личности;
 сохранять выдержку;
 формировать навыки запоминания;
 вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять
представления об окружающем мире.
Воспитывающие:
 критическое отношение к себе и уважительное к сопернику;
2

 прививать навыки самодисциплины;
 способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и
самооценки.
1.7. Возраст обучающихся, которым адресована программа. Для
наилучшего освоения материала программы, набор в группы производится
среди детей младшего школьного возраста и детей среднего и старшего
садовского возраста. Для оптимальной работоспособности и поддержания
интереса у новичков, количество детей в группе должно равняться 10-15.
1.8. Формы занятий. Аудиторная и внеаудиторная (при дистанционном
обучении). Используются групповой и индивидуальный подходы.
2. Объём программы:
2.1. Объём программы. Для достижения поставленной цели и выполнения
задач, количество часов на весь учебный курс составляет 648.
2.2. Срок реализации программы – 3 года.
2.3. Режим занятий: Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 академических
часа.
3. Планируемые результаты.
3.1. Планируемые результаты.
Закончив обучение по данной программе, учащиеся должны знать:
 знать краткую историю возникновения и развития шахмат и шашек;
 принципы проведения шахматных и шашечных турниров с помощью
компьютерной жеребьёвки;
 основы судейства соревнований по шашкам и шахматам;
 тактические и стратегические приёмы в шашках и шахматах;
 приёмы борьбы в эндшпиле;
 стандартные игровые контроли в блиц и рапид по шашкам и шахматам;
уметь:
 грамотно разыгрывать дебюты в шашках и шахматах;
 применять и сочетать изученные тактические приемы в своей игре;
 строить и реализовывать свои стратегические планы в дебюте,
миттельшпиле и эндшпиле;
 обращаться с электронными часами во время турнира. Играть блицпартии.
3.2. Способы и формы проверки результатов.
Для мониторинга эффективности реализации программы, используются
тестирование обучающихся в начале, середине и конце каждого года
обучения. Так же, хорошим средством контроля являются наблюдение и
соревновательная практика.
ПРОГРАММА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Требования к знаниям и умениям первого года обучения
Закончив 1 год обучения, учащийся должен знать:
 иметь представление о происхождении шашек и шахмат;
 иметь представление о ЕВСК;
 основные правила игры в шашки и шахматы;
3

 права и обязанности участников и зрителей на соревнованиях;
 первоначальные понятия в шашках и шахматах;
 шахматные часы и различные контроли времени
должен уметь:
 применять указанные знания на практике;
 играть с часами;
 участвовать в турнирах и соблюдать права и обязанности участников
соревнований.
Учебный план
Количество часов
№
Темы занятий и виды деятельности
теория практика
всего:
1. Введение, организационное занятие
1
1
–
2. История развития шахмат и шашек, ЕВСК
2
2
–
3. Правила игры
12
10
22
4. Термины и понятия
16
10
26
5. Тактика
24
40
64
6. Стратегия
4
8
12
7. Эндшпиль
20
26
46
8. Дебют
4
5
9
9. Конкурсы по решению задач
8
8
–
10. Сеансы одновременной игры
–
4
4
11. Соревнования (турниры)
16
16
–
12. Диагностика (тестирование)
3
3
6
Всего:
86
130
216
Содержание программы первого года обучения
1. Введение, организационное занятие (1 ч.). Теория 1 ч. Знакомство с
детьми, постановка задач на год. Правила техники безопасности.
2. История развития шахмат и шашек, Единая всероссийская спортивная
классификация (ЕВСК). Теория 2 ч. История возникновения,
распространения и развития шахмат и шашек, разновидности шахматных и
шашечных игр. Соревнования (турниры) по шашкам и шахматам, краткий
обзор районных и республиканских турниров. Чемпионы мира и великие
шашисты и шахматисты, разряды, титулы и звания в шашках и шахматах.
3. Правила игры (18 ч.). Теория 12 ч. Цель и смысл игры в шашки и шахматы.
Результаты игры: выигрыш, проигрыш, ничья. Начальная расстановка в
шашках и шахматах. Права и обязанности игроков, участников и зрителей
на соревнованиях (турнирах). 3 первоочередных правила: 1) подсказывать
нельзя, 2) тронул – ходи, 3) в шашках рубить обязательно, а в шахматах
нет. Боевые единицы в шашках и шахматах, их возможности. Шахматные
фигуры, их ходы и ценность. Сила дамки и её преимущество над простой
шашкой, «дальнобойность дамки». Превращение шашки в дамку и пешки
в фигуру. Простейшие шашечные и шахматные окончания, количество
ходов и присуждение результатов. Шахматные часы и различные контроли
времени на партию.
4

4.

5.

6.

7.

8.

Практика 10 ч. Решение задач, игровые задания и упражнения на
пройденные темы. Игра с часами с разным контролем времени.
Термины и понятия в шашках и шахматах (26 ч.). Теория 16 ч. Общие, для
шашек и шахмат, понятия 8 ч. 3 стадии партии: начало (дебют), середина
(миттельшпиль), окончание (эндшпиль). «Тихие» и «ударные» ходы.
«Невозможные» ходы в шашках и шахматах. «Размен» в шашках и
шахматах.
«Прорыв».
«Угроза»,
«нападение»
и
«защита».
«Изолированная» и «беззащитная» шашка (пешка). «Лишняя» шашка
(пешка), «проходная» шашка (пешка).
Шашки. Теория 4 ч. «Заключение», «столбняк», «решето», «застава».
Шахматы. Теория 4 ч. Шахматные ситуации: «шах», «мат», «пат». Поле
под ударом («битое поле»), «взятие на проходе», «превращение», «лёгкие»
и «тяжёлые» фигуры. «Рокировка».
Практика (10 ч.). Решение задач, игровые задания и упражнения на
пройденные темы.
Тактика в шашках и шахматах (64 ч.). Теория 24 ч. Шашки. Теория 12 ч.
«Решето», 3 способа выигрыша шашки: 1) – одну отдать, две забрать, 2) –
нападение на «беззащитную» шашку, 3) – нападение на две шашки
одновременно («любки»). Тактические построения для проведения ударов
и комбинаций: «колонки» из 2 и 3 шашек, «мостик».
Шахматы. Теория 12 ч. Мат в один ход: «линейный мат», «линейный мат»
(вертикальный), «мат с поддержкой». Тактические удары: «двойной удар»
или одновременное нападение, «вилка». Защита фигуры.
Практика 40 ч. Разбор фрагментов партий учеников, с указанием
упущенных возможностей. Решение задач, игровые задания и упражнения
на пройденные темы. Тренировочные партии с часами и без часов.
Стратегия (12 ч.). Теория 4 ч. Оценка позиции в шашках и шахматах,
примерная стоимость фигур в шахматах, простейшие проходы в дамки,
«проходная» шашка (пешка). Преимущество в шашках и шахматах, его
реализация.
Практика 8 ч. Решение задач, игровые задания и упражнения на
пройденные темы. Тренировочные партии. Игра с часами.
Эндшпиль (46 ч.). Теория 20 ч. Шашки. Теория 10 ч. «Дальнобойность
дамки», «заключение», «застава», оппозиция. Способы ловли дамки:
«размен» и «шлагбаум», «петля», «столбняк».
Шахматы. Теория 10 ч. Свойства фигур и их взаимоотношения. Ферзь,
ладья, слон, или конь против пешек. Достижение выигрыша двумя
ладьями и королём против одинокого короля. Достижение выигрыша
ферзём и королём против одинокого короля. Достижение выигрыша
ладьёй и королём против одинокого короля.
Практика 26 ч. Разбор фрагментов партий учеников, с указанием
упущенных возможностей. Решение задач, тренировочные упражнения и
игровые задания на пройденные темы с часами и без часов.
Дебют (9 ч.). Теория 4 ч. Шашки. Теория 2 ч. Начальные сведения о
развитии сил в дебюте. Элементарные ошибки в дебюте.
Шахматы. Теория 2 ч. «Детский» мат и защита от него, «дурацкий» мат.
Основные цели и правила развития сил в дебюте для начинающих.
5

Практика 5 ч. Поиск ошибок, решение задач и игровые задания на
пройденные темы. Тренировочные партии до 10 хода с часами и без часов.
9. Конкурсы по решению задач (8 ч.). Практика 8 ч. Ознакомление с
шашечными и шахматными задачами, их решение на конкурсной основе,
конкурсы решения задач, определение победителей. Выявление ошибок,
показ правильных решений.
10. Сеансы одновременной игры по шашкам и шахматам (4 ч.) Практика 4 ч.
Проведение сеансов одновременной игры педагогом или приглашённым
игроком, можно сильнейшим учеником. Совместный разбор позиций и
фрагментов партий.
11. Соревнования, турниры (16 ч.) Практика 16 ч. Участие в соревнованиях
школьного (кружкового), муниципального или районного уровней по
отдельным графикам.
12. Диагностика (тестирование) (6 ч.). Теория 3 ч.
Вводная, промежуточная и итоговая диагностика учащихся по
теоретическим знаниям. Вопросы по пройденным темам и разделам
программы. Подведение итогов. Обзор выполнения поставленных задач.
Практика 3 ч. Вводная, промежуточная и итоговая диагностика учащихся
по практическим навыкам и умениям. Решение задач по пройденным
темам и разделам программы.
ПРОГРАММА ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Требования к знаниям и умениям учащихся 2 года обучения
Закончив второй год обучения, учащиеся должны знать:
 краткую историю мировых и русских (советских) шашек и шахмат, имена
чемпионов мира;
 разновидности шахматной игры, в том числе, Бурятских шахмат «Шатар»
 виды и основные системы проведения соревнований (турниров) по
шашкам и шахматам, порядок проведения турниров по круговой системе;
 основные тактические и стратегические приёмы в шашках и шахматах;
 правила разыгрывания основных стандартных окончаний в шашках и
шахматах;
 стандартные игровые контроли с добавлением времени на каждый ход
(режим Фишера);
Закончив второй год обучения, учащиеся должны уметь:
 применять изученные тактические приемы в своей игре;
 строить и реализовывать свои стратегические планы во время партии;
 правильно обращаться с электронными часами во время партии. Играть
партии с быстрым контролем времени.
Учебный план
№

Темы занятий и виды деятельности

1
2
3
4

Введение, организационное занятие.
История развития шашек и шахмат, ЕВСК
Правила игры
Термины и понятия
6

Количество часов
теория
практика всего:
1
1
3
3
8
6
14
10
10
20

5
6
7
8
9
10
11
12

Тактика
Стратегия
Эндшпиль
Дебют
Конкурсы по решению задач
Сеансы одновременной игры
Соревнования (турниры)
Диагностика (тестирование)
Всего:

1.

2.

3.

4.

30
8
20
4
1
3
88

36
8
20
5
8
8
24
3
128

66
16
40
9
8
8
25
6
216

Содержание программы второго года обучения
Введение, организационное занятие (1 ч.). Теория 1 ч. Краткий обзор
прошлогодних занятий и соревнований, постановка задач на новый
учебный год. Правила техники безопасности.
История развития шашек и шахмат (3 ч.). Теория 3 ч. Краткая история
развития шашек и шахмат, сильнейшие в Мире шашисты и шахматисты.
Бурятские шахматы «Шатар». ЕВСК: рейтинги, разряды и звания.
Различные формы, виды и системы проведения шашечных и шахматных
соревнований (турниров). Турниры по круговой системе. Компьютерные
программы в шашках и шахматах.
Правила игры (14 ч.) Теория 8 ч. Права и обязанности игроков, участников
и зрителей на соревнованиях, «игровая зона». Шахматные часы и
различные контроли времени на партию. Ошибки при расстановке,
ошибки при игре с часами, ошибки при «превращении» шашки (пешки).
Виды «невозможных» ходов, фиксирование и санкции за «невозможные»
ходы в шашках и шахматах.
Шашки. Ничейные окончания и количество ходов при разном
соотношении сил в дамочном эндшпиле: правило 5 ходов, 15 ходов.
Правило «Турецкого удара».
Шахматы. «Взятие на проходе», «битое поле». Ошибки при «рокировке».
Ничейные ситуации, пат.
Практика (6 ч.). Разбор примеров и ситуаций по темам, тренировочные
упражнения и игровые задания с часами и без часов.
Термины и понятия в шашках и шахматах (20 ч.). Теория 10 ч. Повторение
пройденного: 3 стадии партии: начало (дебют), середина (миттельшпиль),
окончание (эндшпиль). «Тихие» и «ударные» ходы. «Невозможные» ходы
в шашках и шахматах. «Размен» в шашках и шахматах. Новый материал:
общие, для шашек и шахмат, понятия и термины: «демаркационная
линия», «подрыв», «угроза», «неотразимая угроза», «цейтнот» и
«цейтнотная зона», «комбинация».
Словарь шашечных терминов: «отсталые», «висячие» шашки. «Роздых»
(свободный темп), «вилка», «распутье», «жертва», «отбрасывание».
Опорные поля: «кол» («обратный кол»), «тычок», («обратный тычок»),
«рожон». Названия диагоналей доски в шашках: «большак» «двойник»,
«тройник», «косяк».
Словарь шахматных терминов: «атака», «форточка», «качество» «вечный
шах», «двойной удар» или одновременное нападение, «вилка».
7

Практика (10 ч.). Освоение пройденных тем через разбор примеров и
ситуаций, решение задач и игровые задания.
5. Тактика (66 ч.). Теория 30 ч. Шашки. Теория 15 ч. Повторение
пройденного: 3 способа выигрыша шашки. Тактические приёмы:
«решето», «колонка», «мостик». Новый материал: виды и цели
комбинаций, «решето» – основа и мотив всех комбинаций». Комбинации с
участием «коловой» или «тычковой» шашки. «Подрыв» и «подрыв
дамочных полей». «Рогатка», «перевёрнутая рогатка», «мини-рогатка».
«Удар по затылку» «колонкой», «мостиком», «рогаткой». «Роздых»
(свободный темп). «Жертва», виды и цели «жертвы», «жертва для
прорыва». Сочетание приёмов: «решето + колонка из 3 шашек», «решето +
колонка из 2 шашек», «решето + мостик».
Тактика в шашках. Практика 18 ч. Решение задач, игровые задания и
упражнения по пройденным темам. Доигрывание позиций после
проведённых ударов.
Тактика в шахматах. Теория 15 ч. Повторение пройденного: мат в один
ход: «линейный мат», «мат с поддержкой». Тактические удары: «двойной
удар», «вилка». Новый материал: «мат конём», «спёртый мат»,
«диагональный мат», «диагональный мат» конём, «эполетный мат».
Разновидности мата с поддержкой: «ферзь и ладья», «ладья и ферзь»,
«ферзь и пешка», «ферзь и слон», «ферзь и конь», «ферзь и король»,
«ладья и король». Тактические приёмы: «пешечная вилка», «линейный
удар» («копьё»).
Тактика в шахматах. Практика 18 ч. Решение задач, игровые задания и
упражнения по пройденным темам.
6. Стратегия (16 ч.). Теория 8 ч. Повторение пройденного: оценка позиции,
реализация большого преимущества в шашках и шахматах. Новый
материал: стратегия и стратегический план. Центр и фланги,
преимущество центральных шашек (фигур) над бортовыми. Планирование
атаки на слабом участке доски.
Шашки. «Коловые» и «тычковые» позиции в шашках. Стратегические
приёмы: захват «рожновых» полей, размены для улучшения позиции,
постановка «кола» или «тычка». «Отбрасывание шашек противника от
своих дамочных полей».
Шахматы. Сильные и слабые стороны фигур. Взаимодействие фигур:
«угроза нападения», «нападение», «ограничение», «поддержка»,
«прикрытие». «Рокировка» и создание «форточки», создание «батареи».
Практика (8 ч.). Разбор примеров и анализ позиций. Решение задач,
тренировочные упражнения. Доигрывание позиций после проведённых
приёмов.
7. Эндшпиль (40 ч.). Теория 20 ч. Шашечный эндшпиль. Теория 12 ч.
«Дальнобойность дамки» и приёмы в дамочном эндшпиле: «трамплин»,
«вилка», «игра на заключение», «петлеобразный шлагбаум», «двойная
петля», «жертва и столбняк, «жертва и застава». Борьба «простых»:
«жертва и прорыв», игра на «оппозицию», «наивыгоднейшая оппозиция»,
«размен и оппозиция», «отбрасывание и застава», «отбрасывание и
оппозиция».
8

Шашечный эндшпиль. Практика 10 ч. Разбор примеров и анализ позиций.
Решение задач, игровые задания и тренировочные упражнения на
пройденные темы с часами и без часов. Доигрывание позиций после
проведённых ударов и приёмов.
Шахматный эндшпиль. Теория 8 ч. Окончания с большим преимуществом.
Основные правила игры в эндшпиле: 1) – активный король, 2) - размены
при лишней фигуре, 3) – избегать патовых ситуаций при достижении
выигрыша. Король против пешки, «квадрат» и правило «квадрата». Король
и пешка против одинокого короля. Король против короля и бортовой
пешки соперника.
Шахматный эндшпиль. Практика 10 ч. Разбор примеров и анализ
позиций. Решение задач, игровые задания и тренировочные упражнения на
пройденные темы с часами и без часов. Доигрывание позиций после
проведённых ударов и приёмов.
8. Дебют (9 ч.). Теория 4 ч. Основные принципы развития сил в дебюте.
Планы игры в дебюте. Полезные и опрометчивые ходы в дебюте,
преждевременный выход ферзем. Простые ловушки в дебюте. Пример
позиционного выигрыша в шашках после второго хода в дебюте «игра
Бодянского» (1. a3-b4 b6-a5 2. e3-d4 d6-e5?).
Практика 5 ч. Поиск дебютных ошибок при разборе партий, решение
задач и игровые задания на пройденные темы. Тренировочные партии до
10 хода с часами и без часов.
9. Конкурсы по решению задач и этюдов (8 ч.). Практика 8 ч. Решение
конкурсных задач и этюдов. Определение победителей конкурсов,
выявление ошибок, показ правильных решений.
10. Сеансы одновременной игры (8 ч.). Практика 8 ч. Проведение сеансов
одновременной игры (в том числе и тематических), педагогом или
приглашённым игроком, можно сильнейшим учеником, с последующим
совместным или групповым разбором партий и ситуаций.
11. Соревнования, турниры (25 ч.). Теория 1 ч. Этика поведения во время
партии. Навыки самодисциплины и способы самосовершенствования.
Практика 24 ч. Участие в соревнованиях муниципального, районного или
республиканского уровней по отдельному графику.
Диагностика (тестирование) (6 ч.). Теория 3 ч. Вводная, промежуточная
и итоговая диагностика учащихся по теоретическим знаниям. Вопросы по
пройденным темам и разделам программы. Подведение итогов работы,
обзор выполнения поставленных задач.
Практика 3 ч. Вводная, промежуточная и итоговая диагностика учащихся
по практическим навыкам и умениям. Решение задач по пройденным
темам и разделам программы.
ПРОГРАММА ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Требования к знаниям и умениям учащихся 3 года обучения
Закончив третий год обучения, учащиеся должны знать:
 творческое наследие выдающихся шашистов и шахматистов;
 причастность Бурятии к Российскому и Мировому шахматному
движению;
9

 принципы проведения шахматных и шашечных турниров с помощью
компьютерной жеребьёвки;
 основы судейства соревнований по шашкам и шахматам;
 тактические и стратегические приёмы в шашках и шахматах;
 приёмы борьбы в эндшпиле;
 стандартные игровые контроли в блицтурнирах и турнирах по быстрым
шашкам (шахматам);
Закончив третий год обучения, учащиеся должны уметь:
 грамотно разыгрывать дебюты в шашках и шахматах;
 применять и сочетать изученные тактические приемы в своей игре;
 строить и реализовывать свои стратегические планы в дебюте,
миттельшпиле и эндшпиле;
 обращаться с электронными часами во время турнира. Играть блицпартии.
Учебный план
№

Темы занятий и виды деятельности

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Введение, организационное занятие.
История развития шахмат и шашек, ЕВСК
Правила игры
Термины и понятия
Тактика
Стратегия
Эндшпиль
Дебют
Конкурсы по решению задач
Сеансы одновременной игры
Соревнования (турниры)
Диагностика (тестирование)
Всего:

Количество часов
теория
практика всего:
1
1
3
3
6
6
12
14
12
24
30
30
60
8
8
16
20
24
44
5
5
10
1
8
9
8
8
1
30
31
3
3
6
92
134
216

Содержание программы
12. Введение, организационное занятие (1 ч.). Теория 1 ч. Краткий обзор
прошлогодних занятий и соревнований, постановка задач на новый
учебный год. Правила техники безопасности.
13. История развития шашек и шахмат (3 ч.). Теория 3 ч. История развития
шашек и шахмат, творчество сильнейших в Мире шашистов и
шахматистов. Бурятия в Российском и Мировом шахматном движении,
Гран-при России в Иволгинском дацане Бурятии. Использование интернет
платформ для онлайн-игр в шашках и шахматах.
14. Правила игры (12 ч.) Теория 6 ч. Повторение пройденного: виды
невозможных ходов и санкции за них.
Новый материал. Роль судьи на соревнованиях. Основы судейства,
компьютерная жеребьёвка для проведения шашечных и шахматных
10

соревнований (турниров). Работа с шахматными часами во время турниров
и установка различных контролей времени на партию.
Шашки. Ничейные окончания и количество ходов при разном
соотношении сил в дамочном эндшпиле: правило 30 ходов, 60 ходов.
Нотация и запись партии, запись позиции. Стоклеточные шашки: «правило
большинства», «простая остаётся простой», «дамка рубит, но не сразу».
Шахматы. Правило 50 ходов в эндшпиле. Нотация и запись партии, запись
позиции.
Практика (6 ч.). Разбор примеров и ситуаций по темам, тренировочные
упражнения и игровые задания с часами и без часов. Запись позиции,
партии.
15. Термины и понятия в шашках и шахматах (20 ч.). Теория 10 ч.
Общие понятия и термины: «гандикап», «инициатива», «цугцванг»,
«этюд», «выжидательное маневрирование».
Словарь шашечных терминов: «жертва», «скользящий размен»,
«окружение», «самообложение» («самоограничение»), «треугольник
Петрова». Стоклеточные шашки: «пассивная бортовая», «присоска».
Словарь шахматных терминов: «комбинированное нападение», «ключевые
поля», «бешенная фигура», «ничейная зона», «маленькое качество»,
«голый король», «батарея», «открытая линия».
Практика (10 ч.). Освоение пройденных тем через разбор примеров и
ситуаций, решение задач и игровые задания.
16. Тактика (60 ч.). Теория 26 ч. Тактика в шашках. Теория 12 ч. Повторение
пройденного 4 ч. Виды и цели комбинаций, «решето». Виды и цели
«жертвы». «Угроза» и «неотразимая угроза». Сочетание приёмов: решето
+ колонка, «решето + мостик».
Новый материал. Удар «стрела». Сочетание приёмов: «решето + рогатка»,
«решето + мини-рогатка». Комбинации в коловых и тычковых позициях.
«Шлагбаум». «Подрыв дамочных полей» + колонка из 3 шашек. «Подрыв»
дамочных полей + «рогатка» и перевёрнутая «рогатка». «Подрыв»
дамочных полей + «шлагбаум». «Решето + роздых». Стоклеточные шашки:
удар «бомба», «королевский удар», «удар Филиппа», «рикошет».
Тактика в шашках. Практика 16 ч. Решение задач, игровые задания и
упражнения по пройденным темам. Доигрывание позиций после
проведённых ударов.
Тактика в шахматах. Теория 14 ч. Повторение пройденного. Мат в один
ход: «линейный мат», «диагональный мат», «эполетный мат», «мат с
поддержкой», «мат конём», «спёртый мат». Тактические приёмы:
«двойной удар», «вилка», «открытое (вскрытое) нападение».
Новый материал. Мат в один ход: «диагональный мат конём», «мат
превращением пешки», «контроль форточки», пешка – «гвоздь»,
«контроль полей вокруг короля», «отход фигуры». Мат в 2 хода:
«линейный мат», «диагональный мат», «мат с поддержкой», «превращение
пешки», «контроль форточки». Тактические удары: «открытое (вскрытое)
нападение», «двойной удар ферзём», «двойной удар слоном»,
«комбинированное нападение».
11

Тактика в шахматах. Практика 18 ч. Решение задач, игровые задания и
упражнения по пройденным темам. Доигрывание позиций после
проведённых ударов.
17. Стратегия (16 ч.). Теория 8 ч. Повторение пройденного. Оценка позиции
и реализация преимущества. Преимущество центральных шашек (фигур)
над бортовыми. Стратегическое планирование в шашках и шахматах.
Новый материал. Шашки. Сильный и слабый центр, методы борьбы
против центра, окружение центра. Использование «отсталых» («А1» и
«H2»), «висячих» шашек противника, постановка рожна. Симметричные
«косяковые» позиции, стратегии сторон.
Шахматы. Повторение пройденного. Взаимодействие фигур, «рокировка»,
создание «проходной пешки, «батареи».
Новый материал. Правильное позиционирование фигур. Борьба за
«ключевые поля». Создание «изолированной пешки» у соперника,
«сдвоенные» («строенные») пешки. Активизация ладьи и её
стратегические функции.
Практика (8 ч.). Разбор примеров и анализ позиций. Решение задач,
тренировочные упражнения. Игровые задания в позициях со связкой.
Доигрывание позиций после проведённых приёмов.
18. Эндшпиль (40 ч.). Теория 20 ч. Шашечный эндшпиль. Теория 12 ч.
Повторение пройденного. «Шлагбаум», «петля», «жертва и столбняк»,
«жертва и застава», «прорыв», «оппозиция», «отбрасывание».
Новый материал. «Самообложение» («самоограничение») в дамочном
эндшпиле. «Роздых» (свободный темп) в эндшпиле. «Ворота», «вилка» в 2,
3 хода, «жертва и трамплин». «Треугольник Петрова», Борьба простых:
угроза прорыва, «усиленная оппозиция». Сочетание приёмов.
Шашечный эндшпиль. Практика 10 ч. Разбор примеров и анализ позиций.
Решение задач, игровые задания и тренировочные упражнения на
пройденные темы с часами и без часов. Доигрывание позиций после
проведённых ударов и приёмов.
Шахматный эндшпиль. Теория 8 ч. Повторение пройденного. Основные
правила игры в эндшпиле. «Квадрат» и правило «квадрата». Король
против бортовой пешки соперника.
Новый материал. Король и пешка против одинокого короля. «Оппозиция»
и правило «оппозиции». Приём «отталкивание плечом», занятие
«ключевых полей». Ферзь против ладьи. Ладья против пешек. Правила
игры в эндшпиле: 4) – ладья позади проходной пешки, 5) – беречь ладью и
пешку.
Шахматный эндшпиль. Практика 10 ч. Разбор примеров и анализ
позиций. Решение задач, игровые задания и тренировочные упражнения на
пройденные темы с часами и без часов. Доигрывание позиций после
проведённых ударов и приёмов.
19. Дебют (9 ч.). Теория 5 ч. Повторение пройденного. Основные планы и
принципы развития сил в дебюте. Стандартные ошибки и простые
ловушки в дебюте.
Новый материал. Дебютная инициатива, фиксирование преимущества.
Позиционный выигрыш в шашечном дебюте «обратная игра Бодянского»
12

после ходов 1. c3-d4 h6-g5 2. g3-h4 g7-h6 3. f2-g3 d6-e5 4. b2-c3? или (4. d2c3?) (1 ч.). Стоклеточные шашки: «удар новичка» в дебюте.
Пример ловушечной партии в шахматах «Мат Легаля» 1. e2-e4 e7-e5 2.
Кg1-f3 Кb8-c6 3. Сf1-c4 d7-d6 4. Кb1-c3 Сc8-g4 5. Кf3хe5? Сg4хd1?? 6.
с4хf7!+ е8-e7 7. Кс3хd5 х.
Практика 5 ч. Поиск дебютных ошибок при разборе партий, решение
задач и игровые задания на пройденные темы. Тренировочные партии до
10 хода с часами и без часов, с записью партии и без записи.
20. Конкурсы по решению задач и этюдов (9 ч.). Теория 1 ч. Методика работы
с шашечной (шахматной) литературой. Практика 8 ч. Решение
конкурсных задач и этюдов с записью ответов. Определение победителей
конкурсов, выявление ошибок, показ правильных решений.
21. Сеансы одновременной игры (8 ч.). Практика 8 ч. Проведение сеансов
одновременной игры (в том числе и тематических), педагогом или
приглашённым игроком, можно сильнейшим учеником, с последующим
совместным или групповым разбором партий и ситуаций.
22. Соревнования, турниры (31 ч.). Теория 1 ч. Этика поведения во время
партии, турнира, поездки. Подготовка к соревнованиям, поездкам.
Практика 30 ч. Участие в соревнованиях муниципального, районного или
республиканского уровней по отдельному графику.
Диагностика (тестирование) (6 ч.). Теория 3 ч. Вводная, промежуточная
и итоговая диагностика учащихся по теоретическим знаниям. Вопросы по
пройденным темам и разделам программы. Подведение итогов работы,
обзор выполнения поставленных задач.
Практика 3 ч. Вводная, промежуточная и итоговая диагностика учащихся
по практическим навыкам и умениям. Решение задач по пройденным
темам и разделам программы.

II.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
3.1. Методическое обеспечение программы:
Формы обучения:
- вводные занятия, где дети познакомятся с материалом, усваивают новые
знания, овладевают правилами и законами шахмат, получают новые навыки
и приемы работы;
- практические занятия, на которых происходит закрепление и повторение
пройденного, самостоятельная поисковая работа, применение на практике
полученных умений и навыков;
- занятия в форме игры, путешествия которые позволяют учащимся раскрыть
свои творческие способности, формируют умение оценивать себя с другой
стороны.
13

Условия реализации программы
Для успешного освоения программы необходим просторный, светлый
кабинет с возможностью проветривания. Удобные столы и стулья для детей
дошкольного и младшего школьного возраста. Шахматно-шашечный
инвентарь в достаточном количестве, надлежащего размера и качества.
Демонстрационная и интерактивная доски для шахмат и шашек.
Дидактический материал (шахматная и шашечная литература, карточки с
задачами).

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
по шашкам для педагога:
1. Сборники задач по русским шашкам: 1 – 3 части. Автор: Еланов В.Г. 2013,
2014, 2020гг. МАУДО «Кабанский ДДТ»
2. Сборник контрольных заданий по шашкам. Автор: Еланов В.Г. 2017г.
МАУДО «Кабанский ДДТ»
3. «Антология шашечных комбинаций» 1987 г. М.ФиС Э.Г. Цукерник.
4. «Курс шашечных лекций» Челябинск 1993 М.В. Шац, В.А.Белоусов
5. «Шашечный практикум» М.ФиС 2001г. В. Голосуев
Для обучающихся:
1. Сборники задач по русским шашкам 1 – 3 части. Автор: Еланов В.Г. 2013,
2014, 2020гг. МАУДО «Кабанский ДДТ»
2. «На ста клетках» Москва, «ФиС» 1985. Ю.П. Барский
3. «Немного о шашках, но по существу» 2003 В.В. Вирный
4. «Книга о шашках» 1984 г. Москва В. Городецкий
5. «Курс шашечных лекций-2» Челябинск 1993 М.В. Шац, В.А.Белоусов
1.
2.
3.
4.

По шахматам для педагога:
Шахматная школа. Авербах Ю., Котов А., Юдович М. М. ФиС 1976
Гик Е.Я. Необычные шахматы. – М. Астрель 2002.
Костьев А.Н. Учителю о шахматах. - М,: Физкультура и спорт 1986.
Пожарский В.Н., Шахматный учебник – Рязань 1994.
14

5. Мацукевич А.А. Шахматные правила – М. Астрель 2007.
6. Нестерова Д.В. Учебник шахматной игры для начинающих – М.: РиПДЛКлассик 2006.
7. Горенштейн Р.Я. Подарок юному шахматисту – М. Синтез 1994
Для обучающихся:
1. И.Г. Сухин ЗАДАЧИ К КУРСУ «ШАХМАТЫ – ШКОЛЕ» первый год
обучения.
1500 малофигурных позиций.
Обнинск
«Духовное
возрождение» 2019г.
2. Иващенко С.Д. Сборник шахматных комбинаций - Киев 1986
3. Мацукевич А.А. Шахматные правила – М. Астрель 2007.
4. Нестерова Д.В. Учебник шахматной игры для начинающих – М.: РиПДЛКлассик 2006.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».